Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники трудового права




 

Источниками трудового права является совокупность норм, ре­гулирующих общественные отношения в сфере труда. В них выража­ется прежде всего воля государства в организации социально-тру­довых связей, складывающихся между работниками и работода­телями.

По мнению О. В. Смирнова, «под источниками трудового пра­ва следует понимать результаты (продукты) правотворческой де­ятельности компетентных органов государства в сфере регулиро­вания трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права».

Источники трудового права — нормативные акты — классифи­цируют по органам, уполномоченным принимать нормативные акты, обладающие различной юридической силой.

Разнообразие нормативных актов позволяет выделить их основ­ные виды.

1. Конституция Российской Федерации, являясь Основным за­коном государства, содержит основополагающие начала, находя­щие свое непосредственное развитие в нормах трудового права. К ним относятся свобода труда, запрет принудительного труда, право на безопасные условия труда, право на вознаграждение за применение наемного труда не ниже минимально установленно­го федеральным законодательством уровня, право на защиту от безработицы и некоторые иные, право на объединение граждан, включая профсоюзные организации, право на отдых и другие важ­нейшие социально-трудовые права.

2. Среди важнейших нормативных актов ведущая роль принад­лежит федеральным конституционным законам, федеральным за­конам, законам субъектов Российской Федерации. Но последние не должны противоречить федеральному законодательству, по­скольку оно имеет более высокую юридическую силу на всей тер­ритории Российской Федерации.

Центральное место среди этой группы занимает Трудовой кодекс Российской Федерации, являющийся наиболее значимым и основ­ным кодифицированным источником трудового права. Он содержит следующие основные разделы. Общие положения раздела I раскры­вают задачи, основные права и обязанности работников и работо­дателей. Раздел II посвящен социальному партнерству в сфере тру­да. Раздел III регламентирует отношения, связанные с трудовым договором. Эти нормы включают положения о понятии и содер­жании договора, об условиях его заключения, изменения и пре­кращения, а также гарантиях, обеспечивающих осуществление и защиту субъективных трудовых прав работников. Положения о ра­бочем времени, времени отдыха излагаются в последующих раз­делах. В разделе VI располагаются нормы об оплате наемного труда. В частности, регулируются отношения по установлению размера минимальной оплаты труда, индексации оплаты труда, различ­ных систем оплаты труда, особенностей вознаграждения за рабо­ту во внеурочное время, выходные, праздничные дни, иных слу­чаях, по определению порядка выплаты заработной платы и осу­ществлению других выплат. Трудовой кодекс РФ содержит самостоятельные разделы о нор­мировании и оплате труда. Отдельно устанавливаются нормы о гарантиях и компенсациях для работников различных категорий (выборных, выполняющих государственные и общественные обя­занности, обучающихся в учебных заведениях с отрывом от произ­водства и др. ). Устанавливаются основания возложения на отдель­ные категории работников полной материальной ответственности, а также определен порядок возмещения ущерба, причиненного организации работниками при исполнении ими трудовых обязан­ностей.

В одном из разделов Трудового кодекса РФ сосредоточены нор­мы о трудовой дисциплине, правила внутреннего трудового рас­порядка, положения о дисциплинарной ответственности работ­ников и мерах поощрения.

Специализация нормативного регулирования охватывает: труд женщин, работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей; труд моло­дежи; работников, сочетающих работу с обучением; отдельных категорий работников.

Учитывая, что неурегулированные разногласия участников от­ношений в сфере труда могут перерасти в судебные споры, зако­нодатель предусматривает группу норм, связанных с их разреше­нием (раздел XII).

Не оставлены без внимания вопросы осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Регулирова­ние этих отношений осуществляется нормами гл. 57—58, опреде­ляющими организацию указанной деятельности с участием в ней государственных органов, профессиональных союзов, обществен­ных инспекций.

Как видно из характеристики перечисленных в процессе раз­делов, Трудовой кодекс РФ охватывает своим регулированием многочисленные и разнообразные общественные отношения в сфере труда. Поэтому Трудовой кодекс является кодифициро­ванным нормативным актом, имеющим общий и универсаль­ный характер.

3. Кроме Трудового кодекса РФ отношения в сфере труда регу­лируются федеральными законами, законами РФ, имеющими либо комплексный характер, либо исключительно отраслевой характер. К ним можно отнести Федеральный закон «Об основах государ­ственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.; «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. и др.

4. К подзаконным нормативным актам в сфере труда относятся указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, на­пример Указ Президента РФ от 31 марта 1995 г. «О должностных окладах в органах государственной власти», Указ Президента РФ
от 16 августа 1995 г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, за­мещающих государственные должности федеральных государствен­ных служащих». Но к источникам трудового права относятся лишь указы нормативного характера. Что же касается иных указов (о на­граждении, присвоении почетных званий и др. ), то они не отно­сятся к источникам трудового права.

