Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Третья очередь. Сооружено в дни войны. Новокузнецкая




Утраты станции

 

1. Часы на колонне у центральной лестницы станции.

2. Торшеры с мраморными основаниями у основания лестницы.

3. Фонарные столбы у старого наземного вестибюля в стиле бра и торшеров станции.

4. Мраморный пол станции с ковровым орнаментом. Заменен гранитом с похожим рисунком.

 

 

Третья очередь. Сооружено в дни войны

 

«Сооружена в дни Великой Отечественной войны» — картуши именно с такой надписью украсили все наземные вестибюли станций Третьей очереди. Трасса метро Третьей очереди состояла из двух линий: Замоскворецкой, являющейся продолжением Горьковского радиуса на юг, и Покровской линии — продолжение уже существующего на тот момент радиуса. Всего появилось 7 новых станций.

На Замоскворецком радиусе в рамках Третьей очереди открылись 3 станции:

• Новокузнецкая.

• Павелецкая.

• Завод имени Сталина.

На Покровском радиусе в рамках Третьей очереди открылись 4 станции:

• Бауманская.

• Электрозаводская.

• Сталинская.

• Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина.

Проект трассы Третьей очереди был утвержден в июле 1937 года, работа над архитектурным оформлением станций и их конструкцией велись с начала 1938 года, а уже в 1939 году почти все проекты станций были утверждены к реализации, и началось строительство. Разумеется, что первоначальное архитектурное оформление станций никак не было связано с военной темой, всё менялось уже непосредственно на месте. Строительство было остановлено в июне 1941 года, к этому времени уже были сделаны тоннели — оставалось достроить станции и эскалаторы. Когда в 1942 году строительство продолжилось, некоторые проекты пришлось срочно менять из-за сложившейся обстановки. Например, керамическая плитка в оформлении станций Третьей очереди не была использована. Это объясняется плохим состоянием ее производства. Впервые были опробованы гранитные полы, которые затем применялись при строительстве последующих станций.

Третья очередь московского метро — это момент, когда архитектурные «излишества», идеология и культ личности Сталина прочно укореняются в оформлении станций метро. Третья очередь — это еще и памятник Войне, отражение тех сложных дней и условий, в которых проходило строительство станций. Несмотря на тяжелые условия, советское правительство требовало отразить подвиг народа, безымянных воинов, пафос войны в оформлении станций. Патриотическая тема защиты Родины заслоняет собой все остальные мотивы. Почти все станции обрели барельефы, картуши на военную тематику, это все смешивалось с элементами о мирной жизни советского народа из довоенных проектов. А самое главное — все станции военного периода обрели лик своего полководца — И. В. Сталина.

Станции глубокого заложения строились с укороченным центральным залом, что создавало уют, камерность и некий налет мистики, что подчеркивалось мягким освещением, орнаментами на сводах и стенах. Множество мелких деталей оформления преподносили станцию не как транспортное сооружение, а как мемориальный зал или музей.

 

Новокузнецкая

 

Новокузнецкая была открыта, как и Павелецкая, немного позже станции Завод им. Сталина, а именно 20 ноября 1943 года. До этого почти год поезда проезжали станцию мимо. Наземный вестибюль станции появился на пустыре, занимаемом ранее большим храмом Параскевы Пятницы, что на Пятницкой. Церковь занимала место площади, где сегодня находится вестибюль, и упиралась в Пятницкий переулок, делая его тупиковым. Храм был снесен в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы. Причиной было то, что на этом месте планировалась прокладка трассы Бульварного кольца, которое должно было пройти по Замоскворечью.

Новокузнецкая — самая первая станция в московском метро с таким количеством «излишеств». По первоначальному проекту тема станции была посвящена реконструкции Москвы по Генплану 1935 года, но в результате получилась посвященной советскому народу и армии в дни войны, а также теме преемственности русских воинов и Красной армии. Эта тема стала закладываться в оформлении после известной речи И. В. Сталина 7 ноября 1941 года о вдохновении мужественными образами наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и др. Символизм преемственности будет отражен и в других панно станций Третьей очереди.

