Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание звуковой культуры речи

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

 

Воспитание звуковой культуры речи

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны.

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка.

Л.С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, т. е. звуковой.

Д.Б. Эльконин писал по этому поводу: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов. Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению разработанная Д.Б. Элькониным и его последователями (Л..E. Журова, Н.С. Варенцева, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова, Г.А. Тумакова), основана на действии со звуковой стороной языка. Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Изучение грамматики живого, произносимого языка приучает детей к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, они связывают его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных; дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации.

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения по усвоению элементов фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационная характерна произносимой речи. Мастера художественного слова считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельным. А учителя школы считают формирование интонационных навыков важным и для восприятия письменной речи.

Особой грамматической интонацией законченности, пояснения, разделения, перечисления — обладает предложение. Важную роль играют интонации повествовательная, вопросительная, восклицательная и побудительная. Экспрессивную интонацию предложение приобретает только в целом высказывании. Интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности (М. М Бахтин).

В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух - ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма.

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах — как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева). От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова — как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение, активизируется словарь ребенка, совершенствуется его грамматический строй и связная речь. Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки. Работа со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве.

Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлекал такой показатель, как темп, который имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. В литературе имелись лишь беглые указания на повышенную скорость речи дошкольников в связи с недостаточным развитием контроля за своей речью и слабостью тормозных процессов.

Учеными была предпринята попытка проследить возможности дошкольников в регуляции темпа речи. Полученные данные свидетельствовали о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, темп во многом зависит от содержания высказывания, его сложности. При воспроизведении детьми простых, легких по содержанию рассказов скорость речи взрослого не оказывала существенного влияния на точность и последовательность передачи текста ребенком. При использовании более сложных текстов правильно передавали их лишь те дети, которые слушали рассказ в замедленном темпе. Был сделан вывод о том, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста (А.И. Максаков).

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая его окружает. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно.

Таким образом, важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста. От темпа речи, ее громкости, от дикции во многом зависят понимание содержания, смысловое восприятие произносимого высказывания, сила и глубина его воздействия на слушателя.

Программные требования к звуковой культуре речи можно представить следующим образом. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы будут ребенку для построения связного высказывания разных типов повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления.

Развивая звуковую сторону речи, воспитатель учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость должна соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения.

Упражнения, которые проводят с детьми, помогают им на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности.

Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста включает прежде всего работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом важно учитывать постепенное усложнение материала, его повторение. Последовательность закрепления и дифференциации звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития.

Воспитание звуковой культуры речи всегда считалось одной из ведущих задач речевого развития в младшем дошкольном возрасте. Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи — темпом, дикцией, силой голоса, интонацией.

Итак, не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, подчеркнем, что необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирований четкой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов: м, б, щ т, д, щ к, г, х, ф, в, л, с, ц) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Игры и упражнения направлены на развитие умений детей дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах слогах: па-па, ба-ба, то-то, до-до и т. п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков. Такие игры, как «Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит», можно проводить с игрушками. Здесь можно задавать как прямые вопросы: «Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок)?», так и обратные: «Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря)?»

В игре «Кто топает?» дети сначала рассматривают большого мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем воспитатель предлагает детям произнести, как громко {топ-топ-топ) топает взрослый медведь и как тихонько {топ-топ-топ) топает Ми-шутка. Воспитатель предлагает некоторым детям показать, «изобразить» кого-то — медведя или медвежонка, а остальные дети отгадывают. Вариантов игры может быть много (педагог прячет игрушки за ширму, произносит разным голосом за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает).

Есть много игр и упражнений, которые показывают детям, что слова бывают разные, короткие и длинные, звучат они все по-разному и произносить их можно громко—тихо—шепотом, быстро—умеренно—медленно. Такие упражнения можно проводить со звукоподражаниями {кап-кап, топ-топ) и с любыми звуковыми сочетаниями.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки с определенной группой звуков, направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их, владея силой голоса и темпом речи), так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. И именно сочетание задач дает большой эффект, заинтересовывает детей.

