Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посредничество (медиация) в конфликте: характеристика, условия методы реализации. Правилп посредничества. Этапы.

Медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторона­ми решения проблемы, которое позволило бы прекратить кон­фликт.

В зависимости от степени контроля медиатора за прини­маемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.

Конфликтологами выделяются условия, в которых целесо­образен тот или иной тип медиаторства. Высокоавторитарный стиль (третейский судья или арбитр) выгоден, если требуется быстрое решение; если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение. Он также эффективен при ужесточении конфликта, его нагру-женности эмоциями. После того как участники «остынут», воз­можно применение менее авторитарных стилей. При доверии оппонентов к третьей стороне авторитарный стиль воспринимает­ся легче. Наличие у оппонентов навыков обсуждения проблем повышает эффективность неавторитарного стиля (посредник или помощник).

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиации не имеет жесткой структуры. Можно выделить лишь три основных этапа [2].

1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторона­ми. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппо­нентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответст­вующую литературу, консультироваться со специалистами.

2. Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как пра­вило, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т.д.).

3. Ведение переговоров — наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пусть небольшим, но реальным продвижением вперед.

Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встре­че применяется для уяснения ситуации и выслушивания пред­ложений в период острого конфликта, когда разъединение сто­рон невозможно.

2. Сделка — специфика ее в том, что посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон. При этом основной упор делается на принятии компромисс­ных решений.

3. Челночная дипломатия — медиатор разделяет конфлик­тующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения. В результате обычно достига­ется компромисс.

4. Давление на одного из оппонентов — большую часть вре­мени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.

5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, оши­бочности их действий по отношению друг к другу. Цель -склонение сторон к примирению.

В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексив­ного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах.

Большинство медиативных техник направлено на нормали­зацию отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. Их часто называют техниками контекстуального вмешательства. Когда клиенты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится из­менить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. На завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет четкое представление о том, как и что должно быть сде­лано, он может выступать в роли судьи, активно влияя на раз­решение конфликта. Он использует техники независимого вме­шательства, включающие в себя показ участникам плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений,

 

13. Конфликтная компетентность. Понятие. Структура. Методы диагностики формирования и развития.

 

Ус­ловием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность [21]. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность (Л. Петровская). Она включает в себя:

• понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

• формирование у себя и подчиненных конструктивного от­ношения к конфликтам в организации;

• обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

• умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

• наличие навыков управления конфликтными явлениями;

• умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

• умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

• умение конструктивно регулировать противоречия и кон­фликты;

> наличие навыков устранения негативных последствий кон­фликтов.

Анализ конфликт-\ной ситуации состоит в следующем: получение информации о 'конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информа­ции; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуа­ции. Процесс урегулирования включает выбор способа урегули­рования конфликта, типа медиаторства, реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта. На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руководителем способа его разрешения. Психолог организует работу с конфликтующими в двух плоскостях. Первая представляет собой организацию и проведе­ние переговорного процесса, в ходе которого стороны приходят к выработке согласованного решения.

Вторая плоскость деятельности психолога заключается в оказании психологической помощи оппонентам. Важной задачей такой помощи становится восстановление отношений сторон. В случае успеха психологу удается преобразовать отношения недавних оппонентов в новое качественное состояние.

 

14. Внутриличностный конфликт

внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

21. Общая характеристика внутриличностного конфликта 295

В психологии выделяют показатели внутриличностного кон­фликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинно­сти мотивов и принципов, которыми субъект ранее руково­дствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; зна­чительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; не­гативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механиз­ма адаптации; усиление психологического стресса.

Как указывал B.C. Мерлин [54],

длительная и устойчивая дезинтеграция приспосо­бительной деятельности - характеристика психологи­ческого конфликта.

Существует ряд условий предупреждения внутриличностных конфликтов. Среди них выделяют такие, как: наличие устой­чивой системы ценностей и мотивов личности; адаптив­ность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; разви­тость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекват­ность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношениях и др.

Под разрешением внутреннего конфликта понимается вос­становление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разреше­ние внутренних конфликтов влияют мировоззренческие ус­тановки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности.

Механизмами разрешения внутриличностных конфликтов выступают механизмы психологической защиты: отрица­ние, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублима­ция, рационализация, реактивное образование, компенса­ция, идентификация и срантазия.

Сублимация — удовлетворение вытеснен­ного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением соци­ально одобряемых альтернатив.

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведе­нию на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

Среди условий возникновения внутриличностного конфлик­та выделяют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склон­ности к самоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружаю­щих; внутренние: противоречие между значимыми, прибли­зительно равной силы отношениями, которое воспринима­ется как неразрешимое).

