Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почитание святых. Молитвы святым.

Святых людей почитают все христиане. В православной и католической Церквах принято обращаться с молитвой не только к Богу, но и к святым. Протестанты чтут святых, но с молитвами обращаются только к Богу. Следует отличать молитву к Богу от молитв к святым. Бог Сам может исполнить нашу просьбу, святых же мы просим ходатайствовать за нас перед Богом, полагая, что они ближе к Богу, чем мы. Обычная форма молитвенного обращения к святому - "моли Бога о нас", например, "Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастись душам нашим" (из тропаря святителю Николаю Мирликийскому, чудотворцу).

Особое место в почитании святых в православной и католической Церкви занимает Мать Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария. Её мы именуем Богородицей, просим о помощи в бедах наших, призываем содействовать нашему спасению. В богослужениях обеих Церквей много специальных служб, посвященных Богоматери, составлено в разное время много молитв. Приведу некоторые из них. (Первая православная, в переводе с церковнославянского на русский язык).

1. Царица моя преблагая, надежда моя, Богородица, пристанище сирых и защитница странствующих, радость скорбящих, покровительница обижаемых! Ты видишь мою беду, видишь мою скорбь, помоги мне немощному, направь меня странствующего. Беду мою ты ведаешь, помоги мне, как изволишь, ибо не имею иной помощницы, кроме Тебя, ни иной защитницы, ни благой утешительницы, кроме Тебя, о Богоматерь. Да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.

2. Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица: не презри молений наших, но от всех опасностей избавляй нас всегда. Дева Преславная и Благословенная, Владычица наша, Защитница наша. Заступница наша! С Сыном Твоим примири нас, Сыну Твоему поручи нас, к Сыну Твоему приведи всех нас. Молись о нас, Пресвятая Богородица.

3. Помни, о Всемилостивая Дева Мария, что никогда никто не слышал о том, чтобы прибегающий к Тебе, ищущий Твоего заступничества, был Тобою оставлен. Исполненный такого упования, я прихожу к Тебе, я прибегаю к Тебе, изнемогая под бременем моих грехов, припадаю к Твоим стопам. Не отвергни моих молений, Мать вечного Слова, но благосклонно внемли им и исполни мою просьбу. Аминь (Молитва св. Бернарда (XI в.)).

Происхождение слова святой.

Понятие святости, святого прежде отличалось от современного. У древних евреев - это избранный, правильно верующий. Так называли они себя в отличие от язычников; ранние христиане именовали себя святыми (в значении избранник, правильно верующий), отличая себя от иудеев и язычников, не верующих во Иисуса Христа. Существуют разные этимологии этого слова. Мне представляется наиболее вероятным и удачным сближением по корню слова святой со словом свет (свhтъ). Святой, следовательно, в исконном значении светлый, сияющий, чистый. И.-е. корень слова свет (свhтъ) - *k'uoit-, в общеславянском дифтонг oi > h; возможно предположить вставку инфикса n, который в сочетании с предыдущим гласным e (h) дает э носовое; в старославянском святъ, в русском э носовому соответствует а с предшествующим мягким согласным: свят. Былое родство слов свят и свhтъ, возможно, отразилось в традиции изображать на иконах Иисуса Христа, Богоматерь, святых с сиянием вокруг головы, называемых нимбом (латинское nimbus - облако).

Заглянем в греческий, латинский и древнеиндийский.

В греческом святой agios, agneia - святость, чистота, непорочность, agnizo - освящать; кроме того, святой обозначается словом agnos (также непорочный, священный). Исконный корень в этих словах ag-, тот же корень в санскрите, с начальным йотом: yaj - (ядж), в греческом языке начальный йот изменился в h - густое придыхание. Yaj - приносить жертву, совершать жертвоприношение (3-е лицо ед. ч. yajati), yajana - жертвоприношение, yajas - почитание, преклонение; yajna - жертва, жертвоприношение; набожность, благочестие; yajniya - божественный, святой.

Вероятно, значение жертвы восходит к более раннему значению 'святой, божественный, достойный поклонения'.

В латинском святой - sanctus. Это слово также обозначает священный, безупречный, добродетельный, незыблемый. Sanctitas, atis - святость, благочестие, непорочность, нравственная чистота. Производящим словом является глагол sancio, sanxi, sanctum, sancire - 1) твердо устанавливать, узаконивать, предписывать; 2) подтверждать; 3) запрещать; 4) делать незыблемым, освящать.

