Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи самостоятельной работы




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Юго-Западный государственный университет

Факультет экономики и менеджмента

 

Кафедра экономики, управления и политики

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

______________ О.Г. Локтионова

«____» ________________ 2017 г.

 

Экономическая география

И регионалистика

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

для студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика

 

 

Курск 2017

УДК 911 (075.8)

 

Составители: Т.А. Беляева, И.А. Козьева

 

 

Рецензент

Кандидат экономических наук, доцент Клевцова М.Г.

 

Экономическая география и регионалистика: методические указания по выполнению самостоятельной работы / Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: Т.А. Беляева, И.А. Козьева Курск, 2017. 74 с.

 

 

Содержат методические указания по основным этапам выполнения и защиты самостоятельных работ, тематику исследований, краткие рекомендации по структуре и содержанию отчета по самостоятельной работе по различным темам, обзор литературы, указания к составлению графических материалов, требования к оформлению результатов.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика очной и заочной форм обучения.

 

 

Текст печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать. Формат 60×84 1/16.

Усл.печ.л.. Уч.-изд.л.. Тираж 100 экз. Заказ. Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040 г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………....  
1 Цели и задачи самостоятельной работы……………………….  
2 Структура и содержание отчета о самостоятельной работе….  
3 Оформление самостоятельной работы………………………… 4 Методические рекомендации по темам самостоятельной работы………………………………………………………………  
5 Экономико-географические методы…………………………… 6 Представление и защита самостоятельной работы....................  
7 Рекомендуемые источники информации………………………  
Приложение А. Пример оформления титульного листа……….  
Приложение Б. Пример оформления индивидуального задания  
Приложение В. Пример оформления содержания самостоятельной работы…………………………………………………….  
Приложение Г. Пример оформления списка использованных источников………………………………………………………..  

 

Введение

 

Методические рекомендации по выполнению и защите самостоятельных работ по экономической географии и регионалистике адресованы студентам очной и заочной форм обучения. Требования, предъявляемые к содержанию, оформлению, предъявлению и защите самостоятельных работ, должны выполняться студентами в строгом соответствии с настоящими рекомендациями.

Самостоятельная работа - это один из видов учебной работы, которая выполняется студентом во внеаудиторное время под руководством преподавателя. Руководитель самостоятельной работы консультирует студента в процессе исследования, осуществляет текущий контроль за выполнением графика исследования, принимает решение о готовности самостоятельной работы к защите, организует и принимает ее защиту совместно с членами комиссии. Общее руководство контрольными работами осуществляется кафедрой экономики, управления и политики. Содержание и оформление самостоятельных работ должны соответствовать Стандарту университета СТУ 04.02.030 – 2015 «Курсовые работы (проекты). Выпускные квалификационные работы. Общие требования к структуре и оформлению» и настоящим методическим рекомендациям.

Самостоятельная работа по экономической географии и регионалистике выполняется в соответствии с учебным планом направления 38.03.01 Экономика очной и заочной формы обучения. Студентам предлагаются на выбор темы самостоятельных работ. Самостоятельная работа выполняется в пределах часов, отводимых на изучение дисциплины (согласно учебному плану заочной формы обучения - 123 часа, очной формы обучения - 36 часов).

Выполнение самостоятельной работы способствует развитию творческого потенциала обучающегося, бакалавра в области экономики и управления. Знание экономической географии и регионалистики имеет большое значение для формирования профессионального экономического мировоззрения. Изучение теорий размещения производительных сил, принципов и факторов размещения и развития предприятий различных отраслей экономики, умение анализировать и прогнозировать социально-экономические процессы в региональной экономике, знание особенностей размещения производства на территории России является необходимой основой для профессионального развития экономиста и менеджера.

Современные тенденции развития экономической географии и регионалистики ориентированы на формирование системного пространственного мышления. Очевидно, что социально-экономическое развитие общества во многом определяется влиянием территориальных факторов, и особенности экономического образования должны быть обусловлены спецификой геоэкономической среды, в которой будущим бакалаврам придется осуществлять свою профессиональную деятельность.

