Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




Перед вами, – надеюсь, уже прочтённая, – одна из немногих профессиональных книг об исторической личности, безусловно, известной каждому россиянину. Пока я работал над нею, мои сограждане назвали святого благоверного князя Александра Невского самым значительным для нас героем российской истории.

Как же так? – Удивились при этом известии мои добрые коллеги в Институте российской истории Российской Академии Наук. – Ведь об Александре Ярославиче написано так мало, что солидные работы легко пересчитать по пальцам, а научных книг, почитай, и вовсе нет!? Честно говоря, и источников о жизни и деяниях великого князя не так уж много! Откуда такая популярность столь сложной фигуры, в которой даже мы, крупнейшие учёные, не можем до конца разобраться?!

Ошибка состоит в самой вопроса: святой князь вовсе не популярен. К нему вообще нельзя отнести термины, применимые к современным политикам, ориентированным на западную культуру. Ничего не объясняет и тот факт, что Московское государство возглавили прямые потомки Александра, и именно к нему старались возвести своё родство завершившие объединение Руси Романовы. Ни великие князья Московские, ни цари и императоры всея Руси не приложили чрезмерных усилий к укреплению всенародной славы своего предка. Конечно, образ, способный вдохновить православных россиян на подвиги, власти использовали всегда – в том числе и советские власти, когда не смогли без него обойтись. Но не они его создали, не они обеспечили Александру центральное место в русской истории и культуре.

Просто память о личности, воплотившая в себе единство русской государственности и православия, навеки закрепилась в душе народа как непоколебимый краеугольный камень национального самосознания. Не случайно спаситель веры и Отечества из крупнейшей в истории Руси катастрофы подвергался столь ожесточённым нападкам прозападных публицистов в ходе развала Советского Союза в 1990-х гг., когда политики откровенно выступили против своей страны, а уничтожению самой России мешало лишь одно: то, что на Западе именуют «коллективной идентичностью», в данном случае – русского народа.

 И тогда, я помню, далеко не все историки и публицисты нападали на святого князя с заданной (и оплаченной) целью. Многие очерняли и высмеивали Александра Невского по дурной интеллигентской привычке унижать общепринятые ценности тем более злобно, чем более эти ценности возвышенны, подобно тому, как Вольтер в XVIII в. яростно опошлял образ французской идентичности – святую мученицу Жанну д’Арк. Во Франции, как известно, эти псевдо интеллектуальные игры закончились Революцией, кровавым террором и появлением нового, значительно более спорного идола – Наполеона.

Но образ Александра Невского в нашем самосознании оказался намного более прочным, чем представлялось тем, кому он веками был страшно неудобен. После бесславного завершения вакханалии 1990-х этот феномен был исследован в самой большой книге, посвящённой святому князю. Почти на шестистах страницах немецкий историк пытался понять и объяснить своим коллегам, почему образ святого князя пережил века и чем он так дорог русским. Это основательное исследование полезно для тех, кто хочет понять, насколько западным авторам сложно разобраться в нашем образе мысли и понимании мира[ccxv].

К тому же князь – далеко не единственный из сонма святых защитников Отечества, заступников Руси перед престолом Господа. Равноапостольная княгиня Ольга и Феодосий Печерский, святые Борис и Глеб, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, десятки общерусских и масса местночтимых подвижников живут в душе русского народа из века в век, формируя представление о Родине, о долге, об идеалах добра. Попытка объяснить наше миропонимание тем, какие там указания даёт очередная власть или как велит мыслить вошедший в моду автор, вызывает у моих соотечественников в лучшем случае весёлое удивление.

Но особенно забавляют нелепые усилия перенести на нашу почву западные идеи шовинизма, национальной нетерпимости, порождённые духовной слабостью и страхом перед окружающим миром. Ведь русская душа никогда не пыталась возвыситься за счёт унижения других, мы всегда были открыты для представителей иных культур – и только крестоносцы, с наивной наглостью пытавшиеся растоптать наши святыни, заставляли нас временами обнажать светлый меч князя Александра.

Как историка меня волнует в исследовании одно – правда. В этой книге мы совершили путешествие в реальный мир Александра Ярославича Невского: жестокий, но возвышенный прекрасными подвигами, пугающий, но спасенный величайшим мужеством. Я был объективен, ничего не скрывая, и, в то же время, помня, к какой святыне прикасаюсь. В конце концов, пытаясь понять человека, память о котором стала частью нашей души, мы лучше поймём самих себя.