Sanctio, -onis - 1) нерушимый закон; 2) строжайшее постановление; 3) закон с указанием кары за его нарушение (ср. в русском слова латинского происхождения - санкция, санкционировать через немецкий язык).

Исходный вид корня sac- [61], он представлен в словах sacer, -сrа, -crum - 1) посвященный; 2) священный, святой; 3) великий; 4) внушающий благоговение; 5) обреченный подземным богом, преданный проклятию. Sacro, sacravi, sacratum (I спр.) - 1) освящать; 2) посвящать; 3) предавать проклятию. Sacrifico - (из sacrum facio - буквально делать святым) - совершать жертвоприношение, священнодействовать. Sacrificium - жертвоприношение, священнодействие.

Исходное значение корня, вероятно, 'твердо устанавливать, узаконивать, объявлять'. Исходное значение как бы раздвоилось на два противоположных значения: 1) разрешать, устанавливать святость, признавать святым; 2) запрещать, предавать проклятию.

Церковь.

Слово церковь имеет сложную историю. В его основе лежит греческое слово kuriake или kuriakon - прилагательное от слова Kurios - Господь. Kuriake oikia - Господний дом, дом для общей молитвы Господу. Это слово было заимствовано из греческого языка древними германцами после их крещения. В готском языке оно стало звучать как kirika, в немецком Kirche, в английском church и в старославянском црькы (древнерусском цьркы), а в вин. падеже црькъвь (древнерусском цьркъвь). Современное церковь, таким образом, бывшая форма винительного падежа.

У греков было еще одно наименование для совершения совместной молитвы ekklesia. В классическом греческом оно обозначало народное собрание, от ek-kaleo - созываю, собираю с разных стран [62].

Слово церковь в русском языке имеет несколько разных значений:

1. дом для совместной молитвы, храм;

2. община верующих при храме;

3. поместная Церковь;

4. церковная иерархия;

5. конфессия, вероисповедание;

6. вселенская Церковь.

Рассмотрим эти значения.

Храм

Слово храм церковнославянское, в древнерусском хоромъ в значении дома, здания (ср. современное хоромы - большая, богато обставленная квартира или такой же дом).

Храм - дом для молитвы ("Domus Mea domus оrationis vocabitur" - Дом Мой домом молитвы наречётся - надпись на здании церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге).

Храм - место для всеобщей (соборной) и частной (индивидуальной) молитвы. Храм свят, ибо в нем совершаются богослужения, возносятся к небу молитвы верующих. В храме, как иногда говорят, "намоленные стены", т. е. стены храма как бы хранят на себе отпечатки бесчисленного множества молитв приходящих в него.

Православный храм обращен алтарем на восток. Ступеньки, ведущие в него, и площадка перед входом в основное помещение церкви называется папертью. Корень в этом слове пер- (тот же, что в словах запирать, запереть) слился с мало употребительной сейчас приставкой па-, одно из значений которой "неполнота, меньшая степень чего-либо" (ср. современное сын и пасынок = "как бы сын"). Паперть - "неприкрытое, незапертое место". Далее двери, ведущие в храм. Первая часть его - суженный проход в основное помещение, иногда отделённый от него вторыми дверями - притвор (при-творить - не полностью закрыть, прикрыть). Раньше в притворе должны были стоять готовящиеся к крещению (оглашенные) и кающиеся грешники, не допускаемые ко святому причастию. Основное помещение храма обычно имеет крестообразную форму или форму, напоминающую корабль. (Церковь как бы корабль, ведущий к спасению).

Впереди расположен на возвышении алтарь (латинское altus - высокий), возвышение называется солеей (солея - вероятно, от еврейского soleia - груда, насыпь, возвышение), посреди солеи полукруглые несколько ступенек, ведущих вниз, верхняя часть их называется амвон (греческое ambon от anabaino - восхожу). С амвона священник благословляет молящихся, произносит проповедь, диакон возглашает молитвы.

Алтарь отделен иконостасом - перегородкой различной высоты, на которой помещаются, иногда в несколько ярусов, иконы. (Греческое eikon - образ, подобие и stasis - подставка; место, куда что-нибудь ставится или вставляется).

Иконостас имеет три входные двери - врата. Средняя, наибольшего размера, называется царскими вратами. В них незримо входит вместе с вносимыми Дарами сам Иисус Христос. Боковые двери называются северными и южными.

