Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность теория классов К.Маркса




КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ МАРКСА

План

Введение

1.Предшественники К.Маркса в открытии классовой теории

2. Сущность теория классов К.Маркса

3. Последователи К.Маркса в теории классовой борьбы

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Марксизм – система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира.

В основе всех прежних воззрений на историю лежало представление, что причину всех исторических перемен следует искать в конечном счете в изменяющихся идеях людей и что из всех исторических перемен важнейшими, определяющими всю историю, являются политические. Но откуда появляются у людей идеи и каковы движущие причины политических перемен – об этом не задумывались. Лишь у французских, а отчасти у английских историков возникло убеждение, что движущей силой европейской истории, по крайней мере, со времени средних веков, была борьба развивающейся буржуазии против феодального дворянства, за общественное и политическое господство.

Но свершились исторические события, которые вызвали решительный поворот в понимании истории. В 1831 г. в Лионе произошло первое рабочее восстание; в период с 1838 по 1842 г. первое национальное рабочее движение, движение английских чартистов, достигает своей высшей точки. Классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступала на первый план в истории наиболее развитых стран Европы, по мере того как развивались, с одной стороны, крупная промышленность, а с другой – недавно завоеванное политическое господство буржуазии. Но старое, еще не вытесненное, идеалистическое понимание истории не знало никакой классовой борьбы, основанной на материальных интересах, и вообще никаких материальных интересов. Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы истории культуры.

Новые факты заставили подвергнуть всю прежнюю историю новому исследованию, и Маркс доказал, что вся история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов, то есть социальных групп людей, связанных общим отношением к орудиям и результатам труда, способу производства и присвоения, характеру экономической формации, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Цели исследования состоят в изучении сущности классовой теории Карла Маркса.

В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

-изучить открытия предшественников К.Маркса в открытии классовой теории;

-рассмотреть сущность теории классов К.Маркса;

-определить последователей К.Маркса в теории классовой борьбы.

Методы исследования:

-обработка, анализ научных источников;

-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме

Объект исследования – сущность и значение классовой теории К.Маркса

Предмет исследования – классовая теория К.Маркса

 

 


Предшественники К.Маркса в открытии классовой теории

Идея классовой борьбы не являлось чем-то новым, что внес К.Маркс в историю человеческой мысли.

Классовая борьба отражалась в «формах сознания» — в представлениях, взглядах и понятиях людей, которые изменялись и эволюционировали на ряду с общественными отношениями людей, с их общественным бытием.

Уже в ранние эпохи люди задумывались над тем, откуда берется неравенство в обществе. Первобытный коммунизм был далеко-далеко позади. Порядки, обычаи, весь жизненный уклад этого общества были забыты, скрыты во мраке прошлого. Для разрушения тайны существующего неравенства продумывались самые различные легенды, мифы, сказания.

О разделении общества на две противоположные группы писал Платон: «Совершенное государство необходимо представляет из себя как бы два государства: одно составляет бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни»[1].

Римский историк Самостий так определял природу неимущего класса своего времени: «Всюду неимущий относится к собственнику с завистью и недоброжелательством. Он увлекается зачинщиками смут, ненавидит существующее и стремится к новым порядкам. Недовольный своим положением, он жаждет всеобщего переворота: мятеж и возмущение питают его; ему нечего опасаться потерь при этом перевороте, так как ведь бедноте нечего терять»[2].

В докапиталистическом обществе борьба классов выступает в заваулированной форме, в форме борьбы сословий. Поэтому, в то время довольно часто встречаются туманные теории классовой борьбы, основанные исключительно на вражде между богатыми и бедными. Здесь классовое деление скрывается еще всецело за сословно-правовым. Понятие бедных неопределенно и расплывчато и у Мюнцера, Левеллера и т.п.

Уже Минье в своей «Истории Французской Революции» отмечает факт классовой борьбы. «Только силой можно добиться признания своих прав» — замечает он в начале своей работы и несколькими страницами ниже прибавляет: «нет другого верховного владыки, кроме силы»[3]. Нынешние истории не любят таких сентенций. Ф.Гизо указывает и пути к социальному миру. Он считает классовую борьбу фактом, который сами классы не в состоянии отменить, а в силу последнего настаивает на необходимость для социальных классов мириться с неизбежным фактом классового расслоения и жить в мире. Только социальный мир, по мнению Гизо, может привести Францию к свободе и величию.

