Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация форм, видов и типов сознания.

Понятие о психике в Отечественной психологии.

Эпиграф.

Человек в других людях и есть душа человека. – Пастернак

 

 

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворение,

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

Пастернак.

Рост жизни не в одном развитье мышц

По мере роста тела, в нем, как в храме,

Растет служенье духа и ума.

Шекспир (Гамлет)

 

Понятие о психике.

Бехтерев В.М (1857-1927)

Психика есть выражение запасной энергии нервных центров. Психика есть выражение особого напряжения энергии. Связано со всеми жизненными процессами.

Юнг К. Г.

Душа как отражение мира у человека многообразна

Выготский Л.С

Психика есть орган отбора, решето, процеживающее мир - изменяющее его так, чтобы можно было действовать. Не всегда верно отражает, то есть субъективно искажает действительность в пользу организма.

Волошинов В.Н

Психику следует понимать и истолковывать как знак.

Леонтьев А.Н. (1903-1979)

Психика есть свойство высокоорганизованной материи (мозга), особым образом отражать окружающий мир.

В школе Леонтьева психика рассматривается как функциональный орган деятельности. Психика выполняет в жизни субъекта ориентировочно – регулирующую функцию.

1) отражение мира, в котором действует субъект

2) регуляции на основе образа мира

 

 

Большаков Б.Ю

Психика это совокупность электрических, химических и механических процессов, протекающих в нервной системе.

Рубинштейн (1889-1960)

Определяет психику как единство отражения, отношения, и переживания.

Еникеев М.И

Психика это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах.

 

Психика это микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается. Психика это виртуальное сжатие природы.

Тихомиров О.К. (1933-2001)

Психика есть не просто отражение уже существующего мира, как внешнего так и внутреннего, а психика еще выполняет функцию порождения несуществующего мира.

Иванников В.А.

Психика есть система символов, знаков, иероглифов, кодов внешнего мира. Психика есть адекватное знание о мире.

Веллер М.

Психика человека – это встроенная система самоуправления, заставляющее человека ради собственных целей и интересов действовать в целях и интересах энерго-эволюции вселенной.

 

Психика-с греческого «душевный», это активная и пристрастная форма отражения субъектом объективной реальности.

Психика это идеальное присущее биологическим объектам с внутренним источником активности.

Лаврова О.В.

Гносиалогоческие дефиниции психики.

1) форма активного отражения субъектом

2) субъективный образ объективной реальности

3) совокупность сознательного и бессознательного.

4) Субъективная реальность, обладающая объективными свойствами

5) Продукт и условие сигнального взаимодействия живого существа и среды

6) Функция высокоорганизованной материи, базирующаяся на свойстве раздражимости нервной ткани.

7) СП-ть человека к удвоению реальности.

 

Онтологические (бытийные)

1) непрерывный формообразующий процесс, протекающий индивидуально по единым законам

2) способ бытия субъекта

3) душа (анима)

4) душа-чувтвующее начал противостоящее разуму

5) трансцендирующая манифестация духа (гегель)

6) невидимая часть мира поддерживающая видимый мир

7) всеобщее объединяющее начало, проявляющееся у живых существ и в неживой природе

8) множество сознательеных и бессознательных умственных опытов

9) проявление законопорядка на ментальном уровне

10) психика всегда субъективна. При адекватном отражении действительности, ее люди отражают по-разному.

 

Термин субъективное имеет 3 значения- 1) трактуется как полная противоположность объективной реальности. 2) означает искаженное, 3) это то что принадлежит субъету

Идеальное – 1) субъективная реальность, объективного мира, 2) «схема реальной предметной деятельности» человека, согласующаяся с формой вне мозга, 3) совершенное завершенное

Отражение фиксирует представленность одно йреальности в другой, в том числе мира в человеке.

Вся материя обладает св-вом отражения.

Гальперин-психику как особое свойство нельзя сводить к физиологическим процессам, котроые его производят.

Психолог оченивает психику исключельно по тем следам которые оставляет в материальном мире.

К.Маркс-идеальное есть ни что иное как материальное пересаженное в человеческую головуи

преобразованное вней.

26.10.11

Стуртура психики человека

Переписать у кого-нить

Продолжение.

Нуркова В.В и Березанская Н.Б

В структуре психики выделяют:

1) Регулятивные процессы- мотивация, эмоции и воля, внимание.

