Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое описание этапов выполнения научно-исследовательской работы.




ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Направление подготовки

№_39.04.01_"Социология"

Профиль подготовки: социология знания и социальная аналитика

 

Квалификация выпускника

______ Магистр _____

 

 

Форма обучения - очная

________ Срок обучения – 2 года ______

 

Москва - 2015

Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров №_39.04.01 «Социология».

 

Авторы-составители: к. полит. н. Корнеева И.И., к. соц. н., доц. Федулова А.В.

 

Программа одобрена на заседании Ученого Совета (Протокол № 8 от 19.11.15).

 

Общие положения о научно-исследовательской работе магистров.

 

Научно-исследовательская работа является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки социологов № 39.04.01 «Социология» (программа магистратуры), направленность (профиль) подготовки – социология знания и социальная аналитика

 

Объем, продолжительность и сроки прохождения научно-исследовательской работы определяются учебным планом и календарным учебным графиком. Научно-исследовательская работа магистров относится к вариативной части ОПОП Блок «Практики и научно-исследовательская работа». Объем научно-исследовательской работы – 29 зачетных единиц. Распределение по семестрам и годам обучения.

· 1 этап. 1 год обучения. 1 семестр – 6 з.е. (18 недель). Промежуточная аттестация (зачет);

· 2 этап. 1 год обучения. 2 семестр – 6 з.е. (16 недель). Промежуточная аттестация (зачет);

· 3 этап. 2 год обучения. 3 семестр – 8 з.е. (18 недель). Промежуточная аттестация (зачет);

· 4 этап. 2 год обучения. 4 семестр - 9.з.е. (6 недель). Промежуточная аттестация (экзамен);

 

 

Компетенции обучающихся, формируемые в ходе научно-исследовательской работы:

системные:

· способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

· способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);

· способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);

· готовность к повышению своей профессиональной квалификации, осознание социальной значимости будущей профессии, стремление к улучшению личностных качеств (СК-4);

· способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного и нравственного саморазвития и самосовершенствования (СК-5).

профессиональные компетенции:

научно-исследовательская деятельность:

способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач конкретных исследований (ПК - 3); способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4);

способность разрабатывать научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (ПК - 5);

способность разрабатывать программу социологического исследования, обосновывать методику и технику её реализации, составлять календарный план, определять комплекс всех видов ресурсов, необходимых для осуществления научного проекта по актуальной социальной проблематике (ПК - 6);

способность формировать информационные массивы, используя аудит источников информации для оценки их достоверности, необходимости и достаточности (ПК-7);

способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовнорелигиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК - 8);

способность составлять, оформлять и представлять результаты научно-прикладной деятельности заказчику и общественности в соответствии с российскими и международными нормативными документами, и стандартами, научными и специальными требованиями презентации (ПК – 9);

способность представлять в средствах массовой информации и коммуникации результаты социологических исследований, аналитической работы по актуальным социальным, социально-экономическим, социально-политическим и социокультурным проблемам с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК - 10);

производственно-прикладная деятельность:

способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК - 11);

владение методами разработки инновационных социальных технологий решения проблем в различных сферах жизни общества (ПК - 12);

проектно-экспертная деятельность:

владение методами прогнозирования изменений объектов профессиональной деятельности для разработки предложений и рекомендаций по решению социальных проблем (ПК – 13);

способность планировать, осуществлять и представлять проектные работы в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых, кадровых и социальных служб, проведения социологической и социальной экспертизы экономических, политических и научно-технических решений в соответствии с нормативными документами (ПК - 14);

способность проводить социологическую экспертизу разработанных и принимаемых к реализации проектов социальных программ, нормативных правовых актов, планов мероприятий, методических материалов (ПК - 15);

владение навыками формирования и представления научных и образовательных проектов, проектов мобильности и заявок для участия в российских и международных конкурсах с целью развития научно-исследовательских и научно-учебных возможностей и контактов (ПК - 16); организационно-управленческая деятельность:

способность формировать, верифицировать и анализировать информационные массивы, обеспечивающие мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия (ПК - 17);

способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для постановки и решения организационно-управленческих задач (ПК - 18);

владение информацией об основных российских и международных научных, аналитических, учебных, кадровых, общественных и коммерческих социологических и маркетинговых учреждениях и организациях, их основных видах деятельности и навыками организации сотрудничества с ними (ПК - 19);

владение информацией о правовых и организационных принципах международного, межрегионального, межведомственного сотрудничества в сфере социологической науки и образования, а также условий взаимодействия органов и организаций государства, образования, науки и бизнеса (ПК - 20).

