Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урания. Фаэтон. Фетида. Филемон и бавкида




УРАН

Божество, олицетворяющее не­бо; супруг земли Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколе­нию богов. Гея родила У. и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Понт, ти­танов, киклопов, гекатонхейров. У. обладал бесконечной плодови­тостью. Дети его были ужасны видом и отцу своему ненавистны; он прятал их в утробе Геи, тяжко от этого стра­давшей. Земля задумала облегчить свою судьбу, и по ее прось­бе младший сын Кронос серпом оско­пил У. Из капель крови У., упавших на землю, родились гиганты, эринии, нимфы Мелии («ясеневые») и богиня Афродита. Так У. оказался отстраненным от продолжения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сыну Кроносу.

УРАНИЯ

Одна из девяти олимпийских муз, муза астрономии. Дочь Зевса и Мнемозины. Изображалась с глобусом и указательной палочкой в руках.

ФАМИРИД, Тамирис, Тамир

Фракийский певец, сын музыканта Филаммона и нимфы Аргиопы, считался наряду с Орфеем од­ним из отцов эпической поэзии. Ф. от­личался необыкновенной красотой и искусством игры на кифаре; он одер­жал ряд побед на Пифийских играх. По одной из версий мифа, Ф. влюбился в красавца-юношу Гиакинфа, положив тем самым начало одно­полой любви. Наибо­лее известен рассказ о дерзком пове­дении Ф., вызвавшем на соревнование самих муз. В случае победы Ф. потре­бовал права стать возлюбленным каж­дой из них, а в случае поражения му­зы могли взять у него все, что поже­лают. Музы-победительницы в наказа­ние за дерзость ослепили Ф. и лишили его голоса и умения играть на кифаре.

ФАЭТОН

Сын Гелиоса и нимфы Климены или Эос и Кефала, брат Гелиад. Чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, Ф. взялся управлять солнечной колесницей Гелиоса и погиб, испепеленный огненным жаром, чуть не погубив в страшном пламени землю.

ФЕАКИ

Обитатели сказочного острова Схерия. Отличаясь гостеприимством и исключительным мастерством в кораблевождении, Ф. считают своим долгом отправлять на родину мореходов, попавших к ним в резуль­тате кораблекрушения. На остров Ф. попадает заброшенный бурей Одис­сей, здесь он встречает радушный при­ем у царя Алкиноя и его жены Ареты, получает дорогие подарки, и Ф. доставляют его на своем быстроход­ном корабле на родину. На обратном пути корабль Ф. замечает Посейдон и перед самым входом в гавань пре­вращает его вместе с экипажем в скалу.

ФЕБА

1) Титанида, дочь Урана и Геи, сестра и жена Коя, мать Лето и Асте­рии, бабка Аполлона и Артемиды. Ф. считалась основательницей храма и оракула в Дельфах, который затем подарила внуку. 2) Дочь Левкиппа, невеста Идаса. Ф. и ее сестра Гилаейра были похищены Диоскурами. Ф. стала же­ной Полидевка, и у них родился сын Мнесилей (вариант: Мнасин). 3) Дочь Тиндарея и Леды, сестра Клитеместры и Елены.

ФЕМИДА, Темида, Темис

Боги­ня правосудия, дочь Урана и Геи, титанида, вторая законная супруга Зевса, мать гор и мойр. По одной из версий, Ф. является матерью Прометея, при этом она явно сближается с землей Геей и мыслится одним божеством под разными имена­ми. Обладая даром про­рицания, Ф. открывает Прометею тай­ну, что женитьба Зевса на Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет Зевса. От матери Геи она получила Дельфийский ора­кул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище Аполлону — своему внуку. В Олимпии вблизи алта­ря Геи с ее оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Ф.