Так, рассматривая музыкальные инструменты, дети говорят, что на барабане — барабанят, на дудочке — дудят. (Это упражнения на словообразование.) После таких упражнений проводится игра «Угадай, на чем я играю». Дети закрывают глаза, а педагог ударяет барабанными палочками: «Что я делаю?» {барабаните), «Как я барабаню?» {громко, тихо). После того как дети определяют на слух звучание разных музыкальных игрушек и инструментов, педагог организует игры на определение детьми местонахождения звучащего предмета (далеко, близко). Новые вопросы: «Что я делала с барабаном?», «Что можно делать с дудочкой?» — заставляют детей находить разные грамматические формы прошедшего времени {барабанила), инфинитива (в дудочку можно дудеть). Параллельно ставятся задания на выработку правильной интонации. Педагог предлагает ребенку: «Спроси у Димы, умеет ли он играть на гармошке». Если ребенок передает вопросительную интонацию («Дима, ты играешь на гармошке?»), ему задается новый вопрос, а он находит интонацию ответа. Такие задания побуждают ребенка искать как необходимую грамматическую форму, так и интонацию.

После игры с музыкальными инструментами детям предлагают дать задание мишке (кукле, зайцу), чтобы он потанцевал. И вот здесь, подбирая форму повелительного наклонения, ребенок говорит «потанцевай!» или правильно — потанцуй!. Таким образом, сначала уточняются глагольные действия (заяц барабанит, мишка дудит, кукла танцует), одновременно идут упражнения на осознание таких элементов звуковой культуры речи, как сила звучания (тихо — громко), темп (быстро — медленно), интонация (спроси — ответь). А заканчиваются все упражнения составлением связного рассказа. «Собрались друзья (поиграть). Заяц взял {барабан) и стал {барабанить). Мишке понравилась {дудочка). Он начал {дудеть) и сказал кукле {«Потанцуй!»). Кукла пошла {танцевать). Всем было {весело)». Затем меняются персонажи, снова составляется рассказ. Именно в совместном рассказывании уточняется представление ребенка о структуре высказывания и о способах связи между его частями.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала: это шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы, идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию {мышка — мишка). у

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками ш и ж («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши?» или: «Жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения (их можно сопровождать действиями с игрушками: елочка, еж, грибочек) помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенка подводят к пониманию терминов звук, слово.

Итак, воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса необходимо уделять более пристальное внимание, поскольку в этих умениях, как уже отмечалось, заложены наиболее важные условия для дальнейшего развития всех сторон речи.

От звукового оформления высказывания во многом зависят его эмоциональность, непосредственность, живость и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

В игре «Чей это голос?» дети учатся различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия и звуки, издаваемые взрослым животным и его детенышем. Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор игрушек вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к: совместной деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.

— Мяу-мяу. Кто это мяукает? {Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? {Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? {Мяу-мяу.)

— Му-у-у. Кто так мычит? {Корова.) А кто у нее детеныш? {Теленок.) Каким голосом он мычит? {Тоненьким.) Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит — корова или теленок.

— Ква-ква. Чей это грубый голос? {Лягушки.) А кто квакает тоненько? {Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?,

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить детям правильно позвать персонажа—игрушку, тогда с ним можно поиграть («Лягушонок, иди к нам»; «Утенок, поиграй со мной»).

В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.

— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? Ку... (Взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

— А это кто? {Петух.) А ласково мы его называем... {Петушок.) Петя-петушок кричит... {Ку-ка-ре-ку.)

— Послушайте слова кукууушка, петууух, ууутка (голосом выделяется звук.);). В этих словах есть звуку.

Очень важно научить детей использовать интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать шапочку курочки и предложить одному ребенку отвечать на вопросы:

— Курочка-рябушечка, куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят, На всю улицу пищат: пи-пи-пи!

Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова детей пятого года жизни отмечали многие исследователи. Они подчеркивали, что в этот период происходит становление монологической речи. Если сравнивать речь среднего и младшего дошкольника, можно отметить, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято (или сказано) раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (порядок предложений в соответствии с характером описываемых явлений) связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании он часто пользуется указательными местоимениями этот, там; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. Д.Б. Эльконин считал, что на пятом году жизни у ребенка появляется форма речи-сообщения в виде монолога.

В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны — несовершенство произношения многих звуков. Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются и элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания, — темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, как и в младшей группе, формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зь, щ ш, ж, Чу щ, л, лъ, р, рь).