владение навыками и методами организации сотрудничества, научно-исследовательской кооперации и поддержки коммуникаций с российскими и международными властными, научно-исследовательскими, образовательными, информационно-аналитическими, консалтинговыми, маркетинговыми, кадровыми организациями и структурами (ПК - 21);

специализированные компетенции:

владение теорией и методологией социологии знания (СПК-1);

способность выявлять и анализировать социальный, политический, интеллектуальный, темпоральный, культурный контексты, в которых происходит процесс формирования знания (СПК-3);

способность концептуализировать и эмпирически фиксировать показатели нового этапа развития современного общества - «общества знания» (СПК-4);

анализ форм отражения социальной реальности в общественном сознании, отношении социальных групп к объектам социальной реальности и способам ее конструирования (СПК-5);

разработка методов социологического исследования, проектирования и прогнозирования общественных процессов (СПК-6);

способность исследовать технологии, методы и приемы манипуляции сознанием населения (СПК-7).

 

Целью научно-исследовательской работы является формирование у магистров устойчивых практических навыков, необходимых для проведения научных исследований по профилю подготовки социология знания и социальная аналитика и успешной подготовки магистерской диссертации.

Основные задачи научно-исследовательской работы:

− формирование способностей к критическому анализу явлений и процессов социальной реальности с позиции междисциплинарного направления социологии знания и оценке современных научных достижений;

− формирование способностей к генерированию новых идей, разработке новых методов исследования при решении исследовательских и практических задач;

− развитие навыков применения методов проведения фундаментальных и прикладных исследований, методов измерения социальной реальности, анализа глобальных и локальных социальных, экономических и политических процессов;

− развитие навыков социальной экспертизы принимаемых государственных решений и применения различных социальных технологий для корректировки социальной действительности.

− формирование навыков участия в работе исследовательских коллективов по решению научных задач;

− развитие навыков использования современных методов и технологий научной коммуникации;

− развитие навыков организации работы исследовательских групп

и коллективов.

Содержание научно-исследовательской работы определяется тематикой магистерской диссертации и может варьировать от разработки и проведения первичного исследования до работы с вторичным материалом, данными социологических исследований и статистики.

 

Краткое описание этапов выполнения научно-исследовательской работы.

1 этап. 1 год обучения. 1 семестр – 6 з.е. (216 ак. ч.), 18 недель. Промежуточная аттестация (зачет). Научно-исследовательская работа ведется магистром в форме самостоятельной работы параллельно теоретическому обучению по данной программе подготовки.

Задачами данного этапа практики являются:

− ознакомление магистра с целями и задачами научно-исследовательской работы, с формами отчетности;

− разработка индивидуальной программы и плана научно-исследовательской работы магистра;

− формирование умения разрабатывать концепцию эмпирического

исследования.

Оценочные средства для проверки освоения данного этапа практики (типовые практические контрольные задания):

1.1. оценить степень социологической изученности выбранной магистром проблематики в существующих эмпирических исследованиях;

1.2. на основе сформулированной социальной (практической) проблемы определить эмпирический объект исследования;

1.3. определить объект, предмет, цель и задачи исследования (для количественных исследований/ качественных исследований). Результатом выполнения этого задания является выделение объекта и предмета собственного научного исследования; формулировка его целей и задач.

1.4. исходя из разрабатываемой темы исследования определить теоретические концепции (теории), служащие теоретико-методологической базой эмпирического исследования.

Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением научно-исследовательской работы возлагается на научного руководителя магистерской диссертации. Зачет выставляется научным руководителем магистерской диссертации на основании выполнения студентом заданий первого этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре. Магистр представляет отзыв научного руководителя магистерской диссертации; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.

