Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему и как это происходит?

Оловянные души

Выслать их всех на Аляску и огородить колючей проволокой… Поставить их всех к стенке и расстрелять, а не тратить деньги на их лечение… В тюрьму их всех надо…Да я лучше спущу свои деньги в канализацию, чем отдам на помощь этим тварям… Да какие они больные? Блажь все это…

Как вы думаете, кому адресованы эти послания? Боюсь, что большинство из вас уже догадались.

Что происходит?

Итак, стигму можно определить как «социальный атрибут, дискредитирующий человека или группу, считающийся своего рода пороком и вызывающий стремление наказать». В процессе стигматизации люди наделяются стереотипными чертами, что создает в отношении их атмосферу страха, пренебрежения, недоверия. Получается, что стигма – это что-то вроде клейма или отметины и именно так это слово звучит в переводе с греческого. В отношение к конкретному человеку это означает, что какая-либо проблема человека становится его «социальным лицом» и его начинают воспринимать именно по этому «лицу» со всеми вытекающими последствиями. Такой своеобразный фейсконтроль.

Неотъемлемыми атрибутами процесса стигматизации являются дискриминация (ограничение прав), дискредитация (подрыв доверия), обесценивание личности и мифы. Как видим, стигматизация – явление многоуровневое, а потому «выражает одновременно и сам процесс, и его результат, и причину, и следствие». При этом, основаниями для социального клейма могут выступать принадлежность к этнической или религиозной группе, физические или психические отклонения, "темные" пятна биографии.

В кого способна превратить человека сила стигматизации наглядно демонстрирует цитатаиз учебника для курсантов академии МВД РФ по профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: «Наркоман – опустившееся, безвольное, порочное существо, уничтожающее все живое, угроза обществу и нашим детям». Что тут сказать?

Почему и как это происходит?

Почему и как – это вопрос о причинах и проявлениях. Почему так важно видеть причины стигматизации? Наверное, изменить что-либо в сложившейся ситуации возможно лишь в том случае, если знаешь в чем корни явления. А менять ситуацию необходимо. Очевидно, что проблема не решится, если поставить клеймо безнадежности на наркозависимых людях и отгородиться от них стеной «праведности».

Получается, что отношение, порожденное этими причинами, не соответствует реальному положению вещей, так как основано на мифах и предубеждениях и к реальным людям с их конкретными жизненными обстоятельствами, никак не относится. Вот только некоторые из мифов: наркоман – не человек (!), если один раз попробовал, это на всю жизнь, все наркоманы – воры и т.д. А вот собирательный психологический портрет наркозависимого человека: манипулятивный, инфантильный, неприспособленный к жизни, безвольный, лживый, импульсивный и т.д. Одним словом, наркоманы – это не святые. Складывается впечатление, что та часть населения, которая считает себя «нормальной», постоянно ищет «козла отпущения», а найдя, обрушивает на него всю силу «праведного гнева».

Формы проявления стигмы связаны не только с прямым выражением негативного эмоционального отношения, но и с нежеланием помогать этой группе.

Еще один пример из собственного опыта. Машину, на которой я несколько раз в неделю возил ребят из реабилитационного центра на занятия со специалистами в Москву, нужно было постоянно заправлять. Мы обратились с письмом за помощью на одну из московских бензоколонок. Несколько недель нас отфутболивали, а потом передали «официальный ответ» директора: мы на помощь этим мразям не жертвуем. И тогда мой воспитанник, у которого было 6 месяцев трезвости, не сдержался и в сердцах сказал: «Не дай Бог, чтобы ваши дети когда-нибудь с этим столкнулись. Но если это произойдет, тогда вы о нас вспомните».

Известно также немало случаев, связанных с предубеждениями, когда из-за возмущения и страхов местное население препятствовало организации процесса помощи наркозависимым и не допускало открытия реабилитационных центров. Чтобы этого не произошло, местные жители обещали «пустить красного петуха» и даже угрожали физической расправой.

Один из моих воспитанников, пытаясь решить проблему зависимости, испробовал множество способов, но ни один из них не помог. В полном отчаянии он пришел в храм и в разговоре со священником рассказал о своей проблеме. Священник с возмущением сказал: «А зачем ты ко мне пришел?! Иди отсюда и когда перестанешь пить, пообщаемся!»

Долго оставалось на слуху и высказывание наместника одного из монастырей о ВИЧ-инфицированных людях: «Мне неприятно, что со мной живет человек, который гулял и получил все болезни, какие только можно получить, а я молюсь, прошу у Бога прощения... И чтобы меня кто-то наградил здесь, ходя по территории».

