Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение навыкам эффективного общения




Без многого человек может обойтись,

только не без человека.

Л.Берне

Взаимоотношения участников беседы определяют ее ог­раничения и возможности. Разговор с совершенно не извес­тным нам человеком отличается от разговора с близким знакомым. Сложные взаимоотношения заставляют нас маскировать свои мысли. Беседа — это способ установ­ления, укрепления или изменения взаимоотношений.

Взаимоотношения не могут быть постоянными и не­прерывными. Они сложны и динамичны. Взаимоотноше­ния испытывают влияние ряда факторов, включая:

• статус;

• власть;

• роль;

• симпатию.

Все эти факторы позволяют определить «территорию» беседы. Вы предпочитаете вступать в контакт на своей собственной территории. Частью любой беседы является определение этой территории и переговоры о том, позво- j лено ли другому человеку находиться в ее пределах.

Статус — это ранг, который вы присваиваете друго­му человеку по отношению к себе.

Люди присваивают друг другу тот или иной статус. Он выражается в уважительном, фамильярном или сдержан­ном отношении между людьми. Восприятие собственно­го статуса зависит от того, какой статус присваивают че­ловеку окружающие.

Статус регулирует проведение беседы. Чувствуя себя на ступеньку ниже, вы можете соглашаться с любыми утверж­дениями вашего собеседника и при этом глубоко прятать свои идеи. Если вы чувствуете, что ваш статус выше, вы можете не принимать в расчет слова собеседника, уни-


жать, прерывать и даже игнорировать его. В действитель­ности люди используют подобные приемы, чтобы утвер­дить или изменить статус взаимоотношений.

Статус может быть мгновенно снижен или разрушен.

Власть — это управляющее влияние одних людей на других. Если вы можете некоторым образом влиять или управлять чьим-либо поведением, значит, вы имеете власть над этим человеком.

Зачастую беседы бывают непродуктивны потому, что превращаются в борьбу за власть. Люди могут пытаться использовать различные типы власти в тот или иной мо­мент беседы.

Кроме того, негативное влияние на беседу оказывает такой вид власти, как обольщение, соблазн. В этом случае вы делаете нечто, что не входило в ваши намерения. Ваш собеседник путем обольщения может заставить вас от­клониться от интересующей вас темы. Соблазн во время беседы, как и все прочие виды обольщения, обычно осуществ­ляется потому, что он приносит удовольствие. В результа­те вы постоянно прерываете беседу, обсуждаете маловаж­ные темы и не достигаете поставленных целей.

Роль — это система поведенческих актов, которые люди ожидают друг от друга. Формальная роль может быть ясно определена в рабочем предписании. Назначенная вам неформальная роль является результатом опыта, который люди получили в беседах с вами.

Беседа может проходить крайне неудачно, если собе­седники испытывают обоюдную неприязнь. Однако бесе­да может оказаться неудачной и потому, что участники испытывают друг к другу сильную симпатию!

Простое различение симпатии и антипатии может выгля­деть слишком обобщенно. Вы можете ощущать влечение или антипатию к человеку в силу разных обстоятельств и зачастую не способны или не хотите сформулировать при­чины этого. Симпатия может запутать или даже совер­шенно изменить отношения, антипатия может приводить к конфликтам, вплоть до вендетты.

Таким образом, четыре перечисленных фактора влияют на Установление «территориальных» взаимоотношений в процессе беседы. Успешная беседа предполагает наличие общих интересов, то есть общей почвы для разговора.


 

 

Глава 3

Содержание информации передается при помощи язы­ка, т. е. принимает вербальную, или словесную, форму. При этом частично искажается смысл информации, час-тично происходит ее потеря. Гисберт Бройниг сформули­ровал девять правил успешной коммуникации:

1. Создайте грамотную, понятную и негромоздкую кон­
струкцию предложения.
Длинные предложения зат-
рудняют понимание, так как сложны и грамматически
не ясны. Для их понимания партнеру нужны сосредо­
точенность и внимание. Кроме того, они затрудняют
понимание вопроса, смысл часто теряется в придаточ­
ных предложениях.