ФЕНИКС, Фойник

1) Волшебная пти­ца. Место ее происхождения связы­вали с Эфиопией; считалось, что на­звание ей дали ассирийцы. Ф. живет 500 лет (варианты: 1460 лет или 12 954 года), имеет вид орла и великолепную окраску красно-золотых и огненных тонов. Предвидя свой конец, Ф. сжи­гает себя в гнезде, полном ароматиче­ских трав, и здесь же из пепла рож­дается новый Ф. По другой версии, Ф. умирает, вдыхая ароматы трав, но из его семени рождается новая птица, которая переносит тело своего отца в Египет, где жрецы солнца его сжига­ют. По версии, изложенной Геродотом, Ф. из Аравии переносит прах отца в яйце, вылепленном из смирны, в Гелиополь в Египте, где жрецы сжигают его. 2) Один из сыновей финикийского царя Агенора, брат Кадма, Килика и Европы. Посланный отцом вместе с братьями на поиски Европы, Ф. после долгих блужданий поселился на зем­ле, которую назвал Финикией, осно­вав город Сидон. 3) Сын беотийского царя Аминтора. По наиболее распространенной вер­сии, наложница его отца Фтия (или Клития) пытается соблазнить Ф., но, не добившись успеха, ложно обвиняет его перед Аминтором. По другой версии, Ф. на самом деле овладевает наложницей отца, но делает это по просьбе матери, желающей из ревно­сти отомстить своему супругу. Раз­гневанный Аминтор ослепляет Ф., ко­торый находит убежище у Пелея (у Гомера ослепление и исцеление Ф. заменены проклятием со стороны Аминтора). Пелей поручает Ф. воспи­тание Ахилла и со временем отдает ему власть над долопами. Под Троей, куда Ф. отправляется вместе с Ахиллом, он пытается примирить Ахилла с Агамемноном. После взятия Трои Ф. отправляется вместе с Неоптолемом кружным путем в свое царство, но по пути умирает в стране молоссов (в Эпире).

ФЕТИДА

Дочь Нерея и Дориды, наиболее известная из нереид. Став женой Ле­лея, Ф. — сама бессмертная, пыта­лась сделать бессмертными и своих детей. Желая проверить, унаследовали ли они от матери способность жить под водой, Ф. опускала их в чан с во­дой, но дети захлебывались и тонули. В более позднем ва­рианте мифа вместо пробы водой вы­ступало испытание огнем, но резуль­тат был тот же. Только Ахилл остался в живых благо­даря неожиданному вмешательству Пелея. По более распространенной версии мифа, Ахилл был единствен­ным сыном Ф. Застигнутая Пелеем при попытке сделать Ахилла бессмертным, Ф. оставила мужа и вернулась в дом своего отца Нерея, но продолжала за­ботиться о сыне. Во время сбо­ров ахейских вождей под Трою Ф. скрыла Ахилла на острове Скирос. Когда же его уча­стие в войне стало неизбежным, Ф. предупредила Ахилла, чтобы он не спрыгивал с корабля первым на троян­скую землю: по предсказанию, первый высадившийся ахеец должен был погибнуть. «Или­ада» повествует о помощи, оказанной Ф. сыну во время войны: она передает Зевсу просьбу Ахилла отомстить ахей­цам за нанесенное ему оскорбление, утешает Ахилла после гибели его дру­га Патрокла, а затем доставляет ему новые доспехи, изготовленные по ее просьбе богом Гефестом.

 

ФИЛЕМОН И БАВКИДА

Благочестивая супружеская чета из Фригии. Однажды селение, где жили супруги, посетили под видом странни­ков Зевс и Гермес, но ни в один из домов их не пустили; только Ф. и Б. гостеприимно открыли двери своей хи­жины и поделились всем, что имели. Боги покарали всех жителей селения за нечестивость, затопив их дома. Только хижина Ф. и Б. уцелела и пре­вратилась в великолепный храм, жре­цами которого стали супруги. В на­граду за гостеприимство боги испол­нили желание Ф. и Б., наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступи­ло время смерти, Ф. и Б. превратились в деревья, растущие из одного корня. Жители Фригии почитали эти деревья, украшая их венками.

