Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Литература. ЛЕКЦИЯ 3




Вопросы для самоконтроля

1. Назовите характерные отличия деятельности социального педагога
от деятельности учителя.

2. Почему профессиональную деятельность социального педагога мож­
но рассматривать как целостную систему?

3. Дайте содержательную характеристику каждого элемента деятель­
ности социального педагога.

4. Каковы наиболее важные личностные качества социального педаго­
га? Дайте классификацию этих качеств.

5. Назовите должностные обязанности социального педагога, содержа­
щиеся в квалификационной характеристике.

6. Перечислите профессиональные знания и умения социального педа­
гога.

7. Назовите основные сферы профессиональной деятельности социаль­
ного педагога.

Литература

1. Педагогика: Учеб. пособие /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Ми­
щенко, Е. Н. Шиянов. —
М., 1998.

2. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. 1. —
М., 1991.

3. Социальный педагог: Подготовка и деятельность. — Челябинск,
1994.

4. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный пор­
трет социального работника. — М., 1993.

5. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика: Кн. для учи­
теля и родителей. — М., 1997.


ЛЕКЦИЯ 3

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ

ПЕДАГОГОВ

Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов. Подготовка социальных педа­гогов в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка социальных педагогов в вузе. Переподго­товка и повышение квалификации социальных педа­гогов.

Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов

Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием си­стемы образования в России, которое фактически началось с середины 80-х годов в период реформаторских преобразований общества, направленных на его гуманизацию и демократиза­цию. Россия стала входить в мировое образовательное простран­ство, изучая и анализируя международный опыт в области об­разования.

Прежняя система образования вызывала критику многих /ченых и практиков за ее линейность, узкую направленность, слабость общекультурологической подготовки, что отрицатель­но влияло на формирование мировоззрения личности, отноше­ния к природе, обществу, самому себе.

Совершенствование системы образования в России требова­ло предоставления человеку возможности получать образова­ние разных видов и уровней в разные периоды своей жизни и ре­гулярно повышать квалификацию. Реализация этой идеи полу­чила свое развитие в построении модели непрерывного образо­вания, предусматривающей допрофессиональную подготовку в лицеях и профилированных старших классах школы; профес­сиональную подготовку в учреждениях начального професси­онального образования, среднего профессионального образова­ния и высшего профессионально образования, послевузовское обучение (аспирантура, докторантура), а также систему пере­подготовки и повышения квалификации работающих специа-


 


листов.



 


Принятие Правительством Российской Федерации закона «Об образовании» (1992) и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) закрепило политику государства в сфере образования, основанную на принципах гуманизации, фундаментализма, универсальности и альтерна­тивности, преемственности и прогностичности.

Принцип гуманизации реализуется через целенаправлен­ную ориентацию образования на личность обучаемого, выявле­ние и развитие всех сущностных сил человека, приоритетное внимание к гуманистическим традициям, общечеловеческим ценностям.

Принцип фундаментализма обеспечивает целостность, глу­бину и взаимопроникновение социально-философских, обще­профессиональных и специальных знаний при подготовке спе­циалиста. Фундаментализм обеспечивает высокий общекульту­рологический уровень образования, органическое сочетание теоретической и практической подготовки кадров, позволяет преодолеть ее узкую профессиональную направленность.

Принцип универсальности и альтернативности реализу­ется через удовлетворение запросов общества в определенных специалистах и обеспечивает полный набор специальностей, востребуемых на рынке труда.

Принцип преемственности реализуется через образова­тельные программы различных ступеней и видов образования, через различные типы образовательных учреждений.

Прогностический принцип обеспечивает полифункцио­нальную, всестороннюю подготовку специалистов на перспек­тиву в рамках проведенного прогноза востребуемости специа­листов для конкретного региона и для решения конкретных проблем.

Система образования, построенная на перечисленных выше принципах, помогает человеку сориентироваться в спектре раз­нообразных специальностей, получить то образование, которое в данный период времени доступно и соответствует его реаль­ным возможностям, изменить профиль образования, если пер­воначальный выбор оказался не очень успешным, и получить такое количество государственных сертификатов и дипломов, которые обеспечат конкурентоспособность специалиста на рын­ке труда и построение его профессиональной карьеры.

Система подготовки социально-педагогических кадров, кото­рая в настоящее время еще только начинает формироваться, также развивается в соответствии с концепцией непрерывного образования.