2. Используйте короткие предложения (8-15 слов), в
которых сформулирована законченная мысль. Союзы,
такие как «и», «так как», «что», «но», «потому что» и
др., старайтесь не употреблять. Короткие предложения
всегда точны и наглядны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеж­
дения. Выразительность голоса воспринимается парт­
нером не столько разумом, сколько чувством. Ваш го:;
лос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность
речи часто является причиной неудачи в деловой ком­
муникации.

4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют
психологические функции: усиливают внимание, успо­
каивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать
передышку.

5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и ко­
личество словаря усиливают влияние высказывания.
Пассивный словарь (слова, которые способна фикси­
ровать память) в зависимости от уровня образования
состоит из 30-50 тысяч слов. Активный словарь (сло­
ва, которыми пользуются при спонтанной речи) состо­
ит из 3-12 тысяч слов.

6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существитель­
ные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в
существительных большей частью заложено абстракт­
ное смысловое значение. Под словами «школа», «перо»*
«дом», «машина» каждый может себе представить со­
ответствующий предмет с конкретными индивидуаль­
ными различиями. Использование же глаголов помога­
ет формировать из неясного представления конкрет-


Обучение навыкам эффективного общения37

ную картину. Обходитесь по возможности без прила­гательных — они могут быть восприняты с отличной от вас экспрессивной окраской.

7 Используйте активную, а не пассивную форму глаго­ла. В активной форме глагол становится более живым. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною при­глашен». Пассив воздействует безлично, создает дистан­цию между партнерами и несет минимальную эмоцио­нальную нагрузку.

8. Не используйте безличные формулировки. Дистанци­
онно и безлично действуют формулировки типа «Соглас­
но этому можно понять, что...», равно как и приводимые
большие числа. Сослагательное наклонение — «Я бы
сказал...», «Я бы полагал...», «Я имел бы (был бы)...», «Я
должен бы...» — не выражает решительного поступка,
а скорее создает дистанцию между собеседниками.

9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не
до конца понимает или иначе истолковывает смысл
слова или высказывания, который вы в них вкладываете.
Значение сказанного слова партнер либо расширяет, либо
сужает. Чем абстрактнее понятие, тем многозначнее его
можно интерпретировать. Поэтому целесообразно уже в
самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив
партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.
Перечисленные правила подчеркивают неразрывность

вербальных и невербальных характеристик процесса об­щения.

Уровни общения

Общение происходит на примитивном уровне, если Партнеры грубы, обращаются друг с другом как с неоду­шевленными предметами, контактируют только потому, Что им друг от друга (или одному из них) что-то надо. При­оры такого общения: «Дайте пройти, закурить и т. п.», "Чтобы в понедельник был отчет!», «Мне нужна чистая рубашка!»

Если в отношениях партнеров чувствуется неискрен­ность, ощущение какой-то фальши, игры — это общение на м анипулятивном уровне. Часто бывает так, что один

партнеров оказывается игрушкой в руках другого, хотя

он этого до поры до времени не ощущает. В таком случае


38 Ф


Глава 31


Обучение навыкам эффективного общения


39


 


тоже существует отношение к человеку как к предмету, необходимому для достижения какой-то цели, но обраще­ние с ним может быть весьма пристойным.

Можно говорить о ролевом (стандартизированном), уровне общения, если партнеры действуют в предела^ своих социальных ролей: например, предусмотренное эти­кетом поведение в магазине, в гостях, в транспорте, на работе. Такое общение называют «контактом масок». На этом уровне с партнером общаются как с исполнителем соответствующей роли.

Когда же в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти оптимальное друг для друга решение проблемы, можно говорить о конвенциональном уровне общения, уровне со* глашения. Этот уровень общения доступен людям добро­желательным, с высокими моральными нормами и обще§ культурой.

Общение на деловом уровне происходит между парт­нерами, которых связывают отношения сотрудничества, когда они видят друг в друге товарищей по общему делу.

Игровой уровень превосходит предыдущие тонкостью содержания и богатством оттенков. Его называют празд-ч ничным общением. Оно часто украшает отношения ста! рых друзей, характерно для влюбленных.

Духовный — высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духову ного начала.

Ситуации общения

Культура общения предполагает умение правильно распознать ситуации общения и смысл действия партне-j ра и на основе этого построить свое поведение.

Ситуации общения чрезвычайно разнообразны. Но ис­ходя из цели, с которой люди вступают в общение, можн0 выделить некие базовые, типовые ситуации, для каждой из которых свойственны свои особенности взаимодей-ствия.

