Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доказательства обвинения по делу преступных организации




других стран, была армейская группа. Армейская группа состояла из
двух и более армий. Под командованием армий находились менее круп-
ные полевые соединения, такие, как корпуса, дивизии и полки.

Если говорить о германских воздушных силах, то самым большим
соединением был, как известно, воздушный флот и менее крупными со-
единениями являлись корпуса или воздушные дивизии.

ОКМ подчинялись различные военно-морские соединения, которые
проводили все военно-морские операции на определенном участке.
Командующие флотами непосредственно подчинялись германскому адми-
ралтейству.

Сейчас мы обратимся к группе, которая определена в Обвинитель-
ном заключении как группа, которая обвиняется в совершении преступ-
лений, о чем говорится в приложении «Б» Обвинительного заключения.
Эта группа состоит прежде всего из германских офицеров, которые за-
нимали высокие посты, и четырех верховных командований, о которых
мы уже говорили. И дальше — из офицеров, которые занимали высокие
командные посты в военных операциях.

Прежде всего обратимся к офицерам, которые занимали ответ-
ственные посты в верховном командовании. Мы увидим, что в эту группу
входят девять лиц, занимавших такие посты. Четыре из них занимали
самые высокие посты: начальник ОКВ Кейтель, главнокомандующий
сухопутными силами фон Браухич, а позднее Гитлер, главнокомандую-
щий военно-морским флотом адмирал Редер, позднее Дениц, главно-
командующий военно-воздушными силами Геринг, позднее фон Грейм.

Четыре других поста — это посты начальников штабов — начальник
штаба оперативного руководства ОКВ Иодль, начальник генерального
штаба армии Гальдер и позднее другие, начальник штаба военно-воз-
душных сил Иешонек, позднее другие и начальник главного военно-мор-
ского штаба.

Девятый пост — это пост заместителя начальника штаба оператив-
ного руководства ОКВ. В течение большей части войны этот пост зани-
мал генерал Варлимонт. Особая ответственность заместителя Иодля за-
ключалась в стратегическЬм планировании, и поэтому его управление
включено в группу, как это определено в Обвинительном заключении.

Группа, названная в Обвинительном заключении, включает всех тех
лиц, которые занимали какой-либо из девяти указанных постов между
февралем 1938 года и концом войны—маем 1945 года. Февраль 1938 года
считается началом этого периода, поскольку в этот месяц руководство
германских вооруженных сил было реорганизовано и приняло, следова-
тельно, форму, в которой оно существовало с тех пор до самого конца
войны. 22 различных лица занимали эти девять постов в течение этого
периода и из этих 22 — 18 до сих пор живы.

Обращаюсь затем к офицерам, которые занимали ответственные по-
сты во время боевых действий. Обвинительное заключение включает
в число участников этой группы всех главнокомандующих на поле боя,
которые занимали должность «обербефельсхабера» в армии, флоте и
военно-воздушных силах. Термин «обербефельсхабер» не переводится
точно на английский язык и, пожалуй, лучше всего перевести его как
главнокомандующий.

Если говорить об армии, командующие армейскими группами и ар-
миями всегда были в должности «обербефельсхабера». В военно-воздуш-

ПРЕСТУПНОСТЬ ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА 679

ных силах главнокомандующие воздушными флотами всегда имели пол-
номочия «обербефельсхабера», хотя формально они не назывались так
до 1944 года. В военно-морском флоте офицеры, под командованием ко-
торых находились определенные районы и на которых было возложено
осуществление контроля за всеми военными действиями в определенном
секторе, занимали должность «обербефельсхабера».

Приблизительно 110 офицеров были в должности «обербефельсха-
бера» в армии, в военно-морском флоте и в воздушных силах в течение
этого периода, о котором мы говорим, и все, за исключением примерно
12 человек, из них до сих пор живы.

Сам генеральный штаб и группа верховного командования, как
определено в Обвинительном заключении, включают в себя примерно
130 офицеров, из которых 114 считаются до сих пор еще живыми.

Эти цифры, конечно, совпадают с числом тех офицеров, которые
в какое-либо время принадлежали к этой группе в течение семи лет и
трех месяцев—с февраля 1938 года и до мая 1945 года.