 


[i] Кучкин В. А.. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 174—176; он же: Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1986. № 5. С. 18–19.

[ii] Пашуто В. Т. Александр Невский. М., 1974. С. 10 и др.

[iii] Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей (ладе – ПСРЛ). Т. I. Л., 1926–1928. Стлб. 433–434.

[iv] Цитировано по замечательному изложению на современном литературном языке: Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. I. М., 1988. С. 586.

[v] «В лето 1214 ведена была Ростислава из Новгорода, дочь Мстислава Мстиславича, за Ярослава, сына великого князя Всеволода, в Переяславль Суздальский». – Летописец Переяславля Суздальского // ПСРЛ. Т. 41. М., 1995. С. 131.

[vi] Богданов А. П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 57–72; он же. Кто построил Русское государство // Труды Института российской истории. Вып. 6. М., «Наука», 2006. С. 34–64; он же. Княгиня Ольга // Христианизация Руси – России. Сборник научных трудов. М., Национальный институт бизнеса, 2006. С. 12-34.

[vii] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (далее – НПЛ). Полное собрание русских летописей. Т. III. М. –Л., 1950 (репринт: М., 2000). С. 54-57, 253–257.

[viii] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. I. Стлб. 444.

[ix] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. I. Стлб. 445.

[x] Рассказ о битве на Калке см.: Новгородская первая летопись… С. 62-64 и др.; Ипатьевская летопись. // ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. Стлб. 741.

[xi] Дашкевич Н. П. Былина об Алеше Поповиче и о том, как не осталось на Руси богатырей. Киев, 1883.

[xii] Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды (извлечения из сочинений арабских). СПб., 1884. Т. I. С. 27.

[xiii] Начальная летопись. Перевод с древнерусского языка и научный комментарий С. В. Алексеева. М., 1999. С. 13.

[xiv] Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII век). М., 1956. С. 100.

[xv] ПСРЛ. Т. I. Вып. 1. Л., 1926. Стлб. 153–154; НПЛ. С. 16, 21.

[xvi] НПЛ. С. 59.

[xvii] НПЛ. С. 26.

[xviii] Подробно: Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978. С. 72–105.

[xix] Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии. С. 110–118.

[xx] Arnoldi Chronica Slavorum. Lib. VII, IX, 10 / Hrsg. v. J. M. Lappenberg // Monumentae Germanica Hist., SS. T. 14. Hannover, 1952. P. 212.

[xxi] Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. 2-е изд. М. –Л., 1938. I. 12.

[xxii] Генрих Латвийский. Хроника. X. 17.

[xxiii] Цитируемая здесь и далее Хроника Генриха Латвийского написана немецким монахом, участником завоевания Ливонии, в 1225 – начале 1226 гг. События восстанавливаются именно по ней, благодаря откровенности автора и с учётом того печального факта, что летописи Полоцка до нас не дошли.

[xxiv] Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 229, ср. с. 230.

[xxv] НПЛ. С. 52–53; Генрих Латвийский. Хроника. XV. 8.

[xxvi] Генрих Латвийский. Хроника. XXIV. 1–2.

[xxvii] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. I. Стлб. 445.

[xxviii] Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 133.

[xxix] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. I. Стлб. 445.

[xxx] Генрих Латвийский. Хроника. XXVI. 2.

[xxxi] «По новому соглашению треть земель поступала Альберту, треть – епископу Эстонии и треть – Ордену». – Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 136, ср. с. 135.

[xxxii] Генрих Латвийский. Хроника. XXVII–XXVIII. Цит. XXVIII. 5–6.

[xxxiii] НПЛ. С. 61.

[xxxiv] О них свидетельствуют труды археологов; см., например: Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 49–92 и др.

[xxxv] НПЛ. С. 60–61.

[xxxvi] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца XVII в. М., 1989. С. 14–39, цит. с. 38. Ср.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в. ). Л., 1987.

[xxxvii] Об обряде постригов впервые упоминается в Суздальской летописи под 1194 г. (Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. Л., 1926–1928; переизд. Б. М. Клоссом в 1997 г. ): обряд был проведён над княжичем Ярославом Всеволодовичем, будущим отцом Александра. Следующее сообщение о постригах, с посаждением княжича на коня, имелось в составленной для потомков Александра Троицкой летописи под 1196 г. (Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста, М. — Л., 1950).

[xxxviii] Мечи длиной до 120 см и весом до 2 кг составляют исключение. См.: Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 1. Мечи и сабли IX–XIII вв. М. –Л., 1966. С. 52 и сл. (включая таблицы).

