Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как учить ребенка пользоваться навыками общения




 

В этой области есть два типа задач, которые можно поставить перед собой и перед малышом. Ваш выбор будет зависеть от того, в чем малыш больше нуждается.

1. Можно учить ребенка точнее выражать свои потребности. Может возникнуть, например, такая ситуация: малыш уже умеет с помощью звуков и жестов выражать некоторые свои потребности и намерения, и на вопросы проверочного листа 2.5 вы даете много положительных ответов. Однако, несмотря на это, у ребенка наблюдается тенденция использовать в повседневной жизни очень мало жестов общения. Он может заплакать, если хочет отказаться от нелюбимого предмета или блюда, потянуть к себе нужный предмет и явить окружающим еще 2-3 реакции. В таком случае ваша задача будет заключаться в том, чтобы научить его более правильным и точным жестам, например, качать головой в знак отказа или указывать на нужный предмет. Не забывайте, что все дети проходят через достаточно продолжительный довербальный период, и даже самые умелые рассказчики не менее, чем до двух лет опираются в своем взаимодействии с окружающими, главным образом, на несловестные способы общения. Однако, дети развиваются, и что приемлемо для шестимесячного малыша, становится уже менее приемлемым для ребенка, начинающего ходить. По мере того, как ваш малыш будет осваивать новые звуки, новые способы применения собственных рук, помогайте ему научиться использовать и то, и другое для выражения различных потребностей, о которых до этого он сообщал более простыми звуками и жестами.

Приступая к обучению ребенка более подходящим жестам или звукам, начинайте с приятия его звука или жеста, который он обычно использует в соответствующей ситуации. Одновременно демонстрируйте ему то, чему вы хотите его научить. Немного позже начните делать паузы после демонстрации. Они должны показать ребенку, что вы ждете, даете ему возможность скопировать вас. Увидев, что малыш научился использовать новый навык, старайтесь больше не демонстрировать его, а только ждите, чтобы он применил это умение сам. Такой подход гораздо эффективнее упреков, которые могут вовсе отбить у ребенка охоту общаться.

Не забывайте о том, что никто из нас не может быть одинаково хорошим и активным собеседником все время. Побуждайте ребенка использовать более сложные знаки общения мягко, и терпеливо ждите, когда он вступит в контакт. Игнорируйте или делайте вид, что не понимаете его незрелые или не подходящие к случаю звуки и жесты.

2. Можно учить ребенка новым вариантам использования навыков общения. Обратитесь к тем вопросам проверочного листа, на которые вы ответили "нет". Подумайте, какие из перечисленных способов общения ребенок мог бы освоить, исходя из общего уровня его развития. Затем в качестве первых задач выберите один или два способа.

Ниже дается ряд советов, касающихся обучения ребенка некоторым конкретным приемам применения навыков общения.

1. Способность требовать.

В первую очередь, дети, как правило, демонстрируют знак, который всеми родителями (и не зря!) воспринимается как требование или отказ от чего-то. Задайте себе вопрос: "Выражая свое требование, осознает ли мой ребенок, что мы здесь, и можем прореагировать?".

Для того, чтобы побудить малыша выражать свои требования с такого рода осознанием положения вещей, вам нужно обратить его внимание на то, каким образом вы можете решить его проблемы за него.

СПОСОБНОСТЬ ТРЕБОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

Спросите себя: "Действительно ли мой ребенок нуждается в том, чтобы требовать вещь, которую он хочет получить?. Может быть, эта вещь уже находится в пределах его досягаемости?". Потребности малыша настолько легко предсказать, что, в действительности, ему не так уж часто нужно прибегать к требованию.

Попробуйте так расставить его любимые игрушки, чтобы видеть их он мог, а дотянуться - нет. Когда малыш закричит и потянется к какой-нибудь игрушке, вмешайтесь и скажите: "Ты хочешь мячик? Папа даст тебе его".

Во время еды поставьте тарелку или чашку ребенка подальше от него и подождите, пока он не посмотрит на вас и не произведет соответствующий звук или жест. Помните, что поначалу не следует предъявлять к малышу большие требования, чтобы не смутить и не огорчить его.

Постепенно начинайте показывать ребенку все более и более подходящие к случаю способы просить нужные ему

предметы.

СПОСОБНОСТЬ ВЫРАЖАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В УСЛУГАХ

Здесь мы будем говорить о просьбах ребенка сделать что-нибудь для него. Сначала, делая для малыша то, что он любит, попробуйте прерывать это занятие на середине, например, перестаньте качать или подбрасывать его на колене. Спросите: "Хочешь еще?" и подождите, пока он не подаст вам знак (звуком или движением), что да, хочет. Сначала этот знак может носить достаточно случайный характер, но через некоторое время малыш поймет, что между тем, что сделает он, и тем, что будете делать вы, есть определенная связь.

Нередко ребенок показывает, что ждет от вас какой-то услуги, волнением и криком. По его поведению вы поймете, что он хочет, чтобы его вынули из кроватки, но действительно ли он вам сказал об этом? Разовьем наш пример. Подойдите к кроватке, поприветствуйте малыша и подождите, давая ему возможность поуправлять своим криком. Протяните к нему руки и скажите: "Ты хочешь НА РУЧКИ?" Побудите его протянуть к вам руки (для начала сойдет и не очень определенный жест), и после этого возьмите его на руки. Такой прием можно использовать и в других бытовых ситуациях.

Умение отказываться

Если дети чего-то не любят или не хотят, почти все они с самого начала очень ясно нам это демонстрируют. Для того, чтобы выразить свой отказ в истинно коммуникативной форме, дети должны осознавать, что окружающие их люди играют определенную роль в удалении от них нежеланных предметов.

ОТКАЗ ОТ ПРЕДМЕТОВ

Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего он не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест, которому он может научиться, например, покачайте головой. Скажите: "НЕ НУЖЕН кубик. Мама уберет его".

ОТКАЗ ОТ УСЛУГ

Убедитесь, что вы не оказываете ребенку только те услуги, которые он должен принять. Трудно учить малыша отказываться от своевременной смены непромокаемых штанишек. Однако, если время от времени он будет ходить без башмачков, большой беды, наверно, не случится. Ребенок имеет полное право не захотеть, чтобы его, например, щекотали или подбрасывали в воздух. Очень важно решать сразу, можете ли вы принять его отказ. С одной стороны, вы действительно хотите, чтобы ребенок понял, что он может оказывать влияние на ваше поведение - по крайней мере, иногда. С другой стороны, вы не хотите, чтобы он понял другое - что если он будет хныкать достаточно долго, то вы, в конце концов, откажетесь от своего решения!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...