Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическое прогнозирование

 

Технологическое прогнозирование возникло позже экономического. Его необходимость обусловили серьезные сдвиги в технологии, постоянно происходящие в современной экономике.

Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для подготовки стратегии исследований и разработок (стратегического плана НИОКР). Здесь технологические прогнозы находят свое выражение в решениях о том, на каких технологиях должна сосредоточиться фирма и от каких технологий отказаться.

При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных технологий, который позднее, при разработке стратегии НИОКР, подвергнется отбору и селекции.

Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном планировании для оценки используемой технологии. Используя технологические прогнозы, можно определить возможности текущей технологии, потолок ее использования и необходимость в срочной смене технологии.

Техническое прогнозирование имеет наиболее важное значение для фирм, которые являются технологическими лидерами в отрасли и нацелены на дальнейший рост. Менее важно участие в технологическом прогнозировании для компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного числа современных российских предприятий связано в первую очередь с переориентацией производства и приспособлением его к рыночному спросу. А такая переориентация практически невозможна без технологической перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров. Поэтому специалисты по управлению рекомендуют создание технологических прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в специальной литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и т.д.

В целом роль технологического прогнозирования гораздо ши­ре, чем только при подготовке стратегии НИОКР. Результаты технологического прогнозирования влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении, оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий фирмы, например стратегии маркетинга.

Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем сами потребности покупателей отстают от быстро меняющихся технологий. Многие товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под напором субститутов – технологических новинок. Следовательно, фирмы, во-первых, должны уметь предусматривать возможные изменения в технологии и, во-вторых, уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели были готовы к восприятию товаров-новинок. Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям, ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров.

Такой подход к воздействию фирмы на свои рынок не означает давление на потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои потребности, напротив, он приводит к сохранению существующих потребностей и обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.

Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование наиболее часто применяется в компьютерной, телекоммуникационной, нефтехимической, транспортной отраслях.

Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в общем экономическом прогнозировании, особенно метод подготовки сценариев, метод Дельфи, методы экстраполяции трендов и некоторые другие.

Вместе с тем для технологического прогнозирования характерны некоторые специфические методы, среди них – морфологический анализ, анализ перекрестного влияния.

На схеме (рис. 5.7) показана взаимосвязь методов технологического прогнозирования и подготовки стратегического плана предприятия.

Большой популярностью у фирм, занимающихся технологическим прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии, разработанные для фирм, работающих в отраслях:

· генной инженерии;

· системы телекоммуникаций;

· автомобилестроения;

· техники и технологии для фармацевтической промышленности;

· автоматизации домашнего хозяйства и многих других.


 

 
 

 


Рис. 5.7 Технологическое прогнозирование и подготовка стратегического плана

 

 

Морфологический анализ

 

Базовый принцип заключается в занесении в двухфакторную матрицу ключевых параметров продукта или технологического процесса, а также альтернативных методов их достижения.

Здесь приведен морфологический анализ кирпичей, проведенный английскими специалистами (табл. 5.3).

Таким образом, морфологический анализ помогает выделить разнообразные комбинации основных технологических параметров (методов). В будущем прогнозе могут быть использованы:

· новые комбинации уже существующих методов;

· совершенно новые технологические методы, открытые при помощи морфологического анализа.

Серьезный подход к морфологическому анализу может дать огромное число вариантов технологий.


Таблица 5.3 – Морфологический анализ строительных брикетов (кирпичей)

 

Альтернативные варианты па- раметров Параметри- ческие продукты                     Другие
А. Материал Глина Металл Пластик Утилизиро-ванные отходы  
В. Процесс формовки Штамповка Отливка Прессовка    
С. Процесс крепления Нагревание Химический Молекуляр-ный    
D. Особые качества Звуконепроницаемость Термоизо-ляция Эластич-ность Эстетич-ность  
Е. Форма Прямоуголь-ная Сферическая Сцепляю-щиеся блоки Кубическая  

 

 

Анализ перекрестного влияния

 

Многие технические достижения могут применяться в различных отраслях экономики (например, лазеры или микропроцессоры). Следовательно, эти технологии оказывают влияние на целый ряд хозяйственных сфер и в то же время сами подвергаются воздействию других технологии.

Такие перекрестные влияния могут быть учтены в специальной таблице (табл. 5.4).

 

Таблица 5.4 – Формат для анализа перекрестного влияния

 

Явления в технологии Перспективный прогноз Явления, подвергающиеся влиянию Пересмотренный прогноз
Время Вероят-ность             … n   Время Вероятность
                     
                     
          Х          
            Х        
              Х      
…n               Х    

Х – невозможность перекрестного влияния.

 

В таблицу заносятся основные явления в сфере технологии, напрямую касающиеся деятельности фирмы. Затем дается первоначальный прогноз их будущего состояния (без учета перекрестного влияния). Далее выявляется перекрестное влияние одних событий на другие. И наконец, составляется окончательный прогноз, учитывающий возможность перекрестного влияния.

Характер воздействия одного явления в технологии на другое может быть определен как позитивный, нейтральный, негативный. Интенсивность воздействия оценивается по 10-балльной шкале.