Детям пятого года жизни дается понятие, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности. Им показывается «звуковая линейка», которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а...у... = ау).

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистого-ворки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определять, есть ли заданный звук в отгадке.

У детей развивается осознание произносительной стороны речи. Если ребенку показать картинки, в названиях которых присутствуют разные группы звуков — сонорные, шипящие, свистящие, можно выявить, какие звуки он не произносит. Кроме того, можно зафиксировать и другие недостатки звуковой культуры речи (дикция, темп, сила голоса, интонационная выразительность).

Очень показательным является задание на осознание ребенком собственного звукопроизношения. Его спрашивают: «Ты говоришь правильно? Все звуки выговариваешь? Какие звуки у тебя не получаются?» Не все дети в начале учебного года из тех, кто имел недостатки произношения, осознают, что не все звуки выговаривают чисто, и понимают, как они говорят. Лишь немногие могут сказать: «Нет, не все выговариваю, р не совсем чисто говорю». Остальные дети отвечают: «Нет, не все выговариваю, не знаю, какие звуки не получаются», т. е. демонстрируют неполное осознание: ребенку известно, что он не все говорит правильно, а выделить эти звуки не может. Ребенок может сказать: «Нет, рыба у меня получается,*а шапка не всегда получается», т. е. он явно осознает недостатки своего произношения. Отдельные дети говорят, что они все выговаривают правильно, и сразу демонстрируют: трамвай, шапка, шишка, произнося слова с труднопроизносимыми звуками р, ш.

При правильной систематической работе к концу года уровень звуковой культуры речи (осознание правильности своего звукопроизношения) значительно повышается. На вопрос: «Ты все звуки произносишь правильно?» — многие дети уже вполне сознательно отвечают: «Не очень все правильно говорю, у меня ш не очень, ир тоже»; «Нет, еще не все,/; (л) только не выговариваю»; «Нет, не все, рыба (ребенок говорит лыба) не получается»; «Все, только р еще не очень получается»; «Нет, я не чисто выговариваю кошка». Если дети не произносят отдельные звуки и осознают это, т. е. могут объяснить, что у них еще не все получается, и точно называют звуки (или слова), которые они произносили неправильно, это высокий уровень развития звуковой стороны слова.

Таким образом, дети средней группы уже могут осознавать особенности своего произношения, поэтому уместными будут вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на такой вопрос, дети задумываются над своим умением оформлять высказывание.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей средней группы включает, как и для детей младшего дошкольного возраста, формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Детей знакомят с терминами: уточняют термины звук, слово, с которыми они уже познакомились в младшей группе. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Они начинают понимать, что звуки в слове разные, подбирают те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть нужный звук.

Например, в игре «Найди первый звук» дети учатся четко выделять в слове первый звук. Для этой игры нужны машина и разные игрушки, но среди них обязательны слон и собака. Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука с, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например: кооошшшкааа.

Затем воспитатель сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук сь, а не с.

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах. Приведем примеры таких игр.

«ГРОМКО - ШЕПОТОМ»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«КАК ГОВОРИТ ТАНЯ?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу... (жалобная интонация). Как мяукал котенок?

(Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: мяу-мяу! (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: мяу-мяу (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять».

Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый, в случае необходимости, помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагают для дифференциации пары звуков с — з>с — ц>ш — ж, ч — щу с — ш, з — ж, ц — Чу л — р, т. е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков — изолированных, в словах, во фразовой речи. Сначала детей учат вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук с находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем такая же операция проделывается со звуком з (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором встречаются эти звуки, сначала звонкий — з, потом глухой — с (Зоя катается на санках). Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажает — забывает).

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял? (На полянке танцевал.) Где ты, белочка, скакала? (Я орешки собирала.) Эй, зверята, где вы были? (Мы грибы ежам носили)».

Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания, предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:

1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.

2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст.

3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.

5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.

6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

В подготовительной группе совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).

На занятиях с детьми седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем развития их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым: «Где ты, заинька, гулял? {Под кусточком ночевал.) Ты, лисичка, с кем играла? {Я избушку подметала.) Где ты, Катенька, была? {Яс друзьями в лес ушла.) Наш зеленый крокодил... (Шляпу новую купил)». Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...