Целью вступления в контакт может быть стремление! добиться от человека определенных действий. Такое об- щение называют деятельностным или целевым. К парт-неру относятся как к средству для достижения цели. Ме-


ханизм восприятия партнера — стереотипизация. Обще­ние происходит на примитивном либо на манипулятив-ном уровне. Для достижения цели манипуляция использу­ется чаще, поэтому эту базовую ситуацию общения часто называют манипулятивным общением. Манипулятор вы­бирает себе тот образ, который окажет большее влияние на партнера, то есть он манипулирует не только партне­ром, но и собой. Поэтому люди, которые преуспевают в манипулятивном общении, со временем часто становят­ся не способными ни к какому другому общению.

Если в контакт вступают представители разных соци­альных групп (продавец и покупатель, библиотекарь и чи­татель, контролер и пассажир и т. д.) или лица, занимаю­щие разное положение внутри одной социальной группы (начальник и подчиненный, хозяин и гость), с целью под­твердить свое положение в обществе или внутри группы, такое общение называется социальным или межгруппо­вым. Оно происходит на ролевом, стандартизованном или деловом уровне, и, конечно, здесь возможен (как и в пер­вой базовой ситуации) выход на конвенциональный и вы­шележащие уровни. Для межгруппового общения наибо­лее характерен ролевой уровень, поэтому его часто назы­вают ролевым или ритуальным.

Механизм восприятия партнера при таком общении — стереотипизация, отношение к партнеру как к атрибуту, без которого общение невозможно, манера держаться в соответствии с собственной социальной ролью или поло­жением внутри социальной группы. Способ ведения бесе-Ды, выбор языковых средств, темы разговора диктуются правилами этикета — бытового или делового. В гостях и в сфере обслуживания разногласия стремятся затушевать, обойти. За праздничным столом не рекомендуется затра-гивать темы, которые могут вызвать спор. В случае же воз-икновения разногласий не следует стремиться сделать всех своими единомышленниками. Запрещены выраже-ния типа: «Неправда», «Вы не правы», «Этого не может ^быть» и т.п. В крайнем случае, можно сказать: «По-моему, это не совсем убедительно» или «Возможно, вы правы, но

мне трудно согласиться с вами» и т. д.

наконец, в межличностное, или психологическое,

общение вступают ради самого процесса общения. Оно


Т


Глава 3 \


Обучение навыкам эффективного общения


Т 41


 


происходит на игровом и духовном уровнях. Механизм восприятия партнера — эмпатия: вчувствование, сопе-* реживание. Отношение к партнеру - как к индивидуаль­ности, неповторимой личности. Такое общение часто на* зывают дружеским. В таких контактах ваше положение в обществе не имеет никакого значения, вы представляете сами себя. Манера поведения — естественная, способ ве­дения беседы зависит от ситуации. Возникающие разно­гласия друзья стремятся устранить в дискуссиях, которые иногда могут быть весьма горячими, но их отличает ува­жение к собеседнику и его мнению.

Умение распознать, в какой ситуации общения вы на­ходитесь и как правильно себя в ней вести, позволяет из-бежать многих конфликтов, способствует успеху дружен ких и деловых контактов.

Содержательно навык установления социальных кон­тактов можно подразделить на простые (когнитивные и поведенческие) сегменты.

1. Решить, нужны ли мне новые знакомства. Определить,
с какого рода людьми хотел бы познакомиться.

2. Найти места, в которых нужные люди собираются боль­
шими или малыми группами.

3. Чаще появляться в местах, где бывают интересные
люди.

4. Чаще обращаться к интересным людям с просьбами,
простыми вопросами и т. д.

5. Говорить о себе интересные вещи некоторое время.

6. Вовремя замолчать и слушать партнера.

7. Подчеркивать общее, а не различное.

8. Найти повод и договориться о новой встрече.

Если вы готовы следовать этой схеме, то новые зна комства вам обеспечены.

Стили слушания

Обычно манера слушать не контролируется. Она скла­дывается у человека стихийно и зависит от его пола, пси­хического склада, занимаемого служебного положений, профессии.

