Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок № 1.5.3. Тема: «Кузов легкового автомобиля и автобуса»

ТО и ремонт автомобильного транспорта

Тема 1.5 «Устройство и основы теории ходовой части и механизмов управления»

Урок № 1.5.3. Тема: «Кузов легкового автомобиля и автобуса»

 

Кузов легкового автомобиля выполняет две функции:

1) образует замкнутое пространство для размещения водителя, пассажиров и багажа;

2) целиком или частично (при наличии рамы) служит не­сущей системой.

К кузовам легковых автомобилей предъявляются не только эстетиче­ские требования, но и аэродинамические, так как при движении легкового автомобиля с большой скоростью значительная часть мощности его двига­теля расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Чтобы уменьшить сопротивление, кузову необходимо придать обтекаемую форму.

Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную кон­струкцию.

Кузов можно представить состоящим из двух частей: верхней, или собственно кузова, и нижней — основания, включающего в себя панель пола и образующего вместе с порогами, усилителями и рамой (при ее наличии) базу для крепления двигателя, транс­миссии и ходовой части.

По конструкции кузова легковых автомобилей могут быть трехобъемными, двухобъемными и однообъемными (рис. 1). У трехобъемного кузова имеется три отсека: для двигателя, пассажиров и багажа. У двухобъ­емного кузова два отсека: в одном может находиться двигатель, а в дру­гом — пассажиры и багаж. Если отсеки для двигателя, пассажиров и багажа объединяются в одно целое с кузовом, такой автомобиль называется одно­объемным.

Рис. 1. Конструкции кузовов легковых автомобилей

Типы кузовов автомобилей рассмотрены в теме 1.1.3. «Основные технические характеристики легковых автомобилей» «Основные технические характеристики легковых автомобилей»

По конструктивным особенностям кузова легковых автомоби­лей делят на каркасные и несущие. Каркасный кузов представляет собой пространственную стержневую систему, выполненную из замкнутых тонкостенных профилей, к которым прикреплены на­ружные и внутренние панели.

Каркас несущих кузовов (рис. 2) жестко соединен с панеля­ми электродуговой сваркой в 6... 10 тыс. точек. Такой кузов имеет неразъемный стальной корпус 1, к которому прикреплены капот 2 двигателя, передние 5 и задние 3 двери и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т. д.).

Корпус кузова представляет собой жесткую сварную конструк­цию. Она состоит из предварительно собранных узлов: основания 10, левой и правой боковин 7 с задними крыльями, передних кры­льев 6, крыши 8 и задней части корпуса 9. Основание кузова уси­лено продольными балками и поперечинами. С основанием со­единены передняя и задняя части кузова. Боковины и крыша цельноштампованные. Кузова в основном изготовляют из низко­углеродистой стали толщиной 0,6... 1,5 мм, имеющей хорошую штампованность и свариваемость. Для этой цели используют так­же алюминиевые сплавы и пластмассы.

Хорошему обзору дороги в непосредственной близости от авто­мобиля способствует низко опущенный капот двигателя. Для защиты пасса­жиров и водителя от пыли, влаги, низких и высоких температур кузов дол­жен быть герметичным. С этой целью применяют специальную изоляцию.

Рис. 2. Кузов автомобиля ВАЗ-2121: 1 — корпус; 2 — капот двигателя; 3 — задняя дверь; 4 — багажное отделение; 5 — передняя дверь; 6 — переднее крыло; 7 — боковина; 8 — крыша; 9 задняя часть корпуса;10 — основание.

 

Кузова автобусов классифицируют по способу восприятия ста­тических (изгибных) нагрузок: рамный (статическая нагрузка и ре­акции подвески воспринимаются рамой, эластично-соединенной с кузовом); с несущим основанием (статическая нагрузка и реакции воспринимаются преимущественно основанием, жестко связан­ным с кузовом); несущий (статическая нагрузка полностью распре­деляется по всем его элементам).

Масса кузова с оборудованием составляет 47...53 % снаряжен­ной массы автобуса.

Преимущество рамной конструкции — возможность унифика­ции с грузовым автомобилем, недостаток — большая собственная масса. Переход от рамной конструкции к несущему кузову обеспе­чивает уменьшение массы автобуса на 1000... 1400 кг.

Кузова автобусов могут быть одно- и двухэтажными, откры­тыми и закрытыми. Современные автобусы большей частью имеют цель­нометаллические каркасные кузова вагонного типа, которые позволяют наиболее рационально использовать площадь салона для размещения пас­сажиров. Городские автобусы имеют два ряда сидений, центральный про­ход значительной ширины и широкие двери, обеспечивающие быстрый и удобный вход и выход пассажиров. Пригородные автобусы отличаются от городских большим числом мест для сидения. В международных и тури­стических автобусах, предназначенных для круглогодовых перевозок пасса­жиров в любое время года на дальние расстояния, для удобства пассажиров устанавливаются регулируемые сиденья, предусматриваются улучшенные вентиляция и отопление, пассажирское помещение радиофицировано, имеются багажные отделения.

Несущие кузова автобусов по конструктивным элементам подобны ку­зовам легковых автомобилей, но имеют существенные отличия. В автобус­ных кузовах чаще, чем в кузовах легковых автомобилей, используется алю­миний в виде листов и различных профилей. Соединение элементов кузова между собой обычно осуществляется заклепками. Каркас кузова автобуса состоит в основном из продольных и поперечных элементов, к которым за­клепками или точечной сваркой (при стальных деталях) прикрепляются наружные панели, часто представляющие собой плоские листы металла. Поперечные элементы каркаса, образующие жесткую рамку, называются шпангоутами, продольные элементы каркаса — стрингерами.

Кузов автобуса состоит из стержневого каркаса и листовой об­шивки (рис. 3).

Рис. 3. Каркас кузова автобуса.

 

Несущая конструкция автобуса, каркас кузова которого состоит из же­стких шпангоутов и соединяющих их стрингеров, образует конструкцию, имеющую высокие показатели жесткости (каркасный кузов).

Из-за наличия пассажирских дверей силовая схема автобусного кузова обычно не симметрична, и для придания всей структуре необходимой же­сткости дверные проемы усиливаются по периметру дополнительными де­талями.

Основание автобусного кузова, как правило, выполняется в виде само­стоятельно работающей системы, на которую устанавливается каркас кузо­ва, который в этом случае воспринимает относительно небольшую нагруз­ку. Такое основание называется несущим или интегральным. Интегральное основание позволяет вносить изменения в конструкцию кузова и выпус­кать одновременно автобусы с различными кузовами. Пространство между отдельными элементами интегрального основания используют для разме­щения топливных баков, ресиверов пневмосистемы, аккумуляторных бата­рей и других устройств, а на междугородних и туристских автобусах — для размещения багажа.

Элементы обшивки соединены с соответствующими эле­ментами каркаса, образуя плоские или изогнутые панели. Про­дольные элементы каркаса бортов кузова называют поясами. При этом выделяют подоконный, надоконный и нижний обвязочный пояса. Пояса продолжаются на передних и задних частях кузова. Вертикальные элементы каркаса бортов, передней и задней частей кузова называют стойками.

При изготовлении кузовов автобусов часто используют «сэндвич»-панели. Они состоят из двух параллельных тонких пластин (из стали, алюминиевых сплавов или пластмассы) и расположен­ного между ними среднего слоя — наполнителя (из древесины, пропитанной и формованной бумаги, пенопласта). Все слои со­единяют специальным клеем.

 

Д.З.

1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.

Стр. 174.

2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 314.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...