Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

38.  Криминологическая характеристика рецидивной преступности




38.   Криминологическая характеристика рецидивной преступности

 Рецидив - наиболее общественно опасная разновидность повторности преступлений. Криминологическое понятие рецидива прежде всего имеет в виду социальную характеристику действий лица неоднократно совершавшего преступления.

При анализе структуры в рецидивной преступности выделяются простой и многократный, специальный и общий рецидивы. В современной рецидивной преступности отмечаются тенденции к преобладанию специального рецидива. Наличие рецидива и его динамика обусловливаются общими причинами, порождающими преступность вообще. Однако существование рецидивной преступности объясняется и рядом специфических причин и условий - отсутствие надлежащей преемственности в деле воспитательного воздействия на лиц, освобождаемых из мест лишения свободы; существенные недостатки в работе исправительных учреждений по исправлению и перевоспитанию осужденных; недостатки в деятельности правоохранительных и судебных органов при расследовании уголовных дел и назначении наказания рецидивистам; трудности социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Причины и условия, способствующие рецидивной преступности могут быть представлены в виде двух взаимосвязанных блоков.

Первый блок - это факторы первичные, обусловившие совершение первого преступления, поэтому они едины для первичных преступников и рецидивистов.

Второй блок специфичен именно для преступности рецидивистов. Внутри его выделяются две группы взаимодействующих факторов: факторы, влияющие на неблагоприятное протекание по степени тенциарной адаптации; факторы, связанные с различными недостатками в деятельности правоохранительных органов и судов, снижающие или сводящие на нет результаты воздействия правоохранительной системы на лиц, совершивших преступления.

39.   Общие и специальные методы криминологических исследований

В криминологических исследованиях широко используются общенаучные и частнонаучные (специальные) методы, которые применяются в познании любых процессов и явлений реального мира.

1. Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания. К ним относятся: анализ (разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты), синтез (соединение разнообразных явлений, веществ, качеств, в единство, в котором противоположность сглаживаются или снимаются), индукция (метод движения знания от отдельного, особенного, к всеобщему, закономерному) и дедукция (от общего к частному, или частное из общего), гипотеза (хорошо продуманное предположение, заслуживающее чтобы его проверили), обобщение, абстракция, эксперимент, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

2. Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований - это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

К этим методам относятся:

- аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

- социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

- статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

- социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование);

- функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

Аналитическое обследование статистических данных о преступности может производится в виде группировки преступлений, расчлененной на однородные по видам и признакам в группы и подгруппы, каждая из них характеризуется системой статистических показателей.

Социологическое обследование - это методы исследования общественных процессов и явлений. Социологические методы как анкетирование и интервьюирование, применяются довольно часто.

Контент-анализ - это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста.

Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам важным для исследователя.

Статистический анализ предполагает исследование таких методов как аппроксимация (приближения) замена одних математических объектов другими более простыми, но близкими по сути к исходным.

Экстраполяция в статистике означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Метод экстраполяции часто используют для кратковременных прогнозов преступности.

40.   Причины, условия, меры предупреждения преступности в местах лишения свободы.

Причины преступности в местах лишения свободы весьма специфичны и связаны, прежде всего, с самой сутью такого наказания, как лишение свободы – принудительное помещение в однополые коллективы аморальных членов общества.

Высокий уровень психологической напряженности в исправительных колониях, следственных изоляторах и тюрьмах, огрубление нравов, плохие жилищные условия заключенных, стадный образ жизни, недопустимо полная открытость практически каждого постоянно создают питательную почву для конфликтов. Чаще всего конфликты возникают из-за напряженных межличностных отношений, что сопровождается оскорблениями и унижениями, из-за невыполнения долговых обязательств, особенно в колониях строгого режима, а также из-за противоречий между различными земляческими группировками. В последнем случае члены таких объединений подчиняются групповым настроениям и нормам, хотя могут и не испытывать неприязни к конкретному члену другой группировки. Много конфликтов возникает из-за нарушений неформальных статусных правил при посещении столовой, культурно-массовых мероприятий, распределения спальных мест и т. д.

Около 25% конфликтов сопровождается совершением заключенными преступлений. Наиболее высок удельный вес таких конфликтов в колониях строгого и особого режимов. В колониях общего и усиленного режимов доля серьезных конфликтов ниже; в колониях общего режима они составляют лишь 10%. В то же время абсолютное количество всех конфликтов является самым большим именно в колониях общего режима, но за счет незначительных, как правило, ситуативных конфликтов, которые в этих колониях возникают чаще, чем в других.

