Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риск-анализ социально-культурной среды подростка.




Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка, с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением, в основном это дети подросткового возраста. Подростковый возраст считается одним из наиболее сложных периодов развития человека и во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этот период происходит переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Причины отклонений поведения ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношениях, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов, появлении в обществе социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблеме оказания помощи подрастающему поколению в интегративных процессах социализации посвящены исследования ученых Московского государственного университета культуры и искусств Ю.П. Азарова, И.Н. Ерошенкова, Л.К. Фортовой, В.П. Исаенко. Развивая точку зрения В. Рамалингасвами, [5] мы выделяем тезис, что оказание помощи - это долг, а осуществление профилактики - обязанность. Профилактика и помощь – две составляющие, которые должны двигать вперед наши усилия по снижению девиантных форм поведения.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Система профилактики (предупреждения) девиантного поведения (социальных отклонений) среди подростков - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых целенаправленны на выявление и устранение причин и условий, формирующих мотивацию отклоняющегося поведения и порождающих девиации, обеспечение устойчивого правомерного поведения.

Такая в основном социально-культурная направленность профилактики девиантного поведения подростков вполне оправдана. Если правонарушения, употребление алкоголя или психотропных веществ коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловлены в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться, прежде всего, на нормализации социальной среды и проходить в процессе социально-культурной деятельности.

Социокультурную сферу в качестве приоритетной области профилактики девиантного поведения подростков позволяет рассматривать несколько причин.

Во-первых, социокультурная сфера привлекательна для подростков, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентации) и служат ведущими регуляторами поведения, социально-культурная деятельность рассматривается в качестве ключевой сферы социализации воспитанников интернатных учреждений.

Во-вторых, социально-культурная деятельность как «обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» обеспечивает «вовлечение человека в мир культуры; в систему... сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок» [3, с. 251-253].

В-третьих, прикладная культурология как наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой, этикой и использующая их методики и технологии, обеспечила социально - культурную деятельность необходимым инструментарием по практическому воздействию на сознание и поведение несовершеннолетних с целью выявления, изменения и формирования социально-регулятивных механизмов поведения личности (правосознание, ценностные ориентации, стереотипы поведения, стиль общения и т.д.).

Включение воспитанников интернатных учреждений в социально приемлемую систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентации, установок личности, предотвращение девиантного поведения ‑ все это должно управлять развитием личности, поведением ребенка и нести ответственность за обретение и применение человеком своих способностей [2, с. 23] ‑ такова характеристика профилактической социально-культурной деятельности.

Теоретическая концепция процесса профилактики девиантного поведения подростков в процессе социально-культурной деятельности, должна найти применение на практике, стать основой для проектирования процесса профилактики девиантного поведения и его осуществления. Своеобразным мостом, соединяющим разработанные теоретические положения по профилактике девиантного поведения сирот с практической деятельностью, по осуществлению данного процесса является исследование и развитие поведенческой ориентации подростков. Чтобы проследить развитие поведенческой ориентации необходимо фиксировать все изменения в её структуре, которые происходят за определенный промежуток времени, то есть установить уровень развития поведенческой ориентации.

Слово «уровень» трактуется как степень величины развития чего-нибудь [3]. Мы основываемся на том, что основанием для выделения этих уровней являются критерии поведенческой ориентации, выявленные путем анализа исследовательских материалов опытно-экспериментальной работы, (анкетных массивов, тестирования, экспертных опросов, публичных выступлений). Выделение критериев обусловлено пониманием поведенческой ориентации как сложного органического процесса или единства, взаимосвязанных и обусловливающих друг друга интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности, так как «поведение» это система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определённой цели, реализации определённой функции в процессе его взаимодействия со средой [4].

В правильности этого вывода нас убеждают данные наблюдений за поведением подростков в процессе профилактики девиаций различного рода. Такое понимание проблемы и анализ полученного эмпирического материала позволили нам выделить и охарактеризовать комплекс критериев, на основании которых можно оценивать актуальное состояние рассматриваемых личностных качеств подростков. Мы трактуем понятие «критерий» как признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило условно принятая мера, позволяющая произвести измерение объекта и на основании этого дать ему оценку [4].

Рассмотрим более подробно комплекс критериев:

Первым из критериев поведенческой ориентации мы представляем критерий адаптации, сущность которого состоит в умении адаптироваться и ориентироваться в социальной среде, находить общий язык с окружающими, способность считаться с коллективными интересами, уважать сложившиеся в обществе нормы и правила, воспитывать в себе социальные ценности.

Второй критерий, критерий активности, который характеризуется проявлением желания участвовать в различных видах деятельности, эмоциональной открытости, раскрытием жизненного потенциала, раскрепощением, развитием умений и личностных навыков

Третий критерий, критерий мотивации, определяется сформированностью чувства ответственности за свои поступки, умением ориентироваться на социально значимые действия, адекватно оценивать свои возможности и способности, наличием перспектив развития.

Четвертый критерий, критерий творчества, основанием которого является осознание значимости продуктивного провождения свободного времени, активное участие в досуговых программах, раскрытие творческих способностей, развитие духовных качеств, приобщение к культуре быта и культуре поведения, преодоление трудностей и противоречий через включение в социально-культурную среду, проявление инициативы

Характер взаимодействия совокупности перечисленных нами качеств личности определяют личностный уровень сформированности поведенческой ориентации подростков.

Таким образом, между критериями поведенческой ориентации и уровнями его развития существует диалектическая взаимосвязь: критерий это функционально-динамическая характеристика поведения, а уровень – результативно-статистическая характеристика в определенный момент времени.

Для удобства использования примененных характеристик уровней развития у подростков поведенческой ориентации, необходимо выделить приоритетные параметры, то есть наиболее существенные характеристики поведения при рассмотрении выше перечисленных качеств личности. К ним можно отнести:

· во-первых, стремление к полноценному общению с окружающими, развитию коммуникативных качеств и культуре общения,

· во-вторых, характер проявления нравственно-волевых усилий по формированию чувства ответственности к поручениям и обязанностям,

· в-третьих, умение преодолевать трудности, противостоять девиантным формам поведения.

Таким образом, мы предполагаем, что выделенные нами критерии и уровни поведенческой ориентации подростков послужат для разработки будущей программы по профилактике девиантного поведения подростков, реализация которой по нашему мнению, способствует формированию активной социальной позиции подростков, ответственного поведения, духовных ценностей, развитию творческих способностей, коммуникативных навыков. Вовлечение подростков в социально-культурную деятельность позволяет не только сформировать необходимые жизненные навыки и умения, но и развивать подростка как личность, помочь раскрыть творческие способности и стимулировать творческую активность, воспитать уважение, доброжелательность, гуманизм, поддерживать социальные ценности, дать возможность развивать коммуникативные качества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...