Первой ступенью в этой системе является допрофессионалъ-ная подготовка социальных педагогов, которая на сегодняш­ний день пока не получила широкого распространения и при­знания. Тем не менее в общеобразовательной школе обязатель­но должна проводиться ориентация на социальную педагогику как на новую и перспективную профессию. Создание системы такой допрофессиональной подготовки требует решения мно­гих организационных и научно-методических проблем, однако она создается не совсем на пустом месте и должна вобрать в себя положительный опыт системы профориентации школьников, которая и содержательно, и организационно достаточно эффек­тивно функционировала в нашей стране в 70-80-е годы, и ко­торая сегодня, в связи с изменившимися условиями, сама тре­бует новых серьезных, концептуальных (методологических, те­оретических и методических) разработок.

Допрофессиональная подготовка может осуществляться при участии заинтересованного профессионального руководителя в старших классах школы, где с учащимися должны вестись те­оретические, но прежде всего практические занятия, где необ­ходимо предусмотреть прохождение учащимися социально-педагогической практики в различных социальных учреждени­ях для детей: детских домах, приютах, оздоровительных лаге­рях, школах, детских садах и т. д.

Профессиональная подготовка специалистов осуществля­ется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня: учреждениях начального профессионального образова­ния (лицеи и др. ); среднего профессионального образования (колледжи и др. ); высшего профессионального образования (ин­ституты, университеты, академии).

После окончания школы выпускнику предоставляется выбор того уровня образования, в котором он заинтересован и которое соответствует его способностям и возможностям. У него есть несколько путей получения профессионального образования:

1) поступить в учебное заведение любого уровня (лицей, кол­
ледж или вуз);

2) последовательно пройти все уровни учреждений (лицей —
колледж — вуз) с получением трех документов об образовании;

3) пройти только два уровня образования (например, колледж
и вуз).

Схематично это можно представить следующим образом (еж. стр. 40):


 




У

р о в

Е

нь

о

Б РАЗ ОВАНи яИ Я

Высшее учебное заведение

ВПО

 

 

 


Среднее профессиональное учебное заведение

 

СПО

 

Учреждение начального профессионального образования

                              

НПО

 

 

                  Общеобразовательное учреждение

где НПО — начальное профессиональное образование; СПО — среднее профессиональное образование; ВПО — высшее профессиональное образование.

В непрерывной системе подготовки социально-педагогичес­ких кадров уровень начального профессионального образова­ния на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует. Но несом­ненно такой вид образования может и должен существовать, во всяком случае, такая подготовка специалистов достаточно широко практикуется в некоторых странах.

Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях

Одним из типов учебных заведений, в которые могут посту­пить выпускники, окончившие полную среднюю школу, явля­ются средние профессиональные учебные заведения, успешно функционирующие в России. Подготовка социальных педаго­гов данного профессионального уровня в настоящее время, в основном, начала осуществляться в педагогических училищах и колледжах. Эти учебные заведения традиционно готовили специалистов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому такие учебные дисциплины, как педагогика, психология, медицина и другие, сравнительно лег­ко могут быть адаптированы для подготовки социальных педа-


гогов, а это значит, что требуются небольшие материальные затраты для подготовки новых специалистов и переподготовки работающих преподавателей. Материально-техническая база педучилищ также обеспечивает подготовку новых кадров при сравнительно небольших финансовых затратах (пополнение библиотечного фонда специальной литературой, переоборудо­вание ряда кабинетов и др. )

В настоящее время принят государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Особен­ностью подготовки таких специалистов является их практико-ориентированная направленность. Профессиональная деятель­ность специалиста этого уровня направлена на социализацию детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных типах образовательных учреждений: дошкольных учреждени­ях, начальных классах общеобразовательных учреждений, уч­реждениях дополнительного образования, центрах досуга и твор­чества детей, учреждениях детского отдыха детей, детских до­мах, школах-интернатах для детей с проблемами.

При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься социальный педагог, а также конкретные учреждения, в которых он будет работать.

