Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка (переподготовка) инструктора-проводника. Профессиональные компетенции




В схеме (цепочке) организации тура или конкретного маршрута инструктор-проводник является последним исполняющим звеном, на плечи которого ложится вся ответственность за успех дела (нередко он оказывается не только исполнителем, но и организатором всего мероприятия). Именно от проводника зависит, с какими впечатлениями вернутся из путешествия туристы, что нового они почерпнут в нём.

Обучение инструкторов-проводников в альпинизме, горном и водном туризме имеет в России богатые традиции. Предпринимались попытки проведения обучающих курсов, были выпущены соответствующие методические разработки, которые являлись основным рабочим документом, обеспечивающим организационно – методическое единство обучения на всех уровнях подготовки инструкторов-проводников. В туристической литературе были отражены основные теоретические разделы, а практические аспекты сводились к набору требований, которым должен отвечать проводник.

Действующие профессиональные инструкторы-проводники, получив минимальные теоретические знания и практические навыки в процессе обучения, далее накапливали свой собственный опыт во время самостоятельной работы. При этом могли складываться достаточно благоприятные условия для повышения квалификации. Однако при возникновении внештатных ситуаций (что нередко случается в экстремальных условиях дикой природы) люди, не прошедшие специальную подготовку, не всегда действуют правильно, что приводит иногда к трагическим последствиям.

Поскольку в современном обществе туризм принял форму серьёзной экономической активности, поток посетителей на экологических маршрутах постоянно возрастает, а развитие внутреннего туризма и новых форм въездного туризма на сегодняшний день является приоритетной государственной задачей, потребность в квалифицированных гидах резко увеличилась. В связи с этим, тот уровень образования инструкторов-проводников, который устраивал индустрию туризма в недавнем прошлом, не соответствует сегодняшним задачам.

Задачи инструктора – проводника:

- организация маршрута (тура) во всех нюансах,

- создание информационной составляющей маршрута и подача информации туристам,

- управление группой, без которого проведение тура попросту невозможно,

- обеспечение безопасности прохождения маршрута.

Перед инструктором-проводником встаёт задача подбора «команды» – выбор надёжных исполнителей туруслуг на местах в соответствии с особенностями маршрута, а именно: владельцев транспортных средств, хозяев гостевых домов и других объектов размещения туристов, поваров и владельцев точек питания, носильщиков, дополнительных местных проводников и т.п. Важным аспектом этой задачи является выявление наиболее надёжных партнёров и установление с ними долгосрочных отношений. Правда, надо заметить, что, проводнику нередко приходится работать и без команды.

Инструктор-проводник должен установить надёжные контакты и связи с «береговыми службами», необходимыми для успешного и безопасного путешествия – метеорологами, спасателями, милицией, администрациями районов и областей, руководством и охранными службами ООПТ, охотничьих хозяйств и лесничеств, рыболовной и охотничьей инспекциями. Не следует забывать и о сотрудничестве с местным населением, которое нередко способно оказать необходимую помощь оперативнее, чем перечисленные службы

Инструктор всегда может проложить маршрут таким образом, чтобы группа посетила дома местных жителей, приобрела у них еду и сувениры, воспользовалась платными услугами. Подобный подход исключительно плодотворно влияет на развитие инфраструктуры на местах, и роль инструктора-проводника в этом процессе трудно преувеличить.

Инструктор-проводник должен хорошо знать маршрут, причем не только по карте. До приезда группы он должен сам пройти его, выявить наиболее благоприятные сезоны для проведения путешествий (с точки зрения комфортности и аттрактивности), определить оптимальную продолжительность переходов и переездов, места стоянок, пункты размещения, расположение наиболее интересных объектов, ради которых и предпринимается само путешествие, а также предусмотреть возможность изменения маршрута без ущерба для его привлекательности. Стоит напомнить, что люди, решившие участвовать в эко-путешествии, приезжают с двумя основными целями: во-первых, отдохнуть, во-вторых, узнать что-то новое. Поэтому логика выстраивания экологического маршрута (тура) отличается от таковой в приключенческом и спортивном туризме.