Различают мужской и женский стили слушания. Муж­ской стиль характеризуется вниманием к содержанию разговора. Само слушание длится 10-15 секунд. Как толь-


ко становится ясно, о чем идет речь, перебивают собесед­ника словами: «Понятно. Дальше» или открыто выража­ют несогласие. Женский стиль слушания характеризу­ется большим вниманием к эмоциональной стороне со­общения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Женщины лучше понимают чувства говоряще­го, видят его как личность, реже перебивают.

Оба стиля слушания имеют достоинства и недостат­ки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседни­ка дискомфорт, а то и помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффектив­ным. В особенностях мужского и женского стилей слуша­ния скрыты причины того, почему женщины стараются уйти от крикливого начальника, мужчины же никогда не расстанутся с работой по этой причине. Если руководи­тель объясняет задание грозным тоном, женщина может не понять, что он говорит; для мужчины же это — не пре­пятствие.

Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слушания, можно посоветовать давать собеседнику вре­мя высказаться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутить­ся и вообще не добраться до нее. Умение слушать требует доброжелательности и терпения. Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.

Если вы склонны идти на поводу у эмоций говорящего, заражаться его настроением, нужно сосредоточиваться на информационной стороне разговора. Расположитесь немного дальше обычного от эмоционального собеседни­ка и вслушивайтесь в смысл его слов, а не в интонацию.

Типы слушания

Процесс слушания имеет два этапа. На первом проис­ходит собственно слушание собеседника. На втором эта­пе после обдумывания и, если нужно, уточнения сказан­ного выражают свое отношение к услышанному.

Пассивный тип слушания уместен, когда вы чувствуе-те, что нужно помочь собеседнику высказаться: партнер не уверен в себе и говорит медленно, с паузами, или у него быстрая, сбивчивая речь. Обычно статус человека, нуждающегося в пассивном слушании, ниже статуса слу-


 

42 %

Глава 3

шающего. Например: начальник выслушивает подчинен­ного, старший младшего, врач пациента.

На первом этапе не следует перебивать говорящего, ограничивая свое участие в беседе короткими репликами типа: «Да, понимаю», «Это интересно». Постарайтесь не переусердствовать, демонстрируя свое внимание: при­стальный взгляд в глаза или в рот могут смутить любого, а преувеличенное отражение чувств вызвать недоумение.

Когда собеседник останавливается, уместны слова: «Продолжайте, прошу вас», сочувственное молчание или одобрение высказанного.

Чаще всего необходимо активное слушание. Его цель — получить как можно больше информации от партнера. Но почему же человека, который хочет нам что-то сообщить, мы не должны выслушать пассивно? Вот причины:

1) собеседник не всегда умеет четко и определенно выра­
зить свои мысли;

2) собеседник может избегать открытого самовыражения
или намеренно скрывать информацию;

3) вследствие многозначности слов и выражений возмож­
но неправильное истолковывание сообщения.
Активное слушание отличается от пассивного тем, что

на первом этапе допускается перебить говорящего уточ­няющим вопросом; «Что вы имеете в виду?», «Простите, я не понял...» и т. п., чтобы выяснить смысл выражения или слова.

Когда собеседник умолкает, уместно задать наводящий вопрос, который заставит его рассказать о каких-то не затро­нутых им сторонах дела.

Стимулировать беседу можно и побуждением — пря­мой просьбой остановиться на таком-то моменте.

К приемам активного слушания относится и пере­фразирование — новая формулировка сообщения для про­верки его точности. Применяется, если собеседник выра­жается неясно. Начать перефразирование можно так: «Вы штите сказать, что...» или «Вы имеете в виду, что...». В том:лучае, когда партнер специально затемняет суть дела, та­кой прием позволяет выявить его истинные соображения.

Весьма эффективен прием резюмирование — подыто­живание основных идей и чувств собеседника, например: «Итак, если я вас правильно понял...»


Обу чение навыкам эффективного общения_____ % 43

Когда значение сообщения выяснено, можно высказать свое мнение или совет.

Чтобы поддержать расстроенного собеседника, приме­няют эмпатическое слушание, состоящее в передаче го­ворящему чувства сопереживания, что выражается в позе, жестах, мимике, взгляде, репликах одобрения или сочув­ствия: «Конечно...», «Еще бы...», «Я понимаю...» и т. д. Эмпатическое слушание целесообразно лишь тогда, ког­да удается точно понять эмоциональное состояние собе­седника.

