Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание типов акцентуаций Г. ШМИШЕК




Описание строится по следующему плану: номер акцентуации, ее название, описание черт личности и характера человека, привлекательных по первому впечатлению, описание «конфликтных» черт человека, уже достаточно знакомого Вам; указание ситуаций наиболее благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего данной акцентуацией.

+/- положительные / отрицательные

ч / с черты / ситуации

1. Гипертимический, гипертимный тип: от слова «тимус» - настроение, фон, которого постоянно повышён. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы, предприимчивые и увлекающиеся.

+ч: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.

-ч: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

+с: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки.

-с: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки.

2. Проективная, возбудимый тип: от бес- и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями.

+ч.: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость,. хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.

-ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять» руку», безудержность в увлечениях.

+с: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.

-с: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.

3. Эмоцентрическая, эмотивный тип: Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.

+ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность итактичность.

-ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях.

+с: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля.

-с.: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.

4. Дистимическая, депрессивная; дистимический тип — с преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение.

+ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.

-ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.

+с: Профессии типа «Человек—знаковые системы», «Человек—природа», не требующие, однако, работы на скорость.

-с: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.

5. Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип - тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Даже незначительные события, нарушающим сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.

+ч.: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбие, надежность и постоянство привязанностей.

-ч.: Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.

+с: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.

-с.: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.

6. Аффективно-экзальтированный тип, интроективная акцентуация: Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве.

+ч.: Эмоциональность, выразительность оценок и действий.

-ч.: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

+с: Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ».

-с: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.

7. Циклотимическая, аффективно-лабильный тип: постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра—окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.

+ч.: Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.

-ч.: Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.

+с: Индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни

-с: Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.

8. Паранойяльная, застревающий, неустойчивый тип: иногда называется неуравновешенным», что искажает его сущность, состоящую в стойкости аффектов, и, в то же самое время, - в их спонтанности, что и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение».

+ч.: Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.

-ч.: Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.

+с: Ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей,, следования его примеру.

-с.: Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру.

9. Ригидная, педантичный тип: гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы.

+ч.: Обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность.

-ч.: «Занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях.

+с.: Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений.

-с: Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.

10. Акцентуация вытеснения, демонстративный тип: человек в маске собственного собеседника, человек-зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречения от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору.

+ч.: Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.

-ч.: Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь.

+с: Возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других.

-с: Возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие.

 

7. Основные диагностические шкалы. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.

8. Область применения теста. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. Применяется с 12 лет.

9. Характеристика валидности и надежности. Валидность и надежность опросника нуждаются в дополнительном изучении. По данным самого автора, сокращенный вариант опросника не является достаточно валидным и надежным для диагностики типа акцентуации личности. В советской психологии опросник Шмишека использовали в клинико-психологических исследованиях (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986). В исследовании Л.Ф. Бурлачука и В.Н. Духневича (1998) проведено психометрическое изучение методики, предложены нормативные данные для студенческой выборки.

 

10. Более подробная характеристика валидности и надежности. Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Духневич

Личностный опросник для определения типа акцентуации был разработан Г. Шмишеком на основе концепции К. Леонгарда, и впервые опубликован в 1970 г. С его помощью выявляются следующие десять типов акцентуации: гипертимность, возбудимость, эмотивность, дистимия (депрессивность), невротичность (тревожнобоязливая акцентуация), интроективная (аффективноэкзальтированная) акцентуация, циклотимическая (аффективнолабильная) акцентуация, застревание (паранойяльная акцентуация), педантизм (ригидная акцентуация) и демонстративность.

В СНГ опросник Г. Шмишека известен достаточно давно (его текст приводится в конце данной статьи). Он широко используется в психодиагностических исследованиях, несмотря на то, что результаты его применения за рубежом оказались малоудовлетворительными. Так, ставится под сомнение валидность опросника при обследовании больных неврозами. Имеются сведения о том, что сам автор опросника неоднократно указывал на проблемы его валидизации. В русскоязычных работах, связанных с применением опросника Г. Шмишека, нам не удалось обнаружить какихлибо данных о его валидности и надежности. Наконец, не представляется возможным определение того, каким вариантом перевода опросника воспользовался тот или иной исследователь, публикующий полученные с его помощью результаты (нами было обнаружено пять вариантов перевода, однако есть все основания полагать, что их значительно больше).

Наряду с существованием (и использованием!) различных безымянных переводов, психологи-практики нередко пользуются и различными "ключами ", ошибки в которых встречаются в большинстве книг по психологическому тестированию. К сожалению, нужно признать, что в работе психологов-практиков все еще сохраняется дилетантский подход к психодиагностическому инструментарию.

