Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Системные структуры и поведение. Основы




Введение: системный взгляд

Лица, принимающие решения, сталкиваются не с отдельными, не зависящими друг от друга проблемами, а с постоянно меняющейся ситуацией, в которой сложные сочетания изменяющихся проблем взаимодействуют и влияют друг на друга. Я называю это беспорядком… Лица, принимающие решения, не решают проблемы, они лишь управляют беспорядком.
Рассел Акофф, специалист по теории управления

Почему пружина Слинки (как на обложке) колеблется вверх-вниз? Ответ заключается в конструкции игрушки. Руки лишь подавляют или высвобождают поведение, изначально свойственное пружине.

Суть системного подхода. Если удается установить взаимосвязь между структурой и поведением, то мы начинаем понимать, как работают системы, почему они дают те или иные результаты, и как изменить поведение таким образом, чтобы достичь лучших результатов. Системное мышление позволяет устанавливать настоящие причины проблем и находить способы их разрешения.

Что образует систему? Система – это набор элементов (клеток, молекул, людей), связанных друг с другом таким образом, что их взаимодействие определяет дальнейшее поведение системы. Системы могут подвергаться воздействиям, на них могут накладывать ограничения, какието факторы могут служить для них пусковым толчком, они могут управляться воздействиями извне. Однако отклик системы на внешние воздействия — это прежде всего свойство самой системы. Система сама определяет свое поведение в долговременной перспективе. Внешние воздействия могут высвобождать и активизировать поведение системы, но то же самое внешнее воздействие, приложенное к другой системе, вероятнее всего, приведет к совершенно другим результатам. Так, например, компании крайне редко теряют свою долю рынка из-за конкурентов. Те, конечно, извлекут из этого выгоду, но причины потерь заключаются (как минимум, частично) в деловой политике самой компании.

Нас всех учили анализировать, использовать рациональное мышление, устанавливать прямые связи между причиной и следствием, изучать новое небольшими порциями, легкими для понимания. Нас также учили, что проблемы можно решить, приняв конкретные меры, что миром вокруг нас можно управлять. Такое обучение позволяет обрести индивидуальную и общественную власть, и оно же заставляет нас считать виновниками всех проблем президентов, конкурирующие на рынке компании, организации вроде ОПЕК…

Некоторые системные архетипы:

  • Поскольку в сложных системах обратная связь имеет запаздывание, к тому моменту, когда проблема становится явной, ее уже гораздо сложнее разрешить. – Проблемы растут как снежный ком.
  • В соответствии с принципом конкурентного исключения, если усиливающий цикл обратной связи вознаграждает победителя в соревновании дальнейшими выигрышами, то рано или поздно большинство конкурентов из соревнования будут исключены. — Богатые становятся еще богаче, а бедные еще беднее.
  • Многообразные системы с большим количеством связей и резервных циклов демонстрируют большую стабильность и меньшую подверженность внешним воздействиям, чем однородные системы с малым разнообразием. — Не кладите все яйца в одну корзину.

Психологически и политически мы склонны искать причину проблем, прежде всего, вовне, а не внутри. Практически невозможно удержаться от искушения обвинить кого-то или что-то снаружи, ведь это позволяет переложить ответственность на кого-то другого. Нам тогда потребуется лишь найти заветную кнопку управления, принять волшебную пилюлю или таблетку, создать нужный вид продукции — то есть найти техническое средство устранения проблемы. Мы привыкли решать серьезные проблемы, сосредотачиваясь на внешних факторах… Добиться улучшения можно только в том случае, если люди начнут использовать свою интуицию, перестанут искать виноватых, поймут, что источник проблем имеет системный характер, и отважатся на то, чтобы изменить структуру.

Системное мышление и системный подход позволяют нам использовать интуицию, чтобы:

  • развить способности к пониманию составных частей систем;
  • улавливать взаимосвязи;
  • задавать вопросы «Что, если…?» и анализировать будущее поведение систем,

а также

  • уметь и не бояться менять структуру системы.

И тогда нам удастся изменить и себя, и мир вокруг нас.

Притча о слепцах и слоне

По ту сторону от Эль-Гхора был город, все жители которого были слепыми. Однажды поблизости от города, в пустыне, расположился лагерем чужеземный царь со своим войском. В нем был огромный боевой слон, наводивший ужас на врагов одним своим видом.

Всем жителям города не терпелось узнать, что это такое — слон. Чтобы выяснить это, несколько слепцов отправились на его поиски. Не имея ни малейшего представления о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. И каждый, потрогав какую-то одну часть, решил, что теперь он знает о слонах все.

Трогавший ухо сказал: «Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер».

Тот, кто касался хобота, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на большую пустую трубу, что внушает страх и сеет разрушение».

