Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные фин рынки




Мировой финансовый рынок — часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран. Одним из сегментов мирового финансового рынка является фондовый рынок или рынок ценных бумаг.

Базовые субъекты хозяйствования, представленные на мировом финансовом рынке:

1. предприятия;

2. население;

3. правительства;

4. профессиональные субъекты.

Основные функции МФР заключаются в:

· мобилизации и перераспределении аккумулированного капитала между национальными экономиками, странами, регионами, корпорациями;

· формировании рыночной цены на отдельные финансовые инструменты под воздействием спроса и предложения;

· снижении издержек финансовых операций;

· ускорении концентрации и централизации капитала (образование крупных финансовых холдингов), что особенно ярко проявляется в слияниях и поглощениях коммерческих и инвестиционных банков, а также бирж.

Международный финансовый рынок может быть первичным, вторичным и третичным.

На первичном рынке размещаются новые выпуски долговых инструментов. Как правило, это происходит при содействии крупных инвестиционных институтов.

На вторичном рынке продаются и покупаются выпущенные ранее финансовые инструменты. Этот рынок образуется в результате превышения спроса со стороны международных инвесторов над предложением определенных инструментов на первичном рынке.

На третичном рынке производится торговля производными финансовыми инструментами.

В рамках мирового финансового рынка выделяют:

· национальный финансовый рынок;

· международный финансовый рынок.

В основе этого деления лежит признак подконтрольности национальным системам денежно-кредитного регулирования.

Под национальным финансовым рынком понимается:

1. совокупность ссудно-заемных операций резидентов, подчиненных национальному законодательству, в национальной валюте на территории страны ее происхождения (например, кредит, полученный в банке-резиденте в национальной валюте);

2. заимствование резидентов в иностранной валюте;

3. заимствование нерезидентов в национальной или иностранной валюте в рамках национальной системы регулирования.

Мировой финансовый рынок не существует в форме единого рынка, это лишь совокупность взаимосвязанных национальных рынков. Под международным финансовым рынком понимают ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и, следовательно, не подлежащих прямому государственному регулированию со стороны этих стран.

По признаку функциональных различий (или в зависимости от экономического содержания операции) мировой финансовый рынок, как национальный, так и международный, можно разделить на два основных сектора:

• мировой денежный рынок;

• мировой рынок капитала.

Денежный рынок делится на:•межбанковский рынок (то есть рынок межбанковских депозитов), который представляет собой совокупность операций между банковскими учреждениями по предоставлению взаимных краткосрочных необеспеченных ссуд на сумму до 1 млн долларов США;

• учетный рынок — учёт векселей частного и государственного сектора (казначейские) хозяйствования, а также иных краткосрочных обязательств (иных коммерческих бумаг).

Рынок капитала делится на:

• кредитный рынок (учитывает механизм кредитования);

• фондовый рынок (делится на рынок акций и рынок облигаций).

К особенностям МФР можно отнести:

• огромные масштабы сделок (операции на МФР превышают в 50 раз сделки по международной торговле товарами);

• отсутствие пространственных, географических и временных границ. Операции на МФР осуществляются практически круглосуточно;

• использование ведущих валют (доллар, евро, йена, СДР) в сделках между участниками рынка;

• сделки проводятся по международным процентным ставкам (LIBOR, EUROBOR и т.п.);

• широкое внедрение национальных финансовых рынков в систему МФР при сохранении их определенной самостоятельности. Их место в системе МФР определяется:

• местом и ролью страны в мировой системе хозяйства;

• наличием развитой национальной финансово-кредитной системы;

• стабильностью национальной экономики;

• благоприятным инвестиционным климатом;

• валютным, налоговым и инвестиционным законодательством.

Участников МФР можно классифицировать по следующим признакам1:

1) характер участия субъектов в операциях:

• прямые;

• косвенные.

2) цель и мотивы участия:

• хеджеры;

• спекулянты (трейдеры и арбитражеры).

3) Типы эмитентов и их характеристики:

• международные и межнациональные агентства;

• национальные правительства и суверенные заемщики;

• региональные органы власти;

• муниципальные органы власти;

• корпорации, банки, другие организации.

4) Типы инвесторов и должников:

• частные инвесторы (физические лица);

• институциональные инвесторы (финансовые институты коллективного инвестирования).

5)Страна происхождения/местонахождения субъектов:

• развитые страны;

• развивающиеся страны;

• международные институты;

• оффшорные зоны.


34. Междунар фин организ-ии

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Объектами МФО могут быть:

· Фонды международных институциональных организаций;

· Международные фонды ссудного капитала;

· Международные инвестиции;

· Денежные инструменты, участвующие в МФО;

 

К международным финансовым организациям относятся:

1. Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Основные функции МВФ:

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитация

· стабилизация денежных обменных курсов

Официальные цели МВФ:

1) «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2) «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого Уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3) «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5) предоставлять временно государствам-членам средства иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (BoardofGovernors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале.

Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в со­ответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле. В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и соци­ального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предос­тавляют средства на валютных условиях. К ним относятся:

• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, сред­ства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедст­виями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;

• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых то­варов, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;

• Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслужи­ванию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;

• Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике пу­тем осуществления радикальных экономических и политических реформ.

2. Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Группа Мирового банка включает Международный (мировой) банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Мировой банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся стра­нам финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и развития международных экономических организаций, оказывающих техническое содействие этим государствам. Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими пра­вительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год совме­стно с МВФ. Членами МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ, по­скольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран. Текущей деятельностью руководит Директорат, состоящий из 22 дирек­торов-исполнителей. Директорат возглавляет Президент Банка. Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на миро­вом финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационных займов на сумму более 10 млрд. долл.

Международная финансовая корпорация. МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК креди­тует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорента­бельных проектов в наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов. Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем) автоматически является управляющим МФК, если его страна является членом МФК. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Все­мирного банка.

Текущую деятельностьнаправляет Директорат. Он состоит из 24 дирек­торов Всемирного банка, чьи страны одновременно являются членами МФК. Президент МФК по должности является председателем директората МФК. К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в ус­тавной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвра­щенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.

Международная ассоциация развития. МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставле­ние займов/кредитов для приоритетных, экономически и технически обосно­ванных проектов в рамках национальной экономики. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерче­ские, условиях, то МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам. Структура МАР та же, что и у МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству персонал МБРР. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирова­ние и исследования. МАР располагает тремя основными источниками финансирования: при­были МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-чле­нов. Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов. Раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государ­ства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств МАР. Решение о проведении десятого при­влечения средств МАР, используемых, прежде всего для борьбы с бедностью, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и экологической среды, было принято в 1993 году (срок действия до 1996 г.). Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономиче­ской экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...