Анализ уголовных дел, возбужденных по фактам убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, свидетельствует, что для колоний общего и усиленного режимов типичны преступления, совершаемые в результате ситуативно возникших конфликтов. Лица, впервые отбывающие наказания, более импульсивны в ссоре, проще совершают действия, побуждающие противную сторону к активному противодействию. Такие ситуативные конфликты явились причиной совершения более чем 80% убийств и причинения тяжкого вреда здоровью. В колониях общего и усиленного режимов, где содержаться впервые осужденные, до 75% всех происходящих конфликтов – быстротекущие, ситуативные, реализующиеся нередко в течение дня и носящие характер эмоциональных вспышек. Длительные (затяжные) конфликты, развивающиеся на протяжении значительного периода с последовательным прохождением всех стадий конфликтного процесса (конфликтная ситуация, собственно конфликт, его завершение), - явление, характерное для колоний строгого и особо строгого режимов: от 55% в колониях строгого режима и до 70% - особого. В колониях общего и усиленного режимов чаще возникают индивидуальные конфликты (заключенный-заключенный), в то время как в колониях строгого и особого режимов распространены конфликты между осужденным и группой.

«Таким образом, - отмечает Г. Ф. Хохряков, - в колониях с более строгим режимом содержания осужденных преступлений меньше, но они опаснее, как и меньше конфликтов, но это конфликты затяжные, возникают чаще всего между группой и заключенным и заканчиваются, как правило, опасным преступлением – убийством, когда убийцы действуют наверняка – не покушаются, не останавливаются на тяжких телесных повреждениях, а лишают жизни»[1].

Среди причин преступности в местах лишения свободы особое место имеют те, которые связаны с недостатками и упущениями в деятельности администрации исправительных учреждений. Указанные недостатки занимают особое место потому, что они имеют не только прямое криминологическое значение, но и существенно затрудняют процесс исправления заключенных. Помехи в этом процессе, в свою очередь, могут стать причиной дальнейших преступных, в том числе насильственных, действий.

В нынешних условиях, когда администрация учреждений упорно борется за выживание, заключенные нередко оказываются предоставленными самим себе, находятся фактически в ситуации безнадзорности и бесконтрольности. Некоторые учреждения, особенно в удаленных от центра местах, живут не столько по нормам Уголовно-исполнительного кодекса, других нормативно-правовых актов, сколько по правилам и обычаям тюремной субкультуры, в значительной мере сориентированной на тотальное насилие.

Совершение преступлений в местах лишения свободы детерминируется следующими факторами:

1) отсутствием у администрации исправительных учреждений своевременной и полной информации о конфликтных ситуациях, возникающих в среде заключенных. Имеющаяся информация обычно плохо проверяется и далеко не всегда влечет адекватное реагирование;

2) недостаточной подготовленностью персонала исправительного учреждения в психолого-педагогическом отношении, а нередко и откровенной его профессиональной беспомощностью в профилактической работе с агрессивно настроенными осужденными, особенно преступными авторитетами;

3) несправедливым разрешением возникающих в среде заключенных конфликтов, когда предпочтение отдается явно более сильному или заведомо неправому, например, вору в законе или другому преступному лидеру;

4) нежеланием администрации вообще вмешиваться в конфликты преступников, создание видимости, как будто их нет;

5) неумением, а нередко и нежеланием администрации защитить обижаемого, отвергаемого, что создает в учреждении общую атмосферу беспредела и уверенности заключенных в том, что они полностью находятся во власти произвола;

6) сокрытием фактов преступлений (в том числе насильственных) от учета, нежеланием реагировать на них, что формирует цепную реакцию агрессии и жестокости.

Условиями, облегчающими совершение преступлений в местах лишения свободы, является техническое несовершенство систем круглосуточного наблюдения за осужденными, средств для личных досмотров, осмотров помещений. Широко распространены факты халатного отношения персонала исправительного учреждения к исполнению служебных обязанностей, утраты бдительности при несении службы подразделениями охраны.

