Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дедал. Деидамия. Деифоб. Дельфиний. Деметра. Деянира




ДЕДАЛ

Внук афинского царя Зрехфея и сын Метиона, по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона. Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искус­нейший архитектор и скульптор ( Д. — букв. «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина имя племянника Пердикс), чье мастерство вызывало зависть Д. Признанный виновным в ареопаге, Д. после осуждения бежал на Крит к царю Миносу. На Крите Д. построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рожденного женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок. Д. помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ни­ток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Д. вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском), Д. вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Д. добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу. Минос, преследуя Д., прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Д. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попро­сил Д. это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Д. находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне, там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Д. же провел остаток жизни на Сицилии.

ДЕИДАМИЯ

Дочь царя острова Скирос Ликомеда, у которого Фетида скрывала своего сына Ахилла (на­рядив в женское платье) перед началом Троянской войны, т. к. ему была предсказана гибель под стенами Трои. Д. стала возлюбленной Ахилла и родила ему сына Неоптолема.

ДЕИФОБ

Сын Приама и Гекубы, любимый брат Гектора (поэтому Афина принимала образ Д., чтобы побудить Гектора к единоборству с Ахиллом). Д. отличается в Троян­ской войне во время битвы за кораб­ли, где вступает в сражение с Идоменеем и получает рану от его соратника Мериона. После смерти Париса Д. становится мужем Елены. Во время взятия Трои погибает от руки вор­вавшегося в его дом Менелая.

ДЕЛЬФИНИЙ

Чудовище: 1) дракон, охранявший в Дельфах священный источник у прорицалища. Ему был отдан на воспитание Тифон — порож­дение земли. Д. был убит Аполлоном, после чего получил имя Пифон (букв. «гниющий»), так как лучи солнца превратили его тело в прах; 2) дракон — полуженщина-полузмей, которому Тифон отдал на хранение сухожилия, вырезанные у Зевса во время поединка. Обессилен­ный Зевс был заключен Тифоном в Корикийской пещере (Киликия); там Д. стерег Зевса и эти сухожилия. Выкрав сухожилия, Гермес и Пан исцелили Зевса.

ДЕМЕТРА

Богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супру­га Зевса, от которого она роди­ла Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Ее имя буквально значит «земля-мать». Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Си­то («хлеб», «мука»). Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Д. взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с крит­ским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабаты­вать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.

Также Д. рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищен­ную Аидом. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид дает своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.

Главное священное место Д. — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., ее странст­вия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почита­лись совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодейст­виях и повиновались обету молчания. В других городах также были храмы Д.

ДЕЯНИРА

Дочь Ойнея, царя Кали­дона (вариант: бога Диониса) и Алфеи, сестра Мелеагра, супруга Геракла. В юности Д. научилась владеть оружием и умела править колесницей. Когда после гибели Мелеагра его сестры с горя превратились в птиц-цесарок, только Д. и еще одна сестра Горга сохранили человеческий облик благодаря вмешательству Диониса. Геракл, спустившись в царство мертвых за Кербером, встретил там Мелеагра, который просил его взять в жены Д. Соперником Геракла был речной бог Ахелой. Отломив Ахелою, принявшему облик быка, один рог, Геракл одержал над ним победу и женился на Д. Когда на Геракла напали дриопы, Д. сражалась ря­дом с ним и была ранена в грудь. Д. от Геракла родила сыновей Гилла, Ктесиппа, Глена, Онита и дочь Макарию. При переправе Геракла и Д. через реку Эвен кентавр Несс посяг­нул на ехавшую на нем верхом Д. Геракл поразил Несса стрелой из лу­ка, и тот, умирая, посоветовал Д. собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Узнав, что Геракл собрался жениться на захваченной им в Эхалии Иоле, Д. про­питала кровью Несса хитон и послала его Гераклу. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Геракла, превратилась в яд, от которого погиб Геракл. Узнав о случившемся, Д. закололась мечом.

ДИКЕ, Дика

Божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды, одна из гор. По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде. «Неумолимая» Д. хра­нит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи. Она — вершительница справедливости в круговороте душ. Она сле­дует с мечом в руках за преступником и пронзает нечестивца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...