А чего стоят фотообразы, которыми зачастую иллюстрируют печатные материалы по проблеме наркозависимости: шприцы, тюремные решетки, колючая проволока, горсти таблеток, листья конопли. Немалая роль в поддержании стигмы отводится и лексике. Давно общеупотребительными в отношении описываемого явления стали слова «наркомания» и «наркоманы», хотя это исключительно юридические термины. Их использование ассоциативно связано исключительно со сферой криминала и преступности, даже если говорящий не осознает этого. Попробуйте сказать «наркозависимый» с целью обвинить, не получится. А вот если сказать «наркоман», даже и напрягаться не надо, отрицательный оценочный заряд уже заложен в самом слове. Существует и «социальный сленг», если так можно выразиться: «торчок», «нарк», «зомби», «маньяк», «деградант» и т.д. Часто употребляют присказку «наркоманы, они же, как тараканы», подразумевая их бесполезность и вредность, выражая гадливое отношение. Таким образом, вновь и вновь создается образ плохого, достойного наказания, но не образ больного, нуждающегося в помощи и страждущего человека.

Продолжая тему последствий стигматизации нельзя не упомянуть об ущемлении наркозависимых в социальных правах. Зачастую эти проблемы возникают при приеме на работу, получении какого-либо вида лечения, при попытках профессиональной самореализации, призыве в армию и т.д. Права могут нарушаться и в случае принудительного тестирования, и отчисления из учебных заведений при установлении факта эпизодичного употребления и т.д.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что сами «стигматизаторы», когда у них лично или в их семье возникают проблемы, связанные с наркозависимостью, боятся обращаться за помощью, так как становятся заложниками собственных предубеждений и мифов. В наркологии этот процесс называется отрицанием (анозогнозией). Одной из причин отрицания является страх, связанный с риском понижения социального статуса, если о проблеме станет известно окружающим, т.е. с возможной дискредитацией.

Подобное отношение к проблеме наркозависимости – лакмусовая бумажка нравственного состояния души человека и общества. И здесь прорисовывается еще одна причина возникновения стигмы. Мой добрый знакомый и соработник, иеродиакон Амвросий, который много лет помогает наркозависимым на Свято-Георгиевском приходе Иваново-Возенесенской епархии, говорит, что они как зеркало. Всем известно, что зеркало беспристрастно и отражает только то, что есть. Очень часто не хочется видеть правду о самих себе. Зачастую эта правда всплывает, когда мы начинаем общаться с наркозависимыми людьми и видим в себе и нетерпение, и малодушие, и равнодушие, и осуждение, и лень, и страх, и, что самое страшное, отсутствие любви к ближнему. И наполняются наши сердца и души оловом «окамененного нечувствия», а рука тянется, чтобы бросить камень.

Как быть христианам?

Христиан всегда отличало особое отношение к ближнему. И это особое отношение имеет свое название – любовь.

Деятельным проявление любви является милосердие. В милующем сердце нет места мифам и предубеждениями, стереотипам и предрассудкам. Из евангельских притч видно, что милосердие превыше справедливости (притча о блудном сыне) или национальных, религиозных и социальных различий (притча о милосердном самарянине).

Несомненно, у каждого есть предрасположенность к определенному виду служения: у кого-то замечательный контакт с детьми, кому-то Бог открыл сердце для помощи бездомным или инвалидам, кто-то тянется к пожилым людям. По отношению к наркозависимым также нужно иметь «сердце». Мои друзья из Германии, говорят, что для работы с ними нужен «призыв» (beruchen). Но, и это важно отметить, наличие предрасположенности не означает, что сердце должно быть открыто лишь для помощи какой-либо определенной социальной группе нуждающихся. Если так, то вновь возникает разделение и риск стигматизации. Да и замыкаться на служении как на цели опасно. Ведь оно лишь средство, а об этом часто забывают. И на этой почве произрастает множество духовных искажений. Владыка Пантелеимон, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению, не устает повторять, что служение необходимо для проявления и умножения любви, а не для того, чтобы построить рай на земле.

«Церковь смотрит на потребителя наркотиков, прежде всего, как на человека больного, попавшего в беду и требующего помощи. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Божие, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца … Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Исполняя эту ясно выраженную волю Божию, христиане могут и должны оказать помощь решившемуся прекратить наркотизацию человеку».

Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Но, несмотря на это, часто даже от православных людей можно услышать, мол, сами виноваты, не надо было начинать. Но поверьте мне, ни один из тех, кого я консультировал, не хотел стать наркозависимым. Мы часто обращаем внимание на следствие, при этом, не потрудившись увидеть причину. А причин, толкающих человека к такому образу жизни, всегда целый комплекс и, чаще всего, центральной причиной является отсутствие любви со стороны окружающих или отсутствие смысла жизни. При этом, хочу сказать, что я не сторонник социальной теории зависимости, когда вся ответственность за произошедшее с человеком целиком перекладывается исключительно на общество.

Нужно сказать, что существуют особенности в виде серьезных дефектов, как в духовном устроении, так и в психосоциальной сфере у наркозависимого человека. Зачастую они настолько гипертрофированы, что волосы на голове становятся дыбом. Развитие этих черт обуславливалось специфическим образом жизни в специфической среде. Чтобы выстраивать контакт с наркозависимым человеком, нужно знать об этих особенностях, осознавать их в отношениях и показывать воспитанникам, но при этом покрывать все это любовью. Иными словами, нужно учиться отделять проблему от человека.