Серьезной проблемой является и отсутствие нормативных данных для разных выборок, а предлагаемый автором опросника способ нормирования шкал не представляется корректным. Дело в том, что умножение "сырого " балла на некоторый произвольный коэффициент (2, 3, 4 или 6, в зависимости от числа пунктов) приводит оценки по разным шкалам к единому диапазону значений от 0 до 24. Такая весьма искусственная стандартизация создает лишь иллюзию сопоставимости баллов по различным шкалам, а выбор границы значимого отклонения от типичного вообще ничем не обоснован. Представляет также интерес вопрос о том, какова факторная структура опросника, соответствует ли она "ключам ", разработанным на основе так называемой "рациональной " стратегии конструирования психологического инструментария.

Сказанного более чем достаточно для того, чтобы поставить под сомнение имеющиеся в многочисленных публикациях данные о типах акцентуации, якобы специфичных для тех или иных больных и здоровых личностей. Итак, измеряется нечто, имеющее отношение к акцентуациям лишь по обозначению измеряемого конструкта. Как же измерять желаемое выраженность той или иной личностной акцентуации?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего нужно было выбрать один из возможных вариантов перевода. В качестве такового был использован текст опросника, приведенный О. П. Елисеевым [3]. Для обеспечения большей дискриминативности заданий дихотомическая форма ответов была заменена на следующую:

1 нет, это совсем не так;

2 пожалуй, нет;

3 верно;

4 совершенно верно.

Это дает возможность не только усилить различительную силу шкал, что немаловажно в диагностическом исследовании, но и применить в качестве статистического метода установления структуры опросника факторный анализ. При этом следует заметить, что предлагаемая форма ответов не препятствует сравнению с ранее собранными данными, так как при необходимости легко преобразуется в дихотомическую.

Было обследовано 134 человека в возрасте от 16 до 26 лет (97 мужчин, 37 женщин). Все респонденты являлись студентами гуманитарных факультетов Киевского Национального университета и проходили обследование в 1995 - 1996 гг. При этом важно отметить следующие моменты. Во-первых, следует оговориться, что такая достаточно небольшая и специфическая выборка не является в достаточной мере репрезентирующей всю генеральную совокупность. Кроме того, нами не проводилось исследование устойчивости такого факторного решения (кроссвалидизация). В-третьих, в силу специфичности выборки, в нее могли не попасть субъекты с достаточно выраженными акцентуациями. Поэтому, вероятно, при увеличении количества таких лиц степень согласованности выделенных факторов была бы выше.

Полученные результаты первоначально были оценены по авторским "ключам " на внутреннюю согласованность с помощью известной формулы Кронбаха:

где a коэффициент Кронбаха;

n количество заданий теста;

Ss2t сумма дисперсий результатов отдельных заданий;

s2t стандартное отклонение суммарных показателей теста.

Примечание. Показатель Кронбаха базируется на понятии генеральной совокупности тестовых заданий. Если представить себе все множество вопросов, с помощью которых можно диагностировать, к примеру, "застревание ", то конкретная шкала из 12 пунктов представляет собой лишь одну возможную выборку. В принципе из генеральной совокупности заданий можно извлечь другие выборки вопросов для измерения "застревания ". Показатель "альфа " Кронбаха можно рассматривать в качестве ожидаемого коэффициента корреляции между данной шкалой и всеми шкалами того же размера, извлеченными из генеральной совокупности заданий. Так, в нашем случае разные шкалы "застревания " коррелировали бы на уровне 0,372. Излишне говорить, что такое значение нельзя признать приемлемым. Как известно, надежность измерительного инструмента определяет возможности интерпретации индивидуального балла. При низкой надежности значение "истинного балла " невозможно точно предсказать, тем более это относится к разнице баллов по нескольким шкалам, когда речь идет об интерпретации профиля.

В табл.1 содержатся данные о внутренней согласованности по типам акцентуации, определенным вариантом опросника О. П. Елисеева (см. табл. 1).

