Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?




а) «Закат Европы»;

б) «Постижение истории»;

в) «Кризис нашего времени».

10. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:

а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;

б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;

в) все перечисленное.

11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке:

а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию без духовной цивилизации;

б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения;

в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства.

12. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через:

а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в системы этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения;

в) все перечисленное.

2. Изучите тексты и выполните задания к ним:

Текст 1. Академик РАН В. С. Степин о культуре.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, об­разование, развитие, почитание) — система исторически разви­вающихся надбиологических программ человеческой жизнедея­тельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основ­ных проявлениях.

Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов дея­тельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценност­ных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они об­разуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.

<...> В ходе исторического развития общества постепенно формируется сложная иерархия программ деятельности, поведе­ния и общения, представленных различными социокодами, кото­рые непосредственно или опосредованно управляют поступками и действиями людей.

В сложном исторически развивающемся многообразии надбио­логических программ можно выделить три уровня. Первый — это реликтовые программы, осколки прошлых культур, которые жи­вут в современном мире, оказывая на человека определенное воз­действие. Люди часто бессознательно действуют в соответствии с программами поведения, которые сложились еще в первобытную эпоху и которые утратили свою ценность в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий. Сюда относятся многие суеверия...

Второй уровень — это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. И наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Их культура генерирует (т. е. преобразует. — Ред.) за счет внутреннего оперирования знаковыми системами.

Образцами программ будущей деятельности как предпосыл­кой изменения существующих форм социальной жизни могут служить вырабатываемое в науке теоретическое знание, вызывающее перевороты в технике и технологии последующих эпох; идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией; новые нравственные принципы, воз­никающие в рамках философско-этических учений и часто опере­жающие свой век, и т. д. <...>

Многообразие культурных феноменов всех уровней, несмот­ря на их динамичность и относительную самостоятельность, ор­ганизовано в целостную систему. Их системообразующим факто­ром выступают предельные основания каждой исторически определенной культуры. Они представлены мировоззренчески­ми универсалиями (категориями культуры), которые в своем взаимодействии создают целостный обобщенный образ человече­ского мира.

Мировоззренческие универсалии — это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, ос­мысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001. — Т. 2. — С. 341—343.

Вопросы и задания. 1) Каковы особенности освещения учёным феномена культуры? 2) Насколько обоснованным представляется вам авторское определение культуры как системы исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности?

3) Прокомментируйте и проиллюстрируйте примерами каждый из трех уровней надбиологических программ, выделенных акаде­миком В. С. Степиным. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь культурных образований различных уровней и воз­можность их перехода с одного уровня на другой. 4) Объясните ваше понимание универсалий культуры. Почему они названы ав­тором мировоззренческими? 5) В рабочей тетради составьте пе­речень известных вам универсалий, характеризующих: а) место человека в мире; б) природный мир и его объекты; в) социаль­ные отношения; г) духовный мир человека и высшие ценности человечества.

Текст 2. Автор текста — современный российский философ, профессор Валентин Иванович Толстых.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis — гражданин, civilis — граж­данский, государственный) — понятие, известное со времен Ан­тичности, где оно как некая форма и порядок жизни противопо­ставлялось варварству, а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием культура, вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII в. Именно в это время оно приобре­ло широкий социально-философский смысл для обозначения оп­ределенной стадии всемирно-исторического процесса и ценностей гражданского общества, основанного на началах разума, спра­ведливости и законности (Вольтер, В. Р. Мирабо, А. Фергюсон, И. Г. Гердер и др.). В ходе эволюции термина обнаружились его многозначность, смысловой плюрализм, сохраняемые до наших дней. Понятие «цивилизация» часто трактуется как синоним культуры, по существу совпадая с одним из ее значений — как некоей системы ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи (напр., у A.Тойнби); либо используется для обозначения совершенно опре­деленной стадии развития и состояния локальных культур — их деградации и упадка (как у О. Шпенглера и Н. А. Бердяева).
Следует особо выделить трактовку цивилизации как более высо­кой ступени развития человечества, пришедшей на смену дико­сти и варварству, в систематическом виде представленную в ра­ботах Л. Г. Моргана, Ф. Энгельса и других исследователей.
В качестве типологической единицы измерения прогресса челове­ческой истории это понятие широко применяется для характери­стики уровня, периода и особенностей развития отдельного ре­
гиона или суперэтноса...

Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001. — Т. 4. — С. 332.

Вопросы и задания. 1)Чем, по вашему мнению, объясняется устойчивая многозначность и смысловое разнообразие термина «цивилизация»? 2) Сопоставьте тексты В. С. Степина и B. И. Толстых. Пользуясь ключевыми понятиями этих текстов, выявите то общее содержание, которое имеют понятия «культу­ра» и «цивилизация». В чем, по вашему мнению, состоят разли­чия между этими понятиями? Почему недостаточно одного поня­тия («культура» или «цивилизация») для описания процессов, развертывающихся в жизни культуры?

 

3.Дайте оценку следующим суждениям о соотноше­нии цивилизации и культуры.

• Понятия «цивилизация» и «культура» являются си­нонимами.

• Цивилизация является базой для развития культуры.

• Цивилизация и культура имеют много общего и много существенных отличий.

• Культура не имеет ничего общего с цивилизацией.

• Цивилизация — это культура, прошедшая стадию своей зрелости.

4. Опираясь на справочную литературу, укажите наи­более важные особенности некоторых цивилизаций, опи­санных в современной науке. Есть ли между цивилизация­ми общие признаки? Или же каждая из них является, как полагал известный немецкий мыслитель и философ
О. Шпенглер (1880—1936), целостным и автономным структурным образованием, независимым от других и раз­вивающимся на своей собственной основе?

5. Можно ли утверждать, что культура составляет творческую сторону цивилизации, а цивилизация является системой стандартных навыков и технологий деятельно­сти, подготовленных предыдущими этапами общественного развития? Дайте развернутый ответ.

 

6.Темы рефератов и творческих заданий:

1. Техника, цивилизация, культура.

2. Прогресс и культура.

3. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева.

4. Концепция цивилизации А. Тойнби.

5. Концепция цивилизации П.Сорокина.

6. Типология цивилизаций.

7. Коэволюция и проблема устойчивого развития.

8. Природный фактор и кризисы цивилизации.

9. Природа и общество: единство процессов самоорганизации.

10. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...