В центральной части алтаря престол, именуемый так, потому что на нем незримо пребывает во время литургии Сам Иисус Христос. Престол имеет кубическую форму, покрыт несколькими покровaми, Святые Дары возлагаются на антиминсе. (Слово антиминс образовано от двух слов: греческого anti- - вместо и латинского mensa - стол; как бы вместостолие). На антиминсе совершается освящение Святых Даров. На престоле находятся дарохранительница для запасных Святых Даров, Евангелие, крест и семисвечник.

Слева от престола небольшой стол - жертвенник, на котором во время проскомидии происходит приготовление Святых Даров. Хлеб, употребляемый для причастия, называется просфорой (греческое prosphero - приношу, prosphora - приношение). Она состоит из двух частей, знаменующих божественную и человеческую природу Иисуса Христа. Просфора изготовляется из квасного (дрожжевого) теста.

За престолом на стене прикреплен крест, называемый запрестольным. Стены храма украшены иконами, возле одной из стен стоит распятие, большой крест, сделанный обычно из дерева. В храме, в нескольких местах его, стоят подсвечники, иконы праздника или Евангелие возлагаются на специальные высокие подставки - аналои (аналой от греческого analogein, ana- приставка со значением на-, logein - говорить, произносить. Священник произносит проповедь, стоя перед аналоем).

На крыше церковного здания один или несколько куполов (из итальянского cupola - купол. Первоисточник - латинское cupa 'кружка, чаша'; купол - как бы перевернутая чаша). Купола увенчаны крестами; если куполов несколько, то наибольший из них знаменует Иисуса Христа, меньшие - апостолов.

К началу богослужения верующие призываются равномерными ударами в большой колокол. Этот звон называется благовест, затем перед самым началом богослужения звон нескольких колоколов (трезвон или перезвон) [63]. Место, где повешены колокола, называется звонницей. Звонница может быть на храме или вне его.

Церковь - община.

Так именуется община верующих при храме, прихожане. Ср. такие употребления этого слова: "при нашей церкви имеется приходская школа", "наша церковь попечительствует над гимназией, помогает престарелым, неимущим".

Церковь поместная.

В отличие от католической Церкви, которую возглавляет архиепископ г. Рима, именуемый Папой Римским, православная Церковь не имеет единого предстоятеля. Существует несколько совершенно независимых друг от друга, автокефальных [64] православных церквей, находящихся в братском общении, каждая из которых имеет своего предстоятеля, обычно патриарха, иногда митрополита или архиепископа (например, Кипрская православная Церковь). Назовем некоторые автокефальные православные Церкви: Русская, Грузинская, Болгарская, Сербская, Румынская, Польская, Иерусалимская, Антиохийская, Элладская. Возглавитель автокефальной церкви именуется предстоятелем, т. е. впереди стоящий среди равных ему по сану епископов.

Церковь - конфессия (вероисповeдание).

Выше было сказано, что слово религия может быть употреблено в более широком и в более узком значении, в значении вероисповeдания. Напомним, что в смысловой структуре этого слова есть компонент "определенное представление о Боге". Главным образом, в этом кроется различие таких религий, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие.

Но и в пределах христианства имеются разные вероисповедания (религии, конфессии), однако различия между ними не так значительны, как, например, между христианством и буддизмом. Для обозначения различий в вере среди христиан употребляется также (наряду с религией, вероисповеданием) слово конфессия. Этим термином можно назвать православие, католичество, лютеранство, баптизм и некоторые другие.

Следует различать основные христианские конфессии, или традиционные, и новые верования, подчас стоящие уже за пределами христианства.

Основные христианские конфессии имеют много общего: вера в Единого Бога, троичного в Лицах, иначе во Святую Троицу; вера во Иисуса Христа, Сына Божиего, Спасителя нашего; принятие Его заповедей любви; вера в воздаяние, в воскресение мертвых, в вечную жизнь, в Церковь, созданную Иисусом Христом.

Слово конфессия латинского происхождения: Confiteor, confessum sum, confiteri - сознавать, исповедывать. Confessio, onis - сознание, признание, выражение, исповeдание.

Церковь - иерархия.

Церковь - это сообщество верующих в Иисуса Христа, в нее входят миряне и священнослужители. Но часто слово Церковь употребляется в значении иерархии священнослужителей.

Вселенская Церковь.

