Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пожарный автомобиль пенного тушения АВ–20




На автомобиле АВ–20 установлен пожарный насос ПН–1200, который раз­мещен в кормовом отсеке.

Для огнетушащих веществ на автомобиле установлены три цистерны общей вместимостью 7000 л. Между собой они соединены гибкими тру­бопроводами. Поверхность каждой цистерны покрыта теплоизоляционным материалом (пенопластом), уложенным между стенками цистерны и наруж­ной обшивкой.

Внутри корпуса каждой цистерны установлены дренажная труба и успокоите­ли, а внизу вварен всасывающий патрубок, предназначенный для ее заполнения или опорожнения с помощью насоса или самотеком. Наверху цистерны имеется люк для ее осмотра и наливная горловина.

На одном из днищ задней цистерны установлены три датчика уровня жид­кости. Контрольные лампочки сигнализации уровня жидкости в цистерне расположены на панелях приборов в заднем отсеке и в кабине водителя.

Для поддержания положительной температуры жидкости в цистернах и в отсеке насосной установки предусмотрена система обогрева их отработавшими газами двигателя. На каждой цистерне установлены обогреватели. Все обогреватели соединены последовательно.

Система водопенных коммуникаций на АВ–20 не имеет пенобака и пеносмесителя.

Для подачи воздушно-механической пены на АВ–20 имеется шесть генера­торов ГПС–600, один ГПС–2000, два пеноподъемника, магистральный пенос­меситель, трехходовое разветвление.

Для подачи большого количества пены используется переносной пеносме­ситель. К нему пенообразователь подается насосом АВ из цистерны при открытых вентиле и задвижке.

Тактико-технические характеристики эксплуатируемых автомобилей пенного тушения представлены в табл. 5.3.

Таблица 5.3.

Показатели АВ-40 (375) (модель Ц50) АВ-40 (375Н) (модельЦ50А)
Максимальная скорость, км/ч    
Число мест для расчета    
Габаритные размеры, мм:
длина    
высота    
ширина    
Масса с полной нагрузкой, кг    
Наименьший радиус поворота, м 10,5 10,5
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 129(175) 129(175)
Контрольный расход топлива, л/100 км    
Запас хода по топливу, км    
Марка насоса ПН-40 ПН-40УА
Подача воды насосом при высоте всасывания 3,5 м, л/мин    
Напор манометрический, м вод. ст.    
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м    
Время всасывания воды с глубины 7 м, с    
Марка стационарного лафетного ствола ЛС ЛС-40
Пропускная способность по воде, л/с    
Пропускная способность по пене, м3/мин    
Производительность пеносмесителя по пене, м3/мин 4; 8; 12; 24 4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,5
Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м    
Вместимость, л: цистерны для пенообразователя    
пенобака    
Пеноподъемник, шт.    
Высота подъема пеногенераторов, м    
Число пеногенераторов ГПС-600, шт.    

 

5.4 Пожарные автомобили порошкового тушения (АП)

Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) предназначены для доставки огнетушащих порошков, ПТВ к месту пожара или взрыва.

Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы выво­зимого ОПС. Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. Их на автомобиле может устанавливаться 1 или 2. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно-пусковой и предохранительной арматурой.

Порошковый автомобиль комплектуется одним или двумя лафетными ство­лами с расходом от 2 до 100 кг/с порошка, рукавами от 20 до 60 м. Лафетные стволы поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360° и в вертикаль­ной — в пределах от –15 до +75°. Ручные стволы имеют расход порошка до 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее двух.

Порошок из сосуда по трубопроводам и рукавным линиям вытесняется воз­духом. При этом порошок переводится в псевдосжиженное состояние, т. е. при­обретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам к лафетным и ручным стволам.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

1.С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище).

2.С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки.

3.С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа).

В установках первого и второго типа (рис. 5.9) псевдосжижение порошка происходит при увеличении давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств в установках первого типа используются пористые перегородки, в установках второго типа — форсунки.

Рис. 5.9. Схема порошковой установки с псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент:

1 — баллоны со сжатым газом; 2 — вентиль; 3 — редуктор; 4 — коллектор; 5 — обрат­ный клапан; 6 — сосуд для порошка; 7 — пористый элемент; 8 — сифонный трубопровод; 9 — шаровой кран; 10 — шарнир лафетного ствола; 11 — обратный клапан; 12 — крыш­ка сосуда

Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое рас­пространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом.

В установках третьего типа (рис. 5.10) порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки ис­течение порошка происходит под переменным давлением.

В порошковых установок первого и второго типов, сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 или 20 МПа. После открытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе. Открыванием соответствующего шарового крана порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки, и рукавные линии лафетного ствола продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.

