Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции и линии развития систем




В технологиях развития систем можно выделить две разные концепции. Одна связана с выделением, выбором и решением задач. Другая концепция связана с внесением изменений в систему в соответствии с тем или иным приемом, законом или линией развития, описывающую тенденции в развитии системы. В качестве примера можно рассмотреть линию дробления и динамизации (рис. 2.21). Она соответствует приему динамизации и закону повышения динамичности, о которых мы говорили выше.

Движение вдоль этой линии развития может быть описано следующими шагами:

1. Выделить отдельный элемент, который рассматривается как целое.

2. Разделить элемент на две части (би-элемент) и соединить их между собой полем взаимодействия.

3. Сделать это поле взаимодействия более гибким, динамичным, управляемым, адаптирующимся к ситуации.

4. Разделить элемент не на две, а больше частей (поли-элемент) и соединить их между собой полями взаимодействия.

5. Сделать эти поля взаимодействия более гибкими, динамичными, управляемыми, адаптирующимися к ситуации.

6. Раздробить поли-элемент с динамичными полями взаимодействия до степени возникновения принципиально нового элемента.

 

 
 
Рис. 2.21. Линия дробления и динамизации

Аналогичным образом развиваются и программные продукты. Введение модульной структуры программных продуктов и динамизация связей между этими модулями – тенденция, которую легко проследить в развитии программного обеспечения.В приложении к стандартам на решение изобретательских задач (приложение П5) приводится описание восьми линий развития и некоторые примеры к ним: 1. переход в надсистему и к подсистемам (на микроуровень);

2. линии коллективно-индивидуального использования систем;

3. линия введения элементов (веществ);

4. линия введения и развития полей взаимодействия;

5. линия дробления и динамизации;

6. линии согласования-рассогласования и структуризации;

7. линия развития систем в соответствии с S-образными кривыми;

8. линии и тенденции развития программного обеспечения.

Линии развития систем содержат в себе значительный прогностический потенциал и требуют отдельного, детального изучения. Это опыт анализа развития многих систем из разных областей деятельности человечества. О линии перехода в надсистему и к подсистемам было написано в разделе 2.4.1.Очень важной для постановки задач и прогнозирования развития систем является линия развития систем в соответствии с S-образными кривыми. Г. С. Альтшуллер писал: «Жизнь технической системы (как, впрочем, и других систем, например, биологических) можно изобразить в виде S-образной кривой, показывающей, как меняются во времени главные характеристики системы (мощность, производительность, скорость, число выпускаемых систем и т. д.)».

Рис. 2.22. Этапы на S-образной линии развития систем: разные стратегии достижения идеальности.

При развитии систем, решении изобретательских задач необходимо знать особенности «жизненных кривых» систем (рис. 2.22). Это необходимо для правильного ответа на вопрос, крайне важный для изобретательской практики: «Следует ли решать данную задачу и совершенствовать указанную в ней техническую систему или надо поставить новую задачу и создать нечто принципиально иное?» Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо знать, каковы резервы развития данной технической системы.Если система находится на 1-м этапе развития (начало развития), то:

– необходимо максимально использовать уже существующие инфраструктурные ресурсы и потребности;

– рекомендуется объединить систему с лидирующими в данный момент системами.

Если система находится на переходном этапе от 1-го ко 2-му, то:– необходимо максимально ускорить внедрение.– требуется достичь минимально приемлемого значения основных параметров и резкого опережения как минимум по одному из них.– следует внедрять ТС в одной конкретной области, где соотношение ее достоинств и недостатков наиболее приемлемо, а параметр-«чемпион» имеет особое значение.– систему нужно приспособить к существующим инфраструктуре и источникам ресурсов.– допустимы серьезные изменения в составе системы и ее элементов. Принцип действия самой ТС (ее ядро) менять не следует.Если система находится на 2-м этапе развития (бурное развитие), то:

– рекомендуется адаптировать систему к новым видам применения;

– адаптировать имеющиеся инфраструктурные ресурсы к нуждам развивающейся системы.

Если система находится на 3-м этапе развития (стабилизация, прекращение роста), то:

– на ближнюю и среднюю перспективы следует решать задачи по снижению затрат и развитию сервисных функций;

– на дальнюю перспективу следует предусмотреть смену принципа действия системы или ее компонентов, разрешающую тормозящие развитие противоречия;

– очень эффективны глубокое свертывание, объединение альтернативных систем и другие способы перехода в надсистему.

Если система находится на 4-м этапе развития (спад), то:

– на ближнюю перспективу следует решать задачи по снижению затрат и развитию сервисных функций;

– на среднюю и дальнюю перспективы следует предусмотреть смену принципа действия системы, разрешающую тормозящие развитие противоречия.

Анализ на основе линии развития систем в соответствии с S-образными кривыми – неотъемлемая часть анализа при постановке задач и выполнения прогнозных проектов.

В качестве примера на рисунке 2.22 показан график изменения удельной энерго-информационной эффективности процессоров с 1950 по 2010 год. Из него видно, что процессоры находятся на 3-м этапе развития и для них можно рекомендовать снижение себестоимости, развитие сервисных функций, объединение альтернативных системы и другие перечисленные выше рекомендации.

Еще одна универсальная линия развития систем: линии коллективно-индивидуального использования систем. Можно выделить три основных состояния, характеризующие взаимосвязь системы и ее пользователя и направления его развития:

– Если имеется система индивидуального пользования, то происходит постепенное увеличение степени коллективного применения системы.

– Если имеется система коллективного пользования, то происходит постепенное увеличение степени индивидуальности применения системы.

– Система индивидуального или коллективного пользования с развитием становится системой индивидуально-коллективного пользования, совмещаю преимущества той и другой системы.

Приведем несколько примеров.

– Первые часы, например, были часами коллективного пользования, так были очень дорогими. Каждый новый тип часов проходил стадию появления конструкции для индивидуального пользова-ния: солнечные, водные, песочные, механические, электронные. Сейчас мы фактически имеет систему коллективно-индивидуаль-ного пользования: есть очень точные коллективные часы, которые «раздают» правильное время всем индивидуальным часам.

– Интернет является системой коллективного пользования. Постепенно можно наблюдать процессы индивидуализации Интернет: в поисковых программах учитывается, в каком городе Вы находитесь, какие запросы Вы до этого уже делали, какие разделы информационных потоков Вас больше интересуют. Уровень индивидуализации Интернет будет повышаться. Появился, например, военный Интернет, могут возникнуть и другие варианты специализации Интернет.

– Редакторы текста появились как программа индивидуального пользования. Сейчас начали появляться редакторы текста общего пользования. Компания Google планирует выпустить оффлайновую версию своего текстового редактора Google Docs. Вместе с тем онлайновый вариант программного обеспечения также сохранится и будет развиваться в дальнейшем. Google предложит систему WebOffice, которая объединит в себе как онлайновые, так и настольные офисные приложения. «Мы сможем заполнить пробел, образовавшийся сегодня между онлайновыми и оффлайновыми программами», – говорят в Google[3].

Рис. 2.23. Линия коллективно-индивидуального использования систем

Задача 8. В 1980-х годах в СССР для расчета переходных процессов в электрических цепях с линиями электропередач (ЛЭП) использовался программный комплекс МАЭС. Программа могла составлять топологию электрической цепи и делать расчеты токов и напряжений. Достаточно было только указать, какие блоки и как соединены между собой в цепь.В 1982 году возникла задача проведения расчетов переходных процессов в ЛЭП с учетом конфигурации и магнитных свойств (насыщения) трехфазных трансформаторов.Обычно для расчетов ЛЭП применялись одни программы, а для трансформаторов – другие программы. Необходимо было в очень короткие сроки (2-3 месяца) создать блок (подпрограмму) для программного комплекса МАЭС, моделирующий работу 3-х фазного трансформатора с учетом магнитных свойств сердечника, с учетом различной конфигурации магнитных сердечников и различных способов соединения обмоток трансформаторов.Специалисты сказали: создать такой блок к программе невозможно. Требовалось написать очень громоздкую и сложную систему уравнений в частных производных для трехфазных трансформаторов с различными магнитопроводами и схемами соединения обмоток, представить их в дискретном и линейном виде для возможности использовать численные методы решения систем уравнений и только тогда перейти к программированию и отладке программы ( www.temm.ru ).Как решить эту задачу с наименьшими затратами? Какую линию развития можно применить для решения этой задачи?

 

2.5. Элеполи и система стандартов решения
изобретательских задач

Элеполи

В ТРИЗ в качестве элементарной модели технической системы рассматривается веполь: объединение двух веществ при помощи полей взаимодействия (рис. 2.25). При этом в качестве поля взаимодействия рассматриваются обычные физические поля (магнитные, электрические, гравитационные) и взаимодействия, которые в физике не принято называть полями, например, запаховые, механические, акустические, химические, биохимические и т. д.

С переходом ТРИЗ к нетехническим областям возникла необходимость в формулировании элементарной модели взаимодействия для нематериальных систем. Были внесены необходимые изменения в формулировки и правила построения моделей, которые получили новое название – элеполь (элементы, связанные полями взаимодействия).

Элеполь имеет два вида связей между элементами. Непосредственная связь <Э1 ̶ Э2> – это реализация той или иной необходимой функции или требования. Связь через поле взаимодействия <Э1 ̶ П ̶ Э2> – это то, с помощью чего удается обеспечить необходимое действие или требование, как нужная функция или требование реализуются.

Примерами внутренних элеполей (основанных на элементах со связями, направленными вовнутрь этой системы) могут быть сеть компьютеров или арифметический оператор над двумя и более переменными. Примером открытых элеполей (основанных на полях, направленных вовне системы) может быть дешифратор данных, преобразующий один поток информации в другой.

В некоторых случаях (измерение, преобразование полей, развитие социокультурных система и т. д.) в основе элеполя находятся поля, а преобразование поля происходит элементом «Э». Такие структуры мы будем называть внешним элеполем.

Одно и то же действие может быть реализовано при помощи разного набора полей взаимодействия. Если нужно, например, поднять шарик из лунки в земле, то это можно сделать с помощью:

– воды и гравитации, если шарик пластмассовый;

– магнита, если шарик металлический;

– обыкновенного пластилина, если шарик оказался из меди.

Модель реализации нужной функции останется во всех вариантах одной и той же: введение поля взаимодействия для достройки неэлепольной структуры до полного элеполя.

Описание моделей проблемных ситуаций: нет связей, есть недостаточная или вредная связь Элеполь: внутренний (с двумя элементами) и внешний (с двумя полями) Повышение эффективности элеполей: комплексный, двойной, цепной элеполи

Рис. 2.26. Элеполи: модели задач, модели решения и модели
их развития

При помощи элепольных моделей могут быть обозначены проблемные ситуации (задачи) и модель их решения (рис. 2.26).

Можно привести примеры элепольных структур в программировании. Например, выделение в компьютерной программе повторяющейся последовательности команд в цикл. Получаем следующую модель (рис. 2.27):

Э1 – часть программы с неповторяющейся последовательность команд;

Э2 – часть программы с повторяющейся последовательность команд;

П – поле взаимодействия, позволяющее объединить обе части программы в единую систему.

Придание программе вида с элепольной структурой повышает ее управляемость, снижает затраты на ее написание, отнимает меньше ресурсов, делает программу более надежной.

Примером элеполя может служить модель «сущность-связь», где элементами являются сущности анализируемой предметной области, а полем – связь между сущностями. Еще один пример – диаграмма классов языка UML, где элементами являются классы, а полями – взаимосвязи между ними.

Как и в классической ТРИЗ, так и в адаптации к области программирования существуют, как минимум, три сложности при моделировании с помощью элеполей:

1) не существуют системы, которые являются только полем или только веществом (элементом) – они всегда взаимосвязаны;

2) не всегда понятно, на каком уровне детализации (надсистемы-подсистемы) необходимо создавать веполь (элеполь), в каком аспекте рассматривать модель системы;

3) в конкретном взаимодействии бывает не одно, а сразу два и больше взаимодействий. Какое из взаимодействий нужно выбрать в каждом конкретном случае?

Рекомендуется каждый раз эти неопределенности решать, исходя из конкретных задач моделирования ситуации.

Примеры источников полей в программировании:

– механизм взаимодействия между элементами (обменом «сообщениями»). Например, запрос от клиента на выполнение действия объектом (вызов метода объекта);

– отношения между элементами. Например, наследование, ассоциация, агрегация классов.

Можно ввести некоторые общие правила для построения элепольных структур:

– элементы во внутреннем элеполе могут взаимодействовать только через поля взаимодействия;

– в элеполе поле действует на оба элемента, входящих во внутренний элеполь;

– во внешнем элеполе поле преобразуется в другое поле при взаимодействии с элементом (измерительные системы, социокультурные поля взаимодействия, преобразования потоков информации);

– элементно-полевые структуры, например, поток жидкости, информационный поток, художественное произведение и т. д. носят двойственный характер и рассматриваются либо в качестве вещества (элемента), либо в качестве поля взаимодействия в зависимости от рассматриваемой ситуации и решаемой задачи.

Рассмотрим еще одну задачу.

Задача 9. Проблема разных интерфейсов связи приложения-монитора с Access Point: одни, например, допускают передачу бинарных данных, другие – только текстовых.

В программе-мониторе можно описывать все возможные варианты интерфейса, но это потребует громоздкого описания всех возможных вариантов интерфейса во всех подразделах программы.

Необходимо, чтобы приложение-монитор могло при минимальных средствах принимать и передавать разные типы данных. Необходимо, чтобы приложение могло работать по любому интерфейсу, и было устойчивым к нововведениям (рис. 2.28).

Модель этой ситуации можно описать следующим образом:

Э1 – Access Point,

Э2 – Приложение-монитор.

П – поле взаимодействия приема-передачи информации.

В нашем случае имеется одновременно и положительная и негативная связь между Э1 и Э2. Польза в том, что передаваемая информация нужна, а негатив в том, что типов данных и разных версий интерфейсов может быть неконтролируемо много. В такой модели конфликта в ТРИЗ существует модель стандартного решения.

Необходимо ввести какой-то 3-й элемент Э3 либо в первый, либо во второй элемент, который позволил бы ликвидировать нежелательное явление. Возможное решение: вводится промежуточный элемент (блок), который предварительно сохраняет данные в виде, независимом от интерфейса и только потом преобразуется к виду, соответствующему нужному интерфейсу. Нет необходимости повторять одни и те же команды несколько раз в разных подпрограммах и нет необходимости вводить изменения во все подпрограммы при появлении нового интерфейса – он вводится только один раз в программу-адаптер.

Рис. 2.29. К задаче 9. Модель задачи и модель решения:
комплексный элеполь

В нематериальных системах, впрочем, как и в материальных, далеко не всегда полевые взаимодействия можно отделить от вещественных (поле взаимодействия от элемента, связанного с этим взаимодействием). Например, не бывает магнитного поля без самого магнита, гравитационное поле действует только через массу тел, а звук и вовсе может распространяться только через то или иное вещество. То же происходит и в нематериальном взаимодействии. Например, социальные или психологические взаимодействия основаны на людях и предметах, которые участвуют в создании этих взаимодействий. Художественные системы всегда имеют материальный носитель и материальный «потребитель» – людей, зрителей.

Аналогичная ситуация и в информационных технологиях. При решении задачи 9, например, мы представили программу-адаптер в форме элемента Э3. При более детальном рассмотрении можно выяснить, что и сам Э3 (программа-адаптер) можно представить в форме другого элеполя со своими подсистемными элементами и полями взаимодействия.

Если попытаться формализовать записи элеполя, то можно дать следующие описания составляющих элеполя:

– элемент можно представить в форме набора параметров и связей между этими параметрами.

– поля взаимодействия – это зависимости параметров одного элемента от параметров другого элемента в рамках возможного набора параметров и их значений для нескольких элементов.

Приведем несколько примеров.

 

Рис. 2 30. Элеполь: полировка зеркал

 

 

Рис. 2.32. Элеполь: создание очереди на покраску забора

Поля взаимодействия приводят к возникновению системного эффекта: возникают новые взаимодействия, которых не было до проявления поля взаимодействия между элементами и не сводятся к этому взаимодействию.

Еще два важных понятия для элеполей – это пространство и время. Два или несколько элементов не могут находиться в одно и то же время в одном и том же месте пространства. Иначе эти элементы были бы просто не различимы. Для нематериальных систем пространство может быть нематериальное. Одна из характеристик поля взаимодействия – способность преодолевать то пространство, которое разделяет элементы.

2.5.2. Универсальная система стандартов на решение
изобретательских задач

Идея стандартов на решение изобретательских задач разрабатывалась в ТРИЗ с 1975 по 1985 годы. От отдельных стандартов был сделан переход к наиболее распространенной сейчас системе из 76 стандартов (Стандарты-76), объединенных в 5 классов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...