5. Постановления Правительства РФ являются достаточно рас­пространенными нормативными актами, охватывающими весь спектр отношений в сфере труда. Они издаются во исполнение Конституции РФ и законодательных актов. Ряд из них вводит в дей­ствие Положения, затрагивающие отдельные вопросы трудового права, имеющие важное практическое значение. К таким норма­тивным актам можно отнести Положение о рассмотрении и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г., Положение о целе­вой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г., и некоторые другие.

6. В целях единообразного применения законодательства о тру­де Министерством труда и социального развития РФ издаются постановления, инструкции и разъяснения, которые составляют часть системы источников трудового права. Данные нормативные акты регламентируют: нормирование и оплату труда в отраслях хозяй­ства; утверждение квалификационных характеристик рабочих и служащих; порядок предоставления льгот и преимуществ отдель­ным категориям работников; режимы рабочего времени и време­ни отдыха на предприятиях отдельных министерств и ведомств, отраслей хозяйства.

7. Кроме перечисленных к числу источников трудового права относятся нормативные правовые акты органов власти и управле­ния субъектов РФ. Но данные акты имеют ограниченную сферу применения в пределах территориальных границ субъектов РФ.

8. Специфическими видами источников трудового права являют­ся акты социально-партнерского коллективного сотрудничества — соглашения, формируемые субъектами общественных трудовых отношений, их представителей. Предметом регулирования этих актов являются условия оплаты труда, его охраны, режима труда и отдыха, безопасности труда, содействия занятости и трудоуст­ройства, охраны здоровья и профилактики заболеваний, соци­альной защиты работников и другие.

9. Локальные нормативно-правовые акты являются актами со­вместного нормотворчества работников и работодателей в вопро­сах регламентации отношений в сфере труда. К ним относятся коллективные договоры, соглашения по охране труда, приказы ад­министрации, имеющие нормативный характер.

10. При анализе источников трудового права упоминаются акты высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, которые хотя и не входят в систему источников трудового права, но толкуют нормативные акты с позиций соот­ветствия их Конституции РФ и содержат руководящие указания нижестоящим судебным органам по применению законодатель­ства в сфере труда.

Конституционный Суд РФ в 1992—1993 гг. в процессе разреше­ния конституционных жалоб граждан рассмотрел несколько дел и признал не соответствующей Конституции РФ правопримени­тельную практику относительно: увольнений граждан с работы по возрасту, квалифицировав их как дискриминацию (постанов­ление от 4 февраля 1992 г. ); установления ограничений обжало­вания незаконных увольнений с работы; наложения дисципли­нарных взысканий на работников прокуратуры, считая их огра­ничением права граждан на судебную защиту (постановления от 23 июня 1992 г. и 5 февраля 1993 г. ); ограничения возмещения причиненного ущерба определенным сроком выплаты при вос­становлении незаконно уволенных на работе (постановление от 27 января 1993 г. ).

Рассмотрим действие нормативных актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вре­менные границыдействия нормативных актов о труде установлены общими правилами действия актов во времени. Они начинают дей­ствовать с даты принятия, вступления в законную силу либо опуб­ликования. Нормативные акты органов государственного управле­ния требуют специальной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официального опубликования под угрозой их недействи­тельности. Некоторые акты вступают в силу со дня подписания их сторонами (коллективный договор). Начало их действия может ус­танавливаться и самим таким актом.

Указанные акты сохраняют юридическую силу в течение срока, указанного в них, до их изменения, отмены, появления нового анало­гичного акта.

Территория действия нормативных актов определяется геогра­фической компетентностью органа, принявшего соответствующий акт. Однако орган, обладающий высшей юрисдикцией, вправе из­давать акт с ограниченным территориальным действием. Локаль­ные нормативные акты действуют в пределах той организации, в которой они появились.

Говоря о действии нормативных актов о труде по кругу субъек­тов, следует заметить, что часть актов распространяется на всех без исключения работников, часть регулирует отношения отдель­ных категорий работников. Это находит свое отражение в гл. 40— 45 Трудового кодекса РФ и других нормативных актах. Это каса­ется специфичного, отличного от общих правил, порядка при­ема, увольнения работников отдельных категорий, установления рабочего времени, времени отдыха, режима охраны труда, оп­ределения льгот и преимуществ для работников, выполняющих трудовую функцию на вредных производствах, в удаленных гео­графических районах и местностях, работах с тяжелыми услови­ями труда. Одновременно с определенными преимуществами на некоторых работников возлагаются дополнительные повышен­ные требования и уровень ответственности за совершение пра­вонарушений в трудовой сфере. В отношении таких работников могут применяться не только общие, но и специальные условия их увольнения.

Актуальной задачей в сфере социальной политики является реформа законодательства о труде с целью повышения мобиль­ной рабочей силы, сокращения латентных процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Намечено повысить роль и эффек­тивность договорного регулирования трудовых отношений. В этой связи предполагается расширение круга вопросов, входящих в предмет договорной регламентации: усовершенствовать порядок расторжения индивидуальных трудовых договоров по инициативе работодателя с сохранением гарантий субъективных трудовых прав работников; расширить область использования трудовых дого­ворных соглашений работника с работодателем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...