Повышение эффективности экономико-географического образования, формирование географической компетентности экономистов осуществляется в результате проведения экономико-географических исследований и регионального анализа. В процессе написания самостоятельной работы студент обязан:

- обобщать, систематизировать и анализировать информацию разных источников – картографических, литературных, статистических и электронных;

- использовать в процессе экономико-географических исследований образовательные Интернет-ресурсы, материалы официальных сайтов;

- формировать авторские суждения по теме исследования и делать выводы на основе полученных теоретических и практических результатов.

« Экономическая география и регионалистика » представляет дисциплину с индексом Б.1.В.ОД.2 вариативной части учебного плана направления подготовки 38.03.01 Экономика, изучаемую на 1 курсе в 1 семестре.

Перечень дисциплин (модулей), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины: базовые знания экономической и физической географии, основы экономики в рамках среднего образования и экономической теории.

Дисциплина Экономическая география и регионалистика играет в будущей профессиональной деятельности бакалавра экономики существенную роль, участвуя в формировании компетенций:

общекультурных:

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

и профессиональных:

- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

- способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками, являющимися конкретизацией установленных компетенций:

знать: определение и основные понятия экономической географии и регионалистики, теоретические основы и современную практику управления размещением и развитием производительных сил;

уметь:осуществлять экономическую оценку природно-ресурсных и демографических факторов размещения производительных сил, географические особенности основных отраслей экономики и региональная структура экономики России, оценивать экономическую эффективность размещения производства, анализировать процессы формирования внешнеэкономических связей с ближним и дальним зарубежьем;

– владеть: методами экономико-географического и регионального анализа экономики, основами работы с картографическими и статистическими источниками информации.

Выполнение самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» направлено на формирование у студентов способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения при выполнении профессиональной деятельности.

Цели и задачи самостоятельной работы

 

В процессе выполнения самостоятельной работы студенты вырабатывают навыки подбора и самостоятельной работы с литературными, статистическими, картографическими и интернет-источниками, а также учатся делать соответствующие выводы на основе изучения, обобщения, систематизации и анализа изучаемой информации.

В самостоятельной работе необходимо отразить понимание научных основ размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства, умение оценить уровень развития отдельных отраслей России и ее регионов, объяснить особенности их развития и размещения в условиях рыночной экономики.

Разрабатывая тему, следует помнить, что основой самостоятельной работы является характеристика развития и размещения отраслей национальной экономики или комплексного развития экономики регионов России (в зависимости от темы).Различные исторические экскурсы и описание технологических процессов должны носить подчиненный характер и содействовать лучшему пониманию экономической стороны темы.

Обязательным должно быть использование в самостоятельных работах последних статистических ежегодников России. Статистические данные следует продуманно отбирать, обрабатывать и анализировать.

В самостоятельных работах на темы по развитию и размещению отраслей национальной экономики необходимо подробно охарактеризовать региональные рынки продукции производства рассматриваемой отрасли.

В самостоятельных работах на темы по экономико-географической характеристике регионов России необходимо изложить информацию о структуре экономики, большее внимание, уделив экономической специализации региона.

К самостоятельной работе обязательно должны быть приложены самостоятельно составленные статистические карты (картосхемы), без которых она не допускается к защите.

Задачами написания самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» являются:

- систематизация, закрепление и расширение полученных в процессе изучения дисциплины знаний;

- развитие навыков самостоятельного исследования и логического, грамотного изложения результатов, адекватного требованиям оформления работы;

- овладение умением сопоставления и анализа развития и размещения отраслей экономики регионов, выявление черт сходства и различия;

- изучение основ работы со статистическими материалами и составления по изученной информации таблиц, графиков с последующим анализом;

- изучение методик решения расчетных задач с использованием математических методов;

- выявление степени подготовленности студентов к проведению самостоятельного прикладного экономико-географического исследования.

Для решения перечисленных задач студенты должны подобрать и изучить материалы учебной и научной литературы, статистических сборников, материалы Российского законодательства в соответствии с темой исследования. Особое внимание следует уделить анализу публикаций периодической печати по теме исследования и материалов официальных сайтов.

На основе анализа, обобщения, сопоставления отобранных материалов автор самостоятельной работы должен раскрыть причины и особенности размещения избранной для изучения отрасли производства, специализации региона, а также специфику размещения населения и трудовых ресурсов.