[xxxix] Васин П. [А. ] Игрушки русских рыцарей // Родина. 2003. № 11. С. 106–110. И др. его статьи.

[xl] Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. III. Доспех, комплекс боевых средств IX–XIII вв. М. -Л., 1971. С. 59–60 и др.

[xli] Подробно: Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел). М., 1966.

[xlii] От слова «доска» пошло само слово «доспех». См.: Медведев А. Ф. К истории пластинчатого доспеха на Руси // Советская археология. 1959. № 2; он же. Оружие Великого Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. 1959. № 65.

[xliii] «Обычные размеры пластин: длина 8–10 см., ширина 1, 5–3, 5 см». Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение // Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985. С. 316.

[xliv] «Буцеллариям (тяжеловооруженным всадникам. – А. Б. ) не мешает иметь железные рукавицы»: Maurikios. Strategikon. Первоисточник сочинений о военном искусстве императора Льва Философа И Н. Макиавелли. / Пер. с лат. Цыбышева. СПб., 1903. Кн. I. Гл. 2.

[xlv] Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. III. Доспех, комплекс боевых средств IX–XIII вв. С. 56–57.

[xlvi] Княжеский плащ-корзно представлял собой большой (до пят) полукруг (или даже 3/4 круга) драгоценной материи, обычно сшитой из кусков: шелка такой большой ширины тогда просто не умели ткать. По периметру, особенно по прямым отрезкам и вокруг горла, он отделывался парчой и драгоценным шитьём. В «мирном» варианте корзно набрасывалось сзади-слева и застёгивалось на правом плече. Чтобы высвободить левую руку, Александр Ярославич должен был согнуть её в локте и подобрать на неё подол красивыми складками. Тогда впереди плащ образовывал направленный вниз угол, который мы видим на иконах. В боевом варианте плащ скреплялся впереди или пристёгивался к плечам, закрывая всадника ниже стремян и коня до хвоста. Эксперименты современных реконструкторов показали, что в скачке корзно развевалось за плечами зигзагами – именно так, как изображено на иконах святых конных воинов!

[xlvii] О событиях 1224–1225 гг.: НПЛ. С. 64.

[xlviii] ПНЛ. С. 64-65, 67, 72 и др. СККДР. С. 39.

[xlix] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 32.

[l] ПНЛ. С. 64–65.

[li] Historica Russiae Monumenta ex antiquis exterarum gentium arcivis et bibliothecis deprompta ab A. I. Turgenevio. V. I. Petropoli, 1841. Vol. 1 (Акты исторические, относящиеся к России, извлечённые из иностранных архивов и библиотек А. И. Тургеневым. СПб., 1841. Т. I. Далее – Акты Тургенева), № 21.

[lii] Булла от 17 января 1227 г. гласила: «Всем королям Руси привет и всяческие плоды благодати [шлет] Гонорий епископ, раб рабов Божиих. Радуемся во Господе, ибо, как вы слышали, послы ваши, отправленные к достопочтенному брату нашему, епископу Моденскому, нашему легату апостольского престола, смиренно просили его посетить края ваши, ибо, желая здраво внимать спасительному учению, вы готовы полностью отказаться от всех заблуждений, которые совершили, как было сказано, из-за недостатка проповедников, за что Господь, разгневавшись на вас, доныне подвергал вас многим бедствиям, и ждет вас еще более тяжелое несчастье, если не сойдете с тропы заблуждений и не вступите на путь истины. Ведь чем дольше будете коснеть в заблуждении, тем больших напастей вам следует страшиться. Потому, даже если и не гневается Господь ежедневно, то все же над теми, кто пренебрегает крещением, навис, наконец, меч его возмездия. Итак, желая от вас получить подтверждение, хотите ли вы принять легата Римской церкви, чтобы под воздействием его здравых наставлений вы постигли истину католической веры, без которой никто не спасется, всех вас настойчиво просим, увещеваем и умоляем, чтобы об этом желании вашем сообщили нам в посланиях и через надежных послов. Пока же, поддерживая прочный мир с христианами Ливонии и Эстонии, не мешайте распространению веры христианской и тогда не вызовете негодования божественного апостольского престола, который при желании легко может воздать вам возмездием. Но лучше, если бы, соблюдая истинное послушание и божественные обряды, при всепрощении Господнем вы заслужили бы от обоих милость и любовь. Дано в Латеране, XVI Календы февраля, год XI [понтификата нашего]». Цит по переводу: Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. М., 2002. С. 219-220.