Предупреждение преступности в местах лишения свободы представляет собой часть профилактических усилий в масштабах всего общества по борьбе с преступными проявлениями и, прежде всего, с агрессивной преступностью. Многое здесь зависит от оздоровления нравственной атмосферы, в частности, снижения агрессивного фона во всем обществе. Требуется также решение экономических и социальных проблем, улучшение условий труда и быта заключенных, создание цивилизованной обстановки исполнения наказания, обеспечение его максимально возможного превентивного действия. Важное профилактическое значение имеет соблюдение требований нового уголовно-исполнительного законодательства, прокурорский надзор за его реализацией.

Успешное предупреждение преступлений среди заключенных возможно при условии целенаправленного обучения сотрудников исправительных учреждений способам и приемам выявления, изучения и разрешения конфликтов среди осужденных. Сотрудники этих учреждений должны быть опытными конфликтологами, обладать знаниями, необходимыми для диагностики межличностной и межгрупповой напряженности среди заключенных, умением сглаживать, локализовывать возникающие между ними конфликты, чреватые угрозой совершения преступлений. В необходимых случаях в этих целях используются средства и методы оперативно-режимных аппаратов. В некоторых исправительных учреждениях в работе по предупреждению преступлений успешно применяются приемы группового аутотренинга. Групповая профилактика преступлений – это направленное самовнушение в специально созданных или в стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации. В процессе ее осуществления используются самые разнообразные методы – и групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т. д. с использованием различных приемов: психодрама и социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, йога, аутотренинг и т. д[2].

С целью предупреждения преступлений необходимо обеспечить дифференциацию исправительного воздействия на различные категории заключенных. С соблюдением требований закона нужно отграничить общение носителей воровской морали, стойких приверженцев криминального насилия от остальной массы заключенных – потенциальных и реальных жертв. В этих целях создаются отдельные отряды, бригады, смены с относительной изоляцией конфликтующих лиц, изолированные участки, препятствующие свободному передвижению заключенных, их тайным сборищам для «разборок», осуществления групповых насильственных действий. За преступными авторитетами, активными участниками группировок заключенных с отрицательной направленностью поведения организуется повседневное оперативное наблюдение.

Большую предупредительную роль выполняют комплексные профилактические операции в исправительном учреждении, связанные с мобилизацией всех подразделений, сил и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например, для пресечения групповой голодовки и забастовки и последующих массовых беспорядков; для перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.

Важное средство предупреждения преступлений в местах лишения свободы – хорошо продуманная, тщательно организованная дисциплинарная практика, выражающаяся в полноте и своевременности реагирования на нарушения режима и другие проступки заключенных, в индивидуализации и воспитательно-профилактическом эффекте применяемых к ним мер воздействия за противоправные действия, которые, если оставлять их безнаказанными, могут перерастать в насильственные и другие преступления.

Немаловажное значение для укрепления в местах лишения свободы дисциплины и порядка, разрешения конфликтных ситуаций, профилактики преступлений и других правонарушений имеют поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, вставших на путь исправления.

Большая роль в предупреждении преступности среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы принадлежит обеспечению безопасности осужденных. Как свидетельствует практика, именно из-за отсутствия гарантий безопасности осужденные совершают противоправные деяния путем причинения себе или другим лицам телесных повреждений, убийства и, кроме того, прибегают к совершению побегов[3].

Весьма значительна в предупреждении преступлений, особенно насилия, среди заключенных роль религии. Действительно, церковь и религия, с их постулатами милисердия, ненасилия, сострадания и прощения, способны сделать многое, чтобы смягчить тюремные нравы, сформировать принципиально иное отношение к насилию как способу разрешения жизненных конфликтов, показать пути их снятия, помочь заключенным относиться друг к другу с большей добротой и пониманием. «Священнослужители могут делать это в своих проповедях, в беседах с отдельными осужденными, использовать для этого такую весьма эффективную форму, как исповедь, которая должна приводить к покаянию как средству очищения души. Священнослужители могли бы принимать участие в разрешении конкретных конфликтов как между осужденными преступниками, так и между ними и администрацией, например, при массовых беспорядках и захватах заложников»[4].

В деле профилактики насилия и других преступлений в исправительных учреждениях особое значение имеет индивидуальная работа с конкретным осужденным, которая может быть даже более успешной, чем в условиях свободы. Дело в том, что заключенный вследствие его изоляции постоянно находится в поле зрения воспитателя или другого представителя администрации. Индивидуально-профилактическое воздействие должно осуществляться с учетом типологической принадлежности данного лица к определенной категории преступников

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...