В деятельности гида экотуризма огромное значение имеют образование и эрудиция. Гид-проводник должен быть не только организатором тура, но и экспертом-экскурсоводом, а, нередко, и педагогом - здесь знания, эрудиция и образование выходят на первое место. Т.е. задача гида - наполнить тур той информационной составляющей, которая так характерна для данного вида туризма. Чтобы исполнить эту роль, необходимо досконально изучить особенности природы района, по которому проходит маршрут, состав флоры и фауны, разнообразие биогеоценозов, особенности местных культурных традиций. Эти знания должны быть как практическими, так и теоретическими.

Однако самих по себе знаний недостаточно, не менее важным оказывается умение подать информацию в интересной и доступной форме. Здесь можно дать две рекомендации. Во-первых, необходима работа над речью, и, во-вторых, естественное желание поделиться своими знаниями с другими. Для работы с зарубежными участниками познавательно-природных и специальных туров требуются серьезные знания иностранных языков.

При сопровождении группы в туре на протяжении нескольких дней или недель, есть множество объектов в том числе и тех, о которых можно рассказать. Окружающая туристов природа бесконечна в своём разнообразии, про каждое растение, про каждую птицу гид натуралист может рассказать увлекательную историю. Знание зоологии, ботаники, экологии, палеонтологии, геологии, географии, истории, этнографии необходимо гиду-проводнику. Список наук можно продолжить и, конечно, всего знать невозможно, но гид должен понимать, что его профессиональный рост и репутация зависят от количества имеющихся у него знаний и умения преподнести информацию в процессе тура, гармонично связав её с окружающей природой. Именно поэтому гид-проводник - это одна из интереснейших профессий.

Во время тура гид является руководителем группы, при этом он отвечает за комфорт, благополучие и безопасность членов группы. Тур пройдёт гладко и без конфликтов только в том случае, если гид-проводник сможет из группы туристов сформировать слаженную команду, действующую под его началом. Далеко не всегда тургруппа создаётся из компании друзей или семьи – нередко это малознакомые друг другу люди, и гиду предстоит выстраивать не только свои отношения с ними, но и отношения внутри группы. Здесь гид попадает в неоднозначную ситуацию. С одной стороны, туристы, оказавшись в новой обстановке, порой приближенной к экстремальной, естественным образом ищут поддержку в своём проводнике, что облегчает последнему поставленную задачу. С другой стороны, клиенты видят в нём работника сферы услуг, якобы призванного выполнять их прихоти. Задача гида в такой ситуации - сохранить и утвердить свой «начальственный» статус, опираясь на первое обстоятельство, и удовлетворить запросы группы путём предоставления безупречного сервиса, который должен заключаться в правильной, оптимальной организации маршрута (тура) и в интересной и профессиональной подаче информации.

В условиях российского природного и экотуризма, в связи с недостатком организованных и оборудованных маршрутов, низким уровнем развития соответствующей инфраструктуры, одной из крайне актуальных задач гида проводника является обеспечение безопасности.

В этой связи хотелось бы упомянуть, что опыт многих гидов-проводников говорит о непозволительности изменять маршрут и программу по желанию клиентов. Конечно, определённая свобода действий при проведении индивидуального тура должна присутствовать. Но, когда ситуация выходит из-под контроля гида, события порой развиваются весьма драматично.

В работе гида проводника часто возникают нештатные ситуации, и от умения грамотно выйти из них порой зависит не только репутация самого гида, но и фирмы, которую он представляет.

Таким образом, гид-проводник играет роль:

1) организатора маршрута (тура);

2) экскурсовода;

3) руководителя (лидера) группы;

4) спортивного тренера;

5) гаранта безопасности.

Согласно ГОСТ 54602-2011 «Туристские услуги. Услуги гидов-проводников» к основным услугам гидов-проводников относят:

- обеспечение безопасности туристов на маршруте;

- проведение инструктажей туристов, в том числе по обеспечению безопасности;

- обучение навыкам при занятиях активными видами туризма и отдыха при совершении туристами путешествий по маршрутам с активными способами передвижения, включая обучение основам альпинистских навыков, навыков горнолыжного туризма, навыков водного туризма и др.;

- услуги по организации на маршруте транспортом различных видов, размещения (проживания), транспорта, досуга и проч.