[liii] Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии. С. 126–136.

[liv] ПСРЛ. Т. I. С. 190; НПЛ, с. 65, 270.

[lv] ПСРЛ. Т. I. С. 149. Подробнее: Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносцев. С. 136–139.

[lvi] НПЛ. С. 65.

[lvii] НПЛ. С. 65.

[lviii] Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. II. Т. 3. М., 1988. С. 121. Источники: Русская летопись по Никонову списку. Ч. 3. СПб., 1768. С. 57, 59; ПСРЛ. Т. X. С. 150, 151.

[lix] НПЛ. С. 69. Для сравнения: в голод 1215 г. кадь ржи продавалась за 10 гривен (т. е. вдвое дешевле), а в ненастный и неурожайный 1228 г., когда Александр впервые стал князем в Новгороде – за 3 гривны.

[lx] НПЛ. С. 71.

[lxi] Псковская Первая летопись (далее – ППЛ) // Псковские летописи. / А. Н. Насонов. Вып. 1. М. -Л., 1941. С. 11.

[lxii] По НПЛ. С. 71; в Лаврентьевской летописи поход датирован 1232 г. ПСРЛ. Т. I. С. 459.

[lxiii] НПЛ. С. 71–72, цит. с. 72.

[lxiv] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 43.

[lxv] Житие и жизнь благоверныя великия княжны Евфросинии Суздальской. Списано иноком Григорием // Памятники древней письменности. Изд. ОЛДП. СПб., 1888. № 91. О Григории: СККДР. Вторая половина XIV–XVI в. Ч. 1. С. 169–172 (с библиографией).

[lxvi] Русские дружинники не даром с детства учились глубоко сидеть в седле и пользоваться солидными шпорами с мощным шипом, снабженным ограничителем для того, чтобы не наносить серьёзных травм лошади. Именно на Руси найдены и самые ранние в Европе шпоры с вращающимися звёздочками, позволявшими высылать лошадь ещё более резко, но менее травматично. По количеству и качеству найденных археологами шпор Русь XII – первой половины XIII вв. опережает всю остальную Европу вместе взятую. Да и всё снаряжение верхового коня, судя по археологическим данным, говорит о том, что в «весёлой науке рыцарства» наши дружинники до монгольского разорения опережали Запад. См.: Кирпичиков А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX–XIII вв. Л., 1973. С. 68, 70 и мн. др.

[lxvii] НПЛ. С. 73.

[lxviii] Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. II. М., 1988. С. 124.

[lxix] НПЛ. С. 73.

[lxx] Ср. НПЛ. С. 73 и Суздальскую летопись (в Лаврентьевском своде). ПСРЛ. Т. I, Стлб. 460.

[lxxi] Ср.: Галицко-волынская летопись (в Ипатьевском своде). ПСРЛ. Т. II. Стлб. 771–774; НПЛ. С. 73–74.

[lxxii] Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 150-151.

[lxxiii] Соловьев С. М. История России. Кн. II, С. 139–140.

[lxxiv] Подробно: Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 150–172.

[lxxv] ПСРЛ. Т. VII. С. 144.

[lxxvi] НПЛ. С. 77. Здесь же приведён рассказ о Невской битве.

[lxxvii] НПЛ. С. 78.

[lxxviii] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 61 и др.

[lxxix] Шаскольский И. П. Борьба Руси. С. 133, 135, 148–152; Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 240–241.

[lxxx] Цит. по: Шаскольский И. П. Борьба Руси. С. 141.

[lxxxi] Шаскольский И. П. Борьба Руси. С. 140, 152–153. Автор опирается на оригинальные источники и специальное исследование об этой фигуре: Donner G. Kardinal Wilhelm von Sabina. Helsingfors, 1929.

[lxxxii] НПЛ. С. 74.

[lxxxiii] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 776.

[lxxxiv] Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 238 и др.

[lxxxv] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 776.

[lxxxvi] Опубликовано в Monumenta Germaniae Historica. Цит. по: Мельвиль М. История ордена Тамплиеров. СПб., 2003., стр. 194.

[lxxxvii] Опубликовано в MGH SS, 26. Hannover, 1882, repr. Stuttgart/New York, 1964. Р. 604-605. Цит. по: Der Mongolensturm // Ungarns Geschichtsschreiber 3. Kö ln, 1985. С. 204.

[lxxxviii] Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 238–239; Шаскольский И. П. Борьба Руси. С. 153–154.

