Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эксплуатационных свойств смазочных масел




Основные функции смазочных масел в узлах и агрегатах машин – снижение трения между трущимися поверхностями деталей; снижение износа трущихся поверхностей и их заеданий; охлаждение деталей; дополнительное уплотнение поршневых колец; защита деталей от коррозии и загрязнения углеродистыми отложениями.

Процесс оценки качества смазочных материалов из четырех этапов: лабораторных исследований; испытаний на модельной установке и малоразмерных одноцилиндровых двигателях; стендовых испытаний на полноразмерных установках; эксплуатационных испытаний на машинах.

К эксплуатационным свойствам смазочных масел в первую очередь относятся смазывающие, моющие, термоокислительная стабильность, антиокислительные свойства и антикоррозионные.

Смазывающие свойства объединяют ряд свойств, влияющих на процессы трения и изнашивания трущихся поверхностей деталей. Например, антифрикционные, противоизносные и противозадирные свойства. Главным показателем смазывающих свойств является вязкость.

Вязкость – свойство жидкости оказывать сопротивление течению одного слоя жидкости относительно другого под действием внешней силы. Различают динамическую и кинематическую вязкости. Динамическая вязкость служит мерой сопротивления жидкости течению. За единицу динамической вязкости в системе СИ принята вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление в 1 Н взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 м2, находящихся один от другого на расстоянии 1 м и перемещающих с относительной скоростью 1 м/с.

Единица динамической вязкости в системе СИ – Паскаль-секунда (Па·с) На практике применяют миллипаскаль – секунда (мПа·с или 10-3 Па·с), а также сантипуаз (1сП = 1мПа·с). Между динамической и кинематической вязкостью жидкости при одинаковых температурах существует следующая зависимость:

ηt = νt ρt,

где ηt - динамическая вязкость, Па·с;

νt - кинематическая вязкость, м2/с;

ρt - плотность жидкости, кг/м3.

Кинематическая вязкость определяется скоростью истечения жидкости через калиброванное отверстие (капилляр) вязкозиметра под действием сил гравитации. Размерность кинематической вязкости в системе СИ – м2/с. На практике чаще всего применяют меньшую единицу – мм2/с (или 10-6 м2/с), а также сантистокс (1сСт = 1мм2/с).

Вязкость моторного масла находится в обратной зависимости от его температуры: с повышением температуры вязкость понижается, а с понижением – повышается. Чем меньше изменяется вязкость масла при температуре, тем лучше его пусковые свойства. Степень изменения вязкости масла от температуры оценивается индексом вязкости.

Индекс вязкости (ИВ) представляет собой относительную величину, которая показывает степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры по сравнению с эталонными маслами. При этом одно из эталонных масел характеризуется крутой вязкостно-температурной кривой. Индекс вязкости этого масла принимается за 0 ед. Второе эталонное масло характеризуется весьма пологой вязкостно-температурной кривой. Индекс вязкости этого масла принимается за 100 ед.

Стандартом ГОСТ 25371-82 установлены два метода расчета ИВ смазочных масел на основе их кинематической вязкости при 40оС и 100оС:

- метод А – для масел с ИВ менее 100 ед.;

- метод Б – для масел с ИВ 100 и более ед.

По методу А индекс вязкости испытуемого масла вычисляют по формуле:

ИВ = [(ν – ν1)/(ν – ν2)]·100,

где ν – кинематическая вязкость масла при 40оС с индексом вязкости, равным 0 и имеющим при 100оС такую же кинематическую вязкость, как испытуемое масло, сСт;

ν1– кинематическая вязкость испытуемого масла при 40оС, сСт;

ν2 – кинематическая вязкость масла при 40оС с индексом вязкости, равным 100 и имеющим при 100оС такую же кинематическую вязкость, как испытуемое масло, сСт.

Моторные масла, обладающие более высоким индексом вязкости, имеют лучшие эксплуатационные свойства.

Для повышения индекса вязкости в масла добавляют вязкостные присадки. Масло, содержащее вязкостную присадку, называют загущенными.

Загущенные масла обладают хорошими вязкостно-температурными свойствами, обеспечивают легкий и быстрый пуск двигателя в холодное время года и обеспечивают минимальные потери мощности на трение.

Термоокислительная стабильность – показатель, оценивающий склонность масла к лако- и нагарообразованию. При нормальных условиях минеральные масла практически не окисляются. Окислительные процессы начинаются с температуры масла 50-60оС. При нагревании до температур 250оС процесс окисления протекает весьма интенсивно. В результате окисления и термического распада масел в них появляются новые соединения: нейтральные продукты в виде смолистых веществ, асфальтенов, карбенов и других глубокого окисления, а также кислые вещества в виде органических кислот и т.п. В результате меняется не только внешний вид масла (темнеет), но и его физико-химические свойства. Из-за наличия продуктов с высокой молекулярной массой, возрастает вязкость, выпадают осадки, вызывающие образование лаков и нагаров на поршнях и кольцах, отложения в картере.

В стандартах склонность масла к окислению при высокой температуре и образованию отложений оценивают термоокислительной стабильностью. Чем она выше, тем лучше качество моторного масла.

Термоокислительная стабильность моторного масла выражается временем (в минутах), в течение которого испытуемое масло при температуре 250оС превращается в остаток, состоящий из 50% рабочей фракции и 50% лака.

Моюще-диспергирующие свойства моторного масла – способность масла уменьшать образование углеродистых отложений и осадков на деталях двигателя и поддерживать продукты загрязнения во взвешенном состоянии.

Необходимый уровень моющих свойств моторных масел получают путем добавления к ним специальных (моющих) присадок, количество которых составляет 50…70% от общего количества присадок, предназначенных для улучшения качества моторных масел. Моющая присадка предупреждает образование лака на деталях двигателей. Диспергирующая часть присадки способствует тонкому измельчению твердых нагарообразующих частиц, накапливающихся в моторных маслах при работе двигателя.

Применяемые в настоящее время моюще-диспергирующие присадки разделяют на металлосодержащие и беззольные. Как правило, моторные масла высокого качества для поршневых двигателей включают в свой состав одну – две зольные моющие присадки и одну беззольную.

Антикоррозионные свойства масел обусловлены присутствием минеральных кислот и щелочей, органических кислот, активных сернистых соединений и оксидов серы.

Содержание органических кислот в маслах строго ограничено и оценивается кислотным числом. Кислотное число – это количество миллиграммов щелочи (КОН), необходимое для нейтрализации кислот, содержащихся в 1г масла. Однако не все кислые продукты, содержащиеся в масле, одинаковы по агрессивности. Поэтому при оценки эксплуатационных свойств масла важно знать не общее содержание кислот и кислых продуктов, а то действие, которое они оказывают на детали двигателя, то есть коррозионные свойства масла.

При коррозии на рабочих поверхностях появляются шероховатые точки и пятна, небольшие раковины, уходящие в глубь материала, трещины и т. п. Улучшают антикоррозионные свойства масла путем введения специальных присадок, содержащих в своем составе щелочноземельные металлы, или присадок, образующих на поверхности металла защитные пленки.

 

Литература: 2, с. 91-100; 3; 4.

Вопросы для самопроверки

1. Как определяется и в каких единицах измеряется кинематическая и динамическая вязкость масла?

2. Что такое индекс вязкости и в как его определяют?

3. В чем сущность процесса окисления масел? Какие факторы влияют на процесс окисления?

4. Что такое термоокислительная стабильность масел и как она определяется?

5. От каких факторов зависят коррозионные свойства масел?

6. Как определяется коррозионность масла?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...