Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, субъект и объект экологического преступления

 

Функционирование общества неразрывно связано с преобразованием природной среды, извлечением и потреблением ее полезных свойств, созданием благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для приумножения и воспроизводства природных богатств. Однако деятельность человека нередко сопряжена с такими нарушениями, которые причиняют серьезный, порой невосполнимый ущерб природной среде[1]. Научно-технический прогресс, способствующий появлению новых технологических систем, иногда приводит к тому, что экологический вред, причиняемый природе человеком, приобретает опасные размеры, угрожающие самой биологической основе существования человечества. В красную книгу уже занесено более 150 видов животных, которые практически перестали существовать на земле, тысячи видов животных и растений находятся под угрозой уничтожения в результате загрязнения атмосферы земли, вод ядерными, химическими, иными производственными и бытовыми отходами. Все это порождает необратимые негативные изменения генофонда человечества и создает опасность существования самой цивилизации. Поэтому благополучие окружающей среды требует постоянной заботы человека о ее сохранении. Это обстоятельство было подтверждено на Международной конференции ООН по окружающей среде в июне 1992 г.

Общественная опасность предусмотренных в главе 26 УК РФ преступлений состоит и в том, что они посягают на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы его существования. Экологические преступления, кроме того, нарушают закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации право человека на здоровую окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с Конституцией РФ был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды"[2], в котором четко определены требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий. строений, сооружений и иных объектов (ст.38), при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст.41), при обращении с отходами производства и потребления (ст.51) и в других сферах.

Виды экологических правонарушений предусмотрены в КоАП (гл.8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования") и УК (гл.26 "Экологические преступления"). Экологические преступления имеют свои отличительные признаки, определяющиеся спецификой родового (отношения в сфере обеспечения общественной безопасности), видового (отношения по охране природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности), непосредственного (конкретные отношения по охране, использованию отдельных видов природных ресурсов и по обеспечению экологической безопасности) объектов посягательства, а также предмета (природная среда в целом, ее ресурсы, особо охраняемые территории, редкие и достопримечательные объекты) и объективной стороны преступления (экологичность деяний, нарушение общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей среды, последствия в виде вреда природе и здоровью человека).

Экологические преступления - группа преступных посягательств на окружающую среду и ее компоненты, ответственность за совершение которых предусмотрена гл.26 УК РФ "Экологические преступления", (ст.246-262) и некоторыми другими статьями УК РФ, касающимися причинения вреда окружающей среде. Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов.

Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложный правовой феномен и проявляется в виде общей и специальной (уголовной) противоправности. Поскольку подавляющее большинство составов экологических преступлений сформулировано с использованием бланкетных диспозиций, в частности оборота "нарушение правил" охраны окружающей среды, безопасности и т.п., общая противоправность устанавливается при обращении к нормам (требованиям, предписаниям), содержащимся в актах экологического, природоресурсового, административного и иного законодательства (федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах, стандартах и иных нормативных документах регламентирующих охрану, окружающей среды, ее использование, параметры воздействия, санитарных и строительных правилах и т.п.).

Уголовная противоправность определяется наличием в УК РФ статей, предусматривающих ответственность за совершение преступного деяния. Она не является стабильной по ряду причин: появляются и фиксируются новые виды экологически значимого поведения, наносящего значительный ущерб окружающей среде, возрастает и часто бывает неконтролируемым и неустранимым вред, наносимый объектам природы. Создаются, и внедряются новые средства потребления или воздействия на окружающую среду, в принципе возникают новые сферы человеческой деятельности (атомная энергетика, генно-инженерная деятельность, биологическое оружие, незаконная торговля окружающей средой и пр), что приводит к необходимости криминализации ряда действий (бездействии).

В то же время общество и специалисты в области уголовного права не всегда правильно оценивают происходящие изменения, а законодатель по субъективным либо объективным причинам не отражает их в текстах уголовного закона. Общественная опасность не сводится к сумме вредных единичных последствий, причиняемых экологическими преступлениями, а (с качественной стороны) определяется экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется преступное поведение данного вида, всем содержанием экологически вредного поведения умалением экологических интересов общества и нарушением права каждого человека на благоприятную окружающую среду, снижением уровня безопасности населения и территорий и т.д. С количественной стороны общественная опасность экологических преступлений выражается в ее степени и учитывается законодателем в санкциях, содержании ответственности с помощью определения размеров причиненного вреда, набора квалифицирующих признаков и др. (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, отравление окружающей среды, тяжкие последствия и т.п. совершение преступлений на территории заповедника в зоне экологического бедствия и др.),

Например, состояние земель в РФ оценивается специалистами как угроза национальной безопасности, вызванная техногенным загрязнением, истощительным сельскохозяйственным землепользованием, деградацией значительных площадей земельных угодий (на l января 1996 г. общая площадь деградированных оленьих пастбищ составила 230,6 млн. га эрозированных почв, 51 млн. га нарушенных земель - 1138,4 тыс. га). На 1 января 2000 г. площадь деградированных оленьих пастбищ составила более 60% общей площади, а запасы кормов на них по сравнению с 1950 г. уменьшились в два - три раза. При суммарном заборе воды из водных объектов объемом более 80 куб. км, сброшенные, в них сточные воды составляют в 2002 г.54,7 куб. км, т.е. две трети.

В результате большая часть населения России употребляет воду, не отвечающую санитарно-гигиеническим и иным стандартам. Морская среда загрязнена опасными, в первую очередь радиоактивными веществами и отходами из-за затопления и сброса контейнеров с отходами, аварийных реакторов, слива нефтепродуктов и т.п. Непосредственным объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом правовые блага, связанные с использованием отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечением правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, сохранением состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

А также общественные отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов природных богатств. Например, непосредственным объектом незаконной охоты (ст.258 УК) являются общественные отношения по охране и рациональному использованию диких зверей и птиц. Видовым объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения.

Важным признаком экологических преступлений является предмет, в качестве которого выступают различные компоненты природной среды (дикие животные, птицы, рыба и т.д.). Эти компоненты природной среды не обособлены предшествующим человеческим трудом от природных условий своего существования, находятся в состоянии естественной свободы (например, дикорастущий лес, рыбы в естественных водоемах), а потому не являются имуществом. Предметом экологических преступлений могут быть так же элементы природной среды, хотя и аккумулирующие в себе определенное количество человеческого труда, но остающиеся в природной среде или внесенные в нее для выполнения восстановительных функций (например, искусственно выращенные и выпущенные в водоемы мальки рыб). Именно по предмету экологические преступления отличаются от преступлений против собственности.

Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта, т.е. лица, в обязанности которого нормативными правовыми или правоприменительными актами, по договору или иному уполномочию включаются: выполнение определенных действий, по организации работ, контролю, принятию мер безопасности в связи, с использованием, окружающей среды или оказанием на нее антропогенного воздействия либо установлен специальный порядок деятельности в целом в силу должностного положения лица, или данного ему служебного поручения Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, осуществляющие отдельные виды сельскохозяйственной деятельности, оказывающие определенные услуги, например по транспортировке животных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...