Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая культурология в деятельности учреждений искусств и культурно-просветительной работы 12 глава




органично она взаимосвязана с другими компонентами идейно-эмоционального воздействия на человека, сохраняя при этом не­повторимость специфических средств и методов прикладной культурологии;

дифференцировано, систематично и последовательно пропаганда социально-политических знаний дополняется включением личности в различные виды общественно-творческой деятельности, в процессе которой эти знания преобразуются в политические убеждения, в нормы и принципы повседневной деятельности;

эта работа дополняет, обновляет и углубляет знания, умения и навыки, приобретенные в ученических, студенческих и производственных коллективах, семье, общественных организациях; спо­собствует синтезированию и правильному пониманию фрагментарной информации, почерпнутой из различных источников массовой коммуника­ции;

она расширяет объективные возможности социального самоутверждения, стимулирует развитие общественно-политической и трудовой активности, помогает человеку осознать и проявить себя субъектом культуры и социального творчества.

Становление того или иного вида культуры всегда детерминировано определенным уровнем общественного развития, актуализируется осо­бенностями социально-куль­турной ситуации и диктуемыми ею требованиями. В современных условиях перехода к рыночным отношениям и экономике, основанной на многообразии видов собственности, принципиальное значение приобретает экономическая культура как совокупность знаний, умений и навыков в области теории и практики, позволяющих правильно оценивать экономические явления и процессы и эффективно осуществлять экономическую деятельность.

Условиями эффективного функционирования рыночного механизма в настоящее время являются: свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов и их ответствен­ность за итоги своей деятельности; свободное ценообразование, основывающееся на сбалансированности спроса и предложений; конку­ренция товаропроизводителей; минимальное прямое участие государства в хозяйственной деятельности; учет национальными производителями достижений и требований сложившейся системы мировой экономики. Но главным и непреложным условием, которое может обеспечить формиро­вание и функционирование цивилизованного рынка, внедрение менеджмента в разных областях производства и потребления, осуществление маркетинговой стратегии и реализацию принципов разумного хозяйствования во всех сферах жизнедеятельности, должна стать экономическая куль­тура каждого гражданина, каждого члена общества, независимо от то­го, руководит ли он предприятием, фирмой, учреждением, или потребляет товарные цен­ности.

Рынок – это не только свобода производственной и коммерческой деятельности в сочетании с рациональной налоговой системой, но и умение предпринимателей и потребителей экономически грамотно и психологически верно включиться в рыночные отношения. А это умение достигается начинающимся в детстве и длящимся практически всю жизнь постижением основ экономической культуры.

Методика экономического воспитания по сути идентична методике формирования любого другого вида культуры. Она включает в себя информа­ционно-просветительное воздействие, обеспечивающее раскрытие ос­новных категорий и принципов современной экономики, и систему вовлечения индивида в социально-экономическую практику, способствую­щую преобразованию экономических знаний в соответствующие убеждения. Однако сложность, многообразие и динамичность экономической жизни диктуют необходимость дифференцировать этот процесс, вычленить понятия, доступные пониманию детей и подростков; определить содержа­ние экономического всеобуча, которым должны быть охвачены все граж­дане страны; наконец, обосновать тот объем экономической теории и методики, который обязаны освоить лица, решающие проблемы экономики на профессиональном уровне.

Для Российской Федерации, строящей правовое государство, сегод­ня чрезвычайно важно преодолеть правовой нигилизм и правовую малограмотность большинства ее населения. Решение этой задачи связано с разработкой и принятием законодательных актов, которые детерминировали бы юридический базис социально-экономических реформ и защиту прав человека как высшей ценности общества. Но не менее важно привести образ жизни людей в соответствие с этими требования­ми, а это, в свою очередь, диктует необходимость сформировать в каждом гражданине правовую культуру как уровень правосознания и за­конопослушности, предопределяющий осознанность правовых отношений и эффективность реализации человеком своих гражданских прав и обязанностей.

Не менее актуальна и задача привития людям экологи­ческой культуры как совокупности знаний, умений и навыков, обус­лавливающих способность человека или социальной общности обеспечи­вать оптимальные отношения с природой, сохранение культурной среды и культурного наследия. С экологической культурой тесно переплетается такое комплексное понятие, как психологическая культура, которое включает в себя знания человека об основных факторах и законах развития его внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции, лежащих в ос­нове психического здоровья личности.