[lxxxix] Хроника Эрика. // Составитель, ответственный редактор и редактор перевода А. А. Сванидзе. Перевод А. Ю. Желтухина. Комментарии А. Ю. Желтухина и А. А. Сванидзе. М., 1999. С. 13.

[xc] О сочинении и его списках: СККДР. Вторая половина XIV–XVII вв. Ч. 2. Л., 1989. С. 313–315 (с библиогр. ).

[xci] Детально: Шаскольский И. П. Борьба Руси. С. 171–178.

[xcii] Цит. по научному переводу: Житие Александра Невского / В. И. Охотникова // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981; она же: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век СПб., 1997.

[xciii] НПЛ. С. 77.

[xciv] Русская форма скандинавского названия Snekkar – «змея» (хотя по немецки Schnecke – «улитка»). Длина шнек составляла 20–24 м, ширина – 4, 2–5, 1 м, высота борта – 1, 2–1, 7 м, осадка – 0, 5–1 м. Среднее водоизмещение – от 10 до 20 т. Экипаж – 40–70, иногда до 100 человек.

[xcv] Примерная длина когга (по крайним точкам) – 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7, 3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т, но бывали когги на 300 и даже 500 т.

[xcvi] Шаскольский И. П. Борьба Руси. С. 160–162.

[xcvii] Пашуто В. Т. Внешняя политика. С. 293 и др.

[xcviii] «По мнению немецкого исследователя Ф. Бенингховена, – добавляет Кучкин, – Андреас фон Вельвен был рыцарем Ордена меченосцев». – Кучкин В. А. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции (Новгород, 20–28 сентября 1995 г. ). Новгород, 1996.

[xcix] Кирпичников А. Н. Две великих битвы Александра Невского // Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции.

[c] В Псковской Первой летописи дата ошибочна: «»В лето 1240 пришли шведы в реку Неву и победил их князь Александр с мужами новгородскими месяца мая в 15 день». – Псковские летописи. Вып. 1. М. -Л., 1941. С. 13.

[ci] По мнению И. П. Шаскольского, «Шведские корабли скорее всего были поставлены не у берега Невы (широкий плес Невы подвержен ветрам и волнениям воды), а в более спокойном месте, у берега реки Ижоры. В таком случае удар пешей дружины должен был производиться вдоль Ижоры (с юга не север), а удар конной дружины – со стороны суши в направлении к берегу Ижоры» (Борьба Руси. С. 191). И то, и другие мнение недоказуемо. А словосочетание «пешая дружина» выглядит неверным с точки зрения археологии, рисующей нам (согласно работам А. Н. Кирпичникова) дружинников как конных воинов, аналогичных рыцарям. Не даром выступление слуги Александра Невского пешим выделено в Житии князя как особый случай!

[cii] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 65–65. Разумеется, «Невским» князя Александра Ярославича тогда никто не называл, тем более – в народе. Эпитетами «великий», «храбрый» и «Невский» он был выделен в цепочке «православных великих князей, заступников наших всея Русская земля» лишь в XV в., в новгородском (НПЛ. Приложение 2. С. 468–469), а затем и московском летописании. Исследованию прославления образа Александра на Руси – с критических позиций Запада, которому он противостоял – посвящена самая толстая книга о святом князе: Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000). М., 2007. Цит. с. 75.

[ciii] Он приехал к Александру не только с известием о явлении св. Бориса и Глеба, но и с новостями о шведах: «да скажет ему станы и обрытья их».

[civ] См. также: Кирпичников А. Н. Невская битва 1240 года и ее тактические особенности. // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 24 –30.

[cv] Шаскольский И. П. Папская курия – главный организатор крестоносной агрессии 1240–1242 гг. против Руси // Исторические записки. Т. 31. М., 1951. С. 187–188.

[cvi] Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 181; он же. Александр Невский. С. 67–68. О том, что датский король послал войско и переселенцев под командой принцев Кнута и Абеля для занятия опустошенных татарами владений Новгорода писал современник событий Матвей Парижский; см. подробнее: Назарова Е. Л. Крестовый поход на Русь 1240 г. (Организация и планы) // Восточная Европа в исторической перспективе. К 80-летию В. Т. Пашуто. – М.: 1999. Стр. 190-201.

[cvii] Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 181.

[cviii] НПЛ. С. 77–78. Псковский летописец о событиях 1240–1242 г. написал кратко: «Избиша Немци пскович под Изборском 600 муж, месяца сеньтября въ 16 день. И по семъ пришедше Немци и взяша град Псковъ, и седоша Немци въ Пскове два лета». Псковские летописи. Т. I. С. 13.

