Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, Задание 25) (теория)




2.1. Основные требования к выполнению задания 25 Единого государственного экзамена по русскому языку.

2.2. Анализ и информационная переработка исходного текста.

2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы

 

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).

3.1. Композиция (план) сочинения (по тексту Д.Гранина).

3.2. Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы (по текстам А.Ф. Лосева, В. Иванова)

3.3. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий (по текстам В. Харченко, С. Соловейчик)

3.4. Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.

3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.

3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

Литература

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.

3. Власенков А.И. Русская словесность 5–11-е классы. М.: Просвещение, 1999.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания 3 (С). Учебно-методическое пособие. М.: Экзамен, 2006.

5. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / авт.-сост. А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. 7. Мучник Б.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10–11-х классов средних школ, гимназий с углубленным изучением русского языка. М.: АО «Аспект Пресс», 2009.

8. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку / Под ред. А.Н. Тихонова. М.: Словарь, 1985.

9. Трудности русского языка: Словарь-справочник / В.Н. Вакуров, Л.И. Рахманова, И.В. Толстой, Н.И. Формановская / Под ред. Л.И. Рахмановой. 3-е изд. М.: Издательство мгу, 1993.

Календарно-тематический планирование

Дата Тема. Основное содержание занятия Примечания
П Ф
Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (14 ч).
  1/09   Введение. Цели и содержание доп.урока «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам ЕГЭ).  
  8/09   Ключевые понятия текста. Признаки текста.  
  15/09   Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей.  
  22/09   Цепная (последовательная) и параллельная связи.  
  29/09   Типы речи: описание, повествование и рассуждение.  
6, 7 6/10 13/10   Стили речи. Характеристика функциональных стилей  
  20/10   Практическая работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».  
  27/10   Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.  
10,11     Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.  
      Выразительные средства морфологии и словообразования.  
      Выразительные средства синтаксиса.  
      Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».  
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, Задание 25) (теория) (3 ч).
      Основные требования к выполнению задания 25 Единого государственного экзамена по русскому языку.  
      Анализ и информационная переработка исходного текста.  
      Рецензия и эссе как вид творческой работы  
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика) (17 ч).
      Композиция (план) сочинения (по тексту Д.Гранина).  
      Выявление проблемы текста. Типы комментирования проблемы (по текстам А.Ф. Лосева, В. Иванова)  
20,21     Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий (по текстам В. Харченко, С. Соловейчик)  
22,23     Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.  
      Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.  
      Ритм и интонации в прозе и стихах.  
      Анализ прозаических и стихотворных текстов.  
27-28     Анализ образцов рецензий и эссе.  
      Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.  
30-31     Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.  
      Комплексный анализ текста. Итоговый тест.  
      Анализ теста.  
      Обобщающий урок.  
               

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материалы к теме
«ТЕКСТ»
Стилевые черты текста

Тип речи Стиль языка Ситуация общения Стилевые черты
где с кем что зачем
Разговорный Разго- ворный Неофици- альная обстановка 1 – 1 Обмен мыслями, впечат- лениями Общение (поговорить) Непри- нужден- ность
Книжный Офици- ально- деловой Офици- альная обстановка 1 – много Документы, инструкции, деловая переписка и др. Сообщение (проинструк- тировать) Офици- альность, точность, беспри- страст- ность
Книжный Научный Офици- альная обстановка 1 – много Научная продукция (диссертации, учебники, пособия и др.) Сообщение (объяснить) Абстракт- ность, точность, логичность
Книжный Публици- стический Офици- альная обстановка 1 – много Статьи, очерки, фельетоны и др. Воздействие (убедить) Призыв- ность, экспрес- сивность
Книжный Художест- венный Официальная обстановка 1 – много Художест- венные произведения (роман, повесть, стихотворение, басня, рассказ и т.д.) Воздействие (изобразить) Конкрет- ность, образность, эмоцио- нальность

Материалы к теме
«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА»
Составление образцов реферативного письма

Структура Компоненты структуры Назначение Языковое оформление
I. Заголовочная часть Указываются автор, жанр и название первоисточника; приводятся выходные данные   Рецензия на статью (книгу). ф.и.о., название (место и год издания)
II. Вступительная (вводная) часть Актуальность темы (общая проблематика, тема работы) Отмечаются значимость поднятой проблемы в кругу других научных проблем, важность затрагиваемых в работе вопросов, их роль и значение в решении задач современного знания Одним из наиболее актуальных направлений... является... Рецензируемая работа относится к числу... Статья (книга) посвящена актуальной теме (вопросу, проблеме)...
III. Основная часть Общая характеристика (краткое содержание, композиция произведения), оценочное описание текста (достоинства работы, выражение критики) Изложение основных положений содержания (возможно цитирование) с критическим анализом и оценкой: развернутая аргументация, соответствие работы в целом требованиям жанра; новизна и глубина раскрытия темы; обоснованность выводов; наличие иллюстративного материала (примеров, фактов, схем); эрудиция автора с позиций освещаемой проблемы; язык первоисточника и т.д.); критические замечания (в доброжелательной и корректной форме отмечаются недостатки, даются рекомендации и высказываются пожелания) Работа представляет собой анализ (обзор, обобщение, изложение, описание, исследование)... Автор рассматривает (анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, показывает, освещает, обобщает)... Сущность проблемы... заключается (сводится)... Рассматриваемая работа (статья, книга) состоит из... частей (делится на... части, начинается, заканчивается)... К достоинствам работы относятся новизна поднимаемой автором проблемы (новый... подход к решению проблемы, аргументация автора... самостоятельность исследований… творческий характер… убедительные доказательства… ценные сведения... экспериментальные данные...) В статье содержатся общеизвестные истины... необоснованные утверждения... противоречивые положения... вызывают возражения (сомнения) следующие факты (положения, выводы, утверждения)...
IV. Заключительная часть Выводы рецензента Дается общая оценка с учетом жанра работы, отмечается соответствие ее названия достигнутым целям, подчеркиваются ее значимость в ряду других работ по этой проблематике, практическая ценность и область применения полученных в исследовании результатов Упомянутые недостатки не снижают высокого уровня работы и ее положительной оценки в целом... Несмотря на высказанные замечания (на отмеченные недостатки, на некоторые неточности в формулировках), работа, несомненно, заслуживает высокой оценки (может быть оценена положительно)... Оценивая работу в целом, необходимо сказать (хотелось бы подчеркнуть, отметить)... Таким образом, изложенные в статье (книге) вопросы (проблемы)... представляют интерес не только для... но и для...-

Материалы к теме
«ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ. ОПИСАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ»

Повествование

Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.

В описании в центре внимания – словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Особенность текста-рассуждения в том, что в нем доказываются, объясняются какое-то положение, мысль.

Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности.

В композиции (композиция – от лат. composition – сочинение, составление, соединение) принято выделять экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), заявку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а уже потом – о самом действии. Иногда действие в рассказе раскрывается в прямом порядке, но рассказчик время от времени отступает от хронологической последовательности, вспоминает о том, что было раньше, или забегает вперед, сообщая, что произойдет в дальнейшем.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию повествования. Однако для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...