В широком спектре отношений человека с природной и культурной средой существенное значение приобретает культура быта, т. е. уклад повседневной жизни, предопределенный нравственно-эстетическими и эколого-гигие­ническими принципами удов­летворения материальных потребностей (пища, одежда, жилище, под­держание здоровья) и потребностей в освоении духовных благ (обще­ние, информация, отдых, развлечение, физкультура, спорт и другие формы досуга). Однако особую, в полной мере исключительную роль в личности как субъекте культуры играет эстетическая культура, отражающая потребность и способность индивида строить труд, быт, досуг, деловые и межличностные отношения по законам красоты.

И наука, и социально-культурная практика свидетельствуют, что утверждение эстетического отношения к действительности прони­зывает всю человеческую жизнь. Оно не может быть ограничено рабочим, учебным или свободным временем, оно, наконец, не может быть преро­гативой только семьи, только учебного заведения, только трудового коллектива или иной сферы жизнедеятельности.

Характер эстетического воспитания наиболее адекватен принци­пам комплексного подхода ко всему делу воспитания, который, в свою очередь, диктует необходимость добиться единства действий всех общественных институтов в распространении конструктивного педаго­гического влияния на сферу труда, познания, общественно-политической жизни, быта и досуга людей.

С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, и в первую очередь подростков, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых важную роль играет проявляющееся в последней трети XX века нарушение единства формирования различных компонентов личности.

Сегодня дети к 12 – 13 годам достигают основ физиологической зрелости, уже в 1-ом классе способны успешно осваивать обобщенные алгебраические понятия, однако общество не смогло еще выработать методы одновременного ускорения социального самоутверждения и, что особенно важно, нравственно-эстетического освоения мира.

Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, вку­сов, а также навыков эстетической деятельности детей происходит в семье, школе, учреждениях культуры, а значит, успех всего дела эстетического воспитания находится в прямой зависимости от единства действий всех этих социальных институтов, от способности каждого из них найти свое неповторимое место в единой системе воспитания. Однако в современной практике можно констатировать рассогласование деятельности семьи, школы и учреждений культуры в рамках внешколь­ного эстетического воспитания подростков и острую потребность преодолеть это противоречие.

Фундаментом внешкольного воспитания детей является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного воспитания, в том числе и эстетического. Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков социально-культурной деятельности состоит в том, что они подчас не видят этого фундамента, генетической связи учреждений культуры и школы, что сказывается на сужении сферы воспитательного влияния домов творчества юных, парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь. В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспи­тания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными.

Важнейшими условиями успеха эстетического воспитания подрастаю­щего поколения являются сегодня системность и комплексность педагогических воздействий, планомерное осуществление задач формирования эстетической культуры всеми доступными средствами, во всех звеньях учебно-воспитательного процесса, тесная связь эстетического воспитания с нравственным, экономическим, полити­ческим, правовым, экологическим, физическим воспитанием.

Включаясь в единую систему эстетического воспитания молодежи, социально-культурная деятельность призвана:

усилить мировоззренческий аспект учебной и внеурочной работы по формированию эстетического отношения к действительности и искусству;

расширить рамки пропаганды музыки, изобразительного и других видов искусства;

систематически приобщать школьников к лучшим образцам искусства, в особенности современного;

шире практиковать действенные формы приобщения к прекрасному, развивать творческие способности, воспитывать активную эстети­ческую позицию;

пропагандировать эстетические и педагогические знания среди родителей учащихся.

Если в части школьников, учащихся профессиональных училищ или студентов социально-культурная деятельность может опереться на учебный процесс, в той или иной мере решающий задачи формирования эстетических знаний и художественной культуры, то в отношении тру­дящихся этой опоры практически нет. Более того, ряд поколений лю­дей, выросшие в период Великой Отечественной войны или иное слож­ное время, в детские годы не получили элементарных эстетических знаний, ощущая этот пробел и в сфере производства, и при выполнении родительских функций.

В этой ситуации включение социально-культурной деятельности в систему эстетического воспитания и такой ее компонент, как непре­рывное просвещение разных групп населения, органично связано с решением одной из кардинальных задач воспитания – формированием у людей социально значимых духовно-эстетических интересов и пот­ребностей.

Ныне, когда человечество последова­тельно вовлекается в формирующееся информационное общество XXI века, с особой силой проявляется закон возвышения потребностей, исходя­щий из того, что внедрение высоких технологий и расширение инфра­структуры социально-культурной сферы, усложнение производства детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей.