Тот, кто ощупывал ногу, сказал: «Слон могуч и крепок, как колонна».

Каждый познал лишь часть целого. И каждый был неправ…

Эта древняя суфийская притча служила многим поколениям уроком, который мы, к сожалению, часто упускаем из виду: нельзя понять поведение системы лишь по составляющим ее частям.

Глава 1. Системные структуры и поведение. Основы

Сколь сложной ни казалась бы проблема на первый взгляд, она, если правильно к ней подойти, окажется еще сложнее. Пол Андерсон

Система — это совокупность элементов, связанных между собой и согласованно действующих для достижения определенной цели. Системы строятся на трех обязательных составляющих: элементы, взаимосвязи и назначение (или цель).

Футбольная команда; ее элементами являются игроки, тренер, футбольное поле, мяч… Взаимосвязями служат правила игры, стратегия, которую разрабатывает тренер, обмен информацией между игроками, а также законы физики, управляющие полетом мяча и движениями игроков. Цели у команды могут быть разными: выигрывать матчи, получать удовольствие от игры, зарабатывать большие деньги, получать физическую нагрузку, а может, всё вместе взятое.

Что может не быть системой? Это набор некоторых объектов, у которых нет взаимосвязей и общей цели. Случайно рассыпанный на дороге песок, его частички. Новостройки, где жильцы еще не знакомы друг с другом.

Вы думаете, что если вы знаете, что такое «один», то вы знаете и что такое «два», потому что один и один будет два. Но вы забываете о том, что должны понимать, что такое «и».
Суфийская притча

Как определить, система перед вами или набор разрозненных деталей:

А. Можете ли вы идентифицировать составные части?

Б. Влияют ли части друг на друга?

В. Могут ли части, вместе взятые, дать такой результат, к которому они не смогут привести по отдельности?

Г. Достигается ли тот же результат, сохраняется ли то же поведение, если внешние условия меняются?

Многие взаимосвязи в системах реализуются через потоки информации. Информация связывает систему в единое целое и во многом определяет ее поведение. Лучший способ установить цель системы – понаблюдать какое-то время за ее поведением.

Обычно система остается самой собой и меняется очень медленно (если вообще меняется), несмотря на полное обновление ее элементов — до тех пор, пока сохраняются цели системы и структура взаимосвязей. А вот если меняются взаимосвязи, то система может претерпеть значительные изменения.

Наименее явная часть системы — ее назначение или цель — оказывает определяющее влияния на поведение системы.

Изменение цели может полностью преобразовать систему, даже если все ее элементы и взаимосвязи остались на месте. Элементы — те части системы, которые нам проще всего заметить, — чаще всего (хотя и не всегда) оказывают наименьшее влияние на отличительные черты системы. Но только в том случае, если изменение элемента не приводит к изменению взаимосвязей или цели.

Системы могут быть частью другой системы. То же и о целях. Цель университета – открывать новое, сохранять и передавать знания студентам. Цель отдельного студента – получать хорошие оценки. Цель профессора – получить постоянную должность и бессрочный контракт. Цель администрации – ликвидировать дефицит бюджета. Все эти частные цели могут прийти в противоречие с общей целью, и в результате студенты списывают, профессоров больше заботит количество публикаций, чем уровень знаний у студентов, а администрация сводит концы с концами, увольняя профессоров.

Как правило, изменение элементов меньше всего влияет на систему. В университет постоянно сменяются поколения студентов, несколько медленнее обновляется состав преподавателей и административный персонал, но университет от этого не перестает быть университетом.

А вот если меняются взаимосвязи, то система сожжет претерпеть значительные изменения. Она даже может измениться до неузнаваемости. Если в университетах студенты станут выставлять оценки профессорам, а в дискуссиях будет побеждать не разумная аргументация, а грубая сила, это заведение буде называться совершенно иначе.

Запас (или уровень) — это то, что имеется в определенном количестве, накоплено за какой-то период времени, запасено в материальной форме или в виде информации. Запасы и уровни отражают хронологию изменений потоков в системе. Уровни меняются во времени в результате работы потоков. Потоки могут быть входящими – увеличивающими уровень, или исходящими – понижающими уровень (рис. 1).

Рис. 1. Как читать потоковые диаграммы. В этой книге запасы или уровни изображаются прямоугольниками, а потоки — «трубопроводами» со стрелками, ведущими к прямоугольнику или из него. На каждом трубопроводе изображен «вентиль», который можно либо открывать больше или меньше, регулируя поток, либо держать в полностью открытом или полностью закрытом состоянии. «Облака» в начале и конце схемы символизируют источник и сток соответствующего потока, их физический смысл нам не важен.

