Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эталоны ответов к ситуационным задачам

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

 

  УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № ____ «____» ______________ 2011 г. Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин  
     

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей к проведению практического занятия

по учебной дисциплине “инфекционные болезни”

 

ТЕМА: ИЕРСИНИОЗЫ

Составила:

ассистент кафедры,

канд. мед. наук Н.Н. Пучкова

 

 

 

 

ТОМСК-2011


УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

на основе теоретического материала, курации и аналитического разбора тематических пациентов, решения ситуационных задач и учебных игр сформировать у студентов знания по аспектам клинической и дифференциальной диагностики, рационального лечения (включая элементы неотложной терапии) иерсиниоза и псевдотуберкулеза, профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах данных заболеваний, выработать у студентов чувство профессиональной ответственности в отношении применения алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи, с учетом этических и деонтологических особенностей работы с больными инфекционного профиля.

Студенты должны иметь представление:

об организации стандартизированной медицинской помощи пациентам с иерсиниозами на амбулаторном этапе и в специализированных лечебных учреждениях.

Студенты должны знать:

- эпидемиологические особенности иерсиниоза и псевдотуберкулеза;

- основные аспекты патогенеза иерсиниоза и псевдотуберкулеза;

- клинические классификации иерсиниоза и псевдотуберкулеза;

- клиническую характеристику различных форм и вариантов иерсиниоза и псевдотуберкулеза;

- алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики иерсиниоза и псевдотуберкулеза;

- принципы комплексной терапии иерсиниоза и псевдотуберкулеза;

- принципы диспансерного наблюдения реконвалесцентов при иерсиниозе и псевдотуберкулезе;

- систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при иерсиниозе и псевдотуберкулезе.

Студенты должны уметь:

- собрать анамнез развития болезни и эпидемиологический анамнез;

- провести объективное обследование инфекционного больного;

- сформулировать предварительный диагноз иерсиниоза и псевдотуберкулеза и определить объем лабораторных и инструментальных методов исследования;

- оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;

- провести дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями;

- сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;

- наметить основные направления терапии в соответствии с выявленной патологией;

- выделить основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при иерсиниозе и псевдотуберкулезе.

Студенты должны иметь навыки:

использования в сфере практической профессиональной деятельности теоретических знаний и практических умений в отношении необходимого в области инфекционных болезней минимума диагностических и лечебных манипуляций, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело”.

Учебная группа – V курс лечебного факультета.

Время занятия – 4 академических часа.

Место проведения занятия – кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии (учебная комната) и инфекционная клиника (клинические палаты) ГОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

Основная

1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. С. 560-574.

2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2005. С. 222-239.

3. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни: учебник. М.: Медицина, 2003. С. 108-118.

4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням: учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2007. С. 294-326.

Дополнительная

1. Сомов Г.П., Покровский В.И., Беседнова Н.Н. Псевдотуберкулез: монография. М.: Медицина, 1990. 237 с.

2. Учайкин В.Ф., Гордеец А.В., Бениова С.Н. Иерсиниозы у детей: монография. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 144 с.

Нормативная

1. СП 3.1.1.2137-06 от 16.11. 2006 г. Санитарные эпидемио­логические правила. Профилактика инфекционных забо­леваний. Кишечные инфекции. М., 2006. 14 с.

Материальное обеспечение

· учебники и атлас по инфекционным болезням

· схемы оформления микрокураторского листа и истории болезни инфекционных больных

· методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Иерсиниозы (иерсиниоз, псевдотуберкулез)”

· комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)

· комплект слайдов мультимедийной презентации

· комплект видеоматериалов

· комплект ситуационных задач

· комплект вариантов тестовых контрольных заданий

· тематические больные (с иерсиниозами и другими синдромосходными заболеваниями)

· технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы Время (мин.)
1. Организация проведения занятия, определение его темы, цели и целевых задач 5
2. Определение исходного уровня знаний с использованием тестовых контрольных заданий  
3. Отработка содержания занятия  
  § ориентировочная основа действия студентов у постели больного  
  § курация больных по индивидуальной тематике с заполнением микрокураторского листа  
  § групповой разбор курируемых больных  
  § теоретический разбор аспектов эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения, профилактических и противоэпидемических мероприятий при иерсиниозе и псевдотуберкулезе  
  § решение контрольных ситуационных задач для выявления качества, глубины и объема усвоения темы § тематическая конференция по актуальным аспектам иерсиниозов  
4. Подведение итогов занятия и определение задания на самостоятельную подготовку следующей темы  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Общие организационно-методические указания.

