Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пандусы и область их применения




Вобщественных зданиях, когда необхо­димо обеспечить высокую пропускную способность коммуникационных путей между этажами, применяют пандусы.

Пандусом называют гладкий на­клонный эвакуационный, путь, обеспечи­вающий сообщение помещений, находя­щихся на разных уровнях. Пандусам придают уклон от 5 до 12° (1/12... 1/5). Пандусы состоят из наклонных гладких элементов и площадок. Они могут быть одномаршевыми (рис. 10.11, а), двухмаршевыми (рис. 10.11, б ), прямо- и криволи­нейными (рис. 10.11, в) в плане.

Одномаршевые прямолинейные пандусы образуются наклонными плоскостями, опи­рающимися на площадки или конструк­ции перекрытий. При этом можно выде­лить следующие конструкции: прогоны, балки, настилы.

Двухмаршевые пандусы имеют косоурные и площадочные балки, по которым укладывают сборные железо­бетонные плиты или монолитный железо­бетон. Криволинейные пандусы обычно выполняют из монолитного железобе­тона.

Чистый пол пандусов должен иметь не­скользкую поверхность (асфальт, цемент, релин, ковровая дорожка и др.). Огра­ждения пандусов выполняют так же, как для лестниц.

При определении целесообразности устройства пандусов необходимо также иметь в виду, что в связи с малыми по сравнению с лестницами уклонами возни­кают значительные потери полезной пло­щади здания.

 

Рис. 10.11. Схемы устройства пандусов:

1 — наклонный элемент пандуса, 2 — ограждение,

3 — площадка

 

  1. Специальные эвакуационные пути

 

Для жилых домов в 10 этажей и более Строительные нормы и правила предъя­вляют дополнительные противопожарные требования. Так, для обеспечения нор­мальной эвакуации людей в случае пожа­ра в таких домах необходимо предусма­тривать устройство не менее двух эвакуа­ционных путей или устройство так назы­ваемых незадымляемых лестниц. Это обеспечивается созданием при входе на лестничную клетку открытой воздушной зоны (через балкон или лоджию) (рис. 10.12, в), что позволяет предотвратить распространение дыма с одного этажа на другой. При таком решении вместо двух обычных лестниц может быть запроекти­рована одна незадымляемая.

Используют также и другие приемы, обеспечивающие незадымляемость эва­куационных путей в многоэтажных зда­ниях: создание искусственного подпора воздуха, устройство выносных лестниц, сообщающихся через холодный шлюз, и др.

Устройство незадымляемых лестниц позволяет избежать проектирования до­полнительных выходов. В остальных слу­чаях предусматривают наружные по­жарные и аварийные лестницы, которые в общественных и жилых зданиях выно­сят наружу. Они служат для выхода на крышу здания во время пожара (по­жарные лестницы) и для эвакуации людей в аварийных условиях, если выход по ос­новным или вспомогательным лестницам оказывается невозможным (аварийные лестницы).

Устройство специальных лестниц опре­деляется противопожарными нормами. Пожарные лестницы на крышу делают прямыми и не доводят до уровня земли на 2,5 м (рис. 10.12, а). При высоте зда­ния >30 м пожарные лестницы должны иметь промежуточные площадки. Ширину лестниц принимают не менее 0,6 м.

Рис. 10.12. Эвакуационные лестницы:

 

а — наружная металлическая, б — пожарная, в — незадымляемая

 

Тетивы пожарных лестниц изгото­вляют из уголков, швеллеров или поло­совой стали, ступени — из круглой стали диаметром 16... 18 мм. Угол наклона эва­куационных лестниц не должен превы­шать 45о. На каждом этаже предусматри­вают специальные площадки (рис, 10.12,6).

Следует отметить, что люди, выну­жденные спускаться по аварийным лест­ницам, оказываются малоподготовленны­ми к такому спуску из-за боязни высоты, головокружения, отсутствия привычки к решетчатым иолам и др. Вследствие этого эвакуация обычно протекает мед­ленно. Выход людей на площадку обыч­но считают началом эвакуации. Поэтому необходимо очень тщательно устраивать площадки в виде рам из полосовой или уголковой стали, а пол площадок — из прутковой стали с интервалами 6...7 см между прутками, привариваемыми к ра­мам. Как площадки, так и марши обяза­тельно оборудуют прочными поручнями. В зданиях высотой более 10 этажей с чердаками предусматривают входы на чердаки из лестничных клеток по мар­шевым лестницам. При высоте здания до 5 этажей включительно допускается устраивать входы на чердаки из лест­ничных клеток через люки по закре­пленным металлическим стремянкам. Ко­личество входов на чердак должно быть не менее двух. Входы на чердак должны быть защищены противопожарными две­рями, а люки размером 0,6 х 0,8 м — крышками с пределом огнестойкости не менее 0,7 ч.

 

Лифты и эскалаторы.

 

Лифты и эскалаторы относятся к механи­ческим устройствам для организации со­общения между этажами. Лифты бывают периодического и непрерывного действия (патерностеры). Применение последних весьма ограничено. По назначению лифты бывают пассажирские, грузовые и специальные. Они отличаются друг от друга размерами кабин и грузоподъем­ностью. Так, грузовые имеют грузо­подъемность от 100 до 5000 кг, пассажир­ские ~- от 320 до 500 кг. К специальным можно отнести больничные и др. Лифты применяют в жилых (прилож. 2) и об­щественных зданиях. Они состоят из кабины, подвешенной на стальных кана­тах, перекинутых через шкив подъемной лебедки, находящейся в машинном отде­лении (рис. 15.10).

Шахта лифта ограждается со всех сторон на всю ее высоту и внизу имеет приямок глубиной 1300 мм. В нем размещаются амортизаторы и натяжное устройство. Машинное отде­ление может быть расположено вверху, над шахтой, или внизу, рядом с ней, В настоящее время лифтовые шахты вы­полняют из железобетонных элементов (рис. 15.11) толщиной 120 мм из бетона классов В15 или В20 в зависимости от этажности дома. Размещают лифты обы­чно вблизи лестничной клетки (рис. 15.12).

Эскалатор представляет собой движу­щуюся лестницу, расположенную под углом 30° и предназначенную для органи­зации движения людей с одного уровня

на другой (рис. 15.13). Их применяют в общественных зданиях, где одновремен­но находится большое число людей (уни­вермаги, вокзалы, театры и др.).

Эскалаторы обладают высокой про­пускной способностью (около 10 тыс. чел.-ч). Скорость движения полотна эскалатора принимают 0,5...0,75 м/с, а ши­рину полотна эскалатора — от 0,5 до 1,2 м.

В последнее время в местах скопления больших масс людей (на выставках, вокзалах) широкое применение получают движущиеся тротуары, которые создают комфортные условия движения людей.

 

Рис. 15.10. Пассажирский лифт с верхним расположением машинного отделения

 

Рис. 15.11. Виды и размеры унифицированных элементов для лифтовых шахт

 

Рис. 15.12. Схемы размещения лифтовых шахт в жилом доме:

 

а, г — в торце лестничной клетки, б — то же, у бо­ковой стены,

в — внутри лестничной клетки

 

Рис. 15.13. Схемы расположения эскалаторов:

а — с параллельными маршами, б — с последова­тельным расположением, в — перекрестное распо­ложение

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...