Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и регулирование рынка информации




Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства. Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует ситуация на рынке коммуникаций.

Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.). Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной. Отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведения рекламных кампаний.

Деятельность неприбыльных информационных служб направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю. Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.

Государство играет также немалую роль в смягчении последствий информационных экстерналий. Классическим примером положительных информационных экстерналий является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок. К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное отношение телезрителей к рекламе. Соответственно, разработаны законодательные акты, регулирующие права на интеллектуальную собственность и рекламный бизнес.

Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности (права на изобретения, права на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т. е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация фирмы и т. п.).

Итак, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов.

Правовое регулирование применения информационных и коммуникационных технологий

Конституция Российской Федерации

Статья 24.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Другие законодательные акты

· ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995).

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.06.2004 N 311 (ред. от 26.02.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 319 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ".

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 11.11.2005) "О ТИПОВОМ РЕГЛАМЕНТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ".

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.06.2004 N 301 (ред. от 15.08.2005) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ".

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 318 (ред. от 23.04.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ".

· ПРИКАЗ Мининформсвязи РФ от 11.01.2006 N 4. "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.01.2006 N 7394)

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.02.1996 N 226 (ред. от 02.03.2005) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЕТЕ И РЕГИСТРАЦИИ БАЗ И БАНКОВ ДАННЫХ"

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.06.2004 N 289 (ред. от 26.01.2005) "О МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.04.2004 N 157 (ред. от 07.05.2006) "ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

· ПРИКАЗ ФНС РФ от 23.03.2006 N САЭ-3-13/165 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМАТОВ ФАЙЛОВ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ В РЕГИСТРИРУЮЩИЕ (НАЛОГОВЫЕ) ОРГАНЫ ОТ ЗАЯВИТЕЛЕЙ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.05.2006 N 7804)

· ПРИКАЗ ФНС РФ от 13.06.2006 N САЭ-3-13/345@ "ОБ УНИФИЦИРОВАННОМ ФОРМАТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.06.1995 N 608 (ред. от 17.12.2004) "О СЕРТИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ"

Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах.

Электронные библиотеки и базы данных

Электронные библиотеки как этап развития информационных технологий

Определения

Существующие интерпретации термина "электронная библиотека" (а также "цифровая библиотека", "виртуальная библиотека", "медиатека"):

· Фонд компьютерных ресурсов, сформированный путем конверсии в машиночитаемую форму (оцифровки) печатных документов.

· Фонд на основе комплектования опубликованных машиночитаемых материалов (фонд компактных оптических дисков).

· Коллекция электронных ресурсов (например «Библиотека Мошкова» http://www.lib.ru).

· Система, обеспечивающая единый доступ к удаленным или локальным тематически подобранным материалам.

Электронная библиотека (ЭБ) – информационная система, предназначенная для накопления, хранения и использования электронных документов.

Электронные документы в ЭБ – это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные общей идеологией структуризации и доступа.

Цели

· Большая доступность информации (по территории, времени и скорости).

· Расширение номенклатуры информационных услуг.

· Увеличение количества пользователей.

· Придание новых свойств материалам (ссылки, комментарии, мультимедиа).

· Обеспечение сохранности редких и ценных документов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...