Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство РФ как орган валютного регулирования




 

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства Российской Федерации закрепляются в Конституции Российской Федерации. Так, согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет следующие направления деятельности: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, а также выполняет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

В гл. 6 Конституции Российской Федерации "Правительство Российской Федерации" не говорится непосредственно о роли Правительства Российской Федерации в сфере валютного регулирования. В ст. 114 Конституции Российской Федерации содержится более общая формулировка, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" по поводу полномочий Правительства Российской Федерации в валютной сфере сказано более четко. В соответствии со ст. 15 названного Закона Правительство Российской Федерации осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Но, к сожалению, более конкретных полномочий Правительства Российской Федерации в валютной сфере этот Закон не содержит.

Правовой статус Правительства Российской Федерации как органа валютного регулирования наиболее полно и последовательно закрепляется в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле".

Органы валютного регулирования, в том числе Правительство Российской Федерации, в пределах своей компетенции издают акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 173).

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации издает акты, имеющие нормативный характер, в форме постановлений Правительства Российской Федерации, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Порядок издания актов Правительства Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Таким образом, Правительство Российской Федерации, осуществляя полномочия по изданию нормативных актов по вопросам валютного регулирования, вправе издавать их только в форме постановлений. Так, на сегодняшний день Правительство Российской Федерации издало два Постановления по вопросам валютного регулирования:

.Постановление Правительства РФ от 24.08.2004 N 433 (ред. от 16.03.2013) "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле"

.Постановление Правительства РФ от 01.12.1994 N 1321 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

В ст. 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" содержится несколько принципиальных положений, касающихся пределов валютного регулирования Правительством Российской Федерации. Первое. Если порядок осуществления валютных операций не установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с названным Законом, то валютные операции осуществляются без ограничений. Второе. Не допускается установление Правительством Российской Федерации требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Регулированию Правительством Российской Федерации валютных операций движения капитала посвящена ст. 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В ст. 7 определяются валютные ограничения, которые вправе устанавливать Правительство Российской Федерации. Из содержания анализируемой статьи следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать только один вид валютных ограничений - требование о резервировании. Более подробно правовой режим резервирования, правовые модели резервирования регулируются ст. 16 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

Как указано в ст. 6 названного Закона, целями валютных ограничений, устанавливаемых органами валютного регулирования, в том числе Правительства Российской Федерации, являются предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации и поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Валютные ограничения должны носить недискриминационный характер и отменяться по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Редакция ст. 6 представляется не совсем удачной, поскольку носит декларативный характер, и положения этой статьи трудно применить на практике. Дело в том, что некоторые категории, которые содержатся в ст. 6, не являются формально-определенными. Так, нет законодательного определения золотовалютных резервов, а тем более правовых критериев определения существенного их сокращения.

Так же как и неясны критерии определения колебаний курса рубля: что значат резкие колебания, а что - нерезкие? В чьей компетенции находится решение этих вопросов? По всей видимости, в компетенции органов валютного регулирования, в том числе Правительства Российской Федерации, так как именно органы валютного регулирования наделены правом отменять валютные ограничения.

Вообще сфера осуществления валютного регулирования Правительством Российской Федерации в настоящее время является сравнительно узкой, даже по сравнению с Банком России.

Причем проводимая валютная политика, направленная на отмену всех валютных ограничений, сведет роль Правительства Российской Федерации как органа валютного регулирования на нет. Хорошо это или плохо? Сейчас с уверенностью нельзя однозначно ответить на этот вопрос, для этого требуется время. Но валютная политика, направленная на усиление мер валютного регулирования и установление дополнительных валютных ограничений, проводимая другими государствами, в частности государствами - членами Европейского союза, заставляет задуматься над этой проблемой более внимательно.

Так, Евросоюз с 1 января 2007 г. собирался резко сократить сумму наличных и безналичных евро (до 10 тысяч евро), разрешенных для ввоза на его территорию без декларации. Интересно, что эта тема начала обсуждаться как раз в то время, когда в России с 1 января 2007 г. собираются отменить все валютные ограничения, включая ограничения для открытия россиянами счетов в иностранных банках.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...