Таблица 1

Данные о внутренней согласованности по типам акцентуации, определенным вариантом опросника О. П. Елисеева

№ п/п

Фактор (акцентуация)

Коэффициент Кронбаха

Гипертимность

0,699

Возбудимость

0,577

Эмотивность

0,609

Дистимия

0,368

Невротическая акцентуация (тревожнобоязливый тип)

0,637

Интроективная акцентуация (аффективноэкзальтированный тип)

0,165

Циклотимия (аффективнолабильный тип)

0,428

Застревание (паранойяльная)

0,372

Педантичность (ригидность)

0,698

Демонстративность

0,528

Таким образом, проверка надежности согласованности оригинальных "ключей " привела к заключению, что некоторые шкалы опросника не являются достаточно гомогенными. Это могло быть следствием как искажения смысла вопросов при переводе опросника на русский язык, так и недостатков измерительной или содержательной концепции авторов. Для выявления наиболее однородных групп вопросов полученные данные были подвергнуты факторному анализу. Факторы извлекались методом главных компонент, оценка общностей производилась после выделения факторов. Решение о количестве факторов принималось на основании анализа диаграммы собственных значений (screeplot). На графике осыпи (автором которого является Р. Кеттелл) находилась точка перегиба, правее которой, как показали модельные эксперименты Р. Кеттелла, обычно расположены "шумящие " факторы. Этот критерий позволяет выделить гораздо меньшее число факторов, чем используемый большинством статистических пакетов метод Кайзера, базирующийся на величине собственного значения фактора.

Вращение факторов производилось методом Varimax с нормализацией по Кайзеру. Коэффициенты факторных баллов были вычислены методом регрессии. Статистическая обработка производилась с помощью программы Statistica for Windows.

В качестве значимых рассматривались нагрузки заданий, по абсолютной величине превосходящие 0,3. Данная граница была принята по следующим соображениям: поскольку нагрузка представляет собой коэффициент корреляции задания и фактора, при данном его объеме такая величина является значимой и в то же время еще достаточно значительной, так как помогает объяснить до 10% вариации задания. Как показывает опыт, установление более высокой границы приводит к резкому падению согласованности шкалы, особенно при кроссвалидизации.

В итоге было выделено восемь факторов:

* циклотимия (аффективнолабильный темперамент) (1);

* застревание (2);

* педантичность (3);

* эмотивность (4);

* гипертимность (5);

* гипомания (гипоманиакальный темперамент) (6);

* чувствительность (7);

* дистимия (8).

Такое количество факторов объясняет 42 % дисперсии. Если же мы выбираем большее или меньшее число факторов, то внутренняя согласованность заданий в шкалах снижается (и является для большинства факторов незначительной в основном, около 0,5). Кроме того, выделение большего числа факторов ведет к значительным сложностям при их интерпретации.

Таблица 2

Выделенные факторы и вопросы, их определяющие

№ п/п

Фактор

Вопросы с ключевыми ответами "Верно " и "Совершенно верно "

Вопросы с ключевыми ответами "Нет, это совсем не так " и "Пожалуй, нет "

Циклотимия

6, 20, 21, 28, 50, 58, 76, 82

Застревание

2, 8, 18, 30, 44, 52, 76

Педантичность

4, 14, 26, 48, 61, 70, 80

Эмотивность

13, 35, 75

25, 36, 42, 52, 74

Гипертимность

7, 11, 29, 34, 37, 40, 55, 56, 67, 77, 84

Гипомания

23, 31, 32, 45, 59, 65, 75, 85

Чувствительность

3, 27, 35, 38, 41, 57, 60, 71

Дистимия

9, 43, 51, 81, 87

В табл. 2 приведены вопросы, нагруженные выделенными факторами, которые были отобраны на основании величины бетакоэффициентов.

Вопросы, "работающие " на выделенные факторы, были подвергнуты статистической обработке с последующим анализом полученных показателей внутренней согласованности. Результаты приведены в табл. 3.

Как видно, значение коэффициента надежностисогласованности Кронбаха высоко для большинства факторов (кроме шкалы эмотивности), что свидетельствует об однородности построенных шкал.

Очевидно, существование наряду с фактором гипертимности фактора гипоманиакальности свидетельствует об уровневости факторов. С этим феноменом мы сталкиваемся, когда факторный анализ выделяет схожие между собой факторы. Можно полагать, что фактор гипоманиакальности свидетельствует о большей выраженности фактора гипертимности.

Поскольку не существует формальных способов проверки гипотезы о равенстве 0 коэффициента Кронбаха, в своей работе мы использовали его лишь в качестве дескриптивной меры согласованности заданий исходных и построенных с помощью факторного анализа шкал. Если судить по имеющейся литературе (для шкал опросников с небольшим числом заданий чаще всего характерны значения коэффициента Кронбаха в диапазоне 0,6 - 0,8. Из психометрических работ известно, что надежность согласованность шкалы можно довести до любого желаемого уровня за счет добавления новых заданий, имеющих достаточную корреляцию с исходным набором. Однако полная переработка опросника, включающая изменение состава заданий, не входила в задачу настоящего исследования.

