Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины возникновения групповых конфликтов

 Групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны, они обес­печивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а с другой — они могут стать препятстви­ем на пути дальнейшего развития группы. Поэтому пери­одически возникает необходимость в изменении группо­вых норм. Она может быть обусловлена как внешними, так и внутригрупповыми причинами. Внешние причины связаны с изменениями во внешней среде и необходимо­стью приспособления групповых норм к изменившимся условиям. Внутренние причины стимулируются внутри­групповыми процессами, например: изменениями в ин­тересах и целях совместной деятельности, сменой лиде­ра и изменением структуры управления, изменением качественного и количественного состава группы, желани­ем отдельных членов группы (отдельной подгруппы) из­менить нормы для достижения своих личных целей,

Изменения групповых норм (какие бы причины ни ле­жали в их основании) — процесс для группы непростой и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их— отдельные члены группы, по тем или иным причи­нам, могут оказаться в оппозиции и даже выйти из соста­ва группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы (отдельная подгруппа), без одобрения его деятельности другими членами, то к нему будут приме­нены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы.

Само членство индивида в группе является конфликт­ным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с дру­гой — он вынужден подчиняться групповым нормам и тре­бованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член (члены) группы нарушает групповые нор­мы и требования:

а) индивид преднамеренно нарушает групповые нор­мы, преследуя (защищая) свои личные цели, интересы, цен­ности;

б) индивид нарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще не в полной мере освоил эти нормы (например, новый член группы);

в) индивид не в состоянии, по тем или иным причинам, выполнить предписываемые нормами требования.12

Другим основанием для возникновения групповых кон­фликтов являются структурные и статусно-ролевые изме­нения (попытки изменений) в группе. Если группа функ­ционирует достаточно длительный период времени, то в ней возникает устойчивая социально-психологическая структура. Неформальные групповые отношения посте­пенно формализуются и приобретают относительно ста­бильную систему функций, ролей, норм, прав, обязанно­стей и взаимных ожиданий. Каждый член группы как бы «закрепляется» на определенном групповом месте в груп­повой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами.

Статусно-ролевые позиции в группе (как и в больших социальных общностях) дифференцированы по горизон­тали и иерархизированы по вертикали. Одни члены груп­пы занимают более престижные места, выполняют бо­лее ответственные роли и имеют более высокий по отно­шению к другим статус. Члены группы, находящиеся на менее престижных местах внутригрупповой иерархии, как правило, стремятся улучшить свои статусно-ролевые по­зиции. В результате могут возникнуть так называемые статусно-ролевые внутригрупповые конфликты.

Статусно-ролевые изменения могут быть также обус­ловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное групповое место занимает новый член группы. Адаптация и социализация в группе всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет все­ми тонкостями внутригруппового взаимодействия и не всегда адекватно реагирует на групповые нормы и требо­вания, чем также вызывает раздражение у других членов группы.

Можно выделить целый ряд причин, лежащих в осно­вании конфликтов между личностью и группой. Вот некоторые из них:

— ожидания личности противоречат ожиданиям груп­пы, например, качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям, или сама группа не соответствует ожиданиям личности;

— противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т.д.;

— борьба личности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;

— конфликт между лидером и группой;

— конфликт между руководителем организации и не­формальной группой;

— поиск и нахождение реального или мнимого винов­ника («козла отпущения») каких-либо неудач в деятель­ности группы.13

 

Межгрупповые конфликты.

Межгрупповые конфликты представляют собой столкновение отдельных групп по поводу возникнове­ния между ними конфликтных противоречий. Эти про­тиворечия могут быть обусловлены самыми различными причинами (борьба за ограниченные ресурсы, стремле­ние к доминированию, противоположные (взаимоисклю­чающие) цели, интересы, ценности и др.).

В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная идентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людей на «своих» и «чужих», выделение своей группы («мы-группы») из общей массы других групп («аут-группы»). Через срав­нение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общнос­тью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений.

Феномен социальной (групповой) идентичности вклю­чает следующие основные положения:

1) стремление индивида сохранить позитивный образ «Я» и собственную социальную идентичность;

2) важнейшим источником социальной идентичности является принадлежность к группе;

3) оценка группы базируется на принципах сравнения;

4) результаты сравнения, как правило, предполагают позитивную оценку достоинств собственной группы и не­гативную оценку аут-групп. Таким образом, наряду с по­ложительной функцией — обеспечение психологического благополучия личности — социальная идентичность сти­мулирует негативный процесс социального сравнения (противопоставления) и дискриминации аут-групп.14

К особенностям межгрупповых конфликтов относится также то, что они способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, объединению всех членов группы для борьбы с внешним врагом.

Феномен сплочения перед лицом внешней угрозы ча­сто используют лидеры групп и больших социальных общностей для сохранения внутригруппового единства и укрепления своей личной власти. В наибольшей степени такая «политика» присуща закрытым группам с автори­тарной системой управления.

В открытых группах с демократическими методами управления внутригрупповое равновесие в значительной степени поддерживается благодаря множественности конфликтных ситуаций и наличию разнообразных спосо­бов и механизмов их разрешения

Взаимодействие различных групп в обществе может быть построено по разным основаниям. Группы могут соблюдать относительный нейтралитет по отношению друг к другу; могут сотрудничать на основе разделения и дополнения функций в совместной деятельности; могут конкурировать в определенных сферах и видах деятельности; могут вести непримиримую борьбу за уничтожение друг друга.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любой конфликт, как негативный, так и позитивный, может и должен быть решаем, насколько серьезным он бы ни был. Выход существует даже из тупиковой ситуации. Главное – истинное желание решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта.

В то же время, позитивные конфликты должны и будут существовать, служа определенными стимуляторами для общества.

Таким образом, конфликты должны возникать, а люди должны их решать, дабы сохранять поступательный ход развития прогресса и истории.

 

 

Сноски

 

1. Э. Асп «Введение в социологию» СПб 1998г. стр.147

2. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.110

3. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.112

4. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.114

5. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.116

6. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г. стр.117

7. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.104

8. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.105

9. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.108

10. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г. стр.109

11. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №3 1999г. стр.86

12. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г. стр.112

13. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г. стр.114

14. Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г. стр.120

 

Список использованной литературы:

 

1) Э. Асп «Введение в социологию» СПб 1998г.

2) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №1 1999г

3) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №2 1999г

4) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №3 1999г

5) Журнал «Социально-гуманитарные знания» №6 1999г

6) А. Г. Здравомыслов «Социология конфликта» Москва 1994

7) «Конфликты в современной России» под ред. д. ф. н. Е.И.Степанова Москва 1999г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...