Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор темы диссертации и работа научного руководителя




Первым этапом работы над магистерской диссертацией является выбор темы исследования.

Тематика магистерских диссертаций разрабатывается выпускающими кафедрами. Тема магистерской диссертации должна отражать основную область специализации студента-магистранта и, как правило, должна быть связана с планами основных научно-исследовательских работ соответствующих кафедр. Кроме того, тема магистерской работы формируется на основе учёта научных интересов и возможностей магистранта, продемонстрированных при выполнении квалификационной работы бакалавра.

Тематика магистерской диссертации должна отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. Теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических и методологических основ исследуемых вопросов, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования, отличаться определённой новизной научных идей и методов исследования. Практическая часть исследования должна демонстрировать способности магистранта решать реальные практические задачи, с использованием нормативных правовых актов, а также на основе разработки моделей, методологических основ и подходов в исследуемых вопросах.

Выбранные темы магистерских диссертаций утверждаются приказом Ректора вуза. После утверждения темы научный руководитель выдаёт задание магистранту на подготовку магистерской диссертации (Приложение 2). Задание включает в себя название диссертации, перечень подлежащих разработке вопросов, перечень исходных данных, необходимых для выполнения диссертации (законодательные и нормативные документы и материалы, научная и специальная литература, конкретная первичная информация), календарный план-график выполнения отдельных разделов диссертации, срок представления законченной работы.

Тема – это не просто название диссертации. Тема – это намечаемый результат диссертационного исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Поэтому в первую очередь следует определить проблему. Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т. е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.

Необходимо чётко определить объект и предмет исследования. Чаще всего объект – это система любого уровня иерархи: предмет – это соответствующая сфера деятельности объекта.

Значит, цель исследования состоит в решении научной проблемы путём совершенствования выбранной сферы деятельности конкретного объекта.

Тема диссертации может в дальнейшем уточняться и конкретизироваться, так же, как и название работы. Название диссертации должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать её основному содержанию. Не следует допускать в заглавии диссертационной работы неопределённых формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…»а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о…», «К изучению…», «Материалы к …».

Научный руководитель магистерской диссертации:

- оказывает помощь магистранту в выборе темы магистерской диссертации;

- составляет задание на подготовку магистерской диссертации;

- оказывает магистранту помощь в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения магистерской диссертации;

- помогает магистранту в составлении рабочего плана магистерской диссертации, подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения диссертации;

- проводит консультации с магистрантом, оказывает ему необходимую методическую помощь;

- проверяет выполнение работы и её частей;

- представляет письменный отзыв на диссертацию с рекомендацией её к защите или отклонением от защиты;

- оказывает помощь (консультирует магистранта) в подготовке презентации магистерской диссертации для её защиты.

Кафедра регулярно заслушивает магистрантов и научных руководителей о ходе подготовки магистерских диссертаций. О степени готовности магистерской диссертации они информируют руководителя магистерской программы и заведующего кафедрой.

Магистерская диссертация должна выполняться магистрантом самостоятельно, творчески, с учётом возможностей реализации отдельных частей магистерской диссертации на практике. Каждое принятое решение должно быть тщательно продумано.

Нужно помнить, что руководители магистерской диссертации дают рекомендации, что и как выполнять, а принимает окончательное решение и отвечает за сделанное только автор магистерской диссертации.

Научный руководитель проверяет ход выполнения магистерской диссертации по отдельным этапам, консультирует магистранта по всем возникающим проблемам и вопросам, проверяет качество работы и по её завершению представляет письменный отзыв на работу (Приложение 3). В отзыве оцениваются теоретические знания и практические навыки магистранта по исследуемой проблеме, проявленные им в процессе написания магистерской диссертации. Также указывается степень самостоятельности магистранта при выполнении работы, личный вклад магистранта в обоснование выводов ит предложений, соблюдение графика выполнения магистерской диссертации. Заканчивается отзыв выводом о возможности (невозможности) допуска магистерской диссертации к защите.

 

1.2. Типовая структура научного исследования и план диссертации

Магистр по направлению подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» готовиться к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая:

- административно-технологическая:

- консультационная и информационно-аналитическая;

- проектная;

- научно-исследовательская и педагогическая.

Зная виды профессиональной деятельности, магистрант без особого труда может разработать типовой план магистерской диссертации. Это можно сделать ещё до начала непосредственного исследования, нужно только иметь тему диссертации.

