Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас




Децентрация субъекта как ядра, центра, вокруг которого строилось познание, культура, общественная жизнь («смерть субъекта»)

Постмодернизм отрицает представления о субъекте как центре мироздания, теоретическую традицию рассмотрения индивида как суверенного, независимого, самодостаточного и равного своему сознанию

Рассматривая как текст литературу, культуру, общество и историю, постмодернисты и сознание личности уподобляют некой сумме текстов. Л юбой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к "смерти субъекта", через которого "говорит язык" (М.Фуко). Гиперреальность — искусственная, виртуальная реальность, реальность, которая выступает в виде картинки самой себя.

Эпоху постмодернизма Жан Бодрийяр называет эпохой гиперреальности, так как ее характеризует чувство утраты реальности. Составляющими частицами феномена гиперреальности являются симулякры, репрезентации не существующего в объективной реальности

Симулякры – это “копии копий”, “рисунки рисунков”, не отсылающих ни к каким реальным предметам, событиям, вещам. Процесс симуляции – это не пародия, не имитация, это процесс копирования без исходника. Не случайно авторы трилогии “Матрица” взяли идеи Бодрийяра на вооружение и даже позволили книге “Симулякры и симуляция” быть тайником Нео.

Под действием симуляции происходит «замена реального знаками реального»

Чтобы стать симулякром образ проходит ряд последовательных стадий:он является отражением базовой реальности;он маскирует и искажает базовую реальность;он маскирует отсутствие базовой реальности;он не имеет никакого отношения к какой-либо либо реальности:он является своим собственным чистым симулякром

Гибридизация» и смешение различных жанров и форм творческой деятельности, растворение философского мышления в стихии художественно-литературных дискурсов

Постмодерн характеризуется распадом единства и ростом плюрализма (в искусстве, науке, философии).

Его отличительная черта - "недоверие к метарассказам", то есть, к великим базовым идеям, "объяснительным системам", которые обеспечивают единство знания, организуют общество и служат средством его легитимации. Это религия и история, наука и искусство.


24. бел фил-я. Особенности формирования философской мысли Беларуси отсутствие единого языка;существование белорусских земель в разных геополитических образованиях;развитие в поликонфессиональном и мультикультурном пространстве.

Эпоха Возрождения и Реформации на землях Беларуси (Франциск Скорина, Симон Будный, Семен Полоцкий, Казимир Лещинский)

Просвещение в Беларуси(Казимир Нарбут, Ян Снедецкий, Аниол Довгирд)

XIX век в истории развития Европы – это период выхода на историческую сцену наций-государств, так называемая эпоха нациостроительства. Белорусские земли в этот период входили в состав Российской империи, и среди белорусских мыслителей существовали различные мнения относительно будущего народа.

В XIX веке мы обнаруживаем по крайней мере три белорусских национальных проекта: литвинская и белорусская версия и западноруссизм. Западноруссизм рассматривает территорию Беларуси как часть восточнославянских земель и соответственно, делает акцент на православии и русском характере народа. Литвинский проект в центр своего внимания помещает Великое княжество Литовское и ставит перед собой задачу его возрождения. И впервые в рамках белорусского проекта возникает идея Беларуси. Территория, которая входила в состав ВКЛ, Речи Посполитой, а затем Российской империи, впервые получает собственное название, а народ, населявший эту землю, впервые рассматривается как самостоятельный и имеющий право на независимое существование. Начало этого проекта связано с творчеством Яна Борщевского, Франциска Богушевича и Винцента Дунина-Мартинкевича, а также с деятельностью Кастуся Калиновского. Творчество данных мыслителей не вписывается в рамки привычного образа философии, но по своему существу это была философская мысль, выраженная в литературной форме, а главным объектом размышлений выступал народ и особенности его культурного и исторического развития.

Игнат Абдиралович

«Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага сьветагляду»(1921)

Работа начинается с утверждения, что нельзя в неопределенности белорусской культуры искать ее слабость и смерть. Великая трагедия белорусского духа заключается в том, что Беларусь стала ареной борьбы двух цивилизаций – восточной и западной. Белорусы на протяжении долгих столетий пытались определить, к какой из культур они принадлежат, однако так и не смогли сделать свой выбор. В качестве примеров данной особенности белорусской индивидуальности Абдиралович приводит Рагнеду, Всеслава Чародея, Франциска Скорину. И единственное, что остается белорусам – это искать свой путь и преодолеть разделенность души.

Чтобы определить, что же предлагала история в качестве пути белорусскому народу, Абдиралович предпринимает анализ культурных типов или форм жизни. Восточный тип характеризует стремление к крайнему, определенному, к общей монолитной форме, к одной сути и единственной истине. Западная культура, в противовес восточной, ищет копромисс, борется с крайностями. Однако, отмечает Абдиралович, белорус не довольствуется каким-либо одним направлением, поскольку обнаруживает в каждом из них недостатки: как показывает история, восточные принципы жизни невозможно осуществить в реальности, а за западной терпимостью скрывается опасность предательства. Ни одна из этих культур не дает свободы развития творческого духа, поскольку каждая пытается вместить его в тесные рамки. Подарить необходимую свободу может только та форма жизни, которая основана на белорусской традиции и культуре.

Романтизм.

Особенность белорусского романтизма – это обращение к собственным корням и традиции. Мыслители этой эпохи обнаруживают для себя новый объект исследования – народ и его история.

Представители:

М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас

В своей работе “Белорусское Возрождение” (1914) Богданович постулировал право белорусов на самостоятельное существование. Он утверждал, что несмотря на то, что белорусская культура близка по своему характеру к великорусской, тем не менее, ее нельзя свести к последней. Более того, белорусская народность сложилась гораздо раньше, чем великорусская, а белорусский язык не был языком только простого народа, на нем велась деловая переписка, написаны статуты Великого княжества Литовского, что свидетельствует о его высоком статусе. Особая роль в развитии белорусской культуры, по мнению Богдановича, принадлежит интеллигенции, которая призвана просвещать народ и всячески способствовать его духовному росту.

 

25. Онтология (философское учение о бытии)

1 -онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих. 2 - Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук

Основной вопрос онтологии: что существует?

Бытие(сущее): пирамидка(инд телесное бытие, инд дух бытие, субъективное я,мое мознание,мое тело) пирамидка (надыинд дух бытие(дух ку-ра о-ва), вторая природа – артефакты ку-ры, создан ч-ком из природ материала, природа, объективное(окр мир).

Типы онтологических позиций в философии

С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю

Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога)

 

26. Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно)

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются

движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Универсальными свойствами материи являются: несотворимость и неуничтожимость,вечность существования во времени и бесконечность в пространстве,материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие,детерминированность всех явлений,причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий,отражение —способность одной материальной системы запечатлевать воздействие другой материальной системы. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления.

 

 


28.29. Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение)

Спор – всегда противоречивые мнения, разные позиции. К чему ведет спор? 1) Победа одной из сторон, 2) каждый при своем; 3) истина «посередине».

Т.е. в третьем случае мы фактически признаем правомерность обоих позиций. Это значит, что в самой реальности (а не только в нашем сознании) имеет место противоречие.

Диалектика – философская теория противоречивой реальности

Противоречие -центральное понятие диалектики

Различать противоречия и противоположности!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...