Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как вести конкурентную борьбу




Кафедра управление и интегрированные маркетинговые коммуникации

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры УиИМК

полковник внутренней службы

Бардулин Е.Н.

«____» _________ 201_ года

 

ЛЕКЦИЯ

для проведения занятия по курсу

«БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

Направление подготовки

080504.62 «Государственное и муниципальное управление»

квалификация (степень) – «Бакалавр»

 

ТЕМА 13

ПЛАНИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

Утверждена на заседании

МК, протокол № __

от «____» ____________

 

Санкт-Петербург


 

I. Учебные цели

1. Ознакомить курсантов с понятием бизнес-планирования.

2. Рассмотреть особенности бизнес-планирования в России.

3. Дать курсантам понятие о видах бизнес-планирования.

II. Воспитательные цели

1. Развивать у обучаемых познавательный интерес к дисциплине.

 

III. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 13.1 Конкуренция и ее виды 13.2 Конкурентная борьба 13.3 Конкурентная стратегия фирмы   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      

IV. Литература

а) Основная:

1. Бизнес-планирование Н.Д. Стрекалова: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

2. Бизнес-планирование В.М. Попов, С.И. Ляпунов, И.Ю. Криночкин, Т.А. Воронова/ 480 стр.- «КноРус», 2009 г.

3. Бизнес-планирование и инвестирование Серия: Высшее образование С. И. Головань, М. А. Спиридонов/ 368 стр.- «Феникс», 2009 г.

 

 

V. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

 

 


Конкуренция и ее виды

 

Термин "конкуренция" происходит от позднелатинского "concurentia" – сбегаюсь, сталкиваюсь и означает жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в экономической и других сферах общества. Конкуренция в любом обществе является естественной и необходимой формой взаимодействия предприятий, организаций, фирм, работников, людей. Она предопределяется их различным положением в обществе, различными целями и интересами.

У нас о конкуренции заговорили в последнее время в связи с проведением рыночных реформ. До этого наличие конкуренции в нашей экономике отрицалось. Хотя даже в периоды наиболее активной антирыночной политики государственные предприятия конкурировали между собой, например за заниженный план, корректировку к плановому заданию, за выделение материальных и финансовых ресурсов, за прикрепление к выгодным поставщикам сырья и материалов. А люди конкурировали за престижную хорошо оплачиваемую работу, за всевозможные льготы и привилегии в распределении товаров и услуг, путевок в санатории и т. п. Даже очередь в магазине есть ничто иное, как разновидность отечественной конкуренции покупателей за дефицитные товары. Однако свое полное развитие конкуренция получает там, где действует рынок и рыночные механизмы, т. е. спрос, предложение, конъюнктура и другие атрибуты рынка, с которыми, кстати, уже сталкивается и Россия, несмотря на неразвитость своего бизнеса.

Итак, что такое конкуренция? С позиции экономики, конкуренция представляет собой борьбу продавцов (производителей товаров и услуг) за лучшее удовлетворение требований покупателей (потребителей товаров и услуг), а также соперничество покупателей за приобретение нужных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, как и любое явление в обществе, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди положительных сторон – высокий уровень мотивации участников бизнеса – товаропроизводителей на изготовление полезной и качественной продукции для потребителей, противодействие монополизму на ту или иную продукцию на данном рынке и, как следствие, снижение цен, а вконечном счете – стремление производства к удовлетворению потребностей общества и его граждан. Таким образом, конкуренция является основой непрерывного прогресса общества, условием, противодействующим застою в экономике. Причем конкуренты как бы взаимно контролируют друг друга иделают это лучше самого квалифицированного и преданного государству контролера. К отрицательным сторонам конкуренции относятся: конфликтность, нестабильность, банкротство предприятий, фирм, в том числе не связанные с неумелым хозяйствованием, а также массовые увольнения работников и сокращение рабочих мест.

Конкуренция многолика. В частности, различают такие ее виды, как: эффективная и неэффективная конкуренция (с точки зрения ее результативности), добросовестная и недобросовестная (с точки зрения соблюдения или несоблюдения соответствующих законодательных норм), внутриотраслевая и межотраслевая, нацио­нальная и международная (с точки зрения пространства, на котором ведется конкурентная борьба), официальная и теневая. По характеру отношений между предприятиями, фирмами-конкурентами на том или ином рынке выделяют четыре вида конкуренции: чистую конкуренцию, монополистическую, олигополистическую и чистую монополию. Рассмотрим подробно каждую из них.