Виды профессиональной деятельности магистра по направлению подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» и его профессиональные задачи представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Характеристика видов профессиональной деятельности магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»

 

Виды профессиональной деятельности Виды профессиональных задач
Организационно-управленческая Осуществление стратегического управления в интересах общества и государства (общественное служение), включая постановку общественно значимых целей, формирование условий их достижения, организацию работы для получения максимально возможных результатов; проведение анализа экономического состояния отраслей бюджетного сектора, отдельных организаций, определение экономических последствий подготавливаемых или принятых решений: проведение кадровой политики и кадрового аудита, формирование коллектива и организацию коллективной работы, умение максимально использовать кадровый потенциал, мотивируя и развивая кадры с целью обеспечения наибольшей результативности их труда; улучшение деятельности сотрудников организации на основе личного примера, умения принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь, оценивать последствия исполнения решений; организация взаимодействия с внешней средой (другими государственными и муниципальными органами, организациями, гражданами).
Административно-технологическая Применение законодательства, нормативно-правовых процедур в административной деятельности, в том числе подготовка проектов нормативных правовых актов, их технико-экономическое обоснование; оптимизация деловых процессов, ведение документооборота и деловой переписки с гражданами и внешними организациями, в том числе на иностранном языке.
Консультационная и информационно-аналитическая Консультирование государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций; формирование баз данных, оценка их полноты и качества, применение этих данных для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций; применение вычислительной техники, информационно-коммуникационных технологий, математических и статистических методов при решении управленческих задач, в целях информационного обеспечения государственного и муниципального управления; разработка административных регламентов, проектов должностных регламентов государственных и муниципальных служащих, должностных обязанностей сотрудников организации.
Проектная Составление прогнозов развития организаций, учреждений и отдельных отраслей и предприятий, регионов (с учётом имеющихся социальных, экологических проблем, соблюдения требований безопасности); разработка программ социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня; обоснование и анализ исполнения социальных и экономических программ, с использованием методов проектного анализа; разработка технико-экономического обоснования и определение вероятной эффективности инвестиционных проектов, в том числе и в социальной сфере.
Научно-исследовательская и педагогическая Участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам специализации; подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.

 

 

Магистр по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

1.Организационно-управленческая:

- управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

- разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений;

2. Аналитическая:

- поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;

- анализ существующих форм организации управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

- анализ и моделирование процессов управления;

3. Научно-исследовательская:

- выявление и формулирование актуальных научных проблем;

- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

- разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;

- разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;

- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

- подготовка обзоров, отчётов и научных публикаций.

4. Педагогическая:

- преподавание управленческих дисциплин;

- разработка образовательных программ и учебно-методических комплексов.

Магистр по направлению подготовки 080100.68 Экономика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

1. Научно-исследовательская деятельность:

- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

- подготовка данных для составления обзоров, отчётов и научных публикаций;

- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

- организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;

- разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов.

2. Проектно-экономическая деятельность:

- подготовка заданий и разработка проектных решений с учётом фактора неопределённости;

- подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов. А также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

- подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов;

- составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности;

- разработки стратегии поведения экономических агентов на различных рынках.

3. Аналитическая деятельность:

- разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и методик их расчёта;

- поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчётов;

- проведение оценки эффективности проектов с учётом фактора неопределённости;

- анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование по их совершенствованию;

- прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.

4. Организационно-управленческая деятельность:

- организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими;

- разработка стратегий развития и функционирования предприятий и организаций и их отдельных подразделений;

- руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти.

5. Педагогическая деятельность:

- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

- разработка учебно-методических материалов.

В процессе работы над диссертацией развивайте, уточняйте, детализируйте её план.

В идеале нужно прийти к такому подробному и детально разработанному плану, который позволил бы оформить, начиная с любой главы и раздела, причём делать всё в окончательном виде.

После выбора и составления первого варианта плана (оглавления) диссертации, необходимо составить укрупнённый план работы над ней. Составьте жёсткий план-график написания разделов, глав и диссертации в целом. Не «застревайте! На первой главе, как можно скорее завершите работу, ибо только тогда можно будет оценить исследование в целом и устранить недостатки.

Примерные планы по видам профессиональной деятельности магистранта представлены ниже:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...