Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный строй Киевской Руси




Образование государства у восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне фор­мирования племенных союзов, распада большой семьи и перераста­ния родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Восто­ком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооруже­ние населения (народное ополчение). Это — равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинни­ков, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие сосед­ской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись тер­риториальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Орга­низация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образо­вав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древ­лян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерус­ское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») ус­тупают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожало­вание, наследование, купля. В начальный период существенное зна­чение имел захват пустующих и ненаселенных земель.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают плен­ных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации, экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяй­ственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общин­ники.

Государственный строй Киевской Руси

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старей­шин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли при­нуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление и нового органа власти — «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководи­мые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, кото­рая зародилась в недрах дружинной организации, а затем преврати­лась в военно-административную систему. Ресурсы для своего суще­ствования местные органы управления получали через систему кор­млений (сборы с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную и поли­тическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализо­ванные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кан­дидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселе­ний (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земель­ные переделы (перераспределение земельных наделов), полицей­ский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложени­ем податями и их распределением, решением судебных споров, рас­следование преступлений и исполнение наказаний.

Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена «десятина», т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий ка­бально-долговые и заемные отношения.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приход­ское). Организационными центрами стали епархии, приходы и мо­настыри. Церковь получила право на приобретение земель, населен­ных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о пре­ступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относя­щиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовно­му праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по видимому, сводом устных норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церков­ные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимиро­вича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...