Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

ВОПРОСЫ

Для подготовки к экзамену

по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

 

1. Предмет и задачи БЖД.

2. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

3. Понятие опасности. Опасные и вредные факторы среды обитания.

4. Понятие опасности. Последовательность изучения опасностей

5. Методические подходы к изучению опасности. Системный анализ безопасности.

6. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный риск. Обоснованный и необоснованный риск.

7. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Пути управления риском.

8. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, организационные, управленческие.

9. Адаптация человека к условиям среды обитания: принципы и механизмы адаптации.

10. Анализаторы человека: структура, основные характеристики. Закон восприятия (Вебера-Фехнера).

11. Характеристики анализаторов. Зрительный анализатор.

12. Характеристики анализаторов. Звуковой анализатор.

13. Характеристики анализаторов. Кожные анализаторы: осязание, температурная, болевая чувствительность.

14. Характеристики анализаторов. Вестибулярный и кинестетический анализаторы.

15. Эргономика и БЖД. Организация рабочего места. Информационное и моторное поля.

16. Виды совместимости человека и параметров рабочего места (антропометрическая, информационная, энергетическая, биофизическая, технико-эстетическая).

17. Эргономические пути снижения утомления на рабочем месте.

18. Психофизиологические основы безопасности. Психическое напряжение, утомление.

19. Психическое состояние человека и работоспособность. Закон Иеркса-Додсона.

20. ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

21. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЕЕ ДИНАМИКА. Режим труда и отдыха.

22. Классификация основных форм трудовой деятельности человека.

23. Показатели тяжести и напряженности труда. Классификация работ по степени тяжести согласно Р.2.2.755-99.

24. Классификация условий труда по факторам производственной среды

25. Экологические аспекты БЖД. Классификация загрязнений окружающей среды (атмосферы, воды, почвы).

26. Нормирование загрязнений: принципы нормирования, понятие и виды ПДК, ПДС. ОБУВ, ПДВ и ВСВ; стандарты качества окружающей среды.

27. Санитарно-защитные зоны предприятий (СЗЗ), размеры СЗЗ в зависимости от класса предприятий согласно СанПиН.

28. Основные технологии очистки выбросов в атмосферу.

29. Основные технологии очистки сбросов в гидросферу.

30. Основные технологии захоронения и переработки твердых отходов.

31. Процедура ОВОС. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОВОС.

32. Платежи за загрязнение ОС. Экологическая ЭКСПЕРТИЗА.

33. Законодательная и нормативная база управления БЖД. Трудовой кодекс РФ, основные понятия.

34. Нормативно-правовые акты по ОТиТБ. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ).

35. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ.

36. Федеральная инспекция труда (РОСТРУД). Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Права государственных инспекторов.

37. Порядок производственного обучения по безопасности труда. Порядок инструктажа по ОТиТБ.

38. Понятие несчастного случая, травмы, травматизма. Виды несчастных случаев.

39. Порядок расследования производственных несчастных случаев: общий и специальный.

40. Виды ответственности за нарушение норм и правил охраны труда.

41. Социальное страхование от несчастных случаев.

42. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

43. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация опасных и вредных производственных факторов согласно ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ.

44. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, характеристики, классификация, нормирование.

45. Пыль как вредный производственный фактор. Действие пыли на человека. Нормирование пыли.

46. Комбинированное воздействие вредных веществ. Классификация вредных веществ по степени опасности.

47. Системы, обеспечивающие оздоровление воздушной среды в рабочей зоне.

48. Естественное освещение, его виды, нормирование. Кривая освещенности. Средний и минимальный коэффициент естественной освещенности.

49. Системы искусственного освещения, основные светотехнические характеристики.

50. Гигиенические требования к производственному освещению.

51. Общие сведения о шуме. Параметры шума. Классификация шумов.

52. Гигиеническое нормирование шума на рабочих местах.

53. Действия шума, инфразвука, ультразвука на человека. Методы борьбы с шумом.

54. Общие сведения о вибрации. Основные параметры, характеризующие вибрацию.

55. Общая и локальная вибрация и воздействие их на организм человека.

56. Гигиеническое нормирование вибрации. Методы снижения вибрации.

57. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Терморегуляция.

58. Физическая тяжесть работы - энергетические затраты в процессе трудовой деятельности.

59. Механические факторы. Требования безопасности к производственным процессам и промышленному оборудованию.

60. Опасные зоны оборудования и средства защиты от опасных факторов.

61. Воздействие электрического тока на человека. Местные и общие электротравмы.

62. Факторы, определяющие исход воздействия электрического тока на организм человека.

63. Анализ опасности поражения током при различных схемах включения человека в электрическую трехфазную сеть.