[cix] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 782–794.

[cx] Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 168.

[cxi] Пашуто В. Т. Внешняя политика. С. 295. Документ: Liv-Esth und Kurlä ndishes Urkundenbuch // Ed. F. G. Bunge (далее – LUB). Bd. III. Reval, 1857. №169а.

[cxii] В договоре он написал: «Я, брат Андреас фон Вельвен, в те дни магистр дома братьев Тевтонских в Ливонии, когда был в Поморье»; «Я, упомянутый брат А[ндреас], магистр рижский (magister Rigerensis)».

[cxiii] Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. П. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972. С. 306–307 (оригинал), 307–308 (перевод В. Т. Пашуто).

[cxiv] НПЛ. С. 78. В Житии об этом сказано обобщённо: «На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив». В Псковской I летописи говорится: «Взял князь Александр городок Копорье, а немцев перебил. А на другое лето ходил князь Александр с мужами новгородскими, и бился на льду с немцами». Псковские летописи. Т. I. С. 13.

[cxv] Пашуто В. Т. Внешняя политика. С. 287 и др.

[cxvi] Рассказ о кампании 1242 г.: НПЛ. С. 78.

[cxvii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 470.

[cxviii] Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. М. ­–Л., 1966. С. 203-215 (текст и оригинал).

[cxix] См., напр.: Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г. (новое осмысление) // Вопросы истории 1994, 5. С. 162– 166; и др.

[cxx] Насчёт личности предводителя крестоносцев на Чудском озере существуют разные предположения, например, что это был Андреас фон Вельвен. См.: Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению Ледового побоища. М. –Л., 1966. С. 188, 224, 225.

[cxxi] В комментарии к изданию Рифмованной хроники сказано, что стих «падали на траву» (uf daz gras) фигурален, по аналогии с идеоматическим выражением in das Gras beissen: «пасть на поле брани» (буквально: укусить траву).

[cxxii] В Псковской I летописи, написанной несколько позже, рассказ о событиях дан с ошибочной датой сражения: «Пришел князь Александр и избил немцев во граде Пскове, и град Псков избавил от безбожных немцев помощью святой Троицы. И бился с ними на льду; и помог Бог князю Александру и мужам новогородцем и псковичам; одних перебил и других связав босыми повел по льду. Эти бои были месяца апреля в 1 день; и была в граде Пскове радость великая. И сказал князь Александр: " О мужи псковичи, се же вам глаголю: если кто и напослед моих пленник, или прибежит кто в печали, или так придет жить во град Псков, а вы его не примете и не почтете его, – и наречетесь вторая Жидова" ». Псковские летописи. Т. I. С. 13.

[cxxiii] См, напр., Новгородскую Первую летопись младшего извода: НПЛ. С. 295–297, цит. с. 296.

[cxxiv] Софийская первая летопись. — ПСРЛ. Т. V. СПб., 1851. Цит. по: Софийская Первая летопись по списку И. Н. Царского. // ПСРЛ. Т. 39. М., 1994. С. 83.

[cxxv] НПЛ. С. 78–79.

[cxxvi] Псковские летописи. Вып. I. С. 13.

[cxxvii] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 79–81.

[cxxviii] Псковская Судная Грамота, составленная на вече в 1467 г. Издана по списку, хранящемуся в библиотеке кн. М. С. Воронцова / Мурзакевич. Одесса, 1847; Псковская Судная Грамота (1397–1467). Изд. 2-е. Одесса, 1868; Псковская Судная Грамота (1397–1467). / И. И. Васильев и Н. В. Кирпичников. Псков, 1896; Псковская судная грамота. СПб., 1914; Псковская судная грамота / Черепнин Л. В.; Яковлев А. И. // Исторические записки. Том 6. 1940; и др.

[cxxix] См., напр.: Алексеев Ю. Г. Псковская Судная грамота и её время. Развитие феодальных отношений на Руси XIV–XV  вв. Л., 1980.

[cxxx] Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. IV. СПб., 1848. С. 250.

[cxxxi] Алексеев Ю. Г. Псковская Судная грамота. С. 19, 21 и др.

[cxxxii] Кафенгауз Б. Б. Вече в древнем Пскове // История СССР. 1966. № 6. С. 123.

[cxxxiii] Алексеев Ю. Г. Псковская Судная грамота. С. 32–33.

[cxxxiv] НПЛ. С. 79.

[cxxxv] Там же.

[cxxxvi] Там же..