ФИЛОКТЕТ

Царь города Мелибеи. В «Илиаде» он назван предводителем воинов из городов Мефоны, Мелибеи и Олизона (на юге полуострова Магнесия в Фессалии). Ф. , как своему лучшему другу, Геракл доверил поджечь его погребальный костер на горе Эте (в Эхалии) и пода­рил ему свой лук и не знающие про­маха стрелы. По одному из вариантов мифа, Ф. получил лук не от самого Геракла, а унаследовал его от своего отца, при­сутствовавшего при кончине героя. Будучи одним из же­нихов Елены, Ф. потом принял участие в походе под Трою, возглавив ополче­ние на семи кораблях. Однако в пути его ужалила змея, и так как от неза­живающей раны исходило нестерпимое зловоние, ахейцы вынуждены были оставить его на острове Лемнос. По одним источникам, это случилось на острове Тенедос (змея ужалила Ф. во время жертвоприношения, которое ахейцы совершали в священном участ­ке Аполлона, или во время последовав­шего затем пира), по другим — на маленьком острове Хриса близ Лемноса (Ф. случайно забрел в участок местной богини, который охраняла змея). В историческое время на ост­рове существовал алтарь Ф. с воз­ложенными на него медным изображе­нием змеи и луком. Почти десять лет томился Ф. от болей в одиночестве, добывая себе пропитание охотой на диких птиц. На десятом году Троян­ской войны жрец Калхант (или пле­ненный ахейцами Елен) объявил, что Троя не может быть взята без лука и стрел Геракла, при помощи которых она однажды была завоевана. Тогда греки отправили на Лемнос Одиссея и Диомеда, которые хитростью вошли в доверие к одинокому Ф. и, воспользовавшись его забытьем во время од­ного из приступов боли, овладели его оружием. Потом им удалось убедить Ф. следовать вместе с ними под Трою, где ему было обещано исцеление. В ахейском лагере Ф. был вылечен одним из сыновей Асклепия (источники называют то Махаона, то Подалирия), а затем в бою насмерть сразил своей стрелой Париса. О его судьбе после окончания Троянской войны известно немного. Уплыв в Южную Италию, Ф. после сражения с луканами поселился в Кримиссе (на запад­ном побережье Тарентинского зали­ва), где он в память о своих скита­ниях основал святилище Аполлона-странника и посвятил богу свой лук.

ФИНЕЙ

1) Слепой прорицатель, сын Агенора (вариант: Посейдона), царь города Салмидесса во Фракии. Ф. был женат на дочери Борея Клеопатре, от которой имел сыновей Плексиппа и Пандиона. Ра­зойдясь с Клеопатрой, Ф. женился на дочери Дардана Идее. По навету но­вой жены Ф. ослепил сыновей (вари­ант: жестоко истязал их). В наказание Зевс ослепил Ф. (вариант: это сделал Посейдон за то, что Ф. указал детям Фрикса морской путь из Колхиды в Элладу). Боги наслали на Ф. кры­латых гарпий, которые похищали и грязнили его пищу, и Ф. терзал посто­янный голод. От гарпий Ф. избавили аргонавты Зет и Калаид (Бореады). В благодарность за это Ф. рассказал аргонавтам, как проплыть мимо сдви­гающихся скал Симплегад. По одной из версий, Ф. ослепили Бореады — бра­тья его отвергнутой первой жены Клеопатры, за жестокое обращение с их племянниками. По другому мифу, за это же его убил Геракл. 2) Один из пятидесяти сыновей аркадского царя Ликаона, отличавшийся, как и его братья, нечестивостью и заносчи­востью. За это он был поражен мол­нией Зевса. 3) Сын Бела и Анхинои (дочери Нила), внук Посейдона, брат Кефея. Когда Персей получил в жены спасенную им Андромеду, ранее об­рученный с ней Ф. составил против Персея заговор. Тогда, показав Ф. голову медузы Горгоны, Персей обра­тил его в камень.

ФОРКИС

Морское божество, сын земли Геи и моря Понта. От брака Ф. с его сестрой Кето (букв. «морское чудовище») родилось множество чудовищ, среди них горгоны, граи, Эхидна, змей — страж золотых яблок. Ф. — отец нимфы Фоосы и дед Полифема. На Итаке — родине Одиссея находилась гавань Ф. — «морского старца» со священной оливой вблизи пещеры нимф — наяд.

ХАРИБДА

Чудовище в виде страшно­го водоворота, трижды в день погло­щающего и извергающего черные воды узкого пролива, на другом берегу которого в пещере обитает шестиглавая Скилла. Даже Посейдон не в силах спасти от гибели человека, попавшего между Х. и Скиллой, где все-таки проплыл Одиссей. Одиссею при­шлось вторично спасаться от Х. , когда он потерпел кораблекрушение. Ухва­тившись за ветки смоковницы, он ви­сел над бездной, изрыгнувшей мачту его корабля, примостившись на ко­торой Одиссей поплыл дальше. Между Х. и Скиллой с по­мощью Фетиды и ее сестер проплыли аргонавты.