64. Методы обеспечения электробезопасности.

65. Защитное заземление, зануление.

66. Напряжение прикосновения. Напряжение шага.

67. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током.

68. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

69. Электромагнитные поля. Основные характеристики ЭМП.

70. Воздействие ЭМП на организм человека. Гигиеническое нормирование и основные средства защиты.

71. Параметры, определяющие пожароопасные свойства веществ и материалов.

72. Опасные факторы пожара

73. Понятие предела огнестойкости. Степени огнестойкости зданий и сооружений.

74. Категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ-105-03

75. Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон и наружных установок по ПУЭ.

76. Мероприятия по ограничению последствий пожаров

77. Классы пожара и рекомендуемые средства пожаротушения

78. Способы пожаротушения. Огнетушащие вещества.

Преподаватель доц., к.т.н. Хоменко А.О.

 

  1. Задачи БЖД:

идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

защита от опасности;

ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

 

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)

Ежегодное снижение средней общей численности населения

 

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

 

Для решения демографической проблемы необходимо:

Увеличить рост ВВП

Модернизировать государственную систему защиты человека

Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

 

  1. Аксиома о потенциальной опасности деятельности – основополагающий постулат – положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности:

невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику;

ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

 

  1. Опасности – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.

 

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:

потенциальный характер опасностей – т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях; ограниченная зона влияния (зона действия опасности)

  1. стемный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (в данном случае – безопасности). Ключевым понятием системного анализа является понятие системы.

Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, чтобы выполнять заданные функции при определенных условиях.

1. Инженерный – опирается на статистику поломок и аварий, на вероятностный анализ безопасности с использование графо-аналитических методов, расчета деревьев событий и деревьев отказов.

 

С помощью первых предсказывают, во что может развиться тот или иной отказ техники. Графически представлять возможные сценарии развития, начиная от исходного события – отказа того или иного элемента системы. В этом случае используется прямая (индуктивная) логика от частного к общему. Во втором случае проводится анализ того, какие исходные события могут привести к венчающему событию.

 

Когда деревья построены, рассчитываются вероятности реализации каждого из сценариев (каждой ветви), а затем – общая вероятность аварии на объекте.

 

2. Модельный – построение моделей воздействия вредных факторов на человека и ОС. Эти модели могут описывать как последствия обычной работы предприятия, так и ущерб от аварий на них.

 

3. Экспертный – вероятности различных событий, связи между ними и последствия аварий определяют не вычислениями, а опросом опытных экспертов. Эффективен, когда для двух первых способов мало данных.

 

4. Социологический – исследуется отношение населения к разным видам риска (опрос).

  1. Индивидуальный риск может быть добровольным, если он обусловлен деятельностью человека на добровольной основе, и вынужденным, если человек подвергается риску в составе части общества (например, проживание в экологически неблагоприятных регионах, вблизи источников повышенной опасно

  1. пути управления рисками -

1.совершенствование технических систем безопасности;

2.подготовка и обучение персонала;

3.совершенствование управления при чрезвычайных ситуациях.

Концепция приемлемого (допустимого) риска

Традиционная техника безопасности базировалась на категорическом требовании - обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварии.

Но опыт свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения.

Нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.

Приемлемый риск обычно на 2-3 порядка строже фактического. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, направленной на защиту человека.

Помимо коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой.

В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый.

Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

Существует разная интерпретация терминологии, касающейся определения критериев риска, причем термины «приемлемый» и «допустимый» иногда относятся к разным уровням риска, а иногда используются как взаимозаменяемые. Наиболее простая структура критериев приемлемости риска – это единственный уровень риска, который служит границей между допустимыми и недопустимыми значениями риска. Иногда риск классифицируется следующим образом:

– область недопустимого риска – в этой области риск считается недопустимым, поскольку частота и последствия его возникновения слишком велики. Здесь обязательны меры по снижению риска или соответствующие проектные изменения;

– область пренебрежимо малого риска – в этой области риск считается допустимым, так как или частота возникновения опасных факторов настолько мала, или последствия настолько незначительны, что никаких мер по снижению риска не требуется;

– средняя (промежуточная) область. В этой области риск считается допустимым, если приняты меры, позволяющие сделать частоту и последствия аварии «настолько низкими, насколько это практически целесообразно» (далее об этом написано подробнее).

  1. Принципы обеспечения безопасности, исходя из их реализации, условно можно разделить на четыре класса.

ориентирующие – это основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.

технические – основаны на использовании физических законов и направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов.

управленческие – определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами обеспечения безопасности.

организационные – направлены на реализацию положений научной организации деятельности в целях безопасности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...