Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория вида и её грамматические значения




 

Основной грамматической категорией русских глаголов является классифицирующая категория вида, которая выр ажает отношение действия к его внутреннему пределу. От того, какой вид имеет глагол, зависит состав его парадигмы, потому что глаголы несовершенного и совершенного вида имеют разный набор глагольных форм.

Под внутренним пределом действия понимают окончание (завершение) всего действия или какой-то его части (фазы), например, в предложении «Я вчера писал реферат» глагол не указывает на то, что говорящий закончил его писать, а в предложении «Я вчера написал реферат» глагол указывает, что действие завершено.

Грамматическая категория вида имеет два грамматических значения – несовершенного и совершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом. Глаголы несовершенного вида, таким образом, не указывают на то, было или будет закончено действие (писать, строить, читать, говорить).

Называя действия без указания на их законченность, глаголы несовершенного вида могут сочетаться с такими словами, с которыми глаголы совершенного вида не употребляются. К таким словам и словосочетаниям относятся:

1) фазовые глаголы, которые указывают на начало, продолжение или окончание действия (начать, начинать, продолжать, продолжить, прекратить, прекращать, перестать, переставать, закончить и др.):

начал говорить, продолжал строить, прекратил писать;

2) слова и словосочетания, которые обозначают повторяемость действия, обычай, привычку его делать:

Каждый день мы гуляем в парке. Он привык по утрам делать зарядку.

У них обычно пьют чай в восемь часов вечера;

3) слова и словосочетания, которые указывают на нецелесообразность действия, отрицательное отношение к нему:

бесполезно говорить об этом, не к лицу так поступать, в университете запрещено курить и др.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное внутренним пределом (прочитать, построить, написать, сказать и др.). При этом глагол совершенного вида может указывать на окончание всего действия (например: Я прочитал эту книгу) или на окончание только какой-то части действия (например: Я прождал автобус целый час). В последнем случае неизвестно, закончилось ли действие в целом, потому что возможны разные варианты развития событий:

Я прождал автобус целый час и пошёл домой

или

Я прождал автобус целый час и ещё буду ждать, потому что мне нужно ехать.

Таким образом, в этом предложении глагол совершенного вида обозначает, что завершилась только определённая часть действия, которая длилась час, но не указывает на окончание всего действия.

 

Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида

 

Однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида могут отличаться такими элементами значения:

1) глагол несовершенного вида обозначает действие без указания на его окончание, а глагол совершенного вида указывает на то, что действие закончено:

читал – прочитал, делал – сделал;

2) глагол несовершенного вида обозначает действие как длительный процесс, а глагол совершенного вида обозначает кратковременное (быстрое) законченное действие:

выходил – вышел, выносил – вынес;

3) глагол несовершенного вида обозначает действие, которое пытаются или стараются выполнить, а глагол совершенного вида обозначает результативное (достигшее своей цели) действие:

решал – решил, встречал – встретил;

4) глагол несовершенного вида обозначает действие с неопределённой (хотя и большой) длительностью, а глагол совершенного вида обозначает недлительное (короткое) действие:

кричал – прокричал, занимался – позанимался;

5) глагол несовершенного вида обозначает длительное повторяющееся действие, а глагол совершенного вида обозначает однократное (одноразовое) действие:

кивал – кивнул, махал – махнул.

Вместе с тем при анализе семантики глаголов несовершенного и совершенного вида нужно всегда помнить, что она зависит от контекста. Например, если кто-то говорит: «Я взял (что сделал? – совершенный вид) книгу в библиотеке», – то это значит, что книга сейчас находится у него. Если же книга возвращена в библиотеку, говорящий скажет: «Я брал (что делал? – несовершенный вид) книгу в библиотеке».

 

Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов

 

Два глагола, которые н азывают одно и то же действие, но имеют разное грамматическое значение вида, составляют видовую пару:

Писать – написать, делать – сделать, учить – выучить.

Такие пары глаголов нужно отличать от тех однокоренных глаголов, которые имеют разное лексическое значение, то есть называют разные действия (сравните: писать – переписать, то есть «написать ещё раз», и писать – написать – глаголы называют одно и то же действие, следовательно, составляют видовую пару).

Многозначные глаголы в разных значениях могут иметь и разные видовые пары, например:

учить (кого?) ребёнка читать – научить ребёнка читать;

учить (что?) стихотворение наизусть – выучить стихотворение наизусть.

Встречаются и такие случаи, когда в одном из своих значений глагол имеет видовую пару, а в другом (как правило, переносном) у него видовой пары нет:

дом горит – дом сгорит, но:

лицо горит (то есть лицо красное) – видовой пары нет.

Образовывать видовые пары могут только те глаголы, которые обозначают действия, направленные на достижение предела, окончания, нужного результата (делать – сделать, писать – написать, решать – решить и подобные).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...