Основными видами деятельности социального педагога, име­ющего среднее профессиональное образование, являются:

- оказание помощи детям в преодолении проблемных ситу­
аций при реализации соответствующей образовательной про­
граммы;

—организация деятельности детей, обеспечивающей их раз­
витие в соответствии с индивидуальными и возрастными осо­
бенностями;

—создание благоприятных педагогических условий для раз­
вития, воспитания и образования детей;

—осуществление сотрудничества с родителями по вопросам
воспитания детей;

 

- организация культурно-просветительской работы в мик­
росоциуме с целью совершенствования социально-педагогичес­
кой деятельности специалиста;

- самообразование с целью повышения уровня квалифика­
ции и совершенствования педагогического мастерства.

По окончании среднего профессионального учебного заведе­ния выпускники могут приступать к профессиональной дея­тельности или же продолжать обучение в высших учебных за­ведениях.



 


Подготовка социальных педагогов в вузе

Следующий уровень образования, который может освоить выпускник средней школы, а также выпускник учреждения начального или среднего профессионального образования — это уровень высшего образования.

Высшее профессиональное образование может быть получе­но на базе среднего (полного) общего или среднего профессио­нального образования в высшем учебном заведении по основ­ным профессиональным образовательным программам, отвеча­ющим требованиям, установленным Государственным образо­вательным стандартом; оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

В системе высшего образования принят ряд законодательных документов, которые нормативно закрепляют требования как к системе высшего образования, так и к уровню подготовки выпускника.

Обучение студентов в вузе осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС), введе­ние которых обусловлено необходимостью обеспечения установ­ленного уровня качества высшего образования, единства образо­вательного пространства Российской Федерации и объективно­сти оценки деятельности образовательных учреждений; установ­ления эквивалентности документов иностранных государств.

Государственные образовательные стандарты состоят из фе­дерального и национально-регионального компонентов. Феде­ральный компонент стандарта устанавливается государствен­ным органом управления образования и включает:

1) общие требования к основным образовательным програм­
мам высшего образования.
Под основной образовательной про­
граммой понимается документ, определяющий в соответствии
со стандартом содержание образования по направлению (специ­
альности) высшего профессионального образования. Иными
словами образовательная программа — это перечень пример­
ных учебных дисциплин, изучаемых в вузе;

2) требования к обязательному минимуму содержания основ­
ных образовательных программ высшего образования,
к усло­
виям их реализации, практике и итоговой аттестации выпуск­
ника, уровню подготовки выпускников по каждому направле­
нию (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ выс­
шего профессионального образования в вузах;


4) максимальный объем учебной нагрузки. Содержание национально-региональных компонентов стан­дартов, отражающих региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям или специ­альностям, определяется высшим учебным заведением самосто­ятельно.

Важной частью Государственного образовательного стандар­та является Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Он состоит из двух частей — Классификатора направлений и Классификатора спе­циальностей.

Классификатор — это перечень связанных между собой поня­тий, которые систематизированы определенным образом и каж­дому из которых присвоен определенный номер. Чтобы понять, что представляет собой Классификатор направлений и специ­альностей, необходимо знать, что такое — направление и что такое — специальность.

До начала 90-х годов в нашей стране подготовка профессио­нальных кадров высшей квалификации велась только в рамках так называемой моноуровневой системы высшего образования. Суть ее заключается в том, что человек уже при поступлении в вуз выбирает определенную специальность, которая соответ­ствует конкретной отрасли производства, науки, техники, культуры или искусства, где по окончании вуза он будет рабо­тать. Чтобы получить документ, подтверждающий приобретен­ную им квалификацию дипломированного специалиста, обуча­ющийся должен пройти полный курс обучения.

В середине 90-х годов была разработана, нормативно закреп­лена и начала внедряться в вузах страны новая — многоуровне­вая система высшего профессионального образования, соглас­но которой человек получает высшее образование не по конкрет­ной узкой специальности, а в рамках определенного направле­ния, что обеспечивает ему более широкую область профессио­нальной деятельности. Кроме того, в рамках этой системы че­ловек может получить высшее образование двух уровней — с присвоением квалификации (степени) бакалавра и магистра.

В настоящее время в России эти две системы, позволяющие получить высшее профессиональное образование, сосуществу­ют, и все три ступени полного высшего образования — бакалав­риат, специалитет и магистратура — закреплены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном обра­зовании» и Государственным образовательным стандартом. Это означает, что подготовка кадров для той или иной профессио-


 


нальной сферы может осуществляться как по определенным специальностям, так и по соответствующим направлениям, которые закреплены Классификатором направлений и специ­альностей.