Но заметить факт классовой борьбы еще далеко не значит понять его значение.

«Бурные революции, — говорит Ленин, — которыми сопровождалось падение феодализма, крепостничества, везде в Европе и особенно во Франции, все нагляднее вскрывали, как основу всего развития и его движущую силу, борьбу классов..[4]. Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе».

 

Сущность теория классов К.Маркса

Само собой разумеется, что теория классовой борьбы не вышла из головы Маркса сразу во всеоружии. Она вырабатывалась постепенно под влиянием настойчивого и пристального наблюдения над окружающей действительностью, путем ее переработки и осмысления на основе глубокого и острого анализа исторического прошлого, устраняющего все ненужное, излишнее, мелочное и обобщающего все бесчисленные частности в единое общее целое.

Основы теории классовой борьбы, как впоследствии признавал и сам Маркс в «Предисловии к критике политэкономии», нашли себе впервые ясное выражение в его статье «К критике гегелевской философии права».

Написанная два года спустя «Нищета философии» является настоящим откровением теории классовой борьбы. Когда Маркс писал эту работу, он обладал уже всеми данными для построения грандиозной и изящной теории классовой борьбы со всеми практическими выводами, которые он щедро разбросал по страницам этого полемического сочинения, которое стало ценно не столько ниспровержением авторитета Прудона, сколько как исповедь новых идей, выражающих и формирующих всеобъемлющую теорию социального развития и бросающей яркий свет на самые сложные и больные вопросы не только далекого прошлого, но и настоящего времени.

Сами классики пролетарского учения, многие их соратники связывают «Нищету философии» с началом учения Маркса, применением диалектических законов к обществу, началом развития материалистичес­кого понимания истории[5].

Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс. Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов»[6].

Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства, марксизм вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.

Однако сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие существования классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя её из фундаментального анализа всей системы экономических отношений.

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития.

Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и организаторский труд), великое таинство социального расчленения людей.

О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации, промежуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно строгое понимание классов, но целостное определение этого понятие у него отсутствует. Интерпретациями концепции Маркса и определением понятия «класс» занимались многие его последователи и критики. Так, Ленин предложил следующее определение: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства»[7].

Чарльз Андерсон, американский социолог, проанализировав взгляды Маркса, называет следующие критерии социального класса:

- общественная позиция в экономическом способе производства;

- специфический образ жизни;

- конфликтные и враждебные отношения с другими классами;

- социальные отношения и общность, выходящие за местные и региональные границы;

- классовое сознание;

- политическая организация.

В марксовом восприятии класса важное место занимает категория интереса, объяснение интересов основных классов. Люди, находящиеся в различных отношениях к средствам производства, имеют противоположные интересы. В буржуазном обществе владельцы фабрик заинтересованы в увеличении прибыли, создаваемой рабочими. Рабочие, естественно сопротивляются такой эксплуатации. Но класс капиталистов, в силу обладания экономической властью, обладает и государственной властью, и, вследствие этого, может подавлять любое выражение несогласия со стороны рабочих.

Основные понятия теории классов

При изучении классов и их отношений важны, по Марксу, следующие понятия: «классовая сознательность», «классовая солидарность» и «классовый конфликт».

Классовая сознательность - осознание классом своей роли в производственном процессе и своего отношения к другим классам. Для окончательного конституирования класса из изолированных индивидов необходимо осознание единства, отличия от других классов и даже враждебности по отношению к другим классам. Конечная стадия сознательности достигается тогда, по мнению Маркса, когда, например, рабочий класс начинает понимать, что своей справедливой цели он может достичь, лишь уничтожив капитализм, но для этого ему нужно объединить свои действия.

Классовая солидарность - степень осознания единства или даже воля к совместным действиям, необходимая для достижения политических и экономических целей класса.

Классовый конфликт имеет два этапа:

1) неосознанная борьба между двумя классами, когда классовое сознание ещё недостаточно развито;

2) сознательная и целенаправленная борьба.

Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.

Возникновение классового общества

У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-го тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в Риме).

Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя возникает классовое общество, характерной чертой которого является антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств производства[8].

Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-антагонистического общества. При первых двух способах классовой эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца средств производства. В этих обществах «... различия классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы бессословные»[9].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...