2) познавательные процессы- ощущения, восприятия, память, воображение, мышление и речь.

 

В структуру психики включают:

I. Психические процессы:

· Познавательное

· Эмоциональные

· Волевые

II. Психические свойства (устойчивые образования, обеспечивающие деятельность и поведение):

· Направленность- потребности, мотивы, цели, ценностные ориентации, идеалы

· Темперамент

· характер

· способности

III. Психические состояния:

· Уверенность

· Бодрость

· Упадок

 

IV. Психические образования:

· ЗУНы (знания, умения, навыки)

· Привычки

· Убеждения

 

 

Ассоциативная психология.

Психика - есть система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека

 

Структурная псих-я.

Психика это система связей между структурными элементами сознания.

 

Прагматизм и функционализм. У. Джеймс.

Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают приспособление организма к условиям среды

 

Бихевиоризм.

Психика-это система связей между внешней стимуляцией и поведением.

 

Когнитивная психология.

Психика это система процессов и механизмов ЦНС, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней и внутренней среды.

 

Гештальтпсихология.

Психика это особая структурная организация, феноменальное поле

 

Деятельностный подход.

Психика есть особая система функций организма, которая заключается в ориентировке действий и деятельности, на основе субъективного образа объективного мира.

 

Человек и его психика это единая система. Психика социальна.

 

 

Содержание формы психики человека.

Поведение, отношение, переживания, побуждения.

Формы проявления психики:

Психические процессы, состояния, свойства, образования.

Источники психики:

  • Природные (мозг, нервная система)
  • Социальные (общество)
  • Психологические (знаки, символы)

 

Функции психики человека.

 

Я.А. Пономарев (1920-1997) выделяет две функции психики:

1) приспособлении индивида к существующей реальности.

2) формирование новой реальности (творчество)

 

Б.Ф.Ломов (1927-1989) выд-ет три функции психики:

1) познавательную (когнитивную), предназначенную для построения внут модели окружающего мира с помощью ощущения, восприятия, мышления и т.д.

2) регулятивную, определяет поведение индивида через потребности, цели, чувства, эмоции.

3) коммуникативную, обеспечивает отношения между людьми.

 

А.Г. Моклаков:

1) отражение

2) обеспечение целостности организма

3) регуляция поведения

 

С.Д..Смирнов:

Всеобщей функцией психики является построение субъективного образа будущего и подчинение поведения живого существа этому еще не наступившему будущему.

 

Функции психики:

  • Адаптация
  • Отражение
  • Творчество
  • Регуляция
  • Предвидение (прогнозирование)
  • Коммуникативная
  • Познавательная

 


Развитие психики в онтогенезе.

Развитие психики осуществляется:

1) в филогенезе- становление структур психики в ходе биологической эволюции вида

2) в онтогенезе- становление структур психики в течение жизни отдельного человека

3) в социогенезе - становление процессов познания, межличностных отношений, обусловленных различиями культур

 

Развитие психики связано с прижизненным овладением сложными способами деятельности. Термин «развитие» указывает на изменение, которое со временем происходит в психике и личности. Развитие человека имеет свой ритм. Ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественной отличной психикой. В результате психического развития у человека формируется:

1) Произвольные психические функции, возникающие дополнительно к непроизвольным.

2) Социальные потребности дополнительно к биологическим.

3) Высшие нравственные чувства дополнительно к эмоциям.

4) Абстрактно -логическое мышление, дополнительно к наглядно – образному и наглядно – действенному мышлению.

5) Высшие психические функции (мышление, речь и воображение) дополнительно к натуральным функциям (память, восприятие)

6) Самосознание и личность

 

Разные психич ф-ции развиваются неравномерно, непропорционально (закон неравномерности развития психики). В развитии человека стабильные периоды сменяются кризисными. Кризисы возникают на стыке возрастов. Хар-ря отмиранием старого в психике, и формированием нового. По мнению Выготского (1896-1934) психика формируется исторической ситуацией и культурой в которую мы включены. «только так мы сможем понять нашу психику». Психика человека находит отражение в продуктах деятельности.

Основные факторы развития психики человека по Рубинштейну. Выделяет троякую детерминацию.