Таблица 3

Значение коэффициента Кронбаха для выделенных факторов

№ п/п

Фактор

Коэффициент Кронбаха

Циклотимия

0,8003

Застревание

0,7772

Педантичность

0,7560

Эмотивность

0,6996

Гипертимность

0,8585

Гипомания

0,7550

Чувствительность

0,7428

Дистимия

0,7283

Как было сказано ранее, одной из проблем при работе с опросником является отсутствие нормативных данных. Нами были получены среднее и стандартное отклонение (для шкал с двумя и четырьмя вариантами ответов) для оригинальных и новых "ключей "[1].

В табл. 4 - 7 указаны среднее и стандартное отклонение для полученных в исследовании результатов.

Таблица 4

Нормы для новых "ключей " (при выборе из четырех вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Циклотимия

3,51

3,93

Застревание

7,04

3,73

Педантизм

10,51

4,40

Эмотивность

14,83

2,80

Гипертимия

19,57

5,95

Гипомания

13,07

4,41

Чувствительность

4,78

3,83

Дистимия

6,80

2,79

Таблица 5

Нормы для оригинальных "ключей " (при выборе из четырех вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Циклотимия

0,83

1,41

Застревание

2,05

1,56

Педантизм

3,42

1,93

Эмотивность

5,08

1,28

Гипертимия

6,62

2,85

Гипомания

4,33

2,01

Чувствительность

1,25

1,44

Дистимия

2,10

1,25

Таблица 6

Нормы для новых "ключей " (при выборе из двух вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Гипертимия

11,22

4,19

Застревание

17,23

3,87

Эмотивность

10,14

3,67

Педантизм

12,90

5,51

Тревожность

4,34

3,30

Циклотимия

7,72

2,68

Демонстративность

15,53

4,53

Возбудимость

4,67

3,15

Дистимия

9, 22

2,90

Экзальтация

4, 94

1,73

Таблица 7

Нормы для оригинальных "ключей " (при выборе из двух вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Гипертимия

3,50

2,00

Застревание

11,68

1,81

Эмотивность

5,12

1,62

Педантизм

4,06

2,32

Тревожность

3,11

1,14

Циклотимия

2. 37

1. 16

Демонстративность

4,20

2,10

Возбудимость

1,15

1,24

Дистимия

9,03

1,40

Экзальтация

1,59

0,80

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили уточнить шкалы опросника и повысить их внутреннюю согласованность. Предварительные нормативные данные могут служить ориентиром для заключений об относительной степени выраженности у испытуемого акцентуаций различного типа. Отметим, что новые "ключи " и нормы могут использоваться параллельно с оригинальной схемой. С одной стороны, это вызвано тем, что данные о структуре опросника были получены нами не на субнормальной выборке; с другой стороны, опора сразу на две понятийные системы поможет опытному диагносту более дифференцированно подходить к интерпретации индивидуальных данных.

Для получения стандартного показателя из "сырого " балла вычитается среднее и делится на стандартное отклонение по шкале. Этот показатель впоследствии и будет использоваться для того, чтобы привести полученные данные к стандартной шкале (Zscore). В нашем случае это шкала, предложенная Г. Шмишеком (от 0 до 24, со средним 12 и стандартным отклонением 6).

 

11. Экспертная оценка психометрических качеств теста. Так как валидностьи надежностьопросника Шмишека нуждаются в дополнительном изучении, то по данным самого автора, сокращенный вариант опросника не является достаточно валидным и надежным для диагностики типа акцентуации личности.

12. Обработка результатов:

Обработка результатов осуществляется отдельно для каждой из акцентуаций, затем вычерчивается соответствующий «профиль» личности. Максимальное количество баллов - 24.

  Название типа характера по К.Леонгарду Название акцентуации Коэф­фици­ент «ДА» № вопроса «НЕТ» № вопроса
1. Гипертимный Гипертимическая   1,11,23,33, 45,55,67,77 -
2. Возбудимый Проективная   2,15,24,34,37, 56,68,78,81 12,46,59
3. Эмотивный Эмоцентрическая   3,13,35,47,57,69,79  
4. Дистимный тип Дистимическая   9,21,43,75,87 31,53,65
5. Тревожно-боязливый Невротическая   16,27,38,49,60, 71,82  
6. Экзальтированный Интроективная   10,32,54,76  
7. Аффективно-лабильный Циклотимическая   6,18,28,40,50,62,72,84  
8. Застревающий Паранойяльная   8,20,30,42,52,64,74,86  
9. Педантичный Ригидная   4,14,17,26,36, 48,58,61,70,80,  
10. Демонстративный Вытеснения   7,19,22,29,41,44,63, 66,73,85,88  

Приложение.

Тест

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться, от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событии и переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за, свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и- осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...