Изучение темы “Иерсиниозы (иерсиниоз, псевдотуберкулез)” проводится в рамках практического занятия в соответствии с тематическим планом и программой по инфекционным болезням для студентов медицинских высших учебных заведений, а также в процессе самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся.

Базис при изучении темы – фундаментальные учебные дисциплины (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины).

Интеграция преподавания – с кафедрами терапевтического профиля с курсами клинической фармакологии и физической реабилитации, госпитальной хирургии с курсом онкологии, дерматовенерологии, урологии, акушерства и гинекологии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии, детских инфекционных болезней, лучевой диагностики и лучевой терапии, иммунологии и аллергологии.

На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

На практическом занятии преподавателем проводится формирование у студентов теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для клинической диагностики иерсиниоза и псевдотуберкулеза, рационального использования комплекса диагностических и лечебных (включая элементы неотложной терапии) манипуляций, а также планирования и проведения первичных противоэпидемических и профилактических мероприятий. Основа обучения – непосредственная работа с тематическими больными.

2. Методические указания по вводной части.

В вводной части преподаватель объявляет тему, учебные цели и план практического занятия, представляет актуальность проблемы иерсиниозов для практического здравоохранения.

 

3. Методические указания по проверке подготовленности студентов к занятию.

Формы текущего контроля знаний студентов – собеседование по учебным вопросам темы занятия с оценкой теоретической подготовки, контроль методики обследования больного с инфекционной патологией, аналитический клинический разбор тематических пациентов, использование комплекта контрольно-измерительных материалов (ситуационные задачи, тестовые контрольные задания и др.), проведение учебных игр.

4. Методические указания по отработке учебных вопросов занятия.

Методы отработки учебных вопросов занятия:

§ внеаудиторная самостоятельная работа студентов (теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала, электронных ресурсов и др.);

§ аудиторная самостоятельная работа студентов с участием и контролем преподавателя (курация тематического больного с оформлением микрокураторского листа, изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов, анализ историй болезни тематических пациентов, просмотр атласов, слайдов учебной мультимедийной презентации, видеоматериалов и др.);

§ клинические разборы тематических пациентов (в т.ч. и с синдромосходными заболеваниями);

§ учебно-исследовательская работа студентов (оформление рефератов и докладов к тематической конференции, учебные игры и др.).

Преподаватель осуществляет методологическое руководство кураторской работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза, плана лечения и программы диспансерного наблюдения).

5. Методические указания по проведению заключительной части занятия.

Преподаватель подводит итоги занятия, определяет выполнение учебных целей, отвечает на вопросы студентов, анализирует их общий уровень подготовки к занятию и представляет индивидуальные оценки, формулирует задание на самостоятельную подготовку и объявляет об окончании занятия.

Задания для УИРС

1. Курация тематического больного с оформлением микрокураторского листа и аналитическим докладом на практическом занятии.

2. Оформление рефератов по теме “Иерсиниозы (иерсиниоз и псевдотуберкулез)”.

3. Тематическая конференция по актуальным аспектам иерсиниоза и псевдотуберкулеза:

- особенности иммунного ответа при иерсиниозах;

- вторично-очаговые формы иерсиниозов;

- дифференциальный диагноз иерсиниозов с заболеваниями хирургического профиля.