Необходимость ритуального слушания может по­явиться в официальной обстановке. Встретив старого зна­комого в ситуации, не располагающей к обстоятельной беседе, следует ограничиться ритуальным приветствием и, задав формальный вопрос: «Как дела?», не добиваться подробного ответа. Вам нужно лишь вежливо выслушать, а затем сказать нечто вроде: «Рад за тебя» или «Надеюсь, скоро все наладится».

Упражнения

Упражнение «Подход» Цель:

• развитие навыков манипулятивного поведения в типо­
вых ситуациях общения.

Ведущий предлагает студентам разыграть различные ситуации манипулятивного общения. Например: вам не­обходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найди­те подход к билетерше, если это:

а) молодая симпатичная девушка;

б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть
моложе;

в) сурового вида старуха.

Упражнение «Принуждение» Цель:

• развитие навыка распознавать манипуляции и противо­
стоять им.

Студенты разбиваются на пары. Нужно найти способ вьнудить «знакомого» сделать то, что ему не по душе, а тому — найти способ отказать «нахалу».

Примеры просьб:


 

44

Глава 3

1) Я слышал о вас как о человеке, который никогда нико­
му не отказывает. Не могли бы вы одолжить 50 долла­
ров? Мне скоро должны вернуть долг, и я сразу же вам
отдам.

2) Неужели вы откажетесь принять участие в этом вече­
ре? Мы ведь не всех приглашали. Но нам известно, что
вы-то знаете толк в настоящем искусстве!
Найденные студентами приемы манипулирования и

защиты от них обсуждаются и комментируются.

Упражнение «Слепое слушание» Цель:

• обучение навыку эффективной передачи информации
без обратной связи.

Упражнение выполняется в парах. Одна или две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий состав­ляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяс­нить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравни­ваются результат и образец. Студенты обсуждают трудно­сти, которые они испытывали в ходе выполнения упраж­нения.

Упражнение «Опоздание» Цель:

• отработка навыка успешного поведения в проблемных
ситуациях.

Ведущий предлагает разыграть ситуации «Опоздание»:

• на свидание с другом;

• домой после обещанного срока возвращения;

• на деловую встречу.

По условию, опоздание столь значительно, что ожида­ющий уже выведен из терпения.

Бесконфликтный выход из создавшейся ситуации появит­ся в том случае, если удается занять психологическую пози­цию и стимулировать психологическую позицию партнера.


Об учение навыкам эффективного общения_____ 45

Упражнение «Новые знакомства» Цель:

• определение круга людей для знакомства.
Ведущий предлагает студентам определить, хотят ли

они найти новых знакомых. Для этого необходимо завер­шить следующие фразы:

— Мне интересно было бы познакомиться с...

— Я хотел бы чаще встречаться с людьми, которые...

— Я давно хочу поближе познакомиться с...

Задача каждого участника группы — произнести по 3 таких фразы.

В ходе выполнения упражнения тренер или участники группы могут задавать дополнительные вопросы, напри­мер:

— А почему эти люди вам интересны?

—- А что мешает с ним (ними) познакомиться?

Упражнение «Приветствие» Цель:

• развитие навыка установления контакта.
Ведущий предлагает студентам поприветствовать в

течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколь­ко раз. Время выполнения 5-7 минут.

Затем необходимо обсудить упражнение, задав вопросы;

— Как вы чувствовали себя во время упражнения?

— Контакт с кем из членов группы вам запомнился?

— Что, по вашему мнению, к этому привело?

Упражнение «Приветствие без слов» Цель:

• развитие навыка установления контакта на невербаль­
ном уровне.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы — но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мими-ки и жестикуляции. Можно приветствовать одного участ-ника несколько раз. Постарайтесь попробовать как мож-но больше разных возможностей для приветствия. Не за­бывайте об улыбке».



%


навыкам эффективного общения


47


 


Во время обсуждения рекомендуем задавать вопросы.

• Какие варианты приветствия вам больше всего понра­
вились?

• Какое количество возможностей невербального при­
ветствия вам удалось использовать?

• Как партнер реагирует на приветствие, со­
провождаемое дружественным невербальным поведе­
нием?