Переживание внутриличностного конфликта — особая фор­ма активности личности, в которой осознается противоре­чие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное на­пряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание.

Внутренние конфликты могут приводить как к конструктив­ным, так и к деструктивным последствиям. К последним от­носится возникновение невротического конфликта.

 

15. Групповые конфликты

 

Основными механизмами возникновения межгрупповых конфликтов являются межгрупповая враждебность, объек­тивный конфликт интересов и внутригрупповой фавори­тизм.

Распространенным типом межгруппового является трудо­вой конфликт. Его предметом могут быть условия труда, система распределения ресурсов или ранее принятые дого­воренности. Конструктивному разрешению трудовых кон­фликтов способствуют коллективные договоры, соглашения и контракты, обращения в комиссию по трудовым спорам, в народные суды, проведение советов и конференций трудо­вых коллективов, регионов и отраслей.

Межэтнический конфликт — один из самых труднорегули­руемых. Эти конфликты, как правило, имеют многолетнюю предысторию, порождаются комплексом социально-экономических, политических, социокультурных и этнопси­хологических проблем. Урегулирование межнациональных конфликтов идет на основе сочетания институционального и инструментального подходов.

Особенностью внутриполитического конфликта является борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических выделяют классовые конфликты, конфликты между политическими партиями и движениями, а также борьбу между группировками за ли­дерство в государстве, партии, общественно-политическом движении. Пути предотвращения внутриполитических кон­фликтов: социальное маневрирование, политическое ма­неврирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, ослабление «системной оппозиции», а также силовое давление.

 

16. Моббинг и буллинг

 

Психологический террор проявляется как со стороны коллектива (моббинг), так и со стороны одного человека (буллинг). Буллинг (от глагола bully — запугивание) — это регулярный (физический и / или психологический террор в отношении человека.

Моббинг и буллинг представляют собой формы эмоционального насилия и являются факторами сплочения группы с целью «затравить» кого-либо из работников, чтобы заставить его/ее уйти с места работы или «поставить» жертву на свое место. Моббинг может быть «горизонтальным» - давление со стороны коллег и «вертикальным» — прессинг «сверху». В случае вертикального моббинга жертва часто сталкивается с психологически ущербной личностью и недореализованной самооценкой лидера группы или формального руководителя

Можно выделить основные причины, которые способствуют психологическому террору в коллективе:

•игнорирование проявлений психологического террора расценивается как проверка на прочность и «вписывание» новичка в коллектив;

•терпимость к подобному поведению, неверное толкование или фактически его намеренное провоцирование самой компанией или руководством организации;

•в большинстве случаев жертвы просто обессилены, они не в состоянии защищать себя и не знают, где можно получить квалифицированную помощь, чтобы освоить другую модель поведения;

•безделье в самом широком смысле этого слова, т. к. когда сотрудники заняты выполнением поставленных перед ними задач, от решения которых зависит их заработная плата, им нет нужды тратить время и силы на «психологический террор». Они заняты. А когда они недогружены и, главное, не ориентированы в своей работе на какой-тo позитивный конечный результат, они ищут тех, на фоне кого они выглядят как бездельники: мол, мы ничем не заняты, а он сидит, работает! Не иначе как хочет начальству угодить: а ну-ка, вот мы его сейчас поставим на место!

 

17.

Самым первым из них является уход человека от обострения возникшей ситуации. Однако проблема от этого решена не будет. Уход от выяснения отношений только отложит конфликт.

сглаживание. Этот метод заключен в демонстрации покорности и согласия с выдвигаемой претензией.

Методы разрешения конфликтов такого характера содержат в своем списке компромиссы. Это согласие, которого стороны добиваются при взаимных уступках. - Способы разрешения конфликтов межличностного характера могут быть и более жесткими. Таковым, например, является принуждение. Подобный метод нередко использует инициатор конфликта. Он подавляет своего партнера, при этом совершенно игнорирует его мнение. Используя свою власть, он подчиняет своей воле другого человека.

Такие способы разрешения конфликтов, когда одна из сторон имеет единственный аргумент («Я сказал!»), эффективны только с точки зрения инициатора. Ответчик же испытывает унижение, у него возникает желание отомстить. Оправдать принуждение можно лишь в случае: - дефицита времени; - субординации; - экстренных ситуаций.-

Стоит помнить и о том, что этот способ разрешения конфликтов никогда не сохранит дружеские отношения. К подобным методам можно отнести и конфронтацию. Это один из методов разрешения неприятных ситуаций, когда ни одна из сторон не идет ни на какие уступки. Выход из этого тупика может подсказать только посредник, сделавший попытку добиться примирения. Конфронтацию можно оправдать только в тех случаях, когда люди даже не пытаются сохранить отношения друг с другом.-

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...