4. Учебные игры:

- методика мозгового штурма “Диагностические алгоритмы иерсиниоза и псевдотуберкулеза”;

- методика “Пациент на бумаге” (иерсиниоз, гастроинтестинальная форма – инфекционные заболевания с диарейным синдромом);

- методика “Пациент на бумаге” (псевдотуберкулез, смешанная форма, скарлатиноподобный вариант – инфекционные и неинфекционные заболевания с синдромом экзантемы);

- методика разорванного опроса “Этиотропная терапия иерсиниоза и псевдотуберкулеза”;

- методика разорванного опроса “Патогенетическая терапия иерсиниозов”.


ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Вариант № 1

I. Возбудитель псевдотуберкулеза относится к роду:

1) Yersinia;

2) Escherichia;

3) Salmonella.

II. Укажите синдром, характеризующий скарлатиноподобный вариант псевдотуберкулеза:

1) менингоэнцефалит;

2) экзантема;

3) гастроэнтерит.

III. Основным источником инфекции при псевдотуберкулезе является:

1) человек;

2) грызуны;

3) клещи.

IV. Рецепт: цефтриаксон.

Вариант № 2

I. Выберите препарат для этиотропной терапии иерсиниозов:

1) ципрофлоксацин;

2) метронидазол;

3) пенициллин.

II. Укажите основные методы диагностики иерсиниозов:

1) микроскопический анализ толстой капли и тонкого мазка крови;

2) аллергологический метод;

3) РНГА со специфическими диагностикумами, ИФА крови, ПЦР.

III. Характеристика сыпи при псевдотуберкулезе:

1) розеолезная;

2) мелкоточечная;

3) везикулезная.

IV. Рецепт: кларитин.

Вариант № 3

I. Возбудитель псевдотуберкулеза быстро погибает при температуре:

1) +100°С;

2) +18°С;

3) +50°С.

II. Средняя продолжительность инкубационного периода при псевдотуберкулезе:

1) 30 минут;

2) 10 дней;

3) 1 сутки.

III. В общем анализе крови при псевдотуберкулезе имеют место:

1) нейтрофильный лейкоцитоз, эозинофилия;

2) лейкопения;

3) нормоцитоз.

IV. Рецепт: доксициклин (в таблетках).

Вариант № 4

I. Характеристика языка при псевдотуберкулезе:

1) язык очищается от налета, приобретая ярко-малиновую окраску;

2) язык очищается от налета, приобретая ярко-желтую окраску;

3) язык очищается от налета, приобретая ярко-коричневую окраску с отпечатками зубов по краям.

II. Выберите симптомы, характерные для псевдотуберкулеза:

1) кожа сухая, горячая, симптомы “капюшона”, “перчаток” и “носков”;

2) кожа сухая, горячая, симптомы Говорова-Годелье и Розенберга;

3) кожа сухая, горячая, симптом Стефанского.

III. Иерсинии имеют:

1) О- и Н-антигены;

2) О-, Н- и Vi-антигены;

3) Н-антиген.

IV. Рецепт: диклофенак.

Вариант № 5

I. Выберите наиболее частый исход при псевдотуберкулезе:

1) рецидивирующий энтерит;

2) прогрессирующий артрит;

3) полное выздоровление.

II. Синдром Рейтера диагностируется на основании триады симптомов:

1) артрит, конъюнктивит, уретрит;

2) уретрит, гепатит, менингит;

3) менингит, артрит, уретрит.

III. Укажите симптом, характеризующий абдоминальную форму иерсиниозов:

1) генерализованная лимфаденопатия;

2) симптом Падалки;

3) энтеритический стул.

IV. Рецепт: линекс.

Вариант № 6

I. Скарлатиноподобная сыпь:

1) обильная, локализуется только вокруг суставов;

2) необильная, локализуется на коже груди;

3) обильная, локализуется в области грудной клетки, спины, конечностей, сгущаясь в естественных складках кожи.

II. Узловатая эритема обычно располагается:

1) в области голеней;

2) на лице;

3) в области поясницы.

III. Иерсинии – это:

1) грамотрицательные аэробы, спор не образуют, имеют жгутики;

2) грамположительные аэробы, спор не образуют, не имеют жгутиков;

3) грамотрицательные аэробы, споры образуют, имеют жгутики.