1) природная организация человека (предпосылки)

2) соц среда (условия)

3) собственная активность человека (деятельность)

 

психика не только проявляется, но и формируется и развивается в ходе собственной деятельности человека.

 

26.10.11

Возникновение и эволюционное развитие психики в филогенезе.

Происхождение психики.

Вероятностное понимание опирается на прошлое, а именно на идеи креационизма и преформизма.

Преформирование. Развитие есть репродуктивное воспроизведение предопределенного и исходно заложенного в объекте замыла зпт включая финал.

Поверхностные способы:

Системный способ заключается в том что что-либо понять можно лишь тогда, когда оно яв-ся элементом какой-то системы.

А) эволюционный способ- выстраивает трансформации всех живых организмов в линейный ряд, показывая как из невзрачного комочка слизи вырастает человеческая цивилизация.

Б) финалистский подход. Тейярде Шарден. Траектория эволюционного процесса сходитится в точке омега где происходит сверхсинтез и эволюция завершается. Предполагается что эволюция точно знает куда идти, а потому безжалостно отсекает ошибочные линии развития. В результате все мутационные линии конвиргируют и в удаленном будущем должны сойтись в одной вершинной точке.

В) Нефиналистский взгляд (Г. Спенсер). Универсальный закон эволюции- постоянный рост дифференциации материи ее структурной организованности. Линии развития дивергируют.

Г) социологизаторский способ.

Глубинные способы понимания.

Переписать

02.11.11

4) полифонический способ- это объемный способ, признает множественность и многослойность мира и относительность истины.

 

возникновение психики

гипотеза А.Н.Северцова (1866-1936)

«Эволюция и психика» (1945):

Существуют различные способы приспособления живых организмов к изменениям среды:

1) путем изменения строения и функционирования органов

2) путем измененияповедения

 

внутри второго способа он выделил два различных направления: 1) медленное изменение инстинктов; 2) развитие способности к индивидуальному научению (к разумным действиям, причем эти действия не передаются по наследству передавалась), быстрое изменение поведения, изобретение новых способов поведения в ответ на быстрое изменение среды.

Вывод:

Психика возникла потому что она оказалась могучим средством приспособления животных к окружающей среде.

Эффект эволюции заключается в увеличении степени свободы действия вида и рост пластичности нервной системы. Индивидуальный прижизненный опыт всегда богаче, чем врожденный и почти одинаковый у всех опыт основных инстинктов.

 

 

 


Концепция Б.Ф. Поршнева (1905-1972) «Сверхживотное в человеке»

Загадка человека и состоит в загадке начала человеческой истории. Люди не представляют собой единого вида. Произошло фатальное расщепление вида позднейших палеоантроповых гоминид. поедание своих сородичей вызвало взврыв в эволюционном развитии, и пошли по пути своего очеловечиваия. Чтобы сохранить себя, обреченный на съедение, вынужден был усложнять взаимодействие. Чувство страха делало жертву невротиком. По мнению Поршнева человек это животное «наоборот». Сфера бессознательного под прессом страха оказалась способной к мутации. Человечество приобрело себе рассудок, в результате прохождения в своем развитии стадии адельфофагии.

В безгрешном стаде произошел вынужденный переход к каннибализму. В результате образовались 2 подвида (кормильцев и кормимых). Взаимоотношения между ними и создали условия для возникновения мышления и появления второй сигнальной системы.

Суггестивность (внушаемость) стала в итоге стержнем оразумления гоминид.

В результате процесса антропогенеза образовалось 4 вида рассудочных существ:

1) хищный –это суперанималы (сверхживотное), они подавляли волю людей и убивали

2) хищный – суггесторы, успешно имитирующие интердиктивные действия, но сами не способны противостоять давлен суперанималов

3) диффузный- это поедаемые, не имеющие средств к психологической защите (человек разумный)

4) неоантропы – более продвинуты в разумлении, способны не поддаваться внушении.

Биол и психол эволюция осуществлялись параллельно. На фоне ускорения темпов эволюции ужесточалась конкуренция, увеличилась плотность взаимного давления существ. В один момент биол эволюция достигла предела своей скорости.

· Увеличить различие между родителями и потомством

· Увеличить частоту смены поколений. Инстинкт продолжения рода подавлял остальное

· Выживали те существа, которые меняли не строение тела, а поведение.