Согласно этому документу специальности «социальная педа­гогика» присвоен номер 031300, анаправлению «Педагогика», в которое социальная педагогика входит наряду с такими про­филями подготовки, как дошкольное образование, начальное образование, коррекционная педагогика и специальная психо­логия, физическая культура, — номер 540500.

Наибольшее распространение в вузах страны на сегодняшний день получила подготовка социальных педагогов по специаль­ности «социальная педагогика» согласно Государственного об­разовательного стандарта специалиста, который включает ха­рактеристику сферы и объектов профессиональной деятельно­сти специалиста; его основную квалификацию, под которой понимается уровень обученности, подготовленности выпускни­ка к выполнению определенного вида профессиональной дея­тельности в соответствии с полученной специальностью; требо­вания к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по ос­новной образовательной программе специальности; обязатель­ный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, а также нормативные характе­ристики обучения.

Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обуче­ние по программе специальности «социальная педагогика», включают пять частей:

1) общие требования к образованности специалиста, нацелен­
ные на сформированность мировоззренческих установок чело­
века, стиля его профессиональной и исследовательской деятель­
ности, его культуры;

2) требования к знаниям и умениям по дисциплинам общекуль­
турологической подготовки, обеспечивающей основы знании фи­
лософии, социологии, культурологии, права, религии и т. д.;

3) требования к знаниям и умениям по дисциплинам медико-
биологической подготовки, выявляющие знания выпускника
по таким разделам, как медицина, валеология, безопасность
жизнедеятельноти;

4) требования к знаниям и умениям по дисциплинам психоло­
го-педагогической подготовки, вооружающим выпускника зна­
ниями в области таких наук, как общая педагогика, социальная
педагогика, коррекционная педагогика, возрастная психология,
социальная психология, педагогическая психология и др.;


\5) требования к знаниям и умениям по дисциплинам предмет­ной подготовки, которая обеспечивает выпускника профессио­нальными знаниями и умениями в области истории и теории социальной педагогики, методик и технологий социально-педа­гогической деятельности, управления социально-педагогичес­кими системами и др.

В соответствии с этими требованиями обязательный мини­мум содержания профессиональной образовательной програм­мы по специальности «социальная педагогика» обеспечивается пятью блоками дисциплин: общекультурным, медико-биологи­ческим, психолого-педагогическим, предметным и блоком дис­циплин специализации, которые предполагают углубленную подготовку по конкретному виду профессиональной деятельно­сти будущего специалиста.

Нормативная длительность обучения по специальности — 5 лет. Завершается программа итоговой аттестацией, включаю­щей защиту выпускной работы. По окончании обучения выпус­книку присваивается основная квалификация «социальный педагог ».

Если вуз реализует многоуровневую систему высшего педа­гогического образования, то подготовка кадров высшей квали­фикации по социальной педагогике ведется в рамках направле­ния «Педагогика». На первом уровне реализуется основная об­разовательная программа бакалавриата, которая включает культурологические, психолого-педагогические, медико-био­логические и предметные дисциплины. В соответствии с Госу­дарственным образовательным стандартом бакалавра, норма­тивный срок обучения по данной программе составляет не ме­нее 4 лет. Обучение завершается итоговой аттестацией с присво­ением выпускнику квалификации (степени) бакалавра педаго­гики, удостоверенной дипломом.

Образовательная программа второго уровня — магистратуры - включает в себя образовательную программу бакалавриата и не менее чем двухлетнюю специализированную подготовку, в которой важное место отводится научно-исследовательской и научно-педагогической практике студента. Общий норматив­ный срок обучения должен составлять не менее 6 лет. Данная программа завершается защитой магистерской диссертации с присвоением выпускнику квалификации (степени) «магистр образования», также удостоверенной дипломом.

В реальной практике образования эти две системы не суще­ствуют изолированно друг от друга; в некоторых вузах одновре­менно реализуются обе системы подготовки. Это диктует необ-



 

ходимость обеспечения преемственности образовательных про­грамм всех трех ступеней системы подготовки высокопрофес­сиональных кадров по социальной педагогике, структура кото­рой представлена на схеме:

 

Продолжитель-         Уровень        Образовательный     Квалификация

ность обучения    образования                ценз                      или степень

(в годах)

6                             Магистратура           Высшее              Квалификация           

                                III ступень        профессиональное      и степень

                                                                 образование           Магистр образования

 

5                             Специалитет            Высшее                Квалификация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...