ХАРИТЫ

Благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (греч. «милость», «доброта»). X. — дочери Зевса и океаниды Эвриномы (вариант: Гелиоса и Эглы), прекрасные видом. Их имена: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цвету­щая»). Имена X. , их происхождение и число в ва­риантах мифов различны. Гомер знает одну X. , супругу Гефеста или некую младшую из X. — Пасифею, обещанную Герой в жены богу сна. Известны имена X. : Клета («желанная») и Фаенна («сияю­щая»), Пейто («убеждение»). Иногда X. совмещают с горами, именуя их Ауксо («приумножающая»), Карпо («плодонося­щая»), Талло («цветение»), Гегемона («руководительница»).

XAPOH

Перевозчик мертвых в аиде. Изображался мрачным старцем в рубище; X. перевозит умерших по во­дам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Геракл, Пирифой и Тесей насильно заставили X. перевезти их в аид. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Показав X. золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.

ХИМЕРА

Чудовище, рожденное Эхидной и Тифоном, опустошавшее страну. Существо с тремя головами: льва, козы и змея. У нее туловище: спереди — льва, в се­редине — козье, сзади — змеи. Она изрыгает пламя. Была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата.

ХИРОН

Кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры, втайне от Реи сочетавшихся в браке. X. родился полуконем-получеловеком, так как Кронос, застигнутый Реей, принял вид коня. X. (как и Фол), в отличие от других кентавров, выделяется мудростью и благожелательностью и является воспитателем героев (Тесея, Ясона, Диоскуров); как лекарь обучал вра­чеванию Асклепия. При отъезде аргонавтов маленький Ахилл находится на руках X. и его супруги. Самого Пелея X. научил, как овладеть Фетидой, менявшей свой об­лик. Он подарил Пелею знаменитое копье из пелионского ясеня. Изгнанный лапифами с Пе­лиона, X. поселился вблизи мыса Малеи, где и был нечаянно ранен отрав­ленной ядом лернейской гидры стре­лой Геракла, сражавшегося с кентав­рами. Страдая от неизлечимой раны, бессмертный X. жаждет смерти и отка­зывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.

ЭВМЕЙ, Евмей

В «Одиссее» стар­ший свинопас, один из немногих слуг, сохранивших верность Одиссею во время его отсутствия. К нему в от­даленный от города дом направился по совету Афины Одиссей, вернув­шись на родину. Э. рассказал гостю, что он — сын царя Ктесия с острова Сирия (очевидно, имелся в виду остров Сирос, западнее Делоса) — был похищен пиратами. Проданный затем ими Лаэрту, Э. рос при цар­ском доме и был назначен Антиклеей смотрителем свиных стад. Э. прово­дил странника в город; в день состя­зания женихов Пенелопы в стрельбе из лука Одиссей открылся Э. , и тот помог в расправе с женихами.

ЭВРИДИКА

1) Жена фракийского певца Орфея. Однажды, когда Э. с под­ругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея и Э. умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид. Звуками своей лиры он укротил Кербера и растрогал Аида и Персефону, которые разрешили Орфею вывести Э. на землю при ус­ловии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял Э. 2) Дочь Адраста, супруга Ила, мать царя Трои Лаомедонта. 3) Одна из пятидесяти дочерей Даная. 4) Дочь Лакедемона и Спарты, супруга аргосского ца­ря Акрисия, мать Данаи. 5) Жена царя Немей Ликурга, мать Офельта (Архемора), в честь которого были учреж­дены Немейские игры. 6) Жена фиванского ца­ря Креонта.

ЭВРИСФЕЙ

Царь Тиринфа и Ми­кен, правнук Зевса, внук Персея, сын Сфенела и Никиппы, родившийся раньше Геракла и получивший поэтому власть над Микенами и соседними народами. Выполняя приказы Э. , со­вершил свои двенадцать подвигов Геракл. После того как Геракл воз­несся на Олимп, Э. стал преследовать его мать Алкмену и сыновей Геракла Гераклидов; в завязавшейся битве Э. и его сыновья (Александр, Ифимедонт, Эврибий, Ментор и Перимед) были убиты.

