Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Улица Коминтерна (ныне Александровский Сад). 3. Утрачены оригинальные круглые светильники из стекла на станции. Ныне ее освещают люминесцентные лампы




Утраты станции

 

1. Наземный вестибюль станции, выходящий на улицу Чудовку (ныне Комсомольский проспект). Подземная часть, включая кассовый зал и подходные коридоры, была реконструирована: парные колонны в арочных проходах превратились в одинарные продолговатые колонны, исчезли пилястры напротив них, а также оригинальные светильники в коридорах.

2. Разобран портик северного вестибюля. Павильон стал полностью круглым в плане.

3. Утрачены оригинальные круглые светильники из стекла на станции. Ныне ее освещают люминесцентные лампы, заключенные в квадратные плафоны.

 

 

Ст. Парк культуры им. Горького. Интерьер южного наземного вестибюля

 

 

Ст. Парк культуры им. Горького. Кассовый зал

 

Улица Коминтерна (ныне Александровский Сад)

 

Станция Улица Коминтерна была открыта 15 мая 1935 года, с нее начинается Арбатский радиус московского метро. Название станции дано по улице имени Коминтерна (ныне Воздвиженка), под которой расположена станция. Исполнительный комитет Коминтерна располагался в здании на этой улице.

Первоначальный наземный вестибюль, открытый в 1935 году, был общим со станцией Библиотека имени Ленина (см. Первая очередь: Библиотека имени Ленина).

Подземная часть станции единственная из всех станций Первой очереди (да и вообще станций того периода) имеет береговые платформы. Это связано с тем, что изначально строительство станции здесь не планировалось. Когда уже началось строительство трассы, было принято решение о сооружении в этом месте станции Арбатского радиуса. Для наименьших изменений и переделок было решено построить станцию с искривленными боковыми платформами, так как для сооружения островной платформы не было запаса трассы.

Станция была сооружена за очень короткое время, так как фактически была минимально оформленным тоннелем (архитектор станции А. И. Гонцкевич). Перекрытие поддерживают три ряда восьмигранных колонн. Средний ряд колонн между путями решен архитектором без облицовки, чтобы не делать на нем акцента. Боковые ряды колонн облицованы белым мрамором. Стены станции покрыты голубыми глазурованными плитками. Станция первоначально освещалась простыми круглыми светильниками, размещенными в кессонах перекрытия. Позже освещение заменено обычными люминесцентными лампами.

 

 

Ст. Улица Коминтерна. Вид подземной части в 1930-е г. г.

 

Изначально между станциями У\ица Коминтерна и Библиотека имени Ленина не было прямого перехода. Для пересадки требовалось подняться в общий наземный вестибюль. Такое же действие необходимо было совершить для перехода на другую береговую платформу. В 1937-38 г. г. был сооружен небольшой переход между станциями.

Затем началось сооружение отдельного вестибюля станции Улица Коминтерна, встроенного в один из корпусов Библиотеки имени Ленина. Начавшаяся война замедлила процесс строительства. Вестибюль был открыт 24 сентября 1946 года, его автор П. Капланский. Отделка интерьеров была характерной для 1940-х годов: богатые лепные розетки в местах подвеса изящных люстр, на полу выложена восьмиконечная звезда из мрамора. Подходные коридоры были расширены, на стенах установили бра. Одновременно с вестибюлем был сооружен мостик над путями в середине станции, позволивший пассажирам быстро переходить с одного пути на другой. Оформление мостика лаконично, что хорошо вписывается в общую архитектуру станции.

В том же 1946 году умер известный советский партийный деятель, долгое время занимавший пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин, приемная которого располагалась на улице Коминтерна. К этому времени самого Коминтерна уже как 3 года не существует, поэтому именем Калинина нарекается и улица, и станция метро. Чуть позже в подземном вестибюле станции был установлен гранитный бюст М. И. Калинина.

В 1990 году улице Калинина возвращают историческое название Воздвиженка, а станции дают название «Александровский Сад».

 

Утраты станции

 

1. Освещение станции и первоначальное оформление подходных коридоров.

2. Покрытие пола заменено с асфальта на гранит.

 

Арбатская

 

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе Первой очереди метро на Арбатском радиусе. Название дано по Арбатской площади, на которой построен единственный вестибюль станции.

Архитектура вестибюля выделяется среди остальных павильонов станций Первой очереди. Здание в плане имеет форму пятиконечной звезды, в середине которой возвышается купол. Архитектор павильона Л. С. Теплицкий задумал такую форму из-за близости к Наркомату обороны. Существует версия-легенда, что автором идеи был сам Л. М. Каганович, нарисовавший звезду на карте обведя чернильницу на столе. Как бы то ни было — павильон получился оригинальным. Мощные вынесенные колонны, облицованные красным гранитом, поддерживают углы здания, в центре здания сооружен барабан, служащий для размещения скульптурной композиции. По проекту на крыше должна была стоять скульптура «Метростроевец и красноармеец», но это реализовано не было. На крыше был установлен шпиль со звездой и множество красных флагов по периметру.

Внутри павильон частично освещается дневным светом через окна-прорези во фризе купола. В центре вестибюля расположен спуск, ведущий в подземный кассовый зал с глубоко кессонированным потолком.

Подземный аванзал ведет к лестнице на станцию. Симметрично этой лестнице на станции сооружена такая же лестница, запроектированная под второй выход, но он построен не был, поэтому данный мостик ведет в тупик.

 

 

Ст. Арбатская. Вид наземного вестибюля

 

 

Ст. Арбатская. Первоначальные люстры на станции. (Фотограф: Г. Петрусов. 1930-е г. г. ).

 

Сама станция мелкого заложения, выполнена в виде трех пролетов, разделенных рядами квадратных колонн. Капители колонн просты, не несут на себе никаких украшений. Барьеры, колонны, стены мостиков и некоторые другие элементы облицованы желтым мраморовидным известняком. Перекрытие станции имеет кессонированную обработку. В центральной части кессоны сделаны глубокими и маленькими, а в боковых частях станции неглубокие, на всю ширину между соседними колоннами. Первоначально станция освещалась относительно крупными многорожковыми люстрами в центральном пролете и шарами по бокам. Теперь освещение производится обычными люминесцентными лампами. Путевые стены облицованы бежевой глазурованной плиткой. Также интересен прием характерный для Первой очереди: фриз путевой стены повторяет форму капители колонн.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...