При написании работы необходимо помнить, что экономическое исследование должно быть основано на критическом подходе к существующей практике хозяйствования. Студент обязан осветить современные проблемы развития и размещения отраслей экономики, проанализировать возможности совершенствования структуры регионального хозяйственного комплекса. В работе целесообразно выявить и раскрыть основные пути более полного и рационального использования трудовых ресурсов и природно-ресурсного потенциала изучаемой территории.

Раскрытие темы возможно только на основе применения различных экономико-географических методов, сравнения и обобщения их результатов.

Самостоятельная работа по экономической географии и регионалистике - это первый этап обучения в рамках выбранного направления. Исследуя материал по выбранной теме, студент должен продемонстрировать не только основательное знание исходного фактографического материала, но и умение самостоятельно систематизировать и творчески использовать идеи, содержащиеся в изученной литературе, логично раскрывать содержание исследуемого вопроса, связно и лаконично излагать выводы и рекомендации.

Изложение материала должно носить проблемно-полемический характер, показывать различные точки зрения на изучаемую проблему, отражать собственные взгляды и комментарии. В работе должны отразиться: уровень теоретического мышления первокурсника, его умения применять знания; степень владения учебной и специальной литературой; способность анализировать картографические источники и практику их применения.

Самостоятельная работа по экономической географии и регионалистике должна иметь высокий теоретический, методический и практический уровень; раскрывать экономическую сущность исследуемой темы. Работа выполняется студентом самостоятельно.

Раскрываемая тема должна быть насыщена фактическими данными, изложена экономическим стилем и правильно оформлена.

Результаты исследования излагаются студентами в отчете по самостоятельной работе. Структура и содержание отчета должны соответствовать изложенным далее методическим требованиям.

Данный подход к выполнению самостоятельной работы является важным средством повышения теоретического и методического уровня знаний студентов.

Отчет о самостоятельной работе подвергается проверке на объём заимствования и выявлению неправомочных заимствований (оценка оригинальности не менее 50%). Отчет о проверке оригинальности прикладывается к отзыву руководителя, что является необходимым условием при решении о допуске студента к защите работы.

2 Структура и содержание отчета о самостоятельной работе

Самостоятельная работа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- индивидуальное задание;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Каждая структурная компонента самостоятельной работы имеет свое назначение и особенности наполнения и оформления.

Титульный лист оформляется строго по установленному образцу (ПриложениеА) и подписывается личной подписью студента до сдачи работы на кафедру. Личная подпись студента свидетельствует о том, что работа выполнена самостоятельно. Без личной подписи студента работы не принимаются. Поставив личную подпись, студент несет ответственность за содержание и оформление работы в соответствии с требованиями кафедры и методическими рекомендациями.

После рекомендации работы к защите титульный лист подписывается руководителем; по окончании защиты самостоятельной работы и выставления оценки титульный лист подписывается председателем и членами комиссии.

Самостоятельная работа должна выполняться на основе индивидуального задания, содержащего необходимые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки студента.

Руководитель работы совместно со студентом формулирует задание, соответствующее тематике, которое студент оформляет в соответствии с требованиями по форме, приведенной в приложении Б.

Содержание самостоятельной работы (Приложение В) составляется в начале исследования и должно раскрывать структуру работы. В процессе дальнейшей работы студент может изменить содержание самостоятельной работы по мере накопления новых знаний по теме. Несмотря на то, что содержание составляется в соответствии с темой работы, общие требования к структуре работы необходимо строго соблюдать.

Содержание последовательно включает наименование всех глав и разделов самостоятельной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается изложение материала. Заголовки глав и разделов работы в содержании и в тексте должны быть сформулированы абсолютно одинаково. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности, по сравнению с заголовками в тексте, не допускается.

При составлении содержания необходимо знать, что первой страницей работы является титульный лист, второй страницей – индивидуальное задание, третьей - содержание (номера на этих страницах не ставятся).

Введение – это вступительная часть работы, в которой в определенной последовательности обосновывается актуальность темы, формулируется цель и задачи (5-7 задач), обозначается объект и предмет курсового исследования, делается обзор используемой литературы (по объему введение не должно превышать 2-3 страницы).