IV. Рецепт: ципрофлоксацин.

Вариант № 7

I. Для гемограммы больных иерсиниозами не является характерным:

1) нейтрофилез;

2) лимфоцитоз;

3) эозинофилия.

II. К вторично-очаговым формам псевдотуберкулеза не относят:

1) гепатиты;

2) артрит;

3) бронхит.

III. Кожа лица у больного псевдотуберкулезом в начальный период заболевания:

1) бледная;

2) цианотичная;

3) гиперемированная.

IV. Рецепт: но-шпа.

Вариант № 8

I. К абдоминальной форме иерсиниозов не относят:

1) аппендицит;

2) гепатит;

3) терминальный илеит.

II. Для гепатита при иерсиниозах не является характерным:

1) желтуха;

2) гепатомегалия;

3) увеличение активности АЛТ в 10 раз выше нормы.

III. Общими признаками иерсиниозов и острого вирусного гепатита А являются:

1) высокая температура тела в первые дни болезни, диспепсический синдром;

2) артралгический синдром, геморрагическая экзантема;

3) симптомы “капюшона”, “перчаток” и “носков”.

IV. Рецепт: мезим-форте.

Вариант № 9

I. Для иерсиниоза не является характерным:

1) гастроинтестинальный синдром;

2) артралгический синдром;

3) менингеальный синдром.

 

II. Укажите основные свойства возбудителя псевдотуберкулеза:

1) психрофильность, культивирование при tº +4-8°С;

2) “чистый” паразитизм, культивирование при tº +37°С;

3) являются грамположительными микроорганизмами, имеют жгутики.

III. Основной путь передачи инфекции при иерсиниозах:

1) трансмиссивный;

2) респираторный;

3) контактно-бытовой.

IV. Рецепт: ликопид.

Вариант № 10

I. Укажите, какие виды млекопитающих имеют наиболее важное значение в распространении иерсиниозов среди людей:

1) собаки;

2) грызуны;

3) мелкий рогатый скот.

II. Укажите типичное изменение языка при иерсиниозах:

1) географический;

2) “фулигинозный”;

3) “малиновый”.

III. Наиболее частое поражение ротоглотки при псевдотуберкулезе:

1) катаральный тонзиллит;

2) лакунарный тонзиллит;

3) флегмонозный тонзиллит.

IV. Рецепт: цефотаксим.


Эталоны ответов на вопросы вариантов тестовых контрольных заданий

№ варианта Вопросы
I II III
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Эталоны рецептов

№ варианта Рецепты
  Rp.: D.S. Ceftriaxoni 1,0 Внутривенно-капельно 1 раз в сутки.
  Rp.: D.S. Claritini 0,01 По 1 таблетке 1 раз в сутки.
  Rp.: D.S. Doxycyclini 0,1 По 1 таблетке 2 раза в сутки.
  Rp.: D.S. Diclofenaci 0,025 По 1 таблетке 3 раза в сутки.
  Rp.: D.S. Linexi По 2 капсулы 3 раза в сутки после еды.
  Rp.: D.S. Ciprofloxacini 0,25 По 2 таблетки 2 раза в сутки.
  Rp.: D.S. No-spani 0,04 По 1 таблетке 3 раза в сутки.
  Rp.: D.S. Mezym-forte По 2 таблетки 3 раза в сутки во время еды.
  Rp.: D.S. Licopidi 0,01 По 1 таблетке 1 раз в сутки за 30 минут до еды.
  Rp.: D.S. Cefotaximi 1,0 По 1,0 г внутримышечно в 2 мл стерильной воды для инъекций 2 раза в сутки.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1

Больному М., 16 лет, на основании клинических и лабораторных данных поставлен диагноз “псевдотуберкулез, острое течение, абдоминальная форма, мезентериальный лимфаденит, средней степени тяжести”.

1. План лечения?

2. Правила выписки больного из стационара?

