Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С.Нормана, Д.Ф.Эндлера, Д.А.Джеймса, М.И.Паркера в адаптации Т.А.Крюковой




МГГУ им. М. А. Шолохова

 

 

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИ МОЛОДЕЖИ,

НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Задания для самостоятельной (дистанционной) работы

 

 

Разработчик:
Курышева Ольга Васильевна,
ВолГУ, доцент кафедры психологии

 

 

Москва, 2011 год

Практикум по психодиагностике личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС

Задание 1. Проведите диагностику личностных и поведенческих особенностей молодого человека (молодой девушки), находящейся в трудной жизненной ситуации.

Методика индикатор копинг стратегий Дж. Амирхана.

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция испытуемому: на бланке ответов представлено несколько возможных путей преодоления проблем. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются. Все Ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и, которая Вас заставила изрядно побеспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах. Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

· Полностью согласен.

· Согласен.

· Не согласен.

Тестовый материал

1. Позволяю себе поделиться переживанием с другом.

2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее под­ходящий.

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

17. Обдумываю про себя план действий.

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

21. Избегаю общения с людьми.

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

24. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.

25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

26. Сплю больше обычного.

27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

28. Представляю себя героем книг или кино.

29. Пытаюсь решить проблему.

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

31. Принимаю помощь от друга или родственника.

32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно.

Ключ к тесту

· Шкала «разрешение проблем» – ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.

· Шкала «поиск социальной поддержки» – ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

· Шкала «избегание проблем» – ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

· Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

· Ответ “Согласен” в 2 балла.

· Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Нормы для оценки результатов теста:

Уровень Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание проблем
Очень низкий < 16 < 13 < 15
Низкий 17 - 21 14 - 18 16 - 23
Средний 22 - 30 19 - 28 24 - 26
Высокий > 31 > 29 > 27

Копинг-стратегия решения проблем. Согласно теории социального научения А.Бандуры, шансы человека стать способным к успешной адаптации, независимым и здоровым во многом зависят от его окружения. От того, насколько его собственное «Я» сможет справляться с внутренним и внешним дискомфортом, насколько согласованно будут развиваться его идеальное и реальное «Я», настолько человек сможет эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью, будет ответственным и способным самостоятельно принимать решения. Опыт, который человек приобретает, переживая ситуации, связанные со стрессом, приводит не только к изменениям в его психической сфере, но и к перестройке всей его личности.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки. Таким людям важна действенная, конкретная помощь; в том числе и помощь в оценке проблемных ситуаций, в поиске вариантов их решения. Для них наиболее значимы люди, от которых ожидается социальная и психологическая поддержка. Они часто прислушиваются к мнению окружающих, прежде чем решить проблему.

Копинг-стратегия избегания. Копинг-стратегия избегания является формой психологической защиты, под которой мы понимаем систему регуляторных механизмов стабилизации личности, направленных на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. То есть, таким людям легче избежать неприятной ситуации, чем сталкиваться с ней и решать.

 

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

С.Нормана, Д.Ф.Эндлера, Д.А.Джеймса, М.И.Паркера в адаптации Т.А.Крюковой

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Поставьте, пожалуйста, галочку в одну из колонок (от 1 до 5), отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в стрессовой ситуации.

Бланк ответов

Поведение в стрессовых ситуациях Никогда Редко Иногда Часто   Очень часто  
1. Стараюсь тщательно распределить свое время.          
2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.          
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.          
4. Стараюсь быть на людях.          
5. Виню себя за нерешительность.          
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.          
7. Погружаюсь в свою боль и страдания.          
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.          
9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.          
10. Думаю о том, что для меня самое главное.          
11. Стараюсь больше спать.          
12. Балую себя любимой едой.          
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.          
14. Испытываю нервное напряжение.          
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные ситуации раньше.          
16. Говорю себе, что это происходит не со мной.          
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.          
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.          
19. Испытываю эмоциональный шок.          
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.          
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.          
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.          
23. Иду на вечеринку.          
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.          
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.          
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.          
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.          
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношения к случившемуся.          
29. Иду в гости к другу.          
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.          
31. Провожу время с дорогим человеком.          
32. Иду на прогулку.          
33. Говорю себе, что этого никогда не случится вновь.          
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.          
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.          
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.          
37. Звоню другу.          
38. Испытываю раздражение.          
39. Решаю, что теперь важнее всего делать.          
40. Смотрю кинофильм.          
41. Контролирую ситуацию.          
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.          
43. Разрабатываю несколько различных вариантов решения проблемы.          
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.          
45. Отыгрываюсь на других.          
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.          
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.          
48. Смотрю телевизор.          

Измеряемые параметры

· Ориентация на решение задач

· Ориентация на эмоции

· Ориентация на избегание

· Отвлечение

 

Обработка и интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунк­тов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20,40,44,48.

Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, от­носящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...