Так, открытие возможности записи звуков при помощи лазера существенно повлияло на индустрию виниловых дисков. Характер воздействия можно определить как отрицательный, интенсивность воздействия – не менее 7 баллов.

Метод анализа перекрестного влияния повышает основательность и точность прогнозов, может применяться в сочетании с методом Дельфи.

 

 

Социально-политическое прогнозирование

 

Социально-политическое прогнозирование – самая молодая отрасль предсказания будущего в рамках внутрифирменного планирования.

В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени, оказывающих влияние на деятельность фирмы, называют:

социальные факторы:

· консьюмеризм (движение в защиту прав потребителей);

· экологизм (движение в защиту окружающей среды);

· рабочие движения.

политические факторы:

· законодательство о труде;

· взаимоотношения правительства и бизнеса.

Для российских экономических организаций социально-политический компонент имеет в настоящее время не меньшее, а, скорее, даже более важное значение.

В период централизованно управляемой экономики российские предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:

· диктат производителя над потребителем;

· отсутствие независимых экологических движений;

· формальный характер защиты прав работников профсоюзами;

· отрицание особых целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса и, следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления.

Конечно, реальные противоречия между интересами предприятий и интересами экономического центра существовали, однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании предприятия.

К тому же политика государства по отношению к предприятиям имела устойчивый, неизменный характер.

Современная социально-политическая среда российского предпринимательства крайне изменчива и нуждается в постоянной, кропотливой работе по ее предсказанию, даже если полученные прогнозы не отличаются высокой степенью точности.

Методы социально-политического прогнозирования в большей степени заимствованы из двух ранее возникших отраслей прогнозирования: экономической и технологической. В социально-политическом прогнозировании используются:

· сценарии;

· метод перекрестного влияния;

· метод Дельфи

· различные техники маркетинговых исследований в сфере политических и социальных явлений;

· метод исторических аналогий (один из самых древних методов прогнозирования) и т.д.

Наряду с ними существуют особые техники, разработанные специально для получения социально-политических прогнозов. Среди них – создание профилей общественных ценностей, применение матрицы "вероятность-воздействие".

 

Профили общественных ценностей

 

Впервые техника определения профилей общественных ценностей была применена специалистами подразделения организационной среды американской компании "Дженерал Электрик".

Техника определения профилей означает:

1) выделение пар противостоящих признаков, которые могут охарактеризовать выбранный объект (в нашем случае это такие противостоящие признаки, как "национализм-интернационализм", "организация-индивид" и т.д.);

2) оценку признака по n -балльной шкале, в нашем случае по 6-балльной шкале. При этом если один из пары признаков получает оценку m, то оставшийся – оценку m-n;

3) занесение оценки в таблицу профилей в виде вертикальной черты и соединение вертикальных черт в виде единого контура (профиля).

Полученный результат (профиль) говорит о тяготении социально-политической среды к той или иной системе ценностей.

Матрица "вероятность-воздействие", или "вероятность-диффузия", позволяет оценить предполагаемое событие с точки зрения:

· вероятности события или тенденции;

· степени, с которой событие может быть рассеяно в рамках анализируемой среды – региона, страны, отрасли или мира (диффузия – это степень распространения события в среде).


Таблица 5.5 – Матрица "вероятность-воздействие"

 

  Ядерная война   Госпереворот        
        Инфляция 4% в месяц      
               
      Безработица 10%        
               
        Региональные конфликты      
            Средняя з/п 500$ в месяц  

 

По горизонтали указана вероятность событий, справа налево она уменьшается. По вертикали – степень их воздействия на анализируемую среду, уменьшение диффузии или воздействия происходит от верхних секторов матрицы к нижним.

 

Общим методом оценки социально-политической среды является анализ приоритетов социального давления, также предложенный специалистами "Дженерал Электрик". Иначе этот анализ называют: "социальные потребности – социальные риски" (рис. 5.8).

 

В заключение главы отметим некоторые источники ошибок применения методов прогнозирования среды бизнеса и способы их преодоления.

 

Источники ошибок в прогнозировании

 

Основными источниками могут быть названы:

1) Простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее (например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста продаж).

2) Невозможность точно определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект.

3) Непредвиденные трудности (разрушительные события), влияющие на осуществление плана, например внезапное увольнение начальника отдела сбыта.

Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.

Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.

В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта прогнозирования и отработки его методов.

 

 

Рис. 5.8 Анализ "социальные потребности – социальные риски"

 


 

Контрольные вопросы

 

1) Какие типы прогнозирования используются для предсказания будущего развития фирмы?

2) По каким признакам можно классифицировать виды прогнозов?

3) На какие группы можно разделить общие методы прогнозирования?

4) В чем сущность методов экспертной оценки?

5) Каково содержание метода составления сценариев?

6) На чем основаны методы экстраполяции трендов?

7) Что исследует регрессионный анализ?

8) Какие модели используются во внутрифирменном планировании?

9) Какова роль технологического прогнозирования в бизнес-планировании?

10) В чем роль морфологического влияния?

11) Какие методы используются в социально-политическом прогнозировании?

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...