Задача № 2

Больная М., 20 лет, студентка, заболела остро: повысилась температура тела до 38,2°С, появились тошнота, рвота и частый жидкий водянистый стул без патологических примесей.

Из эпидемиологического анамнеза выяснено, что за 3 дня до болезни ела немытые огурцы. Госпитализирована в инфекционный стационар с диагнозом “острый гастроэнтерит”. Получала этиотропное и патогенетическое лечение, однако существенного улучшения не было. Появились умеренные боли по всему животу. Через 4 дня после поступления в стационар боли в животе усилились, больная вела себя беспокойно, стонала. Вызван на консультацию хирург; симптомов острого живота не выявлено. Больную оставили в инфекционном отделении, к лечению добавлены спазмолитики. Улучшения на фоне терапии не было. Такое состояние продолжается в течение 6 дней. Наблюдается хирургом, назначен левомицетин, т.к. сохраняется диарейный синдром. На 4 день лечения левомицетином состояние улучшилось. Боли в животе беспокоят меньше, стул постепенно нормализуется.

Общий анализ крови в разгаре заболевания: лейкоциты – 10,0 Г/л, сегментоядерные нейтрофилы – 48%, лимфоциты – 22%, моноциты – 5%, палочкоядерные нейтрофилы – 5%, эозинофилы – 20%.

1. Наиболее вероятный диагноз?

2. Проведите дифференциальный диагноз.

Задача № 3

В инфекционной клинике находился больной Ж., 40 лет, на протяжении 45 дней. Заболевание началось остро с повышения температуры тела до 40ºС; беспокоили мучительные головные боли, особенно в области висков, имели место одутловатость и гиперемия лица, инъекция сосудов склер и конъюнктив; с 3 дня болезни на слизистой оболочке мягкого неба появилась геморрагическая энантема, а с 4 дня болезни – петехиальная сыпь в подмышечных впадинах, на груди и в области ключиц; на шее сыпь располагалась в виде полос, напоминающих “удар хлыста”; на 3 день болезни тахикардия сменилась брадикардией, снизилось АД; с 4 по 9 день болезни беспокоили сильные боли в пояснице, вновь повысилась температура тела, резко сократилось количество выделяемой мочи, появились тошнота, рвота и икота; с 10 по 15 день вышеперечисленные симптомы исчезли, больной стал выделять по 6 литров мочи в сутки.

Из эпидемиологического анамнеза выяснено, что за 2 недели до начала заболевания пациент возвратился из путешествия по Приморскому краю.

1. Ваше мнение о диагнозе?

Задача № 4

В поликлинику обратился студент Б., 18 лет. Живет в общежитии, в комнате есть больные. Беспокоят головная боль в лобно-теменной области, головокружение, рвота, боли в мышцах, ощущение першения в горле и заложенность носа. При осмотре обращают внимание вялость, адинамия и бледность лица. Температура тела – 37,0°С. На крыльях носа и губах – герпетические высыпания. Умеренно выраженная инъекция сосудов склер и конъюнктив. Слизистая оболочка носа и задняя стенка глотки гиперемированы, отечны, с гиперплазированными фолликулами. В легких – жесткое дыхание с рассеянными сухими хрипами. Тоны сердца приглушены, умеренная тахикардия.

Анализ крови: гемоглобин – 124 г/л, лейкоциты – 10,0 Г/л, СОЭ – 24 мм/час, нейтрофильный сдвиг влево

1. Предварительный диагноз?

Задача № 5

В инфекционный стационар поступил больной В., 42 лет, c жалобами на слабость, разбитость, головную боль, боли в икроножных мышцах и в области спины. Заболел остро. В первые дни болезни была высокая температура тела (39,7°С). Объективно: иктеричность кожных покровов и склер, выраженные явления склерита. Гепато- и спленомегалия. На 4 день заболевания на коже конечностей и туловища появилась геморрагическая сыпь. Моча приобрела темно-коричневую окраску. Цвет кала не изменился.