Рис. 5.10. Схема порошковой установки с совместным хранением сжатого газа и порошка в сосуде (установка закачного типа):

1 — малогабаритный компрессор; 2 — обратный клапан;3 — порошок; 4 — сифон; 5 — шаровой кран; 6 — лафетный ствол; 7 — фильтр; 8 — датчик давления; 9 — блок автоматики

В порошковой установке третьего типа сжатый воздух и порошок хранятся в сосуде под высоким давлением. При снижении давления воздуха в сосуде до 2,8 МПа включается в работу малогабаритный компрессор, который дово­дит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается. Во время дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение га­зопорошковой смеси. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий и лафетного ствола производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.

Установки первого типа применялись в конструкции ПА порошкового ту­шения АП — 3 (130) — 148А и АП–5 (53213) — 196.

Порошковая установка на шасси КамАЗ–53213 имеет одинарную кабину, поэтому расчет, включая водителя, составляет 3 человека. К раме шас­си крепится подрамник, на котором установлены три сосуда для порошка и отсеки. Сосуд объемом 1,9 м3 вмещает 1667 кг порошка. Секция 40-литровых баллонов в количестве 15 шт. для хранения сжатого газа при давлении 15 МПа установлена на лонжероны шасси. На крыше каркаса секции закреплен лафет­ный ствол с расходом порошка 40 кг/с. Управление стволом ручное. Все узлы установки порошкового тушения связаны между собой и со щитом управления трубопроводами.

Передний и задний отсеки оборудованы шторными дверями. Сосуды для хра­нения порошка закрыты панелями. Сверху отсеков и панелей установлен настил с поручнями. По бокам и сзади кузова устроены четыре лестницы для подъема к лафетному стволу и для обслуживания установки порошкового тушения.

В отсеках размещены две рукавные катушки с рукавами длиной 40 м и ус­ловным проходом 20 мм. Максимальная подача порошка через ручной ствол составляет 5 кг/с.

Для заполнения сосудов порошком предусмотрена вакуумная система, состо­ящая из газоструйного вакуум-аппарата и пневмоцилиндра. Заправка каждого сосуда происходит в отдельности через штуцер горловины. Каждый сосуд может включаться в работу автономно.

Установка второго типа использована в конструкции ПА АП–5000–40 (53213) ПМ–567. Принципиальная схема установки приведена на рис. 5.11.

 

Рис. 5.11. Принципиальная схема порошковой установки пожарного автомобиля порошкового тушения АП–5000–40(53213) ПМ–567:

1 — батарея баллонов с коллектором; 2 — кран для зарядки баллонов сжатым газом; 3 — кран для выпуска сжатого газа; 4 — манометр; 5 — фильтры; 6 — предохранитель­ный клапан; 7 — кран для подачи порошка к пожарному стволу; 8 — лафетный ствол; 9 — сосуд; 10 — краны подачи порошка к ручным стволам; 11 — рукавные катушки с рукавами; 12 — ручные стволы; 13 — форсунки; 14 — кран продувки линий лафетного и ручных стволов; 15 — кран подачи сжатого газа в сосуд; 16 — кран для выпуска сжатого газа из сосуда; 17 — понижающий редуктор; 18 — кран подачи газа к редуктору

 

На схеме показан один порошковый сосуд из имеющихся трех. Работа порош­ковой установки происходит следующим образом. Сжатый газ, хранящийся в баллонах 1 под высоким давлением, после открытия запорных вентилей посту­пает к манометру 4, понижающему редуктору 17 и далее через открытый кран 15 и форсунки 13 в сосуд с огнетушащим порошком. Проходя через отверстия форсунок, сжатый газ переводит порошок в псевдоожиженное состояние. После достижения рабочего давления в сосуде ОПС может подаваться лафетным стволом 8 и ручными стволами 12, которые формируют порошковые струи. Продувка трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка осу­ществляется сжатым газом, оставшимся в баллонах после работы установки. При этом закрываются краны 7, 10 и открываются краны 14. Оставшийся в сосуде газ после работы установки выпускается в атмосферу через кран 16. Этот же кран используется при сбросе газа при периодическом рыхлении порошка. Кран 2 используется для зарядки сжатым газом батареи баллонов.

Основные характеристики отечественных пожарных автомобилей порош­кового тушения представлены в табл. 5.4.

 

Таблица 5.4.

Показатели АП-5000 АП-4000-50(43101) АП-1000
Тип шасси КамАЗ-53215 КамАЗ-43101 ЗИЛ-5301
Колесная формула 6×4 6×6 4×2
Мощность двигателя, кВт      
Число мест боевого расчета      
Масса вывозимого порошка, кг      
Расход порошка при работе лафет­ным стволом, кг/с      
Дальность порошковой струи из ла­фетного ствола, м      
Расход порошка при работе ручного ствола, кг/с   3,5  
Рабочий газ воздух воздух воздух
Число баллонов с газом, шт.   компрессор  
Вместимость баллонов, л    
Рабочее давление, МПа 1,2 1,0 0,8
Давление в баллонах, МПа 14,7 14,7
Полная масса, кг 18 700 14 500  

 

 

Для обеспечения работы автомобиль порошкового тушения комплекту­ется ПТВ, оборудованием и инвентарем (прил._) (выпуск автомобилей до 2006 г.).

Приложение ___

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...