Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Класс. Неосознаваемые побудители.




Ый семинар

История развития психологии.4 исторических развития психологии.

1-ый этап. Наука о душе.

2-ой этап. Наука о сознании.

3-ий этап Психология – наука о поведении.

4-ый этап. Современный этап развития психологии.

Научная и житейская психология.1)Чем отличается научная от житейской психологии.Это конкретность,обобщенность.Житейские психологические знания конкретны. Они приурочены к конкретным знаниям. Научная отличается тем что знания обобщаются и имеют научную основу.

2)Житейские психологические качества носят житейский характер. Они приобретаются интуитивным(методом проб и ошибок) путём. Научные психологические знания – продуманы, рациональны,осознаны.

3)Способ передачи знаний. Возможность передачи знаний ограничены. Научные знания аккумулируются и передаются более эффективно, чем житейские.

4)Методы получения знаний.В житейской психологии знания получаются методом опытов. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5)Научная психология располагает обширным фактическим материалом, недоступном во всем своем объеме носителю житейской психологии.

Отличие по культурному уровню. У научной психол. уровень высокий, в отличие от житейской психологии.

Житейская психология проверятся личным опытом, а научная – экспериментом. Житейская психология является базой для научной.

Отрасли психологии:

Относительно самостоятельно развивающиеся направления научных-психологических исследований.

Фундаментальные(базовые).Они объединяют все отрасли психологии.

Прикладные: синтетические (объединяют в себе знания других областей)и первичные(более узкое значение)

Общая психология – это отрасль психологической науки объединяющая общие психологические знания и решающая задачи по индивиду.

Педагогическая психология – отрасль психологии которая изучает проблемы обучения и воспитания.

Близка к педагогической психологии психология возрастная.

Закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости.

Дифференциальная психология –изучает различия между индивидуумами.

Социальная психология изучает закономерности поведения людей обусловленная фактором введения их в группу, а также психологические характеристики самих групп.1908г. создание соц. Психол.

Политическая психология это отрасль психологии изучающая компоненты политической жизни и деятельности людей.

Медицинская психология изучает психол. аспекты гигиены, профилактики, диагностики лечения,экспертизы и реабилитации больных.

Инженерная психология – изучает процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Семинар

Вопросы

Происхождение и развитие психики в филогенезе.

Культурно-историческая теория психики Л.С. Выготский

Возникновение и развитие сознания. Функции, характеристики, формы сознания. Структура сознания по А.Н. Леонтьеву.

Измененные состояния сознания. Неосознаваемые психические явления.

 

С точки истории психологию можно разделить на 4 этапа 1) наука о душе2) о сознании 3) о поведении 4) о психике

Древнеегипетский тракт памятник мемфиской мифологии. Устроитель всего существующего является бог Птах.

С гораздо более сложными понятиями мы встречаемся у Ар его трактат о душе – первое психологическое произведение о душе. Согласно Аристотелю душа это целесообразно работающее система, а сущность души реализация биологического существования организма. Душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа начало незримое, возвышенное. Тело воззримое, тленное. Следующий этап развитиясвязан с именем французского ученого Рене Декарта. его считают основателем рационалистической философии. Его позиция в науке известна как артезианская филлософия. «Мыслю значит существую» Декарт.

2 этап развития науки 17-19 века связанный с учением Декарта. Интроспекция в психологии – это метод, позволяющий иметь представления о своей сущности. 2) Метод психологического исследования который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования шаблонов. Интроспекция - погружение в собственное сознание (метод изучения сознания). Поле сознания это зрительные образы, слуховые впечатления, эмоц. состояние, мысли воспоминания, желания. Два вида состояния сознания: 1 устойчивое 2 изменчивое. Поток сознания это движение сознания непрерывное изменение его содержания и состояния.

Два класса процесса сознания:

1) Непроизвольный

Произвольный организуется и направляеться субъектом.

Три пары субъективных элементов(по Вундту):

· Удовольствие неудовольствие

· Возбуждение успокоение

· Разрядка напряжение

Узкий круг явлений как содержания состояния сознания 2 идея разложения психики на простейшие элементы была ложной 3 Ограничен метод интроспекции по своим возможностям.

Уотсон первым заявил что психология должна заниматься не явлениями сознания, а фактами поведения. Психология с точки зрения бихевиориста.

Выделено 16 типов поведения. Вопросы практики. Для того чтобы по стимулу предсказывать поведение и наоборот по реакции делают вывод по стимулу.