 

В результате стали достигать успеха не сильные или быстро размножающиеся, а более сложно организованные поведенчески. образ жизни приводил к осложнении мозговых структур. Естественный отбор дополнился социальным и эволюция стала биосоциальной.

Гипотеза Леонтьева. (1903-1979)

Толчком к появлению чувствительности (психич отражения) мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Объективные критерии психики.

Наличие чувствительности есть объективный критерий психики. Чувствительность это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные. Если есть чувствительность то есть субъективный аспект, который выражается во внутреннем переживании. Субъективная форма отражения появляется вместе с реакциями на раздражители биологически нейтральные (не полезны и не вредны, не разрушают организм, не участвуют в обмене веществ, но являются потенциальными сигналами биологически значимых объектов). В ходе биол эволюции психика возникла потому что она обеспечивала более эффективное приспособление к среде.

Стадии и уровни развития психики в филогенезе. (Леонтьев и Фабри)

 

· Стадия элементарной сенсорной психики.

a. Низший уровень (простейшее многоклеточное живущее в воде). Характеристика: примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

b. Высший уровень (черви, улитки) Хаар-ка: наличие ощущений, появления органа манипулирования (челюстей), способность к формированию элементарных условных рефлексов, индивидуальный опыт, уходит от неблагоприятных условий среды, жесткие врожденные программы.

· Стадия персептивной психики.

a. Низший уровень (рыбы, насекомые). Отражают внешний мир в форме образов и предметов. Развитое защитное поведение

b. Высший уровень (птицы и высшие позвоночные). Складывается картина мира, есть способность к научению. Способность решать задачи.

c. Наивысший уровень. (обезьяны, собаки, дельфины). Способность решать задачу разными способами. Выделение подготовительной фазы в поведении и решении задач. Учет причинно-следственных связей.

 

Особенности психики животных (Гиппентрейтер)

Активность животных определяется биологическими мотивами. Деят-ть животных ограничена рамками наглядных ситуаций. Основу поведения животных составляют наследственные видовые программы.

 

 

Переписать с блокнота

09.11.11

Соотношение понятий «Психика» и «отражение»

Эти понятия не совпадают между собой, а только частично перекрываются в своем содержании. В отражении психики есть одна из задач психики. Не менее важны и две другие задачи:

  • Оценка событий, поиск нужного способа поведения и управления им.
  • Только успешное решение трех задач обеспечивает управление поведением со стороны живого сущетва
  • Управление может быть построено на:
    • Физическом уровне
    • Биологическом уровне
    • Психическом уровне

 

  • Человек это больше чем психика, человек это дух.

 

Исторический аспект.

А.Ф.Лазунский (1874-1917)

Говорил о коренном различии между психическими и физическими явлениями. Психофизический параллелилизм является для нас эмпирической гипотезой

Б.В.Лавров

Энергетическое понимание психики выводит нас из узкого круга душевных явлений. Психическое с точки зрения энергетического есть проявление энергии.

Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности.

Эпиграф:

Сознание может быть уподобленным яркому светильнику, который, озаряя собой глубокие тайники нашей психической сферы, в то же время позволяет нам заблаговременно предвидеть последствия своих деяний.

(Бехтерев)

В нашем сердце стучит пепел погасших звезд

(Петренко)

Общее представление о сознании.

У. Джеймс (1842-1910)

Сознание-это поток текущих впечатлений, образов, мысли и чувства. Выделил 4 свойства сознании:

1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания

2) в сознании происходит постоянное изменение

3) каждый процесс в сознании непрерывен

4) сознание отличается избирательностью

 

В.Вундт (1832-1920)

Сознание- это совокупность сознаваемых нами состояний.

Каждый элемент сознания имеет два свойства: качество и интенсивность.

Э.Титченер (1867-1927)

Из ощущений, как из кирпичиков складывается все содержание нашего сознания. Элементы: ощущения, чувствования, представления (следы прежних ощущений). Он представлял сознание в виде двухуровневого потока, верхний уровень которого включает ясные содержания сознания, а нижние - смутные. В этом потоке происходит процесс перехода одних состояний сознания с верхнего уровня на нижний уровень и наоборот.

В.А. Снегирев (1842-1889)

Душевные явления еще как бы отражаются в самих себе, воспринимают себя, открываются в себе, как бы зная о себе. Это самоотражение и знание о себе принято называть сознанием и сознательностью. Сознание есть факт первичный, неразложимый.. основной космический факт.