При обосновании актуальности студенту нужно раскрыть значимость изучаемых в работе вопросов, оценить социально-экономическую роль в государственном развитии анализируемых объектов, доказать необходимость и возможность проведения исследования по данной теме.

Для раскрытия актуальности темы самостоятельной работы надо проанализировать содержание изложенных в экономической литературе теоретических концепций и научных положений, показать специфику, особенности размещения производительных сил в условиях формирования и развития рыночных отношений в России.

Цель исследования формулируется в соответствии с темой работы. Необходимо отметить, что целью экономико-географических исследований является выявление влияния факторов размещения на развитие производительных сил. Достижение цели обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач.

В качестве примера можно привести следующие задачи исследования:

- изучить теории размещения производительных сил и региональной экономики;

- систематизировать методы экономико-географического и регионального анализа в соответствии с темой исследования;

- изучить историко-географические особенности федерального округа;

- оценить демографический потенциал территории и проанализировать влияние природно-ресурсного потенциала на развитие экономики федерального округа;

- исследовать факторы размещения производительных сил на изучаемой территории;

- проанализировать структуру экономики округа и охарактеризовать районы размещения отраслей специализации;

- исследовать территориальную организацию хозяйства и оценить эффективность ее развития;

- применить индексный метод выявления отраслей специализации для оценки экономической специализации анализируемой территории;

- изучить проблемы и выявить перспективы развития экономики и социальной сферы.

При формулировке объекта и предмета исследования необходимо учесть, что: объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения; предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения (факторы, принципы размещения и методика изучения производительных сил). В качестве объекта исследования в большинстве самостоятельных работах рассматривается размещение производительных сил, а предметом считать факторы, влияющие на размещение и развитие производительных сил.

Описывая использованные источники, необходимо отметить степень разработанности темы работы в современной литературе и ее количественное описание в статистических сборниках. Целесообразно, характеризуя источники, выделить авторов, рассматривающих определенные проблемы, существенные для раскрытия этой темы.

В основной части рекомендуется выделять три главы, включающие по три раздела. Заголовки глав и разделов должны полностью соответствовать их содержанию и теме работы. Отдельные части работы должны быть логически связаны между собой и последовательно раскрывать тему исследования. Разделы должны иметь приблизительно одинаковый объем страниц. Объем одного раздела должен быть не менее трех страниц, только в этом случае целесообразно выделять материал работы в самостоятельный раздел. Разделы работы должны быть взаимосвязаны, материал излагается последовательно и логично. Каждый раздел работы отражает определенное направление исследования. Название раздела должно полностью отражать его содержание состоять не менее чем из 3-4 слов. В конце раздела должны быть сформулированы краткие выводы.

В первой главе исследования излагаются теоретические, и исторические вопросы темы: обсуждаются экономические категории, анализируемые в работе; уточняются определения; рассматривается место и роль экономико-географических исследований в современной экономике; дается развернутый анализ изложенных в экономической литературе теоретических концепций, научных положений и основных аспектов выбранной темы.

В первой главе необходимо охарактеризовать методы экономико-географического исследования и регионального анализа, которые будут применяться для объекта самостоятельной работы. В первой главе работы могут быть охарактеризованы:

- картографические методы;

- методы оценки уровня социально-экономического развития территорий;

- методы изучения и показатели расселения населения;

- методы оценки процессов формирования и использования трудовых ресурсов;

- способы определения обеспеченности природными ресурсами и полезными ископаемыми;

- статистические и эконометрические методы;

- методы анализа структуры экономики;

- порядок выделения отраслей специализации;

- способы изучения пространственной организации экономики;

- методы государственного регулирования размещения производительных сил и т.д.

Подробная характеристика методов экономико-географического и регионального анализа приведена в разделе 5 методических указаний.

В некоторых случаях автор может сделать полностью методической вторую главу, если этого требует логика авторского исследования и информационное насыщение темы.

Вторая и третья глава являются прикладными, т.е. должны включать экономико-географические характеристики объектов исследования, анализ и диагностику основных проблем и перспектив развития изучаемых экономико-географических объектов.

Во второй и третьей главах обязательно проводятся расчеты с использованием методов, изложенных в первой главе.

