Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Услуги как объект гражданского права.




 

1. Понятие и содержание услуг.

 

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в условиях рыночных отношений, возрастает с каждым годом. Современный рынок услуг характеризуется тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами. Многообразие услуг которые способны обеспечивать индивидуальные и коллективные потребности участников гражданского оборота, не вызывает сомнений. И каждая из них имеет свои особенности, о чем свидетельствует ГК РФ. Договоры, опосредствующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы (имеются в виду «Поручение», «Комиссия» и т.д.). В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава «Возмездное оказание услуг». Кроме того, существует большое количество правил по оказанию и предоставлению конкретных услуг (Правила оказания услуг телефонной связи, правила предоставления коммунальных услуг и др.). Но, несмотря на важность и доктринальную значимость данной категории, в законодательстве до сих пор отсутствует четкое определение услуги. ГК РФ хоть и законодательно оформил услугу как объект гражданского права, но ее понятие не сформулировал. Понятие услуги как таковой не содержат и законы в сфере услуг, принятые до и после Гражданского кодекса. Например, ныне действующий Закон «О почтовой связи» от 17 июля 99 г. № 176-ФЗ определяет услуги почтовой связи как действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставки почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. А Закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» говорит об услуге как о деятельности профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туриста с туристическими ресурсами в стране временного пребывания. Получается, что нормативные акты перечисляют услуги, тем самым, показывая их разнообразие, но не раскрывают специфическую природу услуги. Этот пробел законодательства не позволяет понять специфику услуг, отграничить услуги от работ, что приводит к неправильному применению норм законодательства и к спорам, возникающим по этому поводу между участниками гражданского оборота. Кроме того, в комментариях законодательства содержатся различные (иногда прямо противоположные) точки зрения цивилистов, которые приводят к коллизии толкования правовых норм. Расхождения ученых во взглядах усиливают актуальность вопроса об определении понятия услуги. Необходимо стремиться к более точному определению услуги, чтобы обеспечить полноту отношений по оказанию услуг. Бесспорно, любое определение, каким бы совершенным оно не представлялось, может быть подвергнуто критическим замечаниям и уточнениям. Как говорил римский юрист Яволен: «Всякое определение в гражданском праве опасно, потому что мало найдется случаев, когда определение не может быть оспорено». Но, как известно «в споре рождается истина», поэтому попытаемся проанализировать содержание понятия «услуга».

Понятие «услуга» находится на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. Поэтому представляется важным рассмотреть услугу и как экономическую категорию. Необходимость изучения услуги как экономической категории усиливается еще и тем, что правовая научная мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки об инфраструктуре, сфере обслуживания, о категориях и видах услуг, в результате чего правовая проблематика сферы обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге.

Для гражданско-правового регулирования услуг важно принимать во внимание, что услуги делятся на два вида: одни воплощаются в товарах, другие же не оставляют овеществленных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг. Таким образом, услуга, которая воплощается в товаре, является лишь деятельностью, опосредующей процесс производства вещи. В данном случае происходит слияние деятельности по производству или изменению вещи с результатом, то есть с самой вещью, являющейся продуктом труда, сама же деятельность – является процессом труда. При этом конечная цель заключается в получении необходимой вещи, обладающей определенными характеристиками и свойствами. Что касается услуги, не получающей овеществленной формы, то она одновременно является и процессом, и продуктом труда. Данное качество услуги послужило основанием для отнесения ее как процесса труда к сфере обслуживания, в то время как единство процесса и продукта труда относилось к сфере услуг. Иными словами, в сферу услуг входят только те экономические отношения, когда граждане для удовлетворения своих потребностей получают «особую потребительную стоимость» в виде деятельности определенного человека или организации. По этому признаку сюда не могут быть включены отношения по продаже товаров, ведь «… товар как таковой никогда не является непосредственно предметом потребления, а является носителем меновой стоимости».

Услуга как правовая категория является объектом гражданско-правового регулирования. Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав. Исходя из лексического толкования статьи, можно прийти к заключению, что работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, включающим в себя деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и другими группами объектов. Таким образом, понятие «имущество» не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.

В большинстве статей ГК услуга фигурирует в качестве объекта правоотношений, а точнее – как предмет обязательства.