Категория "потребность" охватывает широкий круг физиологических, психических, социально-психологических, философских, экономических, этических и эстетических явлений. Она неотделима от понятий "интерес", "мотив", "установка", "цель". При этом потребность выступает здесь как первооснова, предопределяющая правильное восприятие и интересов, и целевых установок, и мотивов деятельности людей.

Наиболее близки друг к другу понятия "потребность" и "интерес", но в то же время они различны. И потребность, и интересы выступают побудителями активности личности, определяются ее объективным поло­жением в системе социальных отношений, реальными условиями ее жизнедеятельности. Но при всей близости указанных категорий необхо­димо подчеркнуть и определенные различия между ними.

Понятие "потребность" по объему значительно шире, охватывая как биологические, так и социальные факторы. Потребности, – подчеркивал К. Маркс, – могут быть "естественными", "физическими", "интел­лектуальными", "социальными"[102]. Интерес же свойственен только человеку.

"Всякий интерес, – писал И. Кант, – предполагает потребность или порождает ее..."[103]. Интерес является одним из этапов развития потребности, осознанной формой ее проявления.

Потребности по своему характеру устойчивы, а интересы более разнообразны и подвижны.

Обоснованию роли и места социально-культурной деятельности в системе формирования культуры личности способствует осуществленный Г. И. Щукиной анализ специфики познавательных интересов[104]. Познаватель­ный интерес, подчеркивает автор, представляет собой избиратель­ную направленность личности на предметы и явления окружающей действи­тельности. Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотив усвоения определенных духовных ценностей. Формирование познавательного интереса происходит двумя путями: самим содержани­ем просвещения и определенной организацией познавательной деятель­ности объекта воспитания.

Эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выра­жается направленность действий человека для их удовлетворения.

Разработка категории эстетической деятельности в прикладной культурологии, по существу, находится еще в начальной стадии. Многие авторы при анализе структуры эстетической деятельности ограничи­ваются исследованием художественного творчества. Между тем, эсте­тическая деятельность – это не только и не столько художественное творчество. Как справедливо констатирует А. К. Уледов: "Эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды – природной и общественной"[105].

Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л. И. Новиковой выделить следующие виды эстетической деятельности[106]:

1. Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесло и народная архитектура).

2. Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения.

3. Устный фольклор.

4. Искусство как особый социально-исторический вид эстети­ческой деятельности.

Прикладная культурология исходит из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универ­сальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями.

Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности че­рез труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности и искусству.

Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках кото­рого индивиды физически и духовно творят друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности.

В понятии "потребность" заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства. Неуемное потребительство, преобладание мате­риальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям. Мир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей – любви, счастья, радости творческого труда.

Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом. И эстетическая, и нравственная пот­ребности имеют единые истоки: труд, познание и общение. Обе потреб­ности носят оценочный характер, уровень их развития определяется практикой, отношением людей в процессе производства и в сфере свободного времени.

Развитие человека невозможно без совершенствования его эстетических чувств. Именно эстетические чувства в процессе преобразо­вательной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей дали возможность индивиду раскрыть свои сущностные силы, стать человеком, творцом.

Сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такой эстетической категорией, как эстетический вкус. Высоко развитое эстетическое чувство является необходимой предпосылкой хорошего эстетического вкуса. "Мера вкуса, которой обладает чело­век, зависит от чувствительности, которой он наделен", – писал Ж.-Ж. Руссо[107].

И. Кант характеризует вкус как "... способность судить о о прекрасном"[108]. В этом кратком определении есть рациональное зерно, ибо только человеку с хорошо развитым эстетическим вкусом доступно полное понимание, переживание и оценка прекрасного.

Эстетический вкус – это способность самостоятельной оценки эсте­тически значимых явлений действительности и искусства, которая выступает в диалектическом единстве как условие, процесс и резуль­тат деятельности человека. Он может проявляться как результат и в то же время условие для его дальнейшего развития на еще более высоком уровне. Эстетический вкус формируется в течение всей жизни человека в труде, в быту, в художественном творчестве, в процессе образования и воспитания.

Понять характер эстетического вкуса невозможно без соотношения его с эстетическим идеалом, ибо в эстетическом вкусе находит свое отражение определенная ориентация личности, ее целевая программа, то есть идеал. Эстетический идеал складывается в опре­деленных исторических условиях на основе общественной практики Он отражает противоречивость, сложность и подвижность эстетической потребности. Иными словами, эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внут­ренним условием существования идеала. Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность.