Чистая конкуренция предполагает множество (сотни и тысячи) продавцов или производителей одинаковой продукции, каждый из которых выпускает незначительную долю от общего количества продукции данного вида и не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на совокупное предложение, спрос данного товара и его цену. При чистой конкуренции нет никаких серьезных препятствий переливу капитала из од­ной отрасли в другую, конкуренты относительно эффективно пресекают попытки друг друга захватить сферу влияния на рынке, т. е. большую долю рынка на дан­ный вид продукции. Чистая конкуренция наиболее благоприятна для общества, так как в данном случае про­изводство нужной продукции (товаров и услуг) осуществляется наименее дорогим способом, с использованием минимального количества ресурсов, устанавливаются самые низкие цены.

Чтобы добиться успеха в условиях чистой конкуренции, предприятия-конкуренты стремятся создать себе надежную деловую репутацию, продают продукцию по низким ценам, стараются привлечь к своей продукции как можно больше торговцев и потребителей. Именно в этом случае условия для конкуренции чрезвычайно благоприятны и сама конкурентная борьба протекает в чистом виде, т. е. без каких-либо серьезных помех и ограничений.

При монополистической конкуренции на рынке присутствуют всего лишь десятки производителей похожей, но не идентичной (как при чистой конкуренции) продукции. Каждый производитель выпускает хотя и незначительную часть продукции, однако вполне достаточную для того, чтобы ограничивать воздействие на совокупное предложение, спрос и цену товара. В силу большого числа производителей и соответственно довольно слабого влияния их друг на друга при этом виде конкуренции производители остаются относительно независимыми и "сговора" между ними об искусственном ограничении производства, спроса или предложения для повышения цен, как правило, не происходит. Отношения между продавцами и покупателями уже не являются случайными, как при чистой конкуренции, производители выпускают хотя и похожие, но не идентичные товары, делая упор на дифференциацию продукции, т. е. придание своему товару уникальных свойств для покупателя. Именно дифференциация продукции – главный аргумент в условиях монополистической конкуренции.

Для олигополистической конкуренции характерно господство на рынке нескольких крупных производителей, каждый из которых контролирует значительную часть предложения, спроса и цены на тот или иной товар. Олигополии взаимозависимы, и их ценовое поведение тяготеет к согласованному назначению и изме­нению цены. У нас, например, это проявляется на рынке цветов, власть на котором принадлежит узкому кругу лиц, устанавливающих примерно одинаковые цены на свою продукцию, в зависимости от сезона и праздничных дат. Цены в условиях олигополистической конкуренции являются не столь гибкими и более высокими, чем в условиях чистой и монополистической конкуренции. Конкурируя друг с другом, олигополии уделяют еще большее внимание так называемым неценовым факторам (об этом будет сказано в дальнейшем), пытаясь сделать свою продукцию по качественным характеристикам уникальной для покупателей.

О чистой (абсолютной) монополии говорят тогда, когда какой-либо продукт, у которого нет близких и полноценных заменителей, выпускается лишь одним производителем. Другими словами, отрасль состоит из одной единственной фирмы и покупатель полностью лишен возможности какого-либо выбора. Предприятие или фирма – чистая монополия, контролируя совокупное предложение, спрос, цену данного товара, может варьировать предложение, спрос и тем самым изменять цену. Чаще всего оно прибегает к искусственному созданию товарного дефицита с целью установления монопольно высокой цены. В условиях чистой монополии вхождение в монополизированную отрасль для других фирм крайне затруднено. Тем не менее чистая монополия как долговременное явление в рыночной практике встречается редко. А сохранение монопольной власти над данным рынком в течение длительного периода времени возможно практически лишь при поддержке государства, как это долгое время было у нас.

Конечно, реальная экономика характеризуется сложным переплетением и сосуществованием всех указанных видов конкуренции. Однако с известной долей условности можно назвать отрасли, сферы экономики, в которых преобладает каждый из этих четырех видов. Например, если говорить о США и других экономически развитых странах, то сельскохозяйственное производство обычно тяготеет к чистой конкуренции, производство одежды и обуви, розничная торговля – к монополистической конкуренции, автомобильный бизнес – к олигополии и, наконец, положение на рынке коммунальных услуг вполне правомерно квалифицировать как чистую или почти чистую монополию. Какой вид конкуренции преобладает сейчас в развитых странах? Это монополистическая конкуренция. За ней следует олигополистическая конкуренция. А вот чистая конкуренция и чистая монополия встречаются в практике очень редко (табл. 13.1).

