Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школы управления: научного управления, административная, человеческих отношений, количественных методов в управлении.

Определение понятий «менеджмент», «менеджер». Характерные черты современного менеджмента.

Овчарова Р.В. выделяет

1. Менеджмент (в переводе с английского) – умение добиваться поставленных целей.

2. Менеджмент – управление, управленческая мысль, включающая в себя науку, опыт,«ноу-хау»и управленческое искусство.

3. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

4. Менеджмент – психологический процесс осуществления руководства, с помощью которого удовлетворяются человеческие устремления.

5. Менеджмент – область человеческого знания, помогающего осуществить функцию управления.

6. Менеджмент - поведенческая по своему предмету и социальная по своему характеру дисциплина, наука и искусство управления людьми.

Менеджер – это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

Характерные черты современного менеджмента.

1. Компьютеризация – позволяет убрать лишние звенья.

2. Децентрализация – управление и переход и переход к самоуправлению.

3. Разработка методов долгосрочного планирования и проектирования социальных систем.

(все по Бобче)

2. Объект, предмет, цель, методы психологии менеджмента. Объект изучения – люди, входящие в финансовом и юридическом отношении в самостоятельные организации, деятельность которых подчинена общественнополезным целям, а критерием их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.

Предмет психологии менеджмента. Психология менеджмента изучает психологические явления организации, психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия групповых и индивидуальных решений, лидерства, мотивирования и другие. (Овчарова Р.В).

Объект П.М. – является организации – люди, объединенные в группы, коллективы для достижения общей цели от которой зависит функций обязанностей среди этих людей.

Предмет П.М. -псих. Явления возникающие в организации (мотивация персонала, целеполагание, принятие решения, контроль и оценка деятельности) качества личности работающего человека, псих. Состояние возникающие в опред., деятельности(стресс, выгорание, проф., деформация, псих климат коллектива, нормы и правила, ценности коллектива).

Цель психологии менеджмента- исследование и обеспечение деятельности организации преимущественно в условиях рыночной системы.

Методологическая основа п.м. – это концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности

· Проф., самоопределение

· Проф., подготовка

· Проф., переподготовка

· Проф., повышение квалификации

· И выход их профессии

Школы управления: научного управления, административная, человеческих отношений, количественных методов в управлении.

Школа научного управления (1885—1920). Наиболее известными ее представителями, наряду с Ф. Тэйлором, были Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Показательно, что и Ф. Тэгйлор и Ф. Гилбрет начинали свою карьеру рабочими, а затем стали инженерами; сферой же их непосредственной деятельности было производство. Поэтому первым их шагом научного анализа труда и управления явилось не изучение административных, управленческих задач, а исследование самого содержания труда, его основных компонентов. И лишь затем представители этой школы приходят к ключевому выводу о необходимости отделения управленческих функций от фактического исполнения работы; т.е. к выводу, что управление — это особая специальность, а наука о нем — это самостоятельная дисциплина. Общая цель — повышение производительности труда — может быть, согласно взглядам этой школы, достигнута тремя основными путями: посредством изучения самого содержания исполнительского труда — его операций, условий, режима, а также рационализации рабочих движений. Основные из этих принципов состоят в следующем: а) научный подход к выполнению каждого элемента работы; б) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочих; в) кооперация с рабочими; г) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Административная («классическая») школа в управлении (1920—1950). Основоположник этой школы А. Файоль, считающийся «отцом» современного менеджмента, был главой одной из крупных французских компаний, а ряд его ведущих последователей также имели непосредственное отношение к практике высшего административного управления (Л. Урвик, Д. Мунк, Э. Реймс, О. Шелдон, Л. Аллен и др).

Основной целью «классической» школы являлась разработка некоторых универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций и обеспечивающих гарантированный и высокий результат их функционирования. Ее реализация осуществлялась по двум основным направлениям исследований. Первое из них связано с разработкой функционального анализа управленческой деятельности — с выделением и описанием тех основных управленческих функций, которые необходимы и достаточны для рациональной системы управления любой организацией. Основное достижение А. Файоля состоит в том, что он обосновал точку зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы основных функций (целеполагание, планирование, контроль, мотивирование и др.) Второе направление — это разработка системы универсальных принципов управления; по А. Файолю, это — следующие принципы.