ЭВТЕРПА

Одна из муз, дочь Зевса и Мнемосины, покрови­тельница лирической поэзии. Изображается с двойной флейтой. От Э. и бога реки Стримон родился Рес.

ЭГЕЙ

Афинский царь, сын Пандиона и отец Тезея. После смерти Пандиона его сыновья отправились походом на Афины, чтобы изгнать оттуда сыновей Метиона, в свое время удаливших из Афин их отца. Верховная власть в Афинах досталась Э. Однако он ни от одной из двух жен не имел наследников и, опасаясь своих братьев, отправился к пифии узнать свою судьбу. Загадочные слова оракула были поняты мудрым царем Питфеем, у которого в Трезенах остановился Э. Напоив гостя, Питфей уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой, к которой в эту же ночь сошел сам Посейдон. Таким образом, сын Эфры и Э. — Тезей оказался одновременно и сыном бога. Уйдя в Афины, Э. по­ложил под камень меч и сандалии, которые, возмужав, должен был до­быть его сын. У Э. в Афинах нашла приют Медея, родившая Э. сына Меда. Когда неожиданно появился Тезей, Медея решила его отравить, но Э. узнал сына по рукоятке его меча. Ожидая Тесея с Крита, где тот дол­жен был убить чудовищного Минотавра, Э. условился с сыном, что в случае победы тот вернется домой под белыми парусами. Когда Э. увидел корабль Тезея под черными парусами (в спеш­ке Тезей забыл переменить паруса), он с горя бросился в море, названное поэтому Эгейским.

ЭГИАЛА

Дочь (или внучка) Адраста, жена Диомеда. В от­сутствие Диомеда, который был занят то в войне с Фивами, то в Троянской войне, Э. , долго хранившая ему вер­ность, в конце концов нарушила свой супружеский долг с юным Кометом, сыном Сфенела. В мифах это объясня­ется либо вмешательством Афродиты, мстившей Диомеду за ее ранение под Троей, либо местью Навплия за гибель сына Паламеда: Навплий побуждал жен ушедших в поход героев изме­нить мужьям, так как те привезут себе из Трои возлюбленных.

ЭГИПТ, Египет

Сын Бела, брат Даная. Отец 50 сыновей-Эгиптиад, которые силой взяли в жены Данаид — дочерей Даная. В брачную ночь Данаиды убили своих преследователей, после этого Э. бежал в Ликию, где в Патрах показывали в историче­ское время его могилу.

ЭДИП

Сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предска­зана Аполлоном смерть от руки собст­венного сына, он велел жене бросить новорожденного на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получив­ший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожден­ным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выго­нах. Тот отнес ребенка своему без­детному царю Полибу, назвавшему мальчика Э. («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Э. уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приемные родители всячески ус­покаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Э. решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить ора­кула Аполлона о своем происхождении. Оракул вместо ответа дал Э. прори­цание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вер­нуться в Коринф, который он считал своей родиной, Э. отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трех дорог, ему повстречался какой-то знатный муж­чина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Э. по голове тяже­лым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил напа­дающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Э. , продолжая путь, подошел к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Э. своим ца­рем и дали в жены вдову Лая. Един­ственный свидетель встречи Э. с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Э. в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось про­рочество, данное Э. в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не по­дозревали и около 20 лет вели счаст­ливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Э. в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золо­той застежкой, снятой с платья пове­сившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепо­го отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Э. доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Э. открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадле­жать той стороне, в чьей земле Э. найдет последнее прибежище. Пытаю­щийся увлечь Э. обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суро­вый отпор со стороны Тесея. Не на­ходит сочувствия у Э. и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Э. проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаим­ную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Э. , что его ждут владыки подземного мира. Ве­домый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего упокое­ния и разрешает лишь Тесею присут­ствовать при своей кончине: Э. поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остается вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику.

Сохранились более ранние или местные версии ми­фа. В одном из вариантов роди­тели не подбрасывают Э. на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья. Еще варианты: Э. находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, то есть люди, не знающие о месте его рождения. Суще­ственно различаются и обстоятель­ства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариан­тов, Э. отправляется на поиски упряж­ки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего бла­гополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впослед­ствии, уже став царем Фив, Э. однаж­ды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нем жене и в доказательство показы­вает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своем новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Э. не­когда подброшенного сына. Есть версия, в кото­рой применительно к Э. разрабатыва­ется мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто изба­вит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Э. и побеждает чудовище в сражении.