Гемограмма на 5 день болезни: лейкоциты – 12,0 Г/л, нейтрофилез, СОЭ – 22 мм/час. Биохимические показатели крови: билирубин общий – 68 мкмоль/л (связанный – 42 мкмоль/л, свободный – 26 мкмоль/л), тимоловая проба – 38 ед., АСТ – 320 Е/л, АЛТ – 70 Е/л. Анализ мочи: удельный вес – 1005, следы белка, единичные гиалиновые и зернистые цилиндры.

1. Диагноз?

2. Лабораторные методы диагностики данного заболевания?

Задача № 6

Больная Б., 32 лет, госпитализирована в инфекционный стационар с подозрением на желтушную форму острого вирусного гепатита. В процессе лечения у врача возникли сомнения относительно диагноза заболевания в связи с тем, что у пациентки на фоне интенсивной желтухи сохранялась высокая температура тела (до 38,9ºС), и симптомы интоксикации были еще более выражены, чем в преджелтушный период. Кроме того, на 2 день пребывания в стационаре на коже появились мелкоточечная сыпь по всему телу, симптомы “перчаток” и “носков”. В это время имели место гиперемия ротоглотки и “малиновый язык”. Печень увеличена, пальпируется нижний полюс селезенки.

В общем анализе крови: лейкоциты – 14,0 Г/л, эозинофилы – 18%, СОЭ – 22 мм/час. Анализ биохимических проб печени: билирубин общий – 59,1 мкмоль/л, АСТ – 102 Е/л, АЛТ – 140 Е/л, тимоловая проба – 10 ед.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Проведите дифференциальный диагноз с острыми вирусными гепатитами.

Задача № 7

В приемное отделение стационара в порядке скорой помощи был доставлен пациент Г., 29 лет. Больного приняли на носилках, самостоятельно он передвигаться не мог из-за выраженных болей в крупных суставах верхних и нижних конечностей.

Заболевание началось остро: повысилась температура тела до 38ºС, появились головная боль, слабость и боли в суставах. В течение суток боли в суставах усилились и больной старался как можно меньше двигаться, избегая болевых ощущений. При опросе также выявлено, что в детстве больной перенес тонзиллэктомию, ничем не болел в жизни, кроме ОРВИ. За неделю до начала болезни употреблял в пищу немытые яблоки, которые купил в магазине.

Объективный статус: состояние средней тяжести, температура тела – 39,0ºС. Поза вынужденная из-за резкого ограничения движений в суставах. Выражение лица страдальческое. Кожа чистая. Микрополиаденит. Язык “малиновый”. Умеренная разлитая гиперемия ротоглотки. Тоны сердца приглушены, тахикардия. Гепатолиенальный синдром.

Лабораторные данные: общий анализ крови – лейкоцитоз (11,0 Г/л) и эозинофилия (17%); общий анализ мочи – следы белка; С-реактивный белок крови –80 ед.

1. Предварительный диагноз?

Задача № 8

В инфекционное отделение городской больницы в порядке скорой помощи был доставлен больной И., 25 лет. Диагноз при поступлении: псевдотуберкулез, вторично-очаговая форма, артрит коленных суставов.

1. Назначьте план обследования.

2. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?

3. Этиотропная терапия?

Задача № 9

В инфекционную клинику на консультацию была направлена больная – воспитатель детского сада. Заболела остро 5 дней назад: появились повышение температуры тела до 38,6ºС, кашель, одутловатость лица, скарлатиноподобная сыпь на туловище (в области груди, спины, живота и конечностей). Лечилась амбулаторно с диагнозом ОРВИ, однако улучшения не было. Направлена для провизорной госпитализации как лихорадящая больная.

Из эпидемиологического анамнеза: в детском саду, где работает пациентка, была вспышка псевдотуберкулеза. Болеют 11 детей, а также няня и воспитатель.

1. Предполагаемый диагноз?

2. План обследования?

 

Задача № 10

В инфекционную клинику обратился больной К., 26 лет, с диагнозом направления “скарлатина” и жалобами на общую слабость, головную боль, миалгии и артралгии (в коленных и голеностопных суставах), расстройство стула, умеренные боли в правой подвздошной области и повышение температуры тела до 39°С.