 

Таблица 13.1 – Характеристики основных видов рыночных структур

Структура рынка Примеры Кол-во произво-дителей Тип продукции Власть произво-дителя над ценами Барьеры для новичка Не-ценовая конкурен-ция
Совершенная конкуренция Сельско-хозяйственная продукция Много Стандартная Нет Низкие Нет
Монополисти-ческая конкуренция Розничная продажа одежды Много Дифференци-рованная Неболь-шая Низкие Реклама и разнообра-зие продук-ции
Олигополия Автомобили, сталь, ЭВМ Мало Стандартная или дифференци-рованная Неболь-шая Высокие Реклама и разнообра-зие продук-ции
Монополия Коммунальные услуги, телефонная связь, электро-энергетика Один Уникальная (нет близких заменителей) Значи-тельная Очень высокие Реклама

 

В каком случае интенсивность конкурентных схваток является наивысшей, а в каком – наименьшей: при чистой конкуренции, монополистической или олигополистической? Приведем конкретный пример, чтобы ответить на этот вопрос.

Пример 1

Рассмотрим два варианта:

1) Совокупное предложение какого-либо продукта обеспечивают 1000 производителей (чистая конкуренция), каждый из которых имеет равную долю (0,1%).

2) Совокупное предложение обеспечивается 10 крупными производителями (монополистическая конкуренция) с одинаковой долей (10%).

Чем меньше фирм обеспечивают совокупное предложение, тем они мощнее и тем более сильное давление оказывают друг на друга в ходе конкурентной борьбы. Наоборот, чем больше фирм конкурируют на каком-либо рынке, тем относительно слабее они в смысле конкурентной мощи, конкурентного давления, которое оказывают друг на друга. Таким образом, давление конкурентов друг на друга, то есть интенсивность конкуренции, обратно пропорционально(а) количеству конкурентов и может быть выражено отношением 1/ п, где п – количество конкурентов на данном рынке.

В нашем примере интенсивность конкуренции во втором случае выше, нежели в первом: соответственно 1/1000 и l/l0. На накале конкурентного противостояния сказывается также и такой фактор, как: на какую долю расширится данный рынок в случае устранения одного или нескольких конкурентов? Если вернуться к нашему примеру и предположить, что в первом случае разорилось 50% от общего числа фирм, а во втором только 10%, то и в этой ситуации в первом варианте для каждого из оставшихся 500конкурентов размеры рынка возрастут лишь на 0,1%, а во втором варианте – более чем на 1 %. Другими словами, сокращение количества конкурентов в ходе конкурентной борьбы не снижает, а повышает ее накал, интенсивность.

К недобросовестной конкуренции согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности относится любое действие, противоречащее честным традициям ведения промышленных и торговых дел. Это, к примеру, распространение ложной информации, могущей дискредитировать конкурентов, их товары и деятельность; использование чужого товарного знака, фирменного наименования; производство, имитирующее изделия других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической производственной и торговой информации без согласия ее владельца; неточное сравнение своей продукции и деятельности с продукцией и деятельностью конкурентов в рекламной кампании, могущее нанести ущерб деловой репутации конкурентов, а также другие действия подобного рода. Другими словами, недобросовестная конкуренция – это конкуренция без правил или вне правил, независимо от толкования понятий "честная конкуренция" и "честная промышленная и торговая деятельность".

 

Как вести конкурентную борьбу

Конкурентная борьба ведется, как правило, двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Ценовая конкуренция обычно применяется в следующих случаях: в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов и преобладания внутриотраслевой конкуренции, на рынках с приоритетом продавца (т.е. превышения спроса над предложением и более интенсивной конкуренции покупателей), в условиях с преобладанием чистой конкуренции. Ценовой метод конкурентного соперничества малоэффективен, ибо конкуренты практически тут же могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, соответственно осложняет планирование и управление фирмой, предприятием.

В настоящее время ценовой метод продолжает применяться, особенно при внедрении фирмы на новых рынках. Так, японские производители при освоении новых рынков обычно практикуют снижение цен примерно на 10%. Однако предпочтение сейчас отдается неценовой конкуренции – выделению своего товара из ряда товаров-конкурентов иприданию ему уникальных для покупателя свойств. Для этого производители-конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания. Так, например, "Форд" предоставляет покупателям своих автомобилей следующие послепродажные услуги: бесплатное устранение всех дефектов, за исключением дефектов покрышек, в течение года или на время пробега в 19 000 км по принципу "что раньше", гарантию на двигатель, коробку передач, переднюю подвеску и задний мост на 6 лет или после пробега автомобилем 96 000 км, причем владельцу автомобиля выплачивается 100 долларов при первом ремонте; гарантию по выхлопной системе на 5 лет или после пробега автомобилем 80 000 км и обязательство ликвидировать коррозию корпуса в течение 6 лет или после пробега автомобилем 160 000 км.