ЭЛЕКТРА

1) Дочь Океана и Тефиды, мать вестницы богов Ириды и Гар­пий. 2) Одна из плеяд, родившая от брака с Зевсом Дардана, основателя царской династии в Трое. 3) Дочь Агамемнона и Клитеместры. В «Илиаде» ее имя не названо, но в последующей мифологической традиции она сыграла существенную роль в спасении малолетнего Ореста и затем оказывала ему помощь в убийстве Эгисфа и Клитеместры. Актив­но побуждая Ореста к отмщению убий­цам, Э. руководствуется как чувством долга к погибшему отцу, так и ненавистью к воцарившемуся в Микенах Эгисфу: он содержит Э. взаперти во дворце на положении рабыни и не позволяет ей вступить в брак, опа­саясь рождения мстителя.

ЭЛЛИН, Геллен

Царь Фессалии, внук Прометея, сын Девкалиона (ва­риант: сын Зевса) и Пирры. От нимфы Орсеиды Э. имел сыновей Эола, Дора и Ксуфа. Э. — ми­фический родоначальник эллинов.

ЭНЕЙ

Сын Анхиса и Афро­диты. Рожденный боги­ней на горе Ида или на берегу Симоента, Э. до пяти лет воспитывал­ся у горных нимф. Э. сначала не принимал участия в обороне Трои и при­соединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из род­ных мест. Имя Э. называется в «Илиаде» среди славнейших троянских героев, он участвует во многих важных сражениях, хотя в решающих встречах с Диомедом и Ахиллом Э. терпит поражение и избегает гибели только благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдона; настроенный обычно враждебно к троянцам, Посейдон спасает Э. , так как тому предназначено судьбой сохранить царский род Дардана. В поздней мифологии появился мотив бегства Э. из разоренной Трои. Один из вариантов проник к этрускам и лег в основу мифа о переселении Э. в Италию и основании им Рима. По этой версии в последнюю ночь Трои Э. пытался сражаться с проникшими в город ахейцами, но по­лучил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом); жена Э. Креуса по воле тех же богов исчезла в самом начале пути из Трои. Захватив с собой священные изображения троянских богов, Э. в сопровождении спутников на 20 ко­раблях отправляется на поиски новой родины. По пути он попадает во Фра­кию и Македонию, на Крит и остров Делос, в Лаконию и Аркадию, на острова Ионийского моря и в Эпир, где встречает Андромаху, вышедшую замуж за Елена. Дважды Э. заносит в Сицилию, где умирает Анхис и Э. устраивает на его могиле погребаль­ные игры. Страшная буря, обрушившись на корабли Э. , уничтожает боль­шую их часть, а самого Э. забрасыва­ет в Карфаген. Здесь его гостеприим­но встречает царица Дидона, любовь которой надолго задерживает Э. в Карфагене. Когда, наконец, по веле­нию богов Э. отправляется дальше в путь, он достигает италийского города Кумы и, совершая с помощью местной пророчицы — кумской сивиллы ни­схождение в царство мертвых, получает предсказание о своей судьбе и будущем своих потомков. Дальнейший путь ведет Э. в Лаций, где местный царь Латин готов отдать Э. руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Э. приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном — вождем местного племени рутулов, также пре­тендующим на руку Лавинии. Э. по­беждает в поединке Турна, и троян­ские божества получают новое при­станище на италийской земле, кото­рая становится преемницей славы троянцев.

ЭНОНА

Нимфа, первая супруга Париса. Когда в юности Парис пас стада на горе Ида в Троаде, он полюбил Э. , дочь речного бога Кебрена, и имел от нее сына Корифа. Впоследствии Э. , обладавшая даром предвидения, вся­чески удерживала Париса от путеше­ствия за Еленой, так как знала, что новый брак будет причиной гибели Париса. Однако Парис не внял угово­рам Э. ; при прощании с мужем Э. по­советовала ему в случае ранения об­ратиться к ней за исцелением (ис­кусству врачевания обучил Э. еще раньше Аполлон в награду за ее лю­бовь). Раненный на десятом году Троянской войны стрелой Филоктета, Парис прибег к помощи Э. , но та, все еще терзаемая ревностью, отказала ему в помощи; когда же Э. овладело раскаяние и она поспешила в Трою, Парис уже умер. Э. в отчаянии пове­силась (или бросилась в его погре­бальный костер). Могилу Э. и Париса показывали в историческое время в до­лине реки Кебрен. По другой версии мифа, Э. подослала в Трою выросшего Корифа, который пленил красотой Елену и стал сопер­ником Париса, не узнавшего в нем собственного сына. Застав Корифа в спальне Елены, Парис убил его, и Э. впоследствии из чувства мести отка­залась вылечить Париса от раны.