Число активных участников этой группы, относящихся к любому
определенному моменту, конечно, намного меньше. Оно состояло при-
мерно из 20 человек в начале войны и возросло до 50 человек —
в 1944—1945 гг. Иначе говоря, в какой-либо момент времени в 1944 году
активная группа состояла из 9 лиц, занимавших 9 вышеуказанных по-
стов, и примерно 41—из главнокомандующих военно-морскими, воен-
но-воздушными и сухопутными силами.

Структура и функции германского генерального штаба и группы
верховного командования были описаны в большом числе письменных
показаний, данных под присягой рядом руководящих германских фельд-
маршалов и генералов и представленных уже Трибуналу. Эти показания
содержатся в первой книге документов. Я хочу коротко рассказать, как
были получены эти показания.

Прежде всего избирались два американских офицера согласно их
опыту и возможностям вести допросы германских военнопленных высо-
ких военных рангов; они инструктировались офицером разведки и совет-
ником суда по особым проблемам, которые возникали в данном случае.
Эти офицеры были хорошо знакомы с вопросами разведки и хорошо вла-
дели немецким языком. Подчеркивалось, что функцией этих офицеров
было выявление и установление тех фактов, касающихся организации
вооруженных сил, о которых Обвинение желает получить точную инфор-
мацию.

Те германские генералы, которые подвергались допросу, отбирались
с точки зрения специальных знаний, которыми они могли обладать
в связи с тем положением, которое они занимали в вооруженных силах.

После каждого такого допроса следователь готовил отчет о допросе,
и из этого отчета отбирались те факты, которые оказывались относящи-
мися к данному делу и подлежали представлению Трибуналу, и из этих
фактов составлялось показание. После этого 'отчет представлялся допро-
шенному германскому офицеру, и он еще раз заявлял, точно ли соответ-
ствовали показания тому, что он говорил на допросе, и ему представля-
лась возможность внести соответствующие изменения. Нашей целью
было получить наиболее точные показания по организационным во-
просам.

Я возьму эти письменные показания одно за другим и думаю, что

680 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБВИНЕНИЯ ПО ДЕЛУ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

члены Трибунала увидят, что они полностью подтверждают представлен-
ное обвинением описание группы и окончательно устанавливают, что эта
группа офицеров была в самом деле той группой, которая несет глав-
ную ответственность за планирование и руководство операциями герман-
ских вооруженных сил.

Первое из этих показаний — показание, данное под присягой,
Франца Гальдера, который был в ранге «генерал-оберста», или генерал-
полковника. Его показания, данные под присягой, будут представляться
под № США-531.

Гальдер был начальником генерального штаба ОКХ с сентября
1938 года до сентября 1942 года и является, соответственно, членом
группы и, следовательно, мог давать показания об организации. Это —
короткое показание, и я полностью его зачитаю:

«Полная власть и ответственность за военные дела в Германии была
возложена на главу государства, которым до 2 августа 1934 г. был
фельдмаршал фон Гинденбург, а после этого—до 1945 года был
Адольф Гитлер.

Особо важные военные дела находились под ответственностью трех
родов войск германских вооруженных сил, подчинявшихся главнокоман-
дующему вооруженными силами (и в то же самое время главе государ-
ства), то есть армия, военно-морской флот и военно-воздушные силы.
Практически руководство в этой области осуществлялось сравнительно
небольшой группой офицеров, имевших высокие военные ранги.

Эти офицеры осуществляли такое руководство соответственно сво-
ему официальному положению и также благодаря их подготовке, рангам
и общему контакту. Планы военных операций германских вооруженных
сил подготавливались членами этой группы, согласно инструкциям ОКВ,
от имени трех соответствующих главнокомандующих и представлялись
ими главнокомандующему вооруженными силами (в то же самое время
главе государства).

Члены этой группы были облечены полномочиями и ответствен-
ностью за подготовку к военным операциям в определенных своих обла-
стях, и они действительно готовились к каждой операции, которая
должна была быть проведена войсками на поле боя.

До проведения какой-либо операции члены этих групп собирались и
им давались соответствующие указания главой государства. Примером
таких совещаний является совещание 22 августа 1939 г., на котором
была произнесена речь Гитлера к командующим перед нападением на
Польшу и консультация в имперской канцелярии 14 июня 1941 г. перед
нападением на Советский Союз. Построение этой группы и связь ее
членов друг с другом были такими, как это показано на прилагаемой
схеме. Это был в самом деле генеральный штаб и верховное командова-
ние германскими вооруженными силами». Подписано Гальдером.