При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовая конкуренция является более эффективной, ибо конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом методе, предпринять ответные шаги. Поэтому конкуренцию, осуществляемую посредством неценовых факторов, еще называют эффективной конкуренцией. Неценовая конкуренция требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой, но с лихвой окупающихся в случая успеха. Рассмотрим конкретный пример.

 

Пример 2

Предположим, что при цене 150 руб. спрос на продукцию фирмы составляет 1000единиц, то есть удвоит его, снижает цену со 150 до 100 руб. Таким образом, при ценовой конкуренции производители-конкуренты понижают или повышают цену на свою продукцию.

При неценовой конкуренции производители ведут конкурентную борьбу путем выделения своего товара среди товаров-конкурентов. В нашем примере фирма может увеличить спрос на свою продукцию с 1000 до 2000 единиц, сохраняя свою прежнюю цену (150 рублей), либо при сохранении спроса (1000 ед.) увеличить цену до 200 рублей. В первом случае прибыль возрастет со 150 до 300 тыс. руб., а во втором – со 150 до 200 тыс. руб. Как уже отмечалось, при неценовой конкуренции все зависит от того, насколько покупатели будут рассматривать предложения фирмы как лучшие среди всех предложений на рынке.

Чтобы умело вести конкурентную борьбу и побеждать на рынке, необходимо также знать: каковы основные этапы конкурентной борьбы и какую линию поведения следует избрать фирме на каждом из них?

На первоначальном этапе конкурентной борьбы на рынке продукта фирма сталкивается с конкуренцией производителей, удовлетворяющих альтернативные потребности. Если речь идет, например, о фирме, производящей велосипеды, то на данном этапе она конкурирует с производителями, к примеру, радиоаппаратуры или туристического снаряжения. На этой стадии конкуренции наша фирма – производитель велосипедов – борется за выбор покупателей, располагающих ограниченным доходом, в пользу транспортного средства. Учитывая то обстоятельство, что сегодня подавляющее большинство нашего населения оказалось за чертой бедности, основное внимание нашим предприятиям следует уделять именно этому этапу конкурентной борьбы.

На втором этапе, когда потенциальный покупатель велосипеда уже сделал выбор в пользу транспортного средства, разворачивается функциональная конкуренция. Она предопределяется тем, что какую-либо потребность, в данном случае потребность в транспортном средстве, можно удовлетворить по-разному, купив, например, велосипед, мопед или мотоцикл и т.п. На этом этапе наша фирма – производитель велосипедов – конкурирует с другими фирмами – производителями транспортных средств.

Если данный этап успешно преодолен (т.е. наш предполагаемый покупатель решил приобрести именно велосипед), производитель велосипедов оказывается лицом к лицу со своими родовыми конкурентами – производителями одного и того же товара. А нашему покупателю теперь уже предстоит сделать выбор между производителями различных товаров – велосипедов дорожных, туристических, спортивных и др. Это третий этап.

И наконец, на четвертом, последнем этапе наша фирма сталкивается с видовыми конкурентами. В данном примере – это производители разных марок, скажем, дорожных велосипедов. Все сказанное можно свести в следующую схему:

 

Таблица 13.2 – Основные этапы конкурентной борьбы

Альтернативная конкуренция (первый этап) Фирмы-конкуренты, удовлетворяющие альтернативные потребности
Функциональная конкуренция (второй этап) Фирмы-конкуренты, предлагающие различные способы удовлетворения одной потребности
Родовая конкуренция (третий этап) Фирмы-конкуренты, предлагающие разные типы одного и того же товара
Видовая конкуренция (четвертый этап) Фирмы-конкуренты, предлагающие различные марки одного товара

 

Мы привели простейший пример, выбрав в качестве объекта конкуренции – фирму, производящую велосипеды. Аналогичным образом можно рассмотреть и другие случаи, где уже будут конкурировать между собой, скажем, государственные и частные школы за выбор учеников и их родителей или государственные и коммерческие вузы и колледжи за выбор студентов. Или, например, предприятие, производящее одежду, обувь, молоко и т.п.; а также рестораны, кафе, столовые – за выбор соответственно потребителей и клиентов. Другими словами, описанные выше этапы конкуренции в условиях рынка проходит любая фирма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...