[cxxxvii] Расчёты по улусам: Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголах // Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб. статей. Изд. 2-е. М., 1977. С. 394–399.

[cxxxviii] Гумилёв Л. Н. «Тайная» и явная история монголов XII–XIII вв. // Татаро-монголы в Азии и Европе. С. 494–495 и др.

[cxxxix] Угэдэй изрёк: «Говорят про тебя, что ты в походе не оставлял у людей и задней части, у кого только она была в целости, что ты драл у солдат кожу с лица. Уж не ты ли и Русских привел к покорности этою своею свирепостью? По всему видно, что ты возомнил себя единственным и непобедимым покорителем Русских, раз ты позволяешь себе восставать на старшего брата... Что же ты чванишься и раньше всех дерешь глотку, как единый вершитель, который в первый раз из дому-то вышел, а при покорении Русских и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл». Цит. по: Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. / Козин С. А. М. –Л., 1941. С. 367.

[cxl] «Взойдя на родительский великий престол, вот что совершил я после деяний государя и родителя. Я окончательно покорив Лихудский народ (Гиньское царство) – это во-первых. Во-вторых, я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также и для осуществления быстрейшей доставки всего необходимого. В-третьих, я приказал устроить колодцы в безводных землях, чем доставлю народу воду и корма, и, наконец, учредив должности алгинчинов и танмачинов, установил полный покой и благоденствие для всего государства. Итак, я прибавил четыре своих дела к деяниям своего родителя, государя», – гласит Сокровенное сказание (§ 281).

[cxli] ПСРЛ. Т. I, Стлб. 470–471.

[cxlii] См., напр.: Костомаров Н. И. Князь Данило Романович Галицкий // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Кн. I. Вып. 1–3. М., 1990. С. 139–141.

[cxliii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 470.

[cxliv] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 87.

[cxlv] Бенедиктинский монастырь в Бёртоне-на-Тренте (графство Стаффордшир). Мы пользуемся текстом соответствующей части Анналов, хранящихся в Британском музее, в переводе В. И. Матузовой: Английские средневековые источники IX–XIII вв. М. Наука. 1979.

[cxlvi] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 471.

[cxlvii] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 795.

[cxlviii] См.: Повесть о святых мученицех о великом князе Михиле Всеволодовиче Черниговском и о боярине его Федоре вкупе постадавших.

[cxlix] См. перевод: Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. / Перевод А. И. Малеина. М., 1957. Далее мы цитируем это издание.

[cl] Богданов А. П., Симонов Р. А. Прогностические письма доктора Андреаса Энгельгардта царю Алексею Михайловичу // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 167–174.

[cli] О миссии Карпини много говорят причины, которые он привёл как мотивы своего отказа везти в Западную Европу татарское посольство: «Первая – та, что мы опасались, что при виде существовавших между нами раздоров и войн они еще более воодушевятся к походу против нас. Вторая причина была та, что мы питали страх, не оказались бы они лазутчиками в нашей земле».

[clii] Рашид ад-дин. Сборник летописей. М. –Л., 1952. Т. I. Кн. 2. С. 121.

[cliii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 471.

[cliv] Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. М., 2002. С. 262–265 (латинский оригинал и перевод).

[clv] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 471.

[clvi] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 92. По другой версии Александр, напротив, получил, вдобавок к Новгороду, Тверь: Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси X–XIV вв. М., 1984. С. 111, 113–115.

[clvii] Там же в Лаврентьевской летописи сказано: «Того же (1247) лета поехал А6ндрей князь Ярославич в татары к Батыю и Александр князь поехал за братом к Батыю, Батый же почтив их послал их к ханевичам». Историки нередко толкуют это известие как попытку Андрея обойти брата в их предполагаемой борьбе за великокняжеский стол. Новгородский летописец ничего и таких хитростях не слыхул и написал просто: « В 1246 г. поехал князь Александр в татары». – НПЛ. С. 79.

[clviii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 472.

[clix] НПЛ. С. 80.

[clx] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 472–473.

[clxi] Горский А. А. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского. // Александр Невский и история России. Новгород, 1996.

[clxii] Матузова В. И.,. Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. С. 268 (латинский оригинал и перевод).

[clxiii] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 806–808.

[clxiv] СККДР. Вып. I. (XI – первая половина XIV в. ). Л., 1987. С. 225–227.

[clxv] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 791.

[clxvi] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 809.