 

 

Ст. Новокузнецкая. Внешний вид наземного вестибюля

 

 

Ст. Новокузнецкая. Интерьер центрального зала, (из фонда РГАКФД г. Красногорск, автор: Великжанин, 1945)

 

Наземный вестибюль станции выполнен круглым в плане, с небольшим куполом, по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и И. Е. Рожина. Вход и выход пассажиров осуществляется по окружности вестибюля. Свод эскалаторного зала украшает мозаика по эскизу художника А. А. Дейнека «Парад физкультурников». Над проходами расположены медальоны с изображением рельефных фигур. Они олицетворяют собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику. Автор рельефов Г. И. Мотовилов.

Сама станция очень насыщена архитектурным оформлением, и это замечает любой, кто побывал на Новокузнецкой. Она выполнена по довоенному проекту, и является одной из немногих, все-таки похожих на свой эскиз. Авторы этого произведения искусства — архитекторы И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Сразу обращает на себя внимание необычайно красивый свод среднего зала. Он украшен лепниной по аналогии с лепным декором свода гробницы Валериев — мистическая древнеримская тематика была адаптирована к советской символике: лепнина содержала звезды и серпы с молотами. Главное украшение свода — это шесть красивейших мозаичных панно, выполненных по эскизам А. А. Дейнеки, выполненных академиком В. А. Фроловым. Интересна судьба этих панно — об этом читайте в описании Павелецкой-радиальной. Плафоны с панно из смальты были размещены на потолке среднего зала под торшерами. Эти торшеры изначально присутствовали в проекте, а не предназначались исключительно для освещения мозаичных плафонов.

К сожалению, седьмой мозаичный плафон, ближайший к эскалатору, не сохранился до нашего времени. Он был демонтирован при установке гермозатвора в конце 1950-х годов. Вот как описывает его художник А. В. Виннер в книге «Материалы и техника мозаичной живописи»: «Три шахтера, возвращающиеся с работы в шахте. Фигуры шахтеров даны на фоне пепельно-сиреневого неба и шахтных вышек с развевающимися на них алыми флагами. Автор дает фигуры в виде фронтального шествия, направляющихся от зрителя».

 

 

Cт. Новокузнецкая. Мозаичное панно в торце центрального зала: первоначальный и современный вариант

 

 

Ст. Новокузнецкая. Картуш центрального зала «Слава героическим защитникам города Сталинграда»

 

Пилоны станции оставлены округленными, а проходы между ними обработаны вертикальными порталами — получившиеся углубления использованы для установки мраморных диванов. Очень красиво выполнены прекрасные «коврики» перед диванами и возле торшеров — посетитель может чувствовать себя уютно как дома. Смешивание в отделке пола мрамора и гранита, имеющих разный коэффициент истирания, привели к появлению «рельефа», что предсказывали критики станции. Интересна легенда о том, что скамейки Новокузнецкой это немногое, что осталось от взорванного храма Христа Спасителя, их вывезли оттуда незадолго до взрыва. Кто-то утверждает, что они сделаны из церковного мрамора. На самом деле, вряд ли это соответствует действительности, так как рисунки диванов выполнялись архитекторами при разработке проекта станции.

Свод станции у основания обрамлен скульптурными фризами на тему Великой Отечественной войны (автор С. Л. Рабинович). На пилонах в центральном зале размещены картуши, прославляющие города-Герои, а со стороны платформ расположены аналогичные щиты с изображением русских полководцев, перечисленных в речи Сталина.

Торец центрального зала был оформлен огромным панно, выполненным из мраморной мозаики по эскизам художника Б. В. Покровского на тему «Фронт и тыл страны Советов в дни войны». Стоит отметить, что это одна из первых советских флорентийских мозаик. На ней изображен народ на фоне Москвы и знамен с изображением профиля Сталина. В 1960-х Сталина заменили Лениным. В 1970 году центральный зал станции удлинили — новые проходы с пилонами заметно отличаются от старых, упрощенные, без украшений в стиле первоначальной Новокузнецкой. Панно было перенесено на площадку перехода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...