В.М. Бехтерев (1857-1927)

Сознание есть результат огромного напряжения энергии, связываемой биомолекулами мозгового вещества. Местом сознательных процессов у человека являются исключительно мозговые полушария с их узлами.

М.Я. Басов (1892-1931)

Сознание есть особое качество формы отношения между организмом и средой. Это качество проявляется в процессах активности, деятельности организма, как результат этих отношений. Внутренние формы активности организма устанавливают связь между организмом и средой через качество осознания.

Э.Клапаред (1873-1940)

Сформулировал «закон осознания». Чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Мы осознаем только по мере нашего не приспособления. Ввел закон «сознательного развития». Психическая активность не затрагивает сознание до тех пор, пока организм успешно выполняет свои функции. Если среда выдвигает новые требования, то психические процессы будут перехвачены сознанием.

К. Ясперс (1883-1969)

Три значения термина «сознания»:

  1. это осознание собственных переживаний - в противоположность потери сознания, всему тому что пребывает за пределами сознание
  2. определяется осознанием объектов (предметное сознание), знанием о чем-то, в противоположность неосознаваемым переживаниям
  3. самосознание, осознание личностью собственного «Я», как в противоположность бессознательному

 

З.Фрейд (1856-1939)

Сознание – это «связной» организации психических процессов.

Л.С. Выготский (1896-1934)

Сознание есть контакт с самим собой.

Ж.Годфруа

Сознание-это мозаика состояний.

Е.А.Климов

Сознание-это способность человека отдавать себе отчет о происходящем вокруг него или в его внутреннем мире, в организме, во внутреннем мире.

А.Н. Леонтьев (1903-1979)

Сознание это продукт развития материи, есть продукт развития жизни.

В.Ф. Петренко

Сознание можно трактовать как процесс вторичного восприятия объекта в знаковой форме и введение соответствующего объекту значения в систему отношений с другими значениями языкового тезауруса.

 

К.А. Абульханова

Рассматривает сознание как свойство, качество, способность человека, и называет его «со-бытием»

А.Госвами

Сознание это нечто трансцендентальное, находящееся вне пространства- времени, не локально, всепроникающее. Оно представляет собой единственную реальность.

В.А. Ганзен

Характеристика уровней сознания.

1. утрата сознания- полное отсутствие реакции на стимулы

2. глубокий сон – без сновидений. Полное отсутствие сознания

3. быстрый сон – со сновидениями. Дискретное сознание.

4. состояние перехода от активности ко сну- частичное сознание.

5. пониженная психическая активность- ослабленное сознание. Внимание малоподвижно.

6. среднепсихическая активность -полное сознание. Легко переключаемое внимание.

7. состояние повышенной активности- расплывчатое сознание

8. состояние измененного сознания. Внимание сужено.

 

Вывод:

Сознание это высший уровень отражения действительности, проявляющееся в способности личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решение в соответствии с ситуацией. Хаар-ся рефлексией, сознательностью, направленностью.

Со- знание. Совокупность знаний человека о мире и о себе.

Со -знание. Отношение человека (субъект) к миру (объект) со знанием его объективных законов

 

 

Классификация форм, видов и типов сознания.

Платонов перечисляет такие формы сознания как

  • общественное
  • обыденное
  • религиозное
  • нравственное
  • эстетическое
  • правовое
  • политическое
  • национальное
  • научное

 

понятием «тип» сознание определим его индивидуальные проявления в отличие от групповых проявлений, которые обозначены понятием «вид» познания.

Столович выделяет такие типы сознания как:

1) мистическое

2) фанатическое

3) экстремистское

4) теоретическое

 

В.В.Рубцов выделяет:

Догматическое и креативное сознание

 

Виды сознания:

1) профессиональное

2) общественное

 

К.А. Абульханова

Модальности сознания

  • Сознание как процесс
  • Как образование
  • Как способность личности

 

Е.В.Улыбина выделяет три уровня сознания

  • Уровень мифа - слитность, неразделенность частного и общего, двойственность содержания
  • Уровень обыденного сознания
  • Рефлексивное сознание - ориентация на однозначность понятий к построению противоречивой картины мира

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...