При осмотре выявлены гиперемия и одутловатость лица с выраженным бледным носогубным треугольником, наличие обильной и симметрично расположенной скарлатиноподобной сыпи на коже туловища, верхних и нижних конечностей. Изменения конфигурации и объема движений в коленных и голеностопных суставах не обнаружено. На верхушке сердца – систолический шум на фоне общего приглушения сердечных тонов.

В гемограмме – лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, эозинофилия и увеличение СОЭ до 30 мм/час.

1. Какой диагноз наиболее вероятен?

2. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику?


Эталоны ответов к ситуационным задачам

Задача № 1

1. План лечения:

- ципрофлоксацин по 0,5 г 2 раза в сутки в/в, 14 дней;

- десенсибилизирующие препараты (кларитин 0,01 г в сутки);

- дезинтоксикационная терапия (5% раствор глюкозы, полиионные растворы внутривенно-капельно);

- симптоматическая терапия (спазмолитики, ферментные препараты).

2. Правила выписки из стационара: не ранее 21 дня болезни, при клиническом выздоровлении и нормализации лабораторных показателей.

 

Задача № 2

1. Иерсиниоз, острое течение, генерализованная форма, смешанный вариант, средней степени тяжести.

2. Дифференциальный диагноз проводят с острыми кишечными инфекциями (пищевые токсикоинфекции, сальмонеллез, шигеллез, ротавирусный гастроэнтерит и др.), брюшным тифом, острым аппендицитом и другими острыми хирургическими заболеваниями брюшной полости.

 

Задача № 3

1. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, тяжелая форма.

Задача № 4

1. Менингококковая инфекция, назофарингит, среднетяжелое течение.

 

Задача № 5

1. Лептоспироз.

2. Методы специфической диагностики лептоспироза:

- бактериологическое исследование крови и мочи;

- серологические тесты (реакция микроагглютинации, реакция агглютинации и лизиса лептоспир).

 

Задача № 6

1. Псевдотуберкулез, острое течение, смешанная форма, скарлатиноподобный вариант, средней степени тяжести.

2. Для острых вирусных гепатитов не характерны симптомы “перчаток” и “носков”, “малиновый язык”, лейкоцитоз, повышение СОЭ и эозинофилия периферической крови. Для окончательного исключения вирусных гепатитов необходимо проведение специфических исследований (ИФА крови с определением серологических маркеров, ПЦР с определением генных маркеров).

 

Задача № 7

1. Псевдотуберкулез, вторично-очаговая форма, полиартритический синдром.

 

Задача № 8

1. План обследования:

- общий анализ крови и мочи;

- ревмопробы крови;

- рентгенография коленных суставов;

- бактериологический анализ кала для выделения иерсиний;

- серологические реакции (ИФА, РНГА с псевдотуберкулезным и иерсиниозным антигенами) в динамике, ПЦР.

2. Дифференциальный диагноз необходимо провести с ревматическим артритом, артритами при коллагенозах и инфекционными полиартритами другой этиологии.

3. Левомицетина сукцинат 2,0 г в сутки внутримышечно, в течение 14 дней.

 

Задача № 9

1. Псевдотуберкулез, острое течение, смешанная форма, скарлатиноподобный вариант, средней степени тяжести.

2. План обследования:

- общий анализ крови и мочи;

- ревмопробы крови;

- рентгенография органов грудной клетки;

- бактериологический анализ кала для выделения иерсиний;

- серологические реакции (ИФА, РНГА с псевдотуберкулезным и иерсиниозным антигенами) в динамике, ПЦР.

 

Задача № 10

1. Псевдотуберкулез, острое течение, смешанная форма, скарлатиноподобный вариант, средней степени тяжести.

2. Необходимо провести дифференциальный диагноз с острыми кишечными инфекциями, острым аппендицитом и другими острыми хирургическими заболеваниями живота, скарлатиной, тифо-паратифозными заболеваниями, острым описторхозом и полиартритами другой этиологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...