Если сумма всех выходных потоков равна сумме всех входных потоков, уровень или объем запаса будет неизменным; в таких случаях устанавливается динамическое равновесие на уровне, который наблюдался в тот момент, когда потоки сравнялись. Людям свойственно обращать внимание в первую очередь на запасы, а не на потоки. А если уж мы обращаем внимание на потоки, то в первую очередь на входящие, и лишь затем на выходящие.

Подобным образом компании могут поддерживать большой штат сотрудников: либо нанимать больше новых работников, либо принимать меры, чтобы не уходили прежние (и чтобы их не за что было увольнять). Причем стоимость этих двух стратегий может очень сильно отличаться.

Изменение запасов и уровней требует времени. Чтобы был эффект, потоки должны действовать некоторое время. Это ключ к пониманию поведения систем. Запасы обычно изменяются медленно, даже если входные и выходные потоки меняются очень резко. Это приводит к возникновению запаздываний и служит в системе своего рода буфером, смягчающим внешние воздействия.

Запаздывания, вызываемые в системах медленным изменением запасов, могут приводить к проблемам, но могут и способствовать стабильности системы. Если вы имеете представление о скорости изменения запасов, то не будете ожидать быстрых подвижек там, где они в принципе не могут быть быстрыми. И не станете раньше времени бросать начатое. Запасы выполняют еще одну очень важную функцию в системе, и она приведет нас прямиком к понятию обратной связи. Наличие запасов позволяет входным и выходным потокам существовать независимо. Какое-то время система может позволить этим потокам не уравновешивать друг друга.

Величину запасов отслеживают постоянно, и на основе этих данных принимают решения и меры по увеличению или уменьшению запасов или по поддержанию их в определенных пределах. Специалисты по динамике систем представляют себе мир как совокупность запасов с механизмами, которые регулируют их уровень за счет управления потоками. Системные мыслители рассматривают мир как совокупность обратных связей.

Демонстрация определенного типа поведения в течение продолжительного времени — первый признак того, что в системе присутствует обратная связь. Циклы обратной связи могут удерживать уровень запаса в определенных пределах, заставлять его расти или уменьшаться. В любом случае потоки, ведущие к запасу или исходящие из него, меняются в зависимости от величины самого запаса.

Цикл (петля) обратной связи представляет собой цепочку причинно-следственных связей, исходящую из запаса и возвращающуюся к нему же. Связи реализуются через набор решений, правил, физических законов или действий, зависящих от величины самого запаса. Изменение запаса вызывает изменение потока, в свою очередь, вызывающее дальнейшее изменение запаса, и т. д.

Петли обратной связи, стабилизирующие запас на каком-то уровне, позволяющие его регулировать и достигать желаемого значения, называются балансирующими циклами обратной связи. Внутри такого цикла на диаграмме ставится буква «Б». Балансирующие циклы стремятся к достижению какого-то значения, к стабилизации (рис. 2).

Рис. 2. Балансирующий цикл обратной связи

Балансирующие циклы обратной связи служат выравнивающими структурами в системе, позволяют достичь желаемого значения, выполняют функции одновременно источника стабильности и противодействия изменениям.

Усиливающие циклы обратной связи раскручивают сами себя, приводя к экспоненциальному росту или даже выходу системы за пределы. Они встречаются в системах всякий раз, когда какой-либо запас обладает способностью воспроизводить себя или какую-то свою часть (рис. 3).

Рис. 3. Усиливающий цикл обратной связи

Усиливающие обратные связи встречаются очень часто, поэтому полезно знать одну их характерную особенность: время удвоения — время, необходимое экспоненциальному росту для того, чтобы удвоить величину запаса, — приблизительно равно отношению 70 к скорости роста, выраженной в процентах. Например, если вы положили в банк 100 долларов под 7% годовых, то сумма увеличится вдвое через 10лет (70 / 7 = 10). Если банковская ставка всего 5%, то для удвоения суммы на счете потребуется 14 лет.

Если вы начнете везде замечать действие обратных связей, значит, вы превращаетесь в системного мыслителя. Вместо того, чтобы замечать, только как А вызывает Б, вы начнете задумываться, а нет ли еще и влияния Б на А и не усиливает ли (или ослабляет) А самое себя. И когда по радио передадут, что Федеральный резервный банк принимает какие-то меры, чтобы регулировать экономику, вы сразу сделаете вывод, что и экономика как-то повлияла на Федеральный резервный банк. И когда кто-то скажет вам, что рост населения вызывает распространение нищеты, вы зададитесь вопросом «Не может ли нищета приводить к росту численности населения?»

Вместо того чтобы искать виноватых, вы спросите себя: «Какова эта система?» Понятие обратной связи приводит нас к осознанию того, что система может быть причиной своего собственного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...