 

2 этап. 1 год обучения. 2 семестр – 6 з.е. (216 ч.), 16 недель. Промежуточная аттестация (зачет). Научно-исследовательская работа ведется магистром в форме самостоятельной работы параллельно теоретическому обучению по данной программе подготовки.

Задачами данного этапа научно-исследовательской работы являются:

− формирование умения построения концептуальной схемы

исследования;

− овладение навыком разработки социальных показателей

исследования;

− формирование умения отбора методов для проведения

исследования;

− конструирование эмпирических индикаторов исследования;

− совершенствование навыка разработки инструментария

измерения;

− отработка навыка определения объема выборочной совокупности.

Оценочные средства для проверки освоения данного этапа научно-исследовательской работы (типовые практические контрольные задания):

2.1. Разработать схему отношений между ключевыми понятиями, выбранными в качестве структурных элементов концептуальной модели предмета исследования.

2.2. Сконструировать социальные показатели для переменных исследования для последующего формулирования гипотезы-следствия исследования.

2.3. Исходя из созданной модели социальных показателей исследования и выбранного метода сбора данных, сконструировать эмпирические индикаторы исследования.

2.4. Основываясь на выбранных методах обработки и анализа первичных данных исследования, сконструировать шкалы и индексы, необходимые для измерения и анализа; разработать инструментарий измерения (анкету, вопросник); определить объем выборочной совокупности.

Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением данного этапа научно-исследовательской работы возлагается на научного руководителя магистерской диссертации. Зачет выставляется научным руководителем магистерской диссертации на основании выполнения заданий второго этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре. Магистр предоставляет отзыв научного руководителя магистерской диссертации; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.

 

3 этап. 2 год обучения. 3 семестр – 8 з.е. (288 ак. ч.), 18 недель. Промежуточная аттестация (зачет). Научно-исследовательская ведется магистром в форме самостоятельной работы параллельно теоретическому обучению по данной программе подготовки.

 

 

Задачами данного этапа научно-исследовательской являются:

− проведение полевого исследования;

− представление научного отчета по результатам полевого

исследования;

− формирование навыка представления результатов научных

исследований, основываясь на изучении опыта деятельности

исследовательских коллективов, в том числе международных.

 

Оценочные средства для проверки освоения данного этапа практики (типовые практические контрольные задания):

 

3.1. Провести сбор, обработку и анализ первичных данных («полевой» – эмпирический этап) исследования.

3.2. Подготовить научный отчет по результатам исследования, включающий: а) теоретическое и методическое обоснование программы эмпирического исследования; б) содержательный анализ результатов проведенного исследования; в) рекомендации по практическому использованию результатов исследования.

Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением научно-исследовательской работы возлагается на научного руководителя магистерской диссертации. Зачет выставляется руководителем научно-исследовательской работы на основании выполнения заданий третьего этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре.Магистр предоставляет отзыв научного руководителя магистерской диссертации; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.

 

4 этап. 3 год обучения. 6 семестр- 9.з.е. (324 ч.), 6 недель. Промежуточная аттестация (экзамен). Научно-исследовательская ведется магистром в форме самостоятельной работы вне теоретического обучения по данной программе подготовки.

 

Задачами данного этапа научно-исследовательской работы являются:

− совершенствование умения подготовки предложений по использованию полученных в ходе эмпирического исследования результатов и формулированию выводов по результатам проведенного исследования;

− формирование навыков продвижения результатов научных исследований в научной, образовательной и бизнес-средах.

 

 

Оценочные средства для проверки освоения данного этапа научно-исследовательской работы (типовые практические контрольные задания):

4.1. Сформулировать выводы и предложения по итогам выполненного исследования (результат согласовывается с руководителем научно-исследовательской работы на данном этапе).

4.2. Подготовить план продвижения результатов собственного исследования в международных и российских научных базах (оформляется в виде статьи для публикации в научных журналах).

4.3. Подготовка презентации доклада с представлением результатов научно-исследовательской работы.

 

Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением данного этапа научно-исследовательской работы возлагается на руководителя научно-исследовательской работы на данном этапе. Оценка за экзамен выставляется руководителем научно-исследовательской работы на основании выполнения заданий четвертого этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре.Магистр предоставляет отзыв руководителя научно-исследовательской работы на данном этапе; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...