Следующий документ, который я представляю, — это, в основном,
идентичные показания фон Браухича, которые идут под номером
США-532. Фон Браухич имел ранг фельдмаршала и был главнокоман-
дующим армии с 1938 года по 1941 год, поэтому он был также членом
группы. Нет необходимости читать это заявление, поскольку оно при-
мерно такого же содержания, как и данное Гальдером, но я прошу
включить его полностью в стенограмму по этому вопросу. Единственная
разница между этими двумя заявлениями имеется в последнем предло-

ПРЕСТУПНОСТЬ ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА 681

жении каждого из них. Гальдер утверждает, что «Группа, описанная
в обвинительном заключении, была на самом деле генеральным штабом
и верховным командованием германских вооруженных сил», тогда как
фон Браухич несколько по-другому говорит о том же самом, «что в ру-
ках тех, которые занимали посты, показанные на схеме, находилось фак-
тическое руководство вооруженными силами». Во всех других частях эти
два показания полностью совпадают.

Трибунал увидит из этих письменных показаний, данных под при-
сягой, что схема, к которой приложено краткое описание, была пред-
ставлена фон Браухичу и Гальдеру, и что оба эти офицера дали клятву
о том, что она действительно соответствует организации руководства гер-
манских вооруженных сил. Таким образом, показания фон Браухича и
Гальдера также полностью поддерживают заявление обвинения о том,
что те, кто занимали посты, указанные на этой схеме, составляют группу,
на которой лежала ответственность за главное планирование и проведе-
ние в жизнь всех мероприятий, связанных с вооруженными силами.

Сейчас я представлю другое показание, данное Гальдером, которое
выдвигает несколько деталей и вопросов, относящихся к описанию дан-
ной группы. Я зачитаю его сейчас полностью для занесения в протокол.

«Наиболее важным отделом ОКВ был оперативный отдел. Во мно-
гом он был тем же самым, что и генеральный штаб в армии, штаб воен-
но-воздушных сил в военно-воздушном флоте и штаб военно-морских сил
в военно-морском флоте. Кейтелю подчинялся ряд начальников отделов,
которые имели такие же полномочия, как, скажем, Иодль, но в области
планирования и руководства военными действиями их отделы были ме-
нее важны и менее влиятельны, чем сам Иодль и его отдел. Оператив-
ный штаб ОКВ также подразделялся на секции. Из них наиболее важ-
ной была секция, начальником которой был Варлимонт. Она носила
название отдела национальной обороны. Преимущественно эта секция
занималась разработкой "• стратегических вопросов. С 1941 года Варли-
монт, хотя на нем лежали те же обязанности, занимал положение заме-
стителя начальника оперативного штаба ОКВ.

В течение второй мировой войны не было такого объединенного ге-
нерального штаба, как «большой генеральный штаб», действовавший
в первую мировую войну.

Оперативные вопросы, касающиеся армии и военно-воздушных сил,
разрабатывались группой офицеров, имевших высокие ранги. Оператив-
ные вопросы в военно-морском флоте, даже в течение первой войны, не
разрабатывались генеральным штабом, но разрабатывались военно-мор-
ским штабом». Подписано — Гальдер.

Трибунал заметит, что это письменное показание прежде всего свя-
зано с функциями генерального штаба и четырех командований — ОКВ,
ОКЛ, ОКХ и ОКМ — и полностью поддерживает включение в эту группу
начальников штабов четырех частей вооруженных сил, а также Варли-
монта как заместителя начальника штаба оперативного руководства ОКВ
в связи с его ответственностью за стратегическое планирование.

У меня имеется другое короткое письменное показание, которое ука-
зывает на некоторые другие детали. Трибунал помнит, что наиболее
крупным боевым соединением в германских военно-воздушных силах
был воздушный флот и что все главнокомандующие воздушного флота
были включены в эту группу. Командующие воздушным флотом тогда

?82 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБВИНЕНИЯ ПО ДЕЛУ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

фактически занимали должность главнокомандующего, но они так фор-
мально не назывались до 1944 года. Эти факты были изложены в пись-
менном показании сына фельдмаршала фон Браухича. Он был в ранге
полковника германских военно-воздушных сил и был личным помощ-
ником подсудимого Геринга как командующего военно-воздушными
силами. Его письменное показание носит номер 9 и представляется под
номером США-534. Я цитирую:

«Начальники воздушного флота имеют такие же полномочия и
права, как главнокомандующие в армии. В течение войны они не имели
территориальной власти и, соответственно, не осуществляли террито-
риальной юрисдикции.