Становление и развитие эстетической потребности происходит в двух взаимосвязанных между собой формах человеческой деятельности – в восприятии и худо­жественном творчестве. В первом случае имеется в виду эстетическое созерцание природы и предметов материально-преобра­зовательной деятельности человека. Второе, включая в себя первое, обусловлено становлением и развитием худо­жественной потребности как особой формы проявления потребности эстетической, то есть возникновением самостоятельного вида духовного производства – искусства.

Эстетическое восприятие дополняется прошлым опытом личности, и потому оно всегда осмысленно, включает в себя момент обобщения предметов, их свойств и отношений. Восприятие – это мыслящее созерцание. И прежде всего это ассоциативный процесс, который включает в себя момент сопереживания и в какой-то степени сотворчества, опосредованный с одной стороны характером художественного произведения, а с другой – жизненным и эстетическим опытом человека. И, разумеется, интен­сивность и глубина сопереживания определяется широтой художественных знаний, уровнем образования.

Как целостное образование духовного мира человека эстетическая потребность универсальна по своему содержанию. Это та область эстетического сознания, для которой характерно эмоционально-образ­ное отражение действительности и искусства, которая глубоко характеризует эстетическое сознание человека и выступает основанием эстетических чувств, вкуса и идеала, играя роль систематизирующего, ведущего, организующего фактора в его структуре.

Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, вооб­ражение и волевые процессы являются механизмами развития эстетичес­кой потребности в структуре эстетического сознания индивида. Они могут и должны последовательно развиваться и совершенствоваться. Решению этой задачи призвана способствовать социально-культурная практика.

Специфика эстетического воспитания проявляется в том, что оно призвано не только развивать художественно-эмоциональную сферу человека, но и совершенствовать его нравственно, интеллектуально и физически.

Общее образование, вооружая человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, развивает познавательный ин­терес. Последний является своего рода поисковым ориентиром, по­буждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режис­серов. Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени.

Повышение общеобразовательного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания. Значительное место в этом процессе принадлежит повы­шению эстетического эффекта современного производства. Люди, усва­ивающие основы труда, встречаются на производстве с промышленной эстетикой, дизайном. Налицо диалектическая связь: характер современ­ного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же стимулирует развитие воображения и творческой мысли.

Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художест­венного воспитания масс является развитие средств массовой коммуникации, обеспечивающих широчайшую доступность художественной информации. Сегодня практически каждая семья может иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку, завтра она пополнится компьютером и другими средствами информации XXI века, однако повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не поднимает уровень художественного развития человека.

Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудито­рию в выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме. Искусство для вступающего в жизнь поколения становится своеобраз­ной "машиной времени", ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширять жизненный опыт.

Эффективность художественного воспитания во многом опреде­ляется сочетанием знаний об искусстве с включением в эстетическую деятельность. При этом последняя может быть "читательской", "литературоведческой", "критической", "собственно литературной деятельностью" и т. д.

Таким образом, структура художественного воспитания включает в себя восприятие искусства, усвоение знаний об искусстве, овладение художественными умениями и навыками.

Общее художественное образование начинается с раннего детства (с отдельных его элементов в программе воспитания детей в детских дошкольных учреждениях) и продолжается в его различных формах и видах всю жизнь. На школьном этапе элементы художественного образования включены в учебную программу. В зрелом возрасте повышение уровня художественной культуры связано с системой непрерывного эстетического просвещения. Последнее, в свою очередь, порождает потребность в профессиональном или само­деятельном художественном творчестве.

Воспитательный потенциал самодеятельного художественного творчества проявляется в том, что посредст­вом этой формы духовной жизни осуществляется широкая пропаганда искусства, что она способствует удовлетворению эстетических интересов и потребностей ее участников, дает возможность проявить себя творцом художественных ценностей и организатором социально-культурной деятельности.

Эстетическая ценность художественной самодеятельности, ее при­тягательная сила в том, что она интегрирует в себе массовое со­циально-культурное движение, художественное явление, фактор непре­рывного художественного образования, сферу духовно богатого досугового общения, средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности.

Эстетическое воспитание средствами самодеятельного художествен­ного творчества может приобретать различные формы – от класса баяна или фортепиано, где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народного театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи. Но в любом объединении самодеятельного худо­жественного творчества должно обеспечиваться:

вовлечение людей в процесс непрерывного художественного просвещения;

включение личности в создание ценностей художественной культуры;

утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха;

последовательное формирование эстетических чувств, эстетических вкусов, эстетических идеалов;

всестороннее стимулирование социально-культурной активности.