Обязательным является использование индексного метода выявления отраслей специализации для оценки экономической специализации территорий или оценки размещения отрасли по федеральным округам.

По результатам расчетов разрабатывается картосхема. Картосхему можно составить на основе использования Интернет-ресурса «Лаборатория учебных карт» (http://www.edu.ru/maps/).

Во второй и третьей главах проводится самостоятельное исследование материалов периодической печати, статистических сборников с целью выявления недостатков и преимуществ развития регионов и отраслей, возможностей и угроз развития в условиях современной экономики России.

В рамках второй главы в некоторых случаях уместно охарактеризовать ресурсный потенциал изучаемого федерального округа, привести экономическую оценку сырьевой базы изучаемой отрасли. Во вторую главу можно включить анализ и характеристику демографического потенциала территории или оценку трудовых ресурсов отрасли. Один из разделов главы 2 можно посвятить общему экономико-географическому описанию изучаемого объекта, статистической оценке уровня социально-экономического развития округа, района или регионов; экономико-географической характеристике

В третьей главе целесообразно подробно охарактеризовать размещение и экономическое состояние одного из предприятий отрасли или региона в соответствии с темой исследования. На материалах выбранного объекта исследования необходимо проанализировать факторы размещения предприятия, его экономические связи, структуру предприятия, изучить особенности выпускаемой продукции, оценить уровень технического развития, выявить проблемы и описать перспективы развития предприятия. Материалы для исследования конкретного предприятия можно найти в периодической печати и на официальных сайтах предприятий.

На примере определенных объектов студент должен сделать вывод о преимуществах или недостатках размещения и разработать рекомендации по совершенствованию развития предприятия в соответствии с его географическим положением.

В заключении формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения тех задач, которые ставились при написании самостоятельной работы. Осуществляется оценка полученных результатов.

Заключение следует писать определенным образом. После оценки степени достижения цели работы, излагается краткое содержание первой, второй, третьей главы, которое начинается со слов – «В первой главе отчета о самостоятельной работе …» и т.д. Затем можно привести следующую фразу: «На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:..». Ниже приводятся выводы маркированным списком. Рекомендуется на основе материалов курсового исследования сделать не менее 5-7 выводов и рекомендаций.

Список использованных источников должен включать не менее 15 наименований. В процессе исследования студент изучает литературные, статистические, картографические и электронные источники. Литературные источники следует начинать изучать с учебников и учебных пособий. Рекомендуемое число учебной литературы – 5-7 наименований. Полное раскрытие темы возможно только при условии использования специальной монографической литературы. В связи с этим студенту необходимо проанализировать материалы 2-3 монографий, связанных с темой работы. Современные аспекты темы рассматриваются в периодической печати, в первую очередь, в экономических журналах. Студентам следует обратить внимание на такие издания как: «Вопросы статистики», «Экономист», «Российский экономический журнал», «Регионология», «Эксперт», «Вопросы экономики», «Проблемы теории и практики управления» и другие. Особое значение для некоторых тем имеют отраслевые журналы – «Металлургия», «Энергия», «Росэнергоатом» и др. Некоторые вопросы экономической географии и регионалистики освещены в журнале «География в школе». Автор самостоятельной работы должен подобрать по теме работы не менее 5-7 статей. В список использованных источников включаются также статистические сборники и атласы.

Особое значение имеет использование официальных сайтов. Обязательно нужно использовать материалы Сервера органов государственной власти, Федеральной службы государственной статистики, официальных сайтов субъектов федерации и федеральных округов, официальных сайтов крупных предприятий.

Полный список использованных источников с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги или названия статьи, названия издательства или журнала, места и года издания помещается в конце работы по мере использования источников и ссылок на них в тексте работы. Для Интернет-ресурсов также есть свои правила оформления.

При оформлении списка использованной литературы следует помнить, что все литературные источники сопровождаются библиографическим описанием в соответствии с государственным стандартом (приложение Г).

Приложения приводятся после списка использованных источников. В приложениях приводятся иллюстративные материалы вспомогательного характера (статистические данные, результаты промежуточных расчетов, громоздкие графические схемы и рисунки, картосхемы).

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...