Они были высшими военными командующими соединениями воздуш-
ных сил, подчинявшихся им, и непосредственно находились под коман-
дованием главнокомандующего военно-воздушными силами.

До лета 1944 года они носили название командующих, а с этого вре-
мени — главнокомандующих. Это изменение названия не повлекло за со-
бой изменения функций и ответственности, которые они имели раньше».

Теперь посвятим несколько минут тому, чтобы рассмотреть тот ме-
тод, которым пользовалась в своей работе группа. Во многих отношениях
германские военные руководители функционировали таким же образом,
как и в других военных организациях других стран. Генеральные планы
всегда разрабатывались высшими офицерами штаба и их помощниками
в сотрудничестве с полевыми генералами или адмиралами, которым по-
ручалось проведение этих планов. Решение о проведении соответствую-
щих определенных кампаний, таким образом, выносилось высшим руко-
водством, и, понятно, что принятие такого решения включало в себя и
политические, и дипломатические вопросы, точно так же, как чисто воен-
ные соображения. Когда уже было принято, например, решение о напа-
дении на Польшу, офицеры штаба в Берлине и их помощники разраба-
тывали генеральные военные планы кампании. Эти генеральные планы
передавались командующим армейскими группами и армиями, которые
должны были быть ответственными за проведение самой кампании. За-
тем следовала консультация между начальниками боевых операций и
офицерами штаба ОКВ и ОКХ для того, чтобы усовершенствовать и от-
работать планы.

Таким образом, в задачу этой группы входил обмен идеями и сооб-

ражениями между высшими офицерами штаба ОКВ и ОКХ и командую-

щими боевыми действиями, как это описано в показаниях фельдмаршала
Браухича. Это показание от 7 ноября 1945 г.:

«В 1939 году, в апреле я был инструктирован Гитлером о том, что
нужно начать военные приготовления к возможной кампании против
Польши. Немедленно началась работа по подготовке оперативных и
стратегических планов. Затем они были представлены Гитлеру и одоб-
рены им после того, как были внесены те изменения, которые он хотел.

После того как оперативные и стратегические приказы были даны двум

командующим армейскими группами и пяти командующим армиями,

имели место совещания с ними относительно деталей для того, чтобы;

услышать от них их пожелания и соображения.

После начала войны я продолжал эту политику и продолжал, дер-
жать тесный и постоянный контакт с главнокомандующими армейскими
группами и главнокомандующими армиями посредством личных посеще-

ПРЕСТУПНОСТЬ ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА 683

.ний их штабов, так же как и посредством телефонной и радиосвязи. Та-
ким образом, я был с ними связан и получал их советы и соображения
в течение проведения военных операций. В самом деле, это была приня-
тая политика и обычная практика для главнокомандующих армиями —
консультация с подчиненными главнокомандующими и поддержка по-
стоянного обмена мнениями с ними.

Командующий сухопутными силами и его начальник генерального
штаба имели связь с армейскими группами, через них, а также и непо-
средственно с армиями: командующими армейскими группами — по стра-
тегическим и тактическим вопросам; а непосредственно — по вопросам,
связанным со снабжением и управлением территорий, оккупированных
этими армиями.

Армейская группа не имела территориальной юрисдикции. Она
имела относительно небольшой штаб, который был связан только с воен-
ными операциями. Всеми территориальными вопросами занимался глав-
нокомандующий армией, который и осуществлял юрисдикцию, а не ар-
мейская группа». Подписано — фон Браухич.

Дальше идет дополнение к показанию от 7 ноября 1945 г.:

«Когда Гитлер принял решение поддержать реализацию своих поли-
тических целей военным нажимом или привлечением военной силы, глав-
нокомандующий армией, если он вообще был вовлечен в это, прежде
всего получал соответствующие' устные приказы. Оперативные и страте-
гические планы затем разрабатывались в ОКХ. После того как эти
планы были представлены Гитлеру, обычно устно, и были одобрены им,
следовал письменный приказ ОКВ к трем родам вооруженных сил.
В то же время ОКХ начинает передавать оперативные и стратегические
планы армейским группам и армиям, связанным с этой операцией.