 

ГЛАВА III

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА

ВЕДУЩИХ ОБЛАСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

3.1. Общекультурное развитие личности

в профессионально-трудовой сфере

 

Анализ тенденций развития производственных отношений свидетельствует о том, что в XXI веке они будут существенно отличаться от предшествующего столетия. И главное в этом отличии будет отражать не только и не столько новизна их научно-технической и технологической базы, сколько принципиально иной общекультурный уровень специалиста.

В промышленном производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в здравоохранении, бытовом обслуживании, в любой другой сфере профессиональной деятельности компетентность специалиста ныне предопределяется не только владением конкретными технологиями, но и таким уровнем внутренней культуры, который обеспечивает гарантии профессиональной экологии, исключающей повторение Чернобыля или иной человеческой катастрофы, вызванной противоречием между безграничными возможностями современной техники и недостаточным уровнем культуры обслуживающих ее людей.

С целью определения путей преодоления этого противоречия автор в конце 70-х годов возглавил комплексное теоретико-эмпирическое исследование, которое сконцентрировалось на выявлении:

- требований научно-технического прогресса к общекультурным качествам специалиста постиндустриального общества;

- объективных возможностей воздействия современной профессионально-трудовой деятельности на формирование гражданских и нравственно-эстетических качеств личности специалиста;

- оптимальных условий реализации этих требований и возможностей средствами культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной и иных форм социально-культурной деятельности.

В исследовательский коллектив вошли Г.А.Акопян, А.М.Буравлев, В.В.Водопьянова, А.А.Зотиков, Н.Х.Камалова, П.М.Курячий, Л.П.Подоба, Ш.З.Санатулов, которые, следуя разработанной автором единой методологии и методике научного поиска, осуществили разработку одного или нескольких аспектов изучаемой проблемы, приняли участие в организации широкого формирующего социального эксперимента и анализе его эффективности, результаты которого были представлены в научных публикациях и диссертациях[109].

Методология исследования строилась на синтезе философско-культурологических (М.Вебер, П.С.Гуревич, Б.С.Ерасов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.Кассирер, Э.В.Соколов, Л.Уайт, А.Я.Флиер и др.) и психолого-педагогических (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, Б.С.Гершунский, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, Н.Д.Никандров, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) концепций; на принципах органичной взаимосвязи профессионально-трудовой деятельности и общекультурного развития (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, С.Г.Вершловский, А.М.Новиков, П.С.Хейфец и др.). Преодолению проявлявших себя в 20–80-е годы XX века стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта способствовало обобщение трудов западноевропейских, американских и японских ученых (Д.Блок, С. де-Виндт, Ш.Генри, С.Гликман, Р.Дейв, А.Корлози, Л.Колберг, А.Кролли, Д.Либерман, Л.Миллер, В.Перри, А.Пэн, С.Судзуки, Р.Тамаширо, Р.Хант, Л.Шрейдер, К.Т.Элсдон и др.), которые достаточно широко отразили влияние высоких технологий, компьютеризации производства и других аспектов научно-технического прогресса на формирование потребности специалиста в непрерывном повышении уровня своего профессионального мастерства и общекультурного развития.

Принципиальное значение для методологии исследования приобрела концепция Дж.Левинджера о единстве морального, когнитивного и социального в личности, проявляющем себя в любой сфере профессионально-трудовой деятельности. Дополненная положением об опережающем развитии культуры как условии оперативного и успешного восприятия новой техники и новых технологий, она позволила реализовать принцип целостного подхода к специалисту XXI века, удовлетворить требования научно-технического прогресса к личностным качествам его субъектов.

Гипотеза исследования строилась на том, что профессиональная компетентность специалиста информационного общества не может ограничиваться владением компьютерной техникой или высокими технологиями. Не в меньшей мере ее должны характеризовать осознанное отношение к себе и окружающим; толерантность, креативность и поведенческая гибкость; способность видеть прекрасное в природе, обществе, семье, в труде, познании, досуге и общении; в умении строить свой мир по законам красоты, проявлять избирательное отношение к потокам социальной информации, находить границы между культурой и псевдокультурой, развивать свои эстетические способности, активно участвовать в социально-культурном творчестве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...