К дополнительным услугам гидов-проводников относят:

- консалтинговые услуги;

- информационно-рекламные;

- проката оборудования, инвентаря;

- представление информационных материалов, туристских схем, описаний препятствий и т.д.;

- услуги по организации досуга, в т.ч. проведения развлекательных мероприятий и анимационных программ;

- проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

-пропаганду здорового образа жизни;

- индивидуальное обслуживание туристов на маршруте, в том числе туристов с ограниченными физическими возможностями;

- услуги фото- и видеосъемки по просьбе туристов и экскурсантов;

- обустройство мест ночлега и отдыха туристов.

Таким образом, к профессиональным компетенциям инструктора-проводника относится:

I. в сфере обеспечения безопасности туристов:

- способность обеспечить безопасность туристов на маршруте с учетом особенностей рельефа местности, климата, животного мира, политической, экологической обстановки и активных способов передвижения на маршруте как на этапе проектирования маршрута, так и на момент его прохождения;

– способность установить контакт со спасательными службами и готовность к проведению самостоятельных спасательных работ;

– способность к проведению анализа возможных рисков на маршруте и поиску путей снижения возможных рисков до приемлемого уровня;

– готовность оказать услуги по страхованию жизни, здоровья, ответственности, имущества и рисков туриста;

– умение проведения инструктажа туристов по вопросам безопасности;

– способность проведения инспекционного контроля уровня безопасности маршрута, оборудования, снаряжения;

– способность оказать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах, обморожении и проч.

– предоставить туристам полную, достоверную и необходимую информацию о маршруте, состоянии природных объектов и объектов транспортной, дорожной и туристской инфраструктуры на маршруте.

2. в сфере инструкторской деятельности:

– иметь навыки в определенном виде спортивного туризма (пешеходный, лыжный, водный и проч.);

- уметь оценивать физическое и функциональное состояние индивида; уметь определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;

- уметь подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы обучения и тренировочных занятий;

- уметь определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;

- оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе;

- уметь осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся;

- знать технологию обучения двигательным действиям;

- уметь контролировать эффективность техники спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;

- знать и уметь использовать информационные технологии;

- знать и уметь применять современные педагогические технологии;

- знать психологию работы с клиентами различных возрастных групп;

- уметь обучать различным формам и методам выживания в природной среде,

- уметь формировать личность обучающегося в процессе занятий спортивным туризмом, стремиться к приобщению туристов к общечеловеческим ценностям, к туризму и здоровому образу жизни;

- уметь проводить спортивно-туристские мероприятия;

- уметь ориентироваться на местности, в любой природной среде;

- знает критерии оценки профессионального уровня инструктора, руководителя группы спортивного туризма, систему оценки категорий сложности спортивно-туристских маршрутов; знает аккредитационные показатели и умеет проводить аттестацию инструкторов и принимать решения по результатам аттестации;

- иметь навыки поведения при встрече с дикими животными.

3. в сфере организационно-управленческой деятельности:

-способность организовывать, планировать и оценивать эффективность спортивно-туристских мероприятий;

- умение контролировать выполнение учебно-тренировочных процессов и должностных инструкций в спортивном туризме;

- готовность организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивно-туристские мероприятия, спортивно-туристские походы, путешествия, экспедиции и экскурсии;

- знает и умеет работать с финансово-хозяйственной документацией;

- готовность к предпринимательской деятельности в сфере туризма;

– способность сформировать туристский продукт, востребованный на рынке.

4. в сфере обслуживания туристов:

– способность обустроить место ночлега (стоянки) и досуга туристов;

– способность приготовления пищи в полевых условиях и обеспечения условий для ее приема с соблюдением гигиенических требований;

– готовность предоставлять путевую информацию туристам об объектах природы, флоры и фауны, достопримечательностях и культурных традициях на маршруте;

– умение управлять транспортным средством, передвижение на котором предусмотрено программой маршрута, включая водный и гужевой транспорт;

– способность организовать и провести досуговые, развлекательные мероприятия и анимационную программу на маршруте;

– умение проводить фото- и видеосъемку по просьбе туристов;

– готовность оказать услуги проката оборудования и снаряжения;

– умение предоставлять индивидуальные услуги лицам с ограниченными физическими возможностями.

Кроме того, для профессии инструктор-проводник актуальны все общекультурные компетенции, перечисленные в перечне компетенций экскурсовода и гида-переводчика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...