Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные фазы проектирования информационной системы

Теория информационных процессов и систем

Денис Сергеевич.(E-mail: [email protected])

 

Литература:

1. Петров В.Н. «Информационные системы» - учебник, изд. Питер, 2002г.;

2. Галискаров П.Г., Бабков С.П., Быков Д.О. «Теория информационные процессов и систем» -уч. пособие для вузов, 2005г.;

3. Стриковский В.А. «Теория систем»;

4. Мотов В.В., Куликовский Л.Ф. «Теория информационных процессов и систем» - уч. пособие для вузов.

 

Информационный процесс – это любой процесс, в котором присутствует хотя бы один из элементов приема информации, хранения, обработки и передачи.

Информационная система – это любая система реализующая или поддерживающая информационный процесс.

Классификация систем:

1. Классификация по масштабу (одиночные, групповые и корпоративные). Одиночные реализуются на автономном компьютере. Групповые ориентированы на коллективное использование информации с членами рабочей группы. Корпаративные ориентированы на крупные компании, могут поддерживать разнесенные узлы и сети.

2. Классификация по сфере применения (системы обработки транзакций, системы поддержки принятия решений, информационно-справочные системы и офисные информационные системы). Системы обработки транзакций можно разделить на: пакетную информационную систему и оперативная информационная система.

3. Классификация по способу организации (системы на основе архитектуры файл сервер, клиент сервер, многоуровневой архитектуры и на основе интернет технологий).

Типовые информационные компоненты, информационные системы.

Обозначение Наименование Характеристика
PS Presentation Service Средство представления Обслуживает пользовательский ввод и отображает то что сообщает ему компонент логики представления с использованием соответствующей программы поддержки.
PL Presentation Logic Логика представлений Управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ.
BL Business Logic Прикладная логика Набор правил для принятия решений, вычислений и операций, которое должно выполнить приложение.
DL Data Logic Логика управления данными Операция с базой данных, которую нужно выполнить для реализации прикладной логики управления данными.
DS Data Services Операция с базой данных Действие с базой данных реализующую логику управления данными, такие как манипулирование данных, определение данных, фиксация или отказ транзакции и тому подобное.
FS File Service Файловая операция Дисковая операция чтения и записи данных. Обычно является функциями операционной системы.

Архитектура файл-сервер

Сетевое разделение компонентов PS и PL отсутствует. Объектами разработки файл-серверных приложений являются компоненты приложения, определяющие логику диалога PL, а также логику диалога BL, и управления данными DL.

 

Архитектура клиент-сервер

Предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещение их там, где они будут функционировать более оперативно. Большинство конфигураций клиент сервер используют двухуровневую модель, в которой клиент обращается к услугам сервера. Предполагается, что диалоговые компоненты PS и PL размещаются на клиенте, компоненты управления данными DS и FS размещаются на сервере, а диалог PS и Pl и логика BL и DL на клиенте.

 

Многоуровневая архитектура

Она стала развитием архитектуры клиент сервер и имеет 3 уровня:

1. Нижний (приложения клиентов выделенные для выполнения функция для предоставления логики PS и PL имеющий программный интерфейс для вызова приложений на среднем уровне);

2. Средний (представляет собой сервер приложений, на котором выполняется прикладная логика BL, из которого логика обработки данных DL выполняет операции с базой данных DS);

3. Верхний (представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных, выделенный для услуг обработки данных DS и файловых операций FS).

 

Требования, предъявляемые к операционным системам

Операционная система должна соответствовать требования гибкости, надежности, эффективности и безопасности.

Гибкость – способность к адаптации и дальнейшему развития, возможность приспособления к новым условиям и новым потребностям.

Надежность информационной системы подразумевает её функционирование без искажения информации, без потери данных по техническим причинам. Обеспечивается созданием резервной копии, использованием современных программных средств.

Эффективность система является эффективной, если с учетом выделенных на ею ресурсов она позволяет решать возложенные на неё задачи в минимальные сроки.

Безопасность – это свойство системы, в силу которого посторонние лица не умеют доступа к информационным ресурсам организации, кроме тех которые для них предназначены.

 

Жизненный цикл информационных систем

В общем случае можно выделить 3 вида связи взаимодействия между подразделениями:

Функциональные связи (выполняет определенные виды работ в рамках единого бизнес процесса);

Информационные связи (подразделения обмениваются информацией друг с другом);

Внешние связи (некоторые подразделения взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным).

В общем случае процесс создания информационной системы может быть рассмотрен с двух точек зрения:

1. Описывает протоколы исполнения, последовательность действий.

2. По времени, или по стадии жизненного цикла разрабатываемой системы.

Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых означает завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и организационной структуре. Можем выделить некоторые характерные черты: изменчивость, комплексность и правовое обеспечение. Также можем классифицировать проекты:

1. Класс проекта – различают монопроект (отдельный проект, может быть любого типа и масштаба) и мультипроект (комплексный из нескольких монопроектов).

2. Тип проекта – выделяют 5 основных типов: технический, организационный, экономический, социальный и смешанный.

3. Масштаб проекта – определяется размером бюджета и количеством участников, бывают большие и малые проекты.

 

Основные фазы проектирования информационной системы

Каждый проект в независимости от сложности и объема работ необходимых для его выполнения проходит в своем развитии определенные состояния, от состояния когда проекта еще нет и до состояния когда проекта уже нет. Можем выделить фазы развития информационной системы: формирование концепции, подготовка технического задания, проектирование, разработка и ввод системы в эксплуатацию.

1. Концептуальная фаза – определение проекта и разработка его концепции, включает формирование идеи, постановку целей, формирование ключевой команды проекта, изучение мотивации и требование заказчика и других участников, сбор исходных данных и анализ существующего положения, определение основных требований и ограничений требуемых материалов финансово-трудовых ресурсов, сравнительную оценку альтернатив, представление предложений их экспертиза и утверждение.

2. Подготовка технического задания – уточнение технического предложения в ходе переговоров. Общее содержание работ в данной фазе следующие: разработка основного содержания базовой структуры проекта, разработка и утверждение технического задания, планирование декомпозиций базовой структуры модели проекта, составление сметы бюджета проекта, определение потребности в ресурсах, разработка календарных планов, подписание контракта с заказчиком и ввод в действие средств коммуникации участников проекта и средств контроля за ходом работ.

3. Проектирование – определяются подсистемы, их взаимосвязи, подбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерная работа этой фазы следующая: выполнение базово-проектных работ, разработка частных технических заданий, выполнение концептуального проектирования, составление технических спецификаций и инструкций, представление проектной разработке, экспертиза и утверждение.

4. Разработка – производится координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется разработка подсистем, их объединение и тестирование. Характерная работа этой фазы: выполнение работ по разработке программного обеспечения, подготовка к внедрению системы, контроль и регулирование основных показателей объекта.

5. Ввод системы в эксплуатацию – проводятся испытания, идет опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта, ведутся переговоры о новых проектах. Основные виды работ: комплексные испытания, подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы, подготовка рабочей документации, сдача систем заказчику и ввод её в эксплуатацию, сопровождение, поддержка и сервисное обслуживание, оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов, разрешение конфликтных ситуаций, накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определения направления развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...