Научиться этому крайне трудно. Я видел людей, которые сгорали как спички (как свечи сгорают лишь святые) в своем порыве, желая помогать наркозависимым. Но понимание того, что не себя нужно приносить в жертву, а бескорыстно делиться своими силами, временем, средствами, знаниями приходит лишь с опытом. И то далеко не ко всем. А опыт и мудрость, как известно, приходят к нам болезненно и понемногу.

Но, наверное, еще труднее осознать, что есть две крайности на этом пути. Первая крайность – это любовь без правды, которая есть ни что иное, как благодушие. Этакий «детский сад» в отношениях с наркозависимыми людьми. А вторая – это правда без любви, то есть жестокость. Такой подход порождает необычайно жестокосердное отношение к страждущим. Отсюда можно сделать вывод, что необходима трезвость и рассудительность.

В своем отношении к жизни и миру можно следовать инстинктам, можно воле толпы, можно подчиняться воле обстоятельств. Но человеку, который стремится осознать себя православным христианином, важно помнить о Богодарованной свободе, которая позволяет быть выше своей природы, обстоятельств и мифов и делать личностный выбор. Это серьезная ответственность и постоянная бдительность. И этот момент является крайне важным в формировании личного отношения к наркозависимым людям.

Что же делать?

На мой взгляд, проблема не решается в лоб и сразу: вот возьмем транспаранты, проведем митинги, снимем фильмы и всем покажем, напишем статьи и книги и все прочтут, проведем конференции и семинары и т.д. и т.п. Конечно, просветительская и профилактическая работа для дестигматизации наркозависимости необходима. Но начинать все же нужно с себя, с изменения личного отношения. Не «давайте-ка мы», а «давайте-ка я…». Причем, это относится не только к обычным людям, но и к наркозависимым, вставшим на путь изменения своей жизни.

Эти люди, начиная свой путь покаяния, учатся не быть заложниками ситуации и не превращаться в жертв, предубежденного отношения со стороны окружающих, не разделять их взгляда на проблему. Для этого не много, ни мало нужно осознать себя личностью и найти утраченное достоинство. Это огромный труд длиною в жизнь. Необходимо встретиться лицом к лицу со своим прошлым и увидеть всю нравственную несостоятельность прожитого отрезка жизни. Для многих это переломный момент, т.к. происходит понимание того, что я – это не моя наркозависимость и прошлые поступки, я – тот, кто способен выбирать, я – личность. Как часто даже тех, кто встал на путь покаяния, продолжают судить по прежним поступкам, по этим «опавшим листьям прошлого». Но доверие окружающих возвращается долго и нужно много терпения. Хотя остаются моменты социальной дискриминации, но с этим можно мириться и учиться жить радостной и полноценной жизнью.

На одном из семинаров я услышал выражение: «наркозависимые, вставшие на путь покаяния - золотой фонд России». На мой взгляд, в этом есть доля правды. Человек, побывавший на темной стороне этой жизни и своей души, и вернувшийся из этого ада, переоценивает свои ориентиры и внутренне меняется. Он начинает замечать вокруг себя других людей и находит силы и время для бескорыстной помощи им. Он открывает для себя жизнь заново и ценит ее на порядок выше, чем человек, не переживший экзистенциальный кризис. Когда становишься свидетелем этого перерождения, это лучшая благодарность за труды.

Для того, чтобы менять ситуацию, необходимо также повышать уровень компетентности, как священнослужителей, так и социально активных мирян.

Заключение

В фильме «Высоцкий», который недавно вышел в прокат, в одном из эпизодов полковник КГБ говорит Высоцкому при задержании: ну, ладно, тюрьма тебя не пугает, но ведь если об этом (кивает головой в сторону ампул с морфином) люди узнают – точно отвернутся. Высоцкий, помолчав, отвечает ему: отвернутся, значит не любили…

У читателей могло сложиться впечатление, что автор стремится оправдать или не замечать явных губительных последствий, связанных с поднимаемой темой. Могу ответить, что это не так. За те годы, которые мне довелось общаться с наркозависимыми людьми и их близкими, я увидел, сколько горя и лишений несет с собой проблема наркозависимости: тюрьмы, передозировки, предательства, измены, инвалидность, болезни, безумие, увечья, убийства, насилие. Но за всем этим всегда стояли живые люди.

Мы можем выбрать путь, предложенный в свое время «великим вождем», который утверждал, что если нет человека, то нет и проблемы. А можем размышлять иначе: человек не определяется его проблемами и нашими предубеждениями. Отношение к человеку определяется его личным достоинством. Даже если у нас недостает душевных сил и милости сердца, чтобы рассмотреть это. Да и какая польза«если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:32-36).

Тема наркозависимости обросла ложной мифологией, а относительно наркозависимых сложился ряд устойчивых стереотипов. Самый бесчеловечный их них, что наркозависимый человек никогда не сможет исправиться, и потому его необходимо изолировать, изгнать из общества. Но правда состоит в том, что эти люди не безнадежны. Мы можем помочь им, если они пожелают сойти с пути погибели. Богу дороги эти люди, и Он призывает их. Когда они возвращаются, мы, вместе с Отцом Небесным можем радоваться «…что брат наш был мертв и ожил, пропадал и нашелся …»(Лк. 15:32).

Роман ПРИЩЕНКО

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...