Затем оперативные и стратегические планы детально обсуждались
в ОКХ с главнокомандующими армейскими группами и армиями и на-
чальниками штабов этих командующих. В течение операций командую-
щий армиями поддерживал постоянный обмен мнениями с командую-
щими армейскими группами и командующими армиями путем телефона,
радио и связистов, а также и с более мелкими подразделениями путем
личных посещений их.

В войне против России командующие армейскими группами или
армиями неоднократно вызывались лично Гитлером для консультации.
Приказы по всем оперативным вопросам шли от ОКХ к армейским груп-
пам, а по всем вопросам, касающимся боеприпасов и территориальной
юрисдикции, — от ОКХ непосредственно к армиям». Подписано —
фон Браухич.

Главнокомандующие армейских групп и армий принимали участие
в планировании и направляли выполнение этих планов, как это показано
в письменных показаниях. Главнокомандующие также осуществляли и
общую исполнительную власть в тех областях, в которых действовали их
армейские группы или армии.

В этой связи я прошу суд обратить внимание на документ 447-ПС,
который уже был представлен как доказательство под номером
США-435. Это—директива от 13 марта 1941 г., подписанная Кейтелем
и изданная верховным командованием вооруженных сил. Эта директива
разрабатывает различные правила по проведению операций против

684 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБВИНЕНИЯ ПО ДЕЛУ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

Советского Союза, которые фактически начались несколько месяцев
позднее — 22 июня.

В самом документе под римской цифрой один, озаглавленном «Об-
ласть операции и исполнительной власти», Трибунал найдет абзац (вто-
рой абзац перевода, первая страница), в котором находится следующее.

«Не предполагается объявить Восточную Пруссию и генерал-губер-
наторство областью операций. Однако в соответствии с неопубликован-
ными указаниями фюрера от 19 и 21 октября 1939 г. главнокомандую-
щий армии должен быть уполномочен принимать все необходимые меры
для проведения в жизнь его военных целей и для обеспечения его войск.
Он может передать свою власть главнокомандующим армейскими груп-
пами и армиями. Приказы такого рода должны проходить прежде всех
приказов, изданных гражданскими властями».

Следовательно, господа Судьи, исполнительная власть, главным об-
разом власть над гражданским населением, возлагалась на главно-
командующего армией «с правом передачи ее главнокомандующим ар-
мейскими группами и армиями», то есть группе, определенной в Обвини-
тельном заключении.

Четвертый абзац на первой странице того же документа гласит:

«Область операций, созданных вследствие продвижения армий за
границы империи и соседних стран, должна быть, по возможности, огра-
ничена при продвижении в глубь страны. Главнокомандующий армией
имеет право осуществлять исполнительную власть в этой области и мо-
жет передавать эту власть главнокомандующим армейскими группами
и армиями».

Г-да Судьи, я сошлюсь еще. на один документ, связанный с вопросом
о структуре этой группы, перед тем, как перейти к самим обвинениям.
Это — документ № С-78, который уже был представлен под номером
США-139.

Этот документ представляет собой официальное приглашение уча-
ствовать на совещании в имперской канцелярии 14 июня 1941 г.—за
восемь дней до нападения на Советский Союз. Это одно из совещаний,
о котором говорилось в последнем абзаце письменных показаний Галь-
дера и фон Браухича. Приглашение это подписано полковником Шмунд-
том — главным военным адъютантом Гитлера и послано из Берхтесга-
дена 9 июня 1941 г. Оно гласит:

«Вопрос: совещание о «Барбароссе» («Барбаросса», как вы по-
мните, — это условное обозначение плана нападения на Советский
Союз).

Фюрер и верховный главнокомандующий вооруженных сил прика-
зал, чтобы командующие армейскими группами и армиями, морские и
авиационные командующие соответствующего ранга доложили ему
о плане «Барбаросса».

Этот документ также содержит список лиц, участвовавших на сове-
щании, и, прежде чем покончить с этим вопросом, я бы хотел огласить
этот список для того, чтобы указать, кто участвовал на этом совещании
и в какой мере круг участников совпадает со структурой группы, как она
определена в Обвинительном заключении.

Генерал-фельдмаршал фон Браухич, который тогда был главно-
командующим армией и членом группы; генерал Гальдер, который тогда
был начальником штаба армии и членом группы; затем некоторые менее

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...