• Как партнер реагировал на прикосновения или умень­
шение дистанции?

Упражнение «Сбор фраз для контакта» Цель:

• развитие навыка установления первого контакта.
Упражнение проводится по схеме мозгового штурма.

На доске записываются фразы в две колонки:

1. Обратиться к незнакомому человеку можно с фразой:

2. Эта фраза уместна в следующей ситуации:
Тренеру лучше воздержаться от подсказок. В каждой воз­
растной или культурной группе существуют свои собствен­
ные нормы обращения к незнакомому человеку. Обычно
студенты достаточно легко выполняют это упражнение,
и в итоге появляется довольно обширный список контакт­
ных фраз, который, при наличии времени, можно поста­
раться классифицировать и выбрать универсальные.

Ролевая игра «Контакт» Цель:

• обучение навыку начинать разговор с незнакомыми
людьми.

Предлагается ситуация.

Рано утром на остановке автобуса (время, место) вы видите мужчину (женщину) вашего возраста, которую уже не раз там встречали (партнер). Нужного вам автобуса долго нет, и вы обращаетесь к партнеру с чем-либо и про­износите короткое (2 минуты) сообщение на любую из подготовленных вами тем (ваши действия).

Студентам предлагается выбрать из списка (смотри упражнение «Сбор фраз для контакта») подходящую для установления контакта фразу, а затем сделайте короткое сообщение на интересную тему.


Ведущий напоминает о необходимости: следить за тем, чтобы не нарушалось личное пространство партнера; улы­баться и держаться максимально дружественно; при же­лании партнера высказаться замолкать и внимательно слушать.

Необходимо обсудить результаты игры. Каждому сту­денту дается слово для высказывания.

Упражнение «Контакт с группой» Цель:

• обучение навыку установления контакта с группой.
Ведущий предлагает каждому студенту обратиться ко

всем присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении участнику необходимо рассказать о том, что он любит охотно делать, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях.

Инструкция ведущего может звучать так: «Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить. Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведете себя с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы».

В обсуждении упражнения студенты должны ответить на вопросы:

— Что в прозвучавших сообщениях было интересно?

— Какое сообщение привлекло ваше внимание?

Ролевая игра «Договориться о встрече» Цель:

• развитие умения договариваться о новой встрече.
Используются ситуации, предложенные самими участ­
никами.

Необходимо в завязавшемся разговоре найти повод для назначения новой встречи.

Примеры:

Если вы говорили о психоанализе — пообещайте при­лети книгу о Фрейде и спросите, если говорили об опе­ре —. пригласите в оперу, если о способе приготовле-ния буженины — пообещайте сами показать, как она готовится.


48%


Глава 3


 


Задача студентов — найти в завязавшемся разговоре тему, которая может привести к новой встрече.

Упражнение «Все хорошее за 100 секунд» Цель:

• обучение навыкам вызывать к себе симпатию.
Группа разбивается на пары (при нечетном количестве

участников в работу включается тренер) следующим обра­зом. Закрыв глаза, каждый должен сначала прикоснуться рукой к одной из стен помещения и лишь затем найти себе пару из числа тех, кто тоже успел прикоснуться к стене, Если найденный участник ещё не дошел до стены, он пря­мо говорит об этом.

Затем в парах нужно рассказать о себе самое лучшее, самое интересное. Сначала говорит один, а другой внима­тельно слушает и отсекает самоуничижительные фразы. Через 100 секунд идет смена ролей.

По истечении времени студенты собираются в круг и рассказывают, что хорошего они узнали о другом.

Упражнение «Прелестная штучка» Цель:

• развитие навыка привлечения внимания собеседника^
Ведущий просит студентов показать имеющуюся при

себе вещь, которая им очень нравится, и рассказать о ней и о своем отношении к этой вещичке, о своих чувствах по этому поводу.

Упражнение «Конкретные комплименты» Цель:

• развитие умения расположить к себе собеседника.
Ведущий предлагает посмотреть на других участников

группы, найти что-либо, что вам нравится в поведении одного из них. Скажите ему следующую фразу:

— У тебя лучше, чем у меня, получается...

— У тебя так же хорошо, как и у меня, получается...
Концентрироваться нужно на конкретных особенное

тях поведения, а не на абстрактных качествах.


ГЛАВА Ч.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...