ЭОС

Богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса и Селены. Э. с Астреем породили ветры: Борея, Нота и Зефира, а также звезды. Ее возлюбленным  был Титон, прек­раснейший сын троянского царя Лаомедонта, от которого она родила Мемнона. Афроди­та отомстила Э. за то, что она разде­лила ложе с Аресом, и вселила в нее постоянное желание. Она похитила Ориона и Кефала.

ЭПЕЙ

Участник Троянской войны, строи­тель деревянного коня. Он один из наименее уважаемых ахейских вои­нов, отличающийся лишь грубой фи­зической силой; на погребальных иг­рах в честь Патрокла он одерживает победу в кулачном бою, но терпит позорное поражение в метании диска. Согласно «Малой Илиаде», к строительству коня Э. побудила Афина, желая таким образом возвы­сить его среди других героев. По дру­гой версии, идея создания деревянного коня при­надлежит Одиссею, который избирает Э. как уже известного мастера. Пла­тон называет Э. скульптором; в храме Аполлона Ликейского в Аргосе в историческое время показывали статую Гермеса ра­боты Э. Каллимах рассказывает о статуе Гермеса, сделанной Э. во время пребывания ахейцев под Троей и занесенной морскими волнами в Энос на фракийское побережье, где она стала предметом почитания.

ЭПИГОНЫ

Сыновья вож­дей, выступивших в поход против Фив и погибших под стенами этого города (Семеро против Фив). Э. отправ­ляются в новый поход на Фивы, чтобы отомстить за смерть отцов. Обычно в источниках дается интервал в десять лет между походом семерых и походом Э. В отличие от похода семерых, поход Э. начинается при благоприятных предзнаменованиях, указывающих на готовность богов помогать Э. ; в ответ на это Э. обещают посвятить в Дельфы лучшую часть захваченной добычи. Состав Э. варьируется в зависимости от того, кто был ранее включен в число семерых. Непременными участ­никами похода являются возглав­ляющий его Алкмеон (сын Амфиарая), Эгиалей (сын Адраста), Ферсандр (сын Полиника), Диомед (сын Тидея), Сфенел (сын Капанея). Если в походе семерых в живых остается лишь Адраст, то в походе Э. погибает только Эгиалей, которого сражает Лаодамант, сын Этеокла; его, в свою очередь, убивает Алкмеон. После этого фиванцы по совету Тиресия посылают к аргивянам вестника для переговоров о мире, а сами под прикрытием ночи покидают город. Обнаружив это, Э. разоряют город и отправляют в Дель­фы захваченную ими дочь Тиресия Манто с частью добычи. О дальнейшей судьбе жителей Фив существуют различные вер­сии: по одной — они обосновались в Фессалии, по другой — в Иллирии, по третьей — часть их вернулась в Фивы и признала царем Ферсандра.

ЭРЕБ

Персонификация мрака, сын Хаоса и брат Ночи. Вместе с Э. Ночь породила Гемеру (День) и Эфир.

ЭРИДА

Персонификация раздора. Э. дочь Ночи, внучка Хаоса. Хотя Э. породила голод, скорби, битвы, убийства, споры, тяжбы, беззаконие, она же породила труд. Отсюда у Гесиода две Э. : одна вызывает войны и вражду и нелюбима людьми, другая — полезна людям, заставляя их состязаться в труде. Эту Э. Зевс поместил между корнями земли, то есть заставил служить людям. Э. стала причиной губительного соперничества Афродиты, Афины и Геры в Троянской войне, бросив на свадьбе Пелея и Фетиды яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раздора).