Доумен вставил промежуточную переменную - это некий внутренний процесс опосредствуют действие стимула.

Бихевиористы сравнивали поведение человека и животных.2) Варьируя разными стимулами можно лепить любое поведение человека. Тем не менее в настоящее время берутся научный подход к исследованиям, в психологии возникла необходимость подвести черту под всеми психологическими науками. В настоящее врмемя появляется три силы в психологии. Бихевиоризм, самоанализ, и гуманистическое отношение

Современный этап развития психологии(КОНСПЕКТ!!!!!!)

Происхождение и развитие психики в филогенезе.

Точки зрения относительно происхождения психики.

1. Идеалистическая(душа дарована богом)

2. Дуалистическая(душа дана богом, тело происходит само собой)

3. Материалистическая(психики дана эволюцией). В отечественной психологии придерживаются материалистической точки зрения.

Проблемы развития психики. Рассматривают 4 уровня развития психики живых организмов:

1. Раздражимость(способность реагировать на биолгич. значимые факторы, основное отличие от неживой материи)

2. Чувствительность (более сложная функция реагирования, отличительная черта организм начинает реагировать на нейтрально биологические факторы среды: абиотические(запах, свет, температура))

3. Поведение Это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Чем выше психический уровень, тем сложнее поведение.

4. Сознание (оно присуще только человеку, также считается высшим уровнем психического отражения и регуляции)

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1. Стадия элементарной сенсорной психики(простейшие формы отражения внешней среды)

2. Стадия перцептивной психики (Появляются отдельные операции. Фабри на этой стадии описывают различные факторы. Некоторые из них кажутся сложными и разумными. Но они совершаются без ума. На этой стадии появляется язык животных, системы сигнализации. Отсутствие семантической функции. Генетическая фиксированность от языка животных.)

3. Стадия интеллекта (стадия когда животное проявляет способность адаптироваться к новым условиям, подтягивает палку с лежащим за клеткой бананом.)

Культурно историческая теория развития психики. Лев Семенович Выготский.

У человека есть две линии развития. 1 Натуральная линия развития это физическое естественное развитие ребенка с момента рождения. 2 Культурная или историческая эта линия возникает при появлении общения человека с окружающим миром. Высшие психич функции. НПФ натуральные психичес. функции. На основе натуральных функций развиваются высшие психические функции. ВПФ - сложный при жизни формирующийся психический процесс, социальный по своему происхождению. Механическая память становиться логической, ассоциативное течение представлений становится продуктивным мышлением и творческим воображением. Импульсивные действия становятся действиями производных. Произвольность проявляется по отношению к собственной психике. Знаки это проявление психологического оружия. Человек запоминает что-то произвольно, он управляет собственной психикой. Знак – оружие психической деятельности. Интериолизация интерпсихические отношения, противоположный процесс экстериолизации родилась идея – человек старается её реализовать.

Й семинар

 

Физиологически происходит превращение внешних объектов и операций с ними

Сознание – это состояние психической жизни человека. Сознание это высший уровень психического отражения и саморегуляции присущая только человеку как общественно- историческому существу. Сознание – совокупность знаний. Со знанием дела человек относится к окружающему миру.

Факторы возникновения сознания:

1. Проявление коллективного труда

2. Появление речи и языка

 

 

Характеристики сознания

1. Ощущение себя познающим субъектом

Способность мысленно и составлять существующую и воображаемую действительность

Контролировать собственные психические и поведенческие состояния

Видеть и наблюдать в форме образов окружающую среду

2. Мысленное представление и воображение действительности.

3. Характеристика это способность человека к коммуникациям.

Основные функции сознания

1. Отражение действительности

2. Преобразовательная.

3. Ориентационная. Включает в себя регулирование,а также самоконтроль и самопознание.

Сознание не столько отражает внешний мир, сколь формирует устойчивую картину мира. Мы оперируем не предметами и образами, а нашими понятиями.

Формы сознания:

1. Самосознание. Это сознание самого себя.

2. Рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях

3. Разум как самосознающее рассудок

4. Дух как высшая форма сознания включающая в себя все другие формы.

Есть и другие формы сознания: общественное, групповое.