[clxvii] См. : Правило Кюрилла митрополита русьскаго. // Русские достопамятности, издание Общества истории и древностей российских. М., 1815. Ч. 1. С. 104–118; Розов А. Кирилла философа слово на собор архистратига Михаила // Чтения Общества истории и древностей российских (далее – ЧОИДР). 1847, № 8, отд. IV; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978. С. 146–152, 181–184, 243; и др.

[clxviii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 472.

[clxix] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 453, 456–459, 465, 471–476.

[clxx] См.: Кирилл // Творогов О. В. // СККДР. Вып. I. С. 223–225.

[clxxi] Поучения Кирилла, митрополита Ростовского // Православный собеседник. 1859. Ч. 1. С. 244–258.

[clxxii] Переговоры в Трондхейме шли по северному неспешно и увенчались мирным договором в 1254 г. Шаскольский И. П. Посольство Александра Невского в Норвегию // Вопросы истории. 1945. № 1. С. 112–116; Джаксон Т. Н. Александр Невский и Хакон Старый // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 134–139. Рыдзевская Е. А. Сведения по истории Руси XIII в. в саге о короле Хаконе // Исторические связи Скандинавии и России IX–XX вв. Сб. ст. Л., 1970. С. 124.

[clxxiii] Роман Михайлович, князь Брянский, сын Михаила Всеволодовича Черниговского. Неясно, по какому договору Александр Невский выделил ему «тысячу», или он на празднике играл роль тысяцкого, а «ряд» – это чин венчания на великокняжеский стол, который Роман «держал», т. е. соблюдал?

[clxxiv] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 473.

[clxxv] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 114.

[clxxvi] Об этом: Кучкин В. А. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси.

[clxxvii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 473–474; НПЛ. С. 80.

[clxxviii] Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. II. C. 80–81.

[clxxix] Летопись жизни и деятельности Александра Невского / Сост. Ю. К. Бегунов // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы / Под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. СПб., 1995. С. 209.

[clxxx] Пчёлов Е. В. Монархи России. М., 2003. С. 216–217.

[clxxxi] ПСРЛ. Т. II. Стлб. 826–831 и сл.

[clxxxii] НПЛ. С. 80.

[clxxxiii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 474.

[clxxxiv] НПЛ. С. 80–81.

[clxxxv] Хроника Эрика. С. 13–15.

[clxxxvi] НПЛ. С. 81.

[clxxxvii] Подробно о крестовом походе и кампании 1255 г.: Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии. С. 206–226, цит. с. 220.

[clxxxviii] Хроника Эрика. С. 15.

[clxxxix] Ата Малик Джувейни. История завоевателя мира. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М., 1941. С. 223. Прим. 10; Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. II. C. 73.

[cxc] Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. // Саранск, 1960. С. 47.

[cxci] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 474.

[cxcii] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 474.

[cxciii] Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 47.

[cxciv] Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. М., 1966. С. 48.

[cxcv] Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. С. 51.

[cxcvi] См.: [Бичурин Н. Я. ] Иакинф. История первых четырёх ханов из дома Чингисова. Переведена с китайского монахом Иакинфом. СПб., 1828; переизд. В кн.: История монголов. М.,, 2005. С. 218.

[cxcvii] ПСРЛ. Т. I, Стлб. 474–475.

[cxcviii] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 128.

[cxcix] О царе и его реформах см.: Богданов А. П. В тени Великого Петра. М., 1998.

[cc] «Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское для меня несчастие», – сказал ему хан Сартак,  возвращаясь от Менгу, утвердившего его правителем улуса Джучи, в ответ на приглашение посетить ставку Берке. – Иакинф. История первых четырёх ханов С. 218.

[cci] ПСРЛ. Т. I, Стлб. 475.

[ccii] НПЛ. С. 82.

[cciii] НПЛ. С. 82.

[cciv] НПЛ. С. 82–83.

[ccv] ПСРЛ. Т. I. Стлб. 475.

[ccvi] ПСРЛ. Т. I, Стлб. 475.

[ccvii] НПЛ. С. 83. ПСРЛ. Т. II. Стлб. 848.

[ccviii] Пашуто В. Т. Александр Невский. С. 137–138.

[ccix] НПЛ. С. 83.

[ccx] ПСРЛ. Т. I, Стлб. 476.

[ccxi] Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. М., 1966. С. 15.

[ccxii] Епископ Ростовский Кирилл умер чуть прежде Александра Невского.

[ccxiii] НПЛ. С. 83–84. Выделено мной. – А. Б.

[ccxiv] ПСРЛ. Т. I, Стлб. 477–481.

[ccxv] Шенк, Фритьоф Беньямин. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263–2000). М., 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...