Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 22. Объектно-ориентированное программирование. ü познакомиться с основными понятиями объектно-ориентированного программирования (ООП);




Лекция 22

Объектно-ориентированное программирование

 

Цели:

ü познакомиться с основными понятиями объектно-ориентированного программирования (ООП);

ü определить понятие класса, основные свойства классов.

1. Объектно-ориентированное программирование.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) – это система принципов и способов организации и построения программ, которая основана на представлении программы в виде совокупности взаимодействующих некоторым образом объектов.

Для каждого объекта определяются конкретные характеристики, которые вытекают из условия задачи, то есть какие-то из них можно опустить, а какие-то оставить. Характеристики, которые определяются для конкретного объекта, называются свойствами. Сам объект может управлять своими свойствами при помощи методов – наборов функций, которые могут изменять состояние объекта (значения переменных в программе). Полностью объект описывается свойствами и методами управления свойствами.

Основным понятием ООП в языке Си++ является понятие класса.

Класс – это произвольный структурированный тип, включающий в себя свойства и методы. Класс будет соответствовать определённому объекту предметной области.

Классы обладают тремя свойствами (характеристиками как типа данных):

1. инкапсуляция,

2. наследование,

3. полиморфизм.

Инкапсуляция – это свойство класса как типа данных содержать в себе одновременно переменные и функции их обработки, то есть свойства и методы.

Наследование предполагает возможность использования свойств и методов уже созданного класса для определения нового класса, то есть можно создать так называемый базовый класс и производные классы, которые могут содержать свойства и методы базового класса. Таким образом, строится иерархия классов, или библиотека.

Полиморфизм – это свойство класса, позволяющее определить одно и то же по имени, но разное по смыслу действие.

Основные этапы ООП:

1. Определить основные объекты предметной области и их свойства.

2. Определить принципы взаимодействия этих объектов, таким образом, для каждого объекта определить методы управления свойствами.

3. По первым двум пунктам построить иерархию класса, то есть должны быть использованы свойства инкапсуляции, наследования и полиморфизма.

В результате может быть создана библиотека классов.

Описание классов.

Классы описываются в отдельных головных файлах, затем эти файлы подключаются в главной функции с помощью директивы include.

Простейшим образом классы можно определить с помощью конструкции:

class < имя класса>

{

< компоненты класса< (свойства и методы класса)

};

где class – служебное слово; < имя класса> – произвольно выбираемый идентификатор; < компоненты класса> – определение и описание типизированных данных (объектов) и принадлежащих классу функций (методов).

В проекте стандарта языка Си++ указано, что компонентами класса могут быть данные, функции, классы, перечисления, битовые поля, дружественные функции, дружественные классы и имена типов. В простейшем случае компоненты класса – это типизированные данные (базовые и производные) и функции. Заключённый в фигурные скобки список компонентов называют телом класса.

Телу класса предшествует заголовок. В простом случае заголовок класса включает ключ класса и его имя. Определение класса всегда заканчивается точкой с запятой. В качестве простейшего примера класса можно использовать структуру, но класс отличается от обычного структурированного типа, по крайней мере, включением компонентных функций. Например, следующая конструкция вводит класс «комплексное число»:

class complex      // Вариант класса «комплексное число»

{

float re;          // Вещественная часть

float im;       // Мнимая часть

// Определение значения комплексного числа

void def(float re1, float im1)

{

   re=re1; im=im1;

}

// Вывести на экран значение комплексного числа

void disp( )

{

   cout < < “real=” < < re;

   cout < < “, imag=” < < im;

}

};

В отличие от структурного типа в класс (тип) complex, кроме компонентных данных (re, im), включены две компонентные функции def() и disp( ).

Класс (как и его частный случай – структура), определённый пользователем, обладает правами типа. Следовательно, можно определить и описать объекты класса и описать объекты класса и создавать производные типы.

Итак, класс – это тип, определённый программистом. Каждый тип служит для определения объектов. Для описания объектов класса используется конструкция:

 < имя класса> < имя объекта>;

Например:

complex x1, x2, D;      // При объявлении класса complex

complex *point=& D; // Указатель на объект класса complex

complex dim[8];      // Массив объектов класса complex

complex & Name=x2; // Ссылка на объект класса complex

В определении объекта (класса) входят данные (элементы), соответствующие компонентным данным класса. Компонентные функции класса позволяют обработать данные конкретных объектов класса. Но в отличие от компонентных данных компонентные функции не тиражируются при создании конкретных объектов класса. Если перейти на уровень реализации, то место в памяти выделяется именно для элементов каждого объекта класса. Определение объектов класса предусматривает выделение участка памяти и деление этого участка на фрагменты, соответствующие отдельным элементам объекта, каждый из которых отображает отдельный компонент данных класса. Таким образом, и в объекте x1, и в объекте dim[8] класса complex входит по два элемента типа float, представляющих вещественную и мнимую части комплексных чисел.

Как только объекты класса определены, появляется возможность обращения к его компонентам, во-первых, с помощью имён, каждое из которых имеет формат:

< имя объекта> . < имя класса> :: < имя элемента>

Имя класса с операцией уточнения области действия ‘:: ’ обычно может быть опущено, и чаще всего для доступа к данным конкретного объекта заданного класса (как и в случае структур) используется уточнённое имя:

< имя объекта> . < имя элемента>

При этом возможности те же, что и при работе с элементами структур. Например, можно явно присвоить значения элементам объектов класса complex:

x1. re=dim[8]. re=1. 24;

x1. im=2. 3; dim[8]. im=0. 0;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...