Характеристика сознания: активность, интенциональность (направленность на предмет), рефлексивность (погружаемся в собственное сознание), Мотивационно- ценностный характер, различная степень ясности сознания, потеря сознания, патология сознания спутанное сознание, ясное сознание, вдохновение, творческое озарение (ин-сайт) Структура сознания

Структура сознания

 

Версия Саши

Для развития науки характерно большое наличие парадигм (система научных знаний), в отличии от принципов, парадигма не требует признания её большинством, сообществом психологов. Существуют знания которые опровергают ту или иную парадигму, при которой существование этой парадигмы возможно.

 

Парадигма бессознательного – психоанализ. Он развивался в западно европейской культуре. Парадигма целостности – гештальт(некоторая целостность)-психология. Изучение психики не может быть раздроблено на некоторые части.

Когнитивная парадигма – в центре её внимания были обработка информации, мыслительные процессы. Отечественная психология изучала в основном деятельные процессы.

 

Современные позиции кризиса психологии некоторые ученые называют болезнью роста.

Общая психология – база интеграции различных знаний и она признана решить все фундаментальные проблемы.

Психологи могут объяснить, как функционируют мозг, память, мышление… но не могут объяснить – почему же они все таки работают.

Ученые видят выход не в победе одного или нескольких научных направлений или научных парадигм, а в формировании нового взгляда на мироздание строящегося взгляда полученных всеми психологами знаний.

 

 

Интериоризация – процесс развития психики, выделенный Выготским, в процессе жизни.

Знаки – способы воздействия на свою или чужую психику.

Выготский ввел в теорию психологии зону ближайшего развития (ЗБР).

Соколов Е Н. «интериоризация и теория деятельности.» вестник МГУ, серия 14, психология. №1 стр 10-15.

Интериоризация –это психическая деятельность, благодаря которой.

Факторы развития сознания.

1)Цель действия отделяется от её мотива.

2)отделение речи от языка.

Характеристики сознания

1- Ощущение себя познающим субъектом. Способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные технические и поведенческие состояния, видеть и воспринимать в форме образов окружающую среду.

2- Мысленное представление и воображение действительности.

3- Способность человека к коммуникации.

Основные функции языковых систем сознания

1) Отражательная. Сознание не столько отражает внешний мир, сколько формирует устойчивую картину мира.

2) Оценочная.

3) Преобразовательная - её раскрывает тезис о том, что сознание формирует мир?!?!?!?!?!

 

4) Ориентационная.

5) Самопознание.

6) Регуляторная.

7) Социального взаимодействия.

Формы сознания

1) Самосознание – знание самого себя

2) Рассудок – мыслящее сознание, постигающее мир в понятия.

3) Разум, как самосознающий рассудок

4) Дух – высшая форма сознания включающая в себя все формы.

Так же есть и другие формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное сознание. Пример: мода диктуется общественным сознанием.

Характеристики сознания:

1) Активность – в ней бессознательное «неактивно»

2) Интенциональность –направленность на предметы, осознание чего либо.

3) Рефлексивность – связанно с самопознанием.

4) Мотивационно-ценностный характер

5) Различная степень ясности сознания.

a. Не ясное сознание

i. Неосознание

ii. Потеря сознания

iii. Патология сознания (длительное нарушение сознания)

iv. Спутанное сознание

b. Ясное сознание

c. Инсайт (творческое озарение)

 

Ый семинар

Неосознаваемое – это такие психические процессы и состояния, которые обусловлены поступающими воздействиями, но вместе с тем человек не отдает отчета об их влиянии, они просто не отражаются в его сознании.

Исторический аспект. Впервые стала обсуждаться тема бессознательного в трудах Лейбница. Научную обработку получило в трудах Фрейда. Сновидения, ошибочные действия, неврозы.

Фрейд выделил 4 уровня психического функционирования: бессознательное, подсознательное, досознательный уровень и сознание. Классификация бессознательного: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действия, надсознательные процессы.

3 класса неосознаваемых процессов.

1) Неосознаваемые автоматизмы – подразумевает действия или акты, которые происходят между собой и никогда не осознаются. Сосательные движения, мигания и т. д. Благодаря автоматизмам процессы достигаются быстро и точно. Есть разница автоматических действий и навыков. Первичные автоматизмы не поддаются осознанию. Попытка осознать их приводит к замещению.

2) Явление неосознаваемые установки. Узнадзе. Создал теорию установки сверхчеловека, готовность субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Узнадзе акцентировал внимание на неосознаваемых установках.

3) Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

 

класс. Неосознаваемые побудители.

Невротические симптомы. Сохраняются сильные энергетические очаги полученных когда-то психических травм. Что нормально жить невроз должен быть вскрыть и нейтрализован.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...