ЭРИНИИ, эриннии, эвмениды

Богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. Другой миф говорит об их рождении от Ночи и Эреба. Э. три: Алекто, Тисифона, Мегера. Они обитают в царстве Аида и Персефоны, появляясь на земле, чтобы возбудить месть, безумие, злобу. Э. Алекто, напоенная ядом горгоны, вливает злобу в сердце царицы латинов Аматы, проникает в ее грудь в виде змеи и делает ее безумной. В образе страшной старухи Алекто возбуждает к бою Турна — вождя рутулов и вызывает кровопролитие. Вид Э. отвратителен: это старухи с развевающимися змеями вместо во­лос, с зажженными факелами в руках. Из их пасти каплет кровь. Э. — охранительницы материнского права. Они преследуют Ореста за убийство матери и спорят с Афиной и Аполлоном, защитниками Ореста.

ЭРИХТОНИЙ, Эрихфбний

Один из первых аттических царей, рожденный землей Геей от семени Гефеста и имевший полузмеиное-получе­ловеческое тело. Спрятан­ный в ларец Афины, он был отдан на хранение дочерям Кекропа. Однако Аглавра и ее сестры заглянули в ларец и пришли в ужас от увиденного там чудовища. Разгневанная Афина наслала на них безумие. Э. был воспитан в храме самой Афиной. Воз­мужав, он изгнал из страны захватив­шего власть Амфиктиона и воцарился в Афинах. Э. женил­ся на наяде Праксифее, имел сына Пандиона. На акрополе Э. воздвиг деревянную статую Афины, установил Панафинеи. Пандион похоронил отца на священном участке храма Афины.

ЭРОТ, Эрос

Бог любви. Одно из четырех космогонических первона­чал, наряду с Хаосом, Геей и Тарта­ром. По одному из мифов, Э. , Эфир и Метида («мысль») — дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. Как вариант: его создала Аф­родита. Э. — смелый стрелок, крылатый, многоис­кусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тарта­ра. Традиция классической поэзии делает Э. сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «злато­крылого», «золотоволосого», «подоб­ного ветру» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому, капризному Э. эпохи эл­линизма.

ЭТЕОКЛ

Сын Эдипа и Иокасты, брат Полиника и Антигоны. Изгнав из Фив Полиника, который после этого организовал поход семерых про­тив Фив с целью вернуть себе цар­ский престол, Э. оказался перед необ­ходимостью возглавить оборону осаж­денного города.

ЭХИДНА, Ехидна

Чудовище, полуде­ва-полузмея, дочь Форкия и Кето, внучка земли Геи и моря Понта. Э. прекрасна ликом, но ужасна в своей змеиной сущности, залегая в пещере под землей, вдали от богов и людей. Э. — ро­доначальница чудовищ, рожденных ею от Тифона и Гериона; это собака Орф, Кербер, лернейская гидра, хи­мера, Сфинкс. От своего сына Орфа Э. родила немейского льва.

ЭXО

Нимфа, с именем которой связыва­ли происхождение эха. Нимфа, нака­занная Герой за болтовню, умела произносить только концы слов, не зная их начала. У Овидия рассказа­на история Э. , влюбленной в Нарцис­са и истаявшей от любви, но сохра­нившей голос, постоянно звучащий отзвуком чужих слов.

ЭЭТ

Царь страны Эа (позднее отожде­ствленной с Колхидой), сын Гелиоса и Персеиды (вариант: Персы), брат Кирки, Пасифаи и Перса, отец Медеи, Халкиопы и Апсирта. Когда Фрикс на златорунном баране прибыл к Э. , тот приютил его и дал в жены Халкиопу. Фрикс принес в жертву барана, а золотое руно по­весил на дереве в роще, охраняемой драконом. В поисках золотого руна в Колхиду прибыли аргонавты. Э. обещал Ясону отдать руно, если тот запряжет в плуг огнедышащих быков и засеет землю зубами дракона (ва­риант: Э. потребовал, чтобы Ясон помог ему вести войну против брата Перса). Хотя Ясон прошел все испытания и выпол­нил все требования, Э. нарушил свое обещание, решив сжечь корабль «Арго» и перебить аргонавтов. С по­мощью Медеи аргонавтам удалось усыпить дракона, похитить руно и бежать. Когда Э. стал пре­следовать аргонавтов, Медея, чтобы задержать его, убила своего брата Апсирта и кус

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...