Согласно классическому определению обязательство есть правовая связь (правоотношение), в силу которой одно лицо (кредитор) имеет право требования, а другое лицо (должник) обязано совершить определенное действие или воздержаться от определенного поведения. Таким образом, обязательство сводится к правам и обязанностям сторон (содержание) и к тому, на что направлены эти права и обязанности (объект).

Как видно из определения, объект обязательства может выступать в двух формах: активной (собственно действие) и пассивной (воздержание от действий). Услуги относятся только к первой. Однако сказать, что услуга – это действие, значит, сказать очень мало. Очевидно, она является специфическим действием. Следовательно, чтобы определить ее сущность, необходимо указать признаки этого действия, отделить его от действий другого вида.

«Действие», составляющее объект любого обязательства, совершаемого в активной форме, – операция, исполнения которой вправе требовать кредитор. Процесс систематического выполнения сходных услуг лицом, их оказывающим, образует деятельность исполнителя. Цель – систематическое получение доходов или иного личного удовлетворения. В отдельных случаях услугой может являться не только операция, но и деятельность. Подобная характеристика присуща долговременным и однообразным по содержанию услугам. Однако, по общему правилу, они выступают в имущественном обороте в качестве обособленных во временном отношении операций. Услуга характеризуется также рядом других свойств. Она, будучи объектом гражданских прав, гражданско-правовых сделок, должна отвечать требованиям фактической и юридической осуществимости.

По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав – вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое ее свойство – трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т.е. производителя.

Нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, содержат обобщенные модели отдельных типов (видов) договоров. Услуга, оказываемая конкретным человеком или организацией, индивидуализируется, становится в известной мере уникальной, эксклюзивной, хотя и продолжает относиться к конкретному виду деятельности. Так, лечение заболеваний с предполагаемыми осложнениями у пациентов осуществляется врачами в зависимости от индивидуальной переносимости тех или иных препаратов, поэтому лечение для больных, страдающих одним и тем же заболеванием, назначается различное. К тому же одни специалисты медицины могут лечить ангину гомеопатией, другие же предпочитают использование для этих целей антибиотиков.

Еще одно свойство услуги – синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться в одно время, а приниматься – в другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс ее оказания, невозможно. Принять услугу после того, как она оказана, также не представляется возможным. Допустимо получение в отдельных случаях эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента завершения процесса ее оказания, (предоставление массажных услуг против сколиоза как раз предполагает достижение полезного эффекта спустя несколько дней, недель (в зависимости от степени искривления позвоночника)). Из указанного вытекает свойство несохраняемости услуг.

Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Такое свойство известно законодателю, иначе как можно объяснить включение в п. 2 ст. 167 ГК, посвященной последствиям недействительности сделок, правила, по которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах.

Все отмеченное приводит к выявлению одного из главных свойств услуги – неустойчивости ее качества. Качество – это то, что нельзя исчислить. Оно проявляется в особенностях, специфических чертах явления, и уровень качества есть ряд свойств, делающих явление ценным, значимым. Следовательно, уровень качества должен определяться набором признаков выполняемой операции. Здесь возникает сложность – как определить те признаки и требования, которым должна отвечать операция, чтобы быть доброкачественной услугой? Чаще всего определение происходит через сроки, соотношение себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов, т.е. через количественные показатели. Качество отдельных видов услуг можно определять методами экспертной и социологической оценки. Приемлема также оценка мастерства исполнителя, технологической дисциплины (соблюдение последовательности), завершенности операции (достигнута ли ее цель), качества обслуживания для потребительских услуг (этика общения, создание комфортной обстановки для потребителей, заказчиков услуг, учет их запросов). Сложность определения критериев качества связана также с тем, что качество услуг неустойчиво, а потому в гражданском праве обычно устанавливаются нормы о том, что не должен совершать исполнитель услуг, в связи с чем, в подзаконных актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются юридические конструкции, в основе которых лежит негативное обязывание.

Итак, проведя небольшой анализ по содержанию услуги мы можем сделать вывод, что услуга как объект гражданских прав – это способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате действия (операции) или деятельности определенного человека или организации, допускаемой действующим правопорядком.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...