Наиболее общее значение этого слова. Вселенская от слова вселенная (калька с греческого oikoumene - это причастие со страдательным значением от глагола oi2ke1w [65] - населяю, обитаю). Следовательно, oikoumene - заселенная, обитаемая часть земли. Калька вселенная первоначально имело такое же значение, как и oikoumene. В современном русском языке оно обладает более широким смыслом, вселенная - космос. Церковь называется вселенской потому, что она объединяет в себе всех истинно верующих христиан. Вселенская Церковь едина. Она - Тело Христово. Иисус Христос - Глава её. Вселенская Церковь незримо объединяет в себе всех истинных христиан, независимо от их конфессиональной принадлежности. Объединяет их вера в Иисуса Христа. Вселенская Церковь заключает в себе и ныне живущих христиан (земная Церковь) и тех, которые раньше жили, души которых удостоились вечной жизни с Богом (Небесная Церковь). На земле Церковь Христова, по грехам нашим, распалась на части, нередко враждующие друг с другом.

Очень сложен вопрос об отношении между Вселенской Церковью и разделенными земными церквами. В какой степени они сохраняют в себе полноту Вселенской Церкви? На этот вопрос нам ответить трудно. Но, хочется думать, что каждая из земных церквей отражает в себе с бoльшей или мeньшей полнотой Вселенскую Небесную Церковь. Думается, что каждая из основных христианских Церквей не должна себя считать единственным воплощением Вселенской Церкви, а за остальными отрицать право называться христианскими и считать всех иноверцев отступниками, еретиками, осужденными на вечную гибель.

А как Небесная Церковь? Неужели и она разделена по конфессиональной принадлежности? Такое предположение абсурдно. Неужели в вечных обителях Божиих есть подразделения для православных, католиков, лютеран, баптистов? Такое мнение греховно по своему существу.

А как же быть с принятым разными конфессиями положением - вне Церкви нет спасения? С этим положением нельзя не согласиться. Но как сложится судьба тех, кто не принадлежит к моей Церкви? Можно ли достигнуть спасения тем, кто вне моей Церкви? Может ли православный, католик, лютеранин считать, что спасительна только его вера? Некоторые так думают. Но это заблуждение. Но если я, православный, считаю, что спастись может своей верой в Иисуса Христа, любовью к ближнему христианин любой христианской конфессии, тогда как быть с тезисом "Вне Церкви нет спасения"?

Думается, что Церковь в этом высказывании Вселенская, границы которой не совпадают с границами моей Церкви и других земных Церквей. Тогда тезис, безусловно, верен.

Примечательны высказывания по этому поводу некоторых православных и католических богословов. Так, митрополит Антоний Сурожский, живущий в Лондоне и духовно окормляющий православных русских и англичан в этой стране, видный богослов и проповедник, пишет: "Не будет ли законным сказать, что там, где есть познание Бога, там, где есть признание Христа Господом, где наличествует отдача своей жизни и своей смерти Господу, Православие - а, значит, и Церковь - присутствует, как свет - ослепительный или только мерцающий, как живая вода, напояющая сухую землю, как дрожжи, квасящие все тесто, как кровь, пробивающаяся в израненных тканях?" [66]. "Нет, Церковь не разделена: она едина ныне, как и в прошлом; полноту ее мы видим в Православии верой, которая позволяет видеть сквозь человеческую непрозрачность падшего мира... Но ее тайна выходит за пределы ее видимых границ" [67].

"Что делать с теми, которые, примкнув к ошибочной вере, приняв ущербное богословие, живут ради Христа и умирают за Него? Свидетели Его - мученики за веру в Господа, католики, протестанты и другие, которые жили лишь ради того, чтобы передать веру в Спасителя тем, кто Его не знал, прожили подвижническую жизнь, приняли мученическую смерть. Неужели они могут быть признаны Христом, в вечности, и должны быть отвергнуты Его учениками на земле?" [68].

"Христианин не затворяется в своей религии как в сказочном замке, его сердце открыто для всех; он не отщепенец, напротив, в любой среде, где он оказывается по воле Божией, он старается быть "всяческим для всех", чтобы всех спасать" [69]. "Если человек в своей жизни твердо следует велению своей совести, если он устремлен к Добру..., если он тянется к смутно ощущаемому Идеалу, с большой буквы, даже наперекор своим личным интересам и предрассудкам, даже отказываясь от своего удобства, от своего спокойствия, а может быть, и жертвуя своей жизнью, - тогда позволительно думать, что эта любовь к Истине, к Красоте и Справедливости, эта самоотверженность... открывает ему доступ к Христу, Который огнем Своего божественного милосердия придает новую сверхъестественную ценность его любви, возвышает ее и преображает" [70].

"К вселенскому единству народа Божия... призваны все люди; к нему по-разному принадлежат или предназначены и верные католики, и другие верующие во Христа, и, наконец, все люди без различия, призванные благодатью Божиею ко Спасению" [71]. "А кто без вины своей не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием Его благодати стремится исполнить своими делами Его волю, которую познает благодаря голосу совести, те могут наследовать вечное спасение" [72]. Но, к сожалению, не все так думают.

В заключение этой части укажем три концепции раздела Церкви.

1. Теория раскола на две части: восточную и западную.

2. Теория откола - отколовшаяся ветвь теряет связь со своей основной и засыхает, лишенная благодати.

3. Теория дерева - ствол единый, основа общая для всех конфессий.

Следует отметить принципиальное изменение своей позиции по отношению к православию католической Церкви после II-го Ватиканского Собора. На этом Соборе было принято решение рассматривать обе Церкви как Церкви-Сестры, одинаково спасительные и благодатные. Второй Ватиканский Собор начался под духовным руководством Папы Иоанна XXIII-го, а после его кончины завершился при Папе Павле VI. Историческим событием в деле сближения Церквей явилось паломничество Павла VI в Палестину и его встреча с Константинопольским Патриархом Афинагофом. После этой встречи Патриарх, показывая чашу, подаренную ему Павлом VI, сказал: "Я горячо желаю, чтобы настал день, когда Папа Павел VI и я сможем вместе растворить воду и вино в этой чаше" [73].

Церковь и национальность.

Является ли вероисповедание одним из важнейших признаков нации? И да, и нет. Так, если мы сравним русских и арабов, бoльшая часть которых исповедует ислам, то религия окажется таким признаком для тех и других. Ну, а если возьмем для примера грузин и русских? И те, и другие православные. Вера в данном случае не является различительным признаком этих двух наций. Православие исповедают многие народы: сербы, болгары, македонцы, греки, часть арабов, небольшой тюркский народ гагаузы; есть православные французы, англичане, японцы. Еще больше число национальностей исповедают католическую веру. Отсюда следует, что вера не во всех случаях оказывается различительным признаком нации. Здесь уместно напомнить замечательные высказывания по этому случаю апостола Павла: "Нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его" (К Римлянам X, 12). "Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Ефес. IV, 6). Вера в Господа нашего Иисуса Христа объединяет людей независимо от их национальности, социального положения, политических взглядов, возраста.

Религия и патриотизм.

Любовь к своему народу, его языку, его истории, духовной культуре, безусловно, положительные чувства. Патриотизм свойственен любому народу, и чувство это благородное и нужное. Но настоящий патриотизм сочетается и с уважительным отношением к другим народам, к их культуре, обычаям и в том числе - к их религии. Если этого нет, патриотизм становится национализмом, шовинизмом. В этом случае он проявляется в сознании собственного превосходства над другими нациями, в нетерпимости, а подчас и во враждебном отношении ко всем людям не моей национальности и их вере. Такой "патриотизм" несовместим с христианской верой, наднациональной по своему существу.

 

Веротерпимость и нетерпимость к вере ближнего своего.

Одно исключает другое. Нетерпимость несовместима с религией Любви - христианством. Мне хочется привести здесь мудрые слова святого Иоанна Кронштадтского: "Злобы как огня бойся. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы" [74].

Наша межконфессиональная разобщенность приводит часто к забвению того простого и главного положения, что прежде всего - мы все христиане. Если мы спросим кого-либо о том, какой он веры, то обычным ответом будет: я - православный, я - католик, я - лютеранин и т. д. И редко, когда нам придет в голову единственно правильный ответ на этот вопрос: я - прежде всего христианин, а потом уже православный, католик или баптист.

Христиане должны быть терпимы к вере своих братьев и сестер, уважать их веру. Есть в русском языке хорошее слово веротерпимость. Веротерпимость - это уважительное, благожелательное отношение к вере наших ближних, стремление увидеть в их вере прежде всего то, что сближает нас, готовность увидеть полезное для нас и поделиться с ними опытом нашей Церкви.

Вместе с тем веротерпимость должна иметь свои пределы. Она не должна перейти в беспринципность, неустойчивость своих собственных религиозных убеждений. Мы можем твердо исповедовать свою веру, но при этом быть готовым к диалогу с инаковерующим, понимать их, находить то, что объединяет нас.

Но веротерпимость должна иметь определенные границы. Эта граница не может быть у всех одинаковой, она различна у разных людей. Нет предела веротерпимости между христианином и приверженцем культа сатаны или сторонником человеконенавистнических воззрений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...