· Разделение труда. Его целью является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

· Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть составляющая их противоположность.

· Дисциплина. Она заключается в выполнении как менеджерами, так и рабочими достигнутых между ними соглашений.

· Единоначалие. Работник должен получать приказ только от одного непосредственного начальника.

· Единство направления. Каждая группа должна быть объединена только одной целью, одним планом и иметь одного начальника.

· Подчиненность личных интересов общим. Организационные интересы в целом должны иметь приоритет перед индивидуальными.

· Вознаграждение персонала. Эффективная организация должна предусматривать справедливую заработную плату работников.

· Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации должна варьироваться в зависимости от конкретных условий.

· Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз — до руководителя низового звена. Иначе говоря, это — принцип иерархии в руководстве.

· Порядок. Место — для всего и все на своем месте.

· Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.
Стабильность рабочего места для персонала. Инициатива..

· Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Школа «человеческих отношений» (1930 —1950); Начало этому направлению было положено знаменитыми хотторнскими экспериментами Э. Мэйо на заводе «Уэстерн Электрик». Он показал, что средства, предлагаемые представителями рационального, научного управления (четкая программа трудовых операций, хорошая заработная плата, высокая организация труда и пр.), не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководства. Рабочие иногда сильнее реагировали на давление коллег по группе, чем на усилия руководства или материальные стимулы. Тем самым было доказано, что в качестве сильных факторов эффективного труда и управления выступают не только причины экономического, организационного порядка. Комплекс психологических факторов — таких как личностные отношения, мотивация, потребности, отношения к работникам, учет их целей, намерений — также имеет очень большое значение. Их учет поэтому необходим при выработке стратегии и тактики управления. Управление, по выражению одного из наиболее крупных представителей этой школы МП. Фоллет, определяется как «обеспечение выполнения работы с помощью друих лиц». Следовательно, оно должно базироваться на учете присущих этим «другим лицам» особенностей психологического плана.

Принципиальная переориентация исследований в направлении изучения человеческого фактора как основного элемента эффективной организации постепенно приводит к оформлению поведенческой школы в управлении. Работы Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, К. Аржириса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Блейка, Д. Моутона, Ф. Филлера и др. показали, что не только межличностные отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникаций, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации — все это выступает мощными факторами эффективной работы и управления. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора.

Другим направлением, оказавшим большое влияние на возникновение и развитие «школы человеческих отношений», явились социологические исследования воздействия на людей группового поведения (подход к управлению с позиций «социального человека» и «социальных систем»). Так, М. Вебер показал, что иерархия, власть и бюрократия являются универсальными принципами социальных, в том числе и производственных, административных организаций. Э. Дюркгейм выявил, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации. В. Парето разработал концепцию «равновесия социальных систем». Ее основное положение состоит в следующем. Социальные системы функционируют таким образом, чтобы достичь равновесия с меняющейся внешней средой и тем самым обеспечить свою эффективность и жизнеспособность.

Школа «количественных методов в управлении» (1950 г. — по настоящее время). Хотя влияние этого направления было значительно меньше, чем предыдущего, оно все же оставило заметный след в эволюции управленческой мысли, а ряд его положений остается актуальным и поныне. Основная заслуга школы состоит в предложенной ею методологии исследования операций. Вначале разрабатывается модель организационной ситуации, характеризующаяся известным упрощением реальности и сокращением числа переменных до контролируемого уровня. Затем переменным задаются количественные значения, что позволяет объективно оценить и понять каждую из них, а также взаимосвязи между ними. Наконец, формализованная таким образом модель ситуации подвергается дальнейшей математической обработке; «проигрываются различные сценарии» ее функционирования и сравниваются их возможные результаты, на основе чего производится выбор управленческих воздействий. Развитие компьютерной техники дало новый мощный импульс данному направлению. Кроме того, как справедливо отмечается в, «...именно количественная школа... стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики — областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления — к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению контраста между рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе».

Вывод: Основные достижения школ управления можно суммировать следующим образом.

Вклад основных школ в развитие теории управления
Школа научного управления
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
5. Отделение